Методическая разработка к вариативной части «Стоп террор, стоп корупция»

`йымдастырылCан оKу іс – ‰рекетініS технологиялыK картасы
Технологическая карта организованной учебной деятельности

Топ (группа): старшая «А» - Т‰рбиеші (воспитатель): Васильева С.В. Вариативная часть «Стоп террор, стоп корупция» ТаKырыбы (тема): рассказывание казахской народной сказки «Жадный бай и Алдар Косе». МаKсаты (цель): формирование нравственных представлений и качеств - гуманизма, человечности, великодушия, сердечности, добродушия. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]ЖaмысKа дайындыK (предварительная работа): Игра «Доскажи словечко». ОУД «Добро и зло в нашей жизни». Игра: Сказочный герой – добрый или злой?”
С™здік Kоры (словарная работа): гостеприимство, прореха, потчевать.
Полилингвальный компонент: сараS– жадный, скупой – greedy ; ашушаS – злой - evil; жомарт – щедрый - generous; мейiрiмдi– добрый – kind. добро – жаKсы – good, зло – evil - жауыз, ереже – правила – rule, доброта – kindness – мейірімді.
Іс -‰рекет кезеSдері
Этапы
деятельности
ПедагогтыS басKару іс-‰рекеті
Управленческие действия педагога
БалалардыS іс-‰рекеті
Деятельность детей


l этап
МотивациялыK-KозCаушы

Мотивационно-
побудительный
Организует игру «Добро побеждает зло».
Цель: формирование антикоррупционного
поведения, воспитание стремления совершать добрые дела.
Напоминает правила игры: Ребята, я буду загадывать вам загадки. Если загадка о добре и вежливости, то в ответ на не надо хором сказать: "Это я, это я, это все мои друзья!” и похлопать. Если загадка о том, что делать нельзя – промолчать и
Потопать.


Сообщает: сегодня мы с вами послушаем сказку о жадном бае и Алдаре Косе .
Мы вместе обсудим поведение героев сказки и выберем с вами Героя дня.
Заинтересовываются. Вспоминают правила игры. Принимают активное участие в игре.

Кто быть вежливым желает,
Малышей не обижает?
Кто быть вежливым желает,
Старушке место уступает?
Кто опрятный и веслый
Спозаранку мчится в школу?
Кто из вас идет по школе,
Обдирая стены в холе?
А во вчерашний понедельник,
Кто был грубый и бездельник?
Сколько будет пятью пять,
Кто мне сможет подсказать?
Ну, а кто всегда поможет,
Друга вызволить, кто сможет?
Малышей кто обижает,
Им учиться лишь мешает?

Соглашаются с предложением. Понимают и принимают цель УД.

ll этап
Іздену-aйымдастырушы

Организационно – поисковый


Словарная работа: прореха, потчевать.



Предлагает послушать казахскую народную сказку «Жадный бай и Алдар Косе».
- Каждое имя имеет значение. Давайте с вами подумаем, что может означать имя Алдар Косе.
Организует беседу по сказке:
-Кто из персонажей сказки вам понравился? Почему?
- Как вы думаете, правильно ли поступил Алдар Косе, обманув бая? - Почему бая называли Шикбермесом? - Что вы думаете о его семье и близких? - Как вы понимаете слово "гостеприимный"? Гостеприимным ли был бай и его семья? Какие казахские  национальные блюда вы знаете?
- Чем бы вы угостили Алдара Косе, если б он пришел к вам в Гости?
Предлагает речевую характеристику героям сказки.

Полилингвальный компонент
Вопросы: - А как бы вы встретили гостя?
-Куда бы посадили его?
- Какой совет вы бы дали баю?
- Как вы думаете, чему учит нас эта сказка?
Предлагает составить структуру приглашения гостей:



Предлагает для угощения Алдар Косе сделать печенье из цветных палочек - игра «Печенье». Цель. Упражнять детей в измерении с помощью условной меры. Учить определять, что больше – часть или целое; показать одну шестую и целое.
Материал. Цветные счетные палочки: 2 оранжевые, 8 голубых.




Использует игру «Хорошо – плохо»
Уточняет: какие поступки называются хорошими? Плохими?
Напоминает правила игры: Я буду называть поступки. Если поступок считаете хорошим, вы показываете
зелную ладошку, а если плохим – красную. Красный цвет – цвет тревоги.

