Технологическая карта урока русского языка. Тема: Предлог. Употребление предлогов в устной и письменной речи
Технологическая карта урока русского языка
Тема урока: Предлог. Употребление предлогов в устной и письменной речи.
УМК «Школа 2100»
Класс 2
Цель: познакомить обучающихся с понятием предлог и его роли в предложении;
Задачи:
- учить употреблять предлоги в устной и письменной речи;
- закреплять знания о раздельном написании предлога с другими словами;
- создавать условия для развития речи, мышления, внимания;
- расширять и углублять знания детей о предлоге;
- воспитывать бережное отношение к природе и к животным.
Планируемые результаты: расширены знания обучащюихся о предлоге, как части речи, его роли в русском языке; обучающиеся должны узнавать предлоги в устной и письменной речи; правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи; уметь писать предлоги отдельно от других частей речи; находить и исправлять ошибки; анализировать предлагаемые задания, находить правильные пути решения.; формулировать тему, цели и задачи урока; работать в паре, выслушивать мнение партнёра, излагать свою точку зрения; работать в группах;
проверять и оценивать свою деятельность и деятельность друг друга
Оборудование: мультимедийные слайды; учебники “Русский язык. 2 класс.” Авторы: Р.Н.Бунеев; индивидуальные карточки с заданиями для учащихся; сигнальные карты.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающегося
Развиваемые УУД
1.
Организационный момент.
Приветствует обучающихся; проверяет подготовленность обучающихся к уроку; организует внимание и внутреннюю готовность.
- Ребята, сегодня на урок к нам пришли гости, чтобы посмотреть на нашу работу. Давайте улыбнёмся друг другу и нашим гостям, ведь мы знаем, что улыбки располагают к приятному общению.
-Сели. Открыли тетради. Записали число классная работа.
Быстро включаются в деловой ритм.
Личностные: самоопределение
2.
Опрос обучающихся по заданному на дом материалу.
Организует самостоятельную деятельность обучающихся по самопроверке и взаимопроверке; самооценке, взаимооценке при проверке домашнего задания. Побуждает обучающихся к выявлению и исправлению ошибок; доброжелательной и принципиальной оценке деятельности друг друга и своей собственной.
Словарная работа.
-Прочитайте слова. В..на, в..бей, с..ка.
Запишите их.
- Как вы думаете, что у них общего?
-Правильно у всех слов вставили сочетание –оро- .
Проверьте сами правильно ли вы записали слова?
Оцените себя.
Выполните взаимопроверку. Оцените.
У кого сошлись результаты проверки?
При проверке домашнего задания (запись словарных слов с сочетанием –оро-)выполняют самопроверку, взаимопроверку; оценочную деятельность - самооценку и взаимооценку . Определяют общее значение записанных слов.
У всех слов вставили сочетание –оро- .
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
Коммуникативные УУД:
- Оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД:
-осуществлять самоконтроль;
3.
Постановка проблемы урока. Определение темы и цели урока.
Включает обучающихся в проблемный диалог с целью самостоятельной постановки целей и задач. Просит обучающихся перечислить возникающие затруднения и назвать содержание недостающих для решения новой практической задачи знаний. Побуждает обучающихся к самостоятельному формулированию темы и учебных целей и задач. Чётко озвучивает тему, цели и задачи новой темы. Знакомит с понятием предлог и его роли в предложении. Уточняет знания обучающихся о раздельном написании предлогов со словами.
-Со словарным словом ворона и со словами дерево и сидела, составьте предложение.
-Почему?
-А какие слова вам помогут связать слова и составить предложение?
На дереве сидела ворона.
За деревом сидела ворона.
У дерева сидела ворона
-Кто знает, как называются эти слова?
-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
Какая цель урока?
-А какие задачи мы поставим перед собой? Что мы можем развивать, воспитывать
-Ребята, предлог в переводе с греческого языка обозначает «перед словом».
-А что вы знаете о предлогах?
- А для чего нужны предлоги?
-Запишите предложение в тетрадь. На дереве сидит ворона. Покажите графически связь слов в предложении. (Ученик у доски работает с предложением.)
-К какому слову мы не смогли поставить вопрос?
Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: к предлогу нельзя задать вопрос.
Осуществляют предметно-практическую деятельность, вызывающую затруднения. Развивают умения составлять предложения с использованием предлогов. Формулируют тему, цели и задачи. Знакомятся с понятием предлог и его роли в предложении. Обобщают ранее полученные знания о предлоге.
-Это невозможно.
-Не хватает слов.
(НА)
(ЗА)
(У)
(Предлоги)
(Предлог. Употребление предлогов в речи.)
Ответы обучающихся
(Развивать умение употреблять предлоги в речи.)