Цель: Учить детей отличать хорошие поступки от плохих, характеризовать
их.
Оборудование: ладошки двухцветные: красный – зелный.









Объясняют значение слов: прореха -  разрезанное или разорванное место в ткани, в одежде; потчевать -  это угощать кого-то вкусностями и разносолами. Предлагать что-то съесть или выпить.

Удобно рассаживаются. Внимательно слушают сказку и запоминают:

Задумываются. Предполагают. Рассказывают. Алда- хитрый.
Косе- безбородый.

Принимают активное участие в беседе по сказке. Делятся впечатлениями и рассказывают кто из героев больше понравился, объясняют почему. Рассуждают. Объясняют. Высказывают своё мнение.
Переводят, значит это скупой, жадный.

Высказывают предположения, это традиция, готовность с искренней радостью принять гостей, кем бы они ни были и в какое бы время не пришли.
Рассуждают, гостеприимны ли бай и его семья.

Перечисляют знакомые казахские национальные блюда.
Рассказывают, как бы встретили Алдар Косе и чем бы его угостили.

Задумываются. Предлагают варианты. Бай – жадный, злой, богатый, плохой и т.д. Алдар Косе – хитрый, умный, добрый, весёлый, справедливый и т.д.
Полилингвальный компонент: сараS– жадный, скупой – greedy ; ашушаS – злой - evil; жомарт – щедрый - generous; мейiрiмдi– добрый – kind.
Отвечают на вопросы воспитателя.



Задумываются. Перечисляют. Рассказывают, объясняют:
Приглашение
Встреча
Угощение
Развлечение
Прощание


Проявляют интерес. Узнают, что : «Хозяйка замесила тесто и сделала из него печенье. Сделайте колбаски из оранжевых палочек. Считают, сколько получится печенья, если на каждое пойдет вот столько? - Воспитатель показывает голубую палочку. Думают, что для этого нужно сделать?» (Измерить.) После выполнения задания дети рассказывают, сколько получилось печенья.
Отвечают на вопросы:  
- Какая часть приходится на одно печенье? Что больше: целое или часть?
– Что меньше: часть или целое? Сколько частей в целом?
– Покажите одну шестую, две шестых, три шестых.

Встают в круг.
Объясняют, рассуждают, делятся мнениями, какие поступки можно назвать хорошими, а какие плохими.
Слушают разные ситуации, оценивают поступок сигналом ладошки.
Один ребнок даёт ответ с объяснением.
«Я считаю поступок хорошим, потому что..».
«Я считаю поступок плохим, потому что..».
- быть всегда честным
- обманывать людей
-соблюдать права и обязанности
-нарушать законы
-говорить правду
-сломать ветку дерева
-помочь другу
-требовать или выпрашивать игрушки
-брать чужое
-ломать чужие игрушки
-полить цветы
-толкнуть ребнка
-обзывать детей
-делиться игрушками
-требовать или вымогать деньги
-добросовестно выполнять свою работу
-воровать
-честно зарабатывать деньги и др.

lll этап
Рефлесивтік - коррекциялаушы

Рефлексивно – корригирующий
Приглашает в круг радости. - Постараемся всегда быть добрыми, заботливыми и от этого человек становится  счастливым.

Рефлексия «Солнышко».

Организует круг. Берутся за руки. Улыбаются друг другу. Повторяют слова:
   Твори добро на всей Земле!
    Твори добро другим на радость.
Выбирают изображения и прикрепляют их к голубому фону.
Моё настроение похоже на:
-солнышко;
-солнышко с тучкой;
-тучку. Делятся своими впечатлениями: рассказывают, понравилась ли сказка. Рассказывают почему. Объясняют, чему эта сказка научила каждого.


К_тілітін н‰тиже (ожидаемый результат). Айтады (Воспроизводят): содержание сказки «Жадный бай и Алдар Косе». Т_сінеді (Понимают): понятие «гостеприимство»; представления о нравственных качествах.
Jолданады (Применяют): отвечают на вопросы воспитателя. Интерес и уважение к национальным традициям и обычаям разных народов. Стараются быть сердечными, добродушными.