(Предлоги со словами пишутся раздельно.)
(Для связи слов в предложении.)
(к предлогу На)
Вывод: к предлогу нельзя задать вопрос.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Личностные: самоопределение
Регулятивные: целеполагание.
Познавательные: общеучебные, самостоятельное выделение проблемы.
овладение логическими действиями сравнения, анализа объектов с целью выделения признаков
4.
Первичное закрепление учебного материала. Работа в парах.
Организует работу в парах (с последующей самооценкой работы пары) с целью закрепления умения употреблять предлоги в письменной речи. Беседует с обучающими о бережном отношении к животным.
- Сейчас предстоит работа в парах. (Два ученика работают у доски.) - У вас на столах лежат карточки с заданием. Прочитайте. - На что обратили внимание?
-Как вы думаете, какую работу нам предстоит выполнить?
-Вставьте слова.
Гулял ___ улице щенок
Не то Пушок, не то Дружок
Гулял ____ метель и солнцепёк
И _____ дождем гулял и мок.
И если даже шёл снежок
Гулял ____ улице щенок
Оценили работу в парах.
-Как называются слова, которые вы вставили?
-Как вы думаете, для чего в речи нужны предлоги?
- А давайте проверим, открыли правило на странице 69, 70 и прочитайте.
-Какие чувства вызывает у вас стихотворение?
-Если вы завели дома щенка, то за ним обязательно нужно ухаживать, вовремя его кормить, играть с ним. Чтобы он не скучал и не бродил один по улицам, как щенок в стихотворении, которое приготовила вам я.
-Давайте сделаем вывод, что такое предлоги?
Выполняют работу в парах. Вставляют в текст, пропущенные предлоги. Закрепляют знания о раздельном написании предлога с другими словами.
Сопоставляют работу в парах с работой, выполненной на доске, оценивают свою работу. Вспоминают экологические правила о бережном отношении к животным.
( текст записан без предлогов.)
(2 обучающихся выступают: читают стихотворение с вставленными предлогами).
(предлоги)
(мнения детей)
( Без предлога нет смысла, предлог соединяет слова)
(жалости, сострадания, одиночество).
- Предлоги - это слова. Предлог –это часть речи.Они служат для связи слов в предложении.Предлоги со словами пишутся раздельно.К предлогам нельзя задать вопрос.
Коммуникативные УУД:
- Умение слушать и понимать других.
- Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
- Оформлять свои мысли в устной форме.
- Умение работать в паре.
Познавательные УУД:
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
Регулятивные УУД:
- Высказывать свою версию;
-осуществлять самоконтроль;
5.
физкультминутка
Организует гимнастику для глаз.
Выполняют гимнастику для глаз.
6.
Закрепление знаний и способов действий. Дифиринцированная работа.
Организует деятельность обучающихся по применению новых знаний; дифиринцированную работу с последующей самопроверкой и самооценкой;
-А сейчас самостоятельная работа по карточкам. На карточках записаны словосочетания и предложения, нужно вставить пропущенные слова.
Индивидуально по уровням учащимся выдаются карточки. Дети выполняют их в течение 2-3минут.
Карточки.
№1. Шмель.
тополиную метель
Потерял дорогу шмель.Промелькнул огородом. дом и кухню залетел.И синей чашкой медомПо-хозяйски загудел.
№2. работать заводепришел магазинаидут школу
№3. река вышла берегов грядке зеленеет лук конуры выглядывает пес
№4. выехал квартирыпришел школывнес комнату
№5. вышел трамваявернулся работыработал магазине
№6. норе маленькие лисяталошадь шла дороге школой большой сад
-Переверните карточку и проверьте себя.
Самооценка.
Выполняют дифиринцированную работу (вставляют в предложения и в словосочетания предлоги меняя окончания имён существительных) с последующей самопроверкой и самооценкой.
Познавательные УДД:
- Выявлять сущность, особенности объектов.
- На основе анализа объектов делать выводы.
- Находить ответы на вопросы.
Умение работать с информацией
Регулятивные УУД:
-осуществлять самоконтроль;
7.
Работа в группах
Обобщение и систематизация знаний.
Организует работу в группах, предлагая игру «Исправь ошибки» для обобщения полученных знаний и умений; учит работать в парах, находить ошибки, формулировать вывод; оценивать работу группы. Проводит беседу с обучающимися о бережном отношение к природе и животным.
- В конце урока я предлагаю игру « Исправь ошибки»
- Разделитесь на группы. Каждой группе я даю карточку на которой вы должны исправить ошибки.
Сова сидит дупло. (в дупле)
Заяц прячется куст. (под кустом)
Ворона сидит ветка. (на ветке)
Мы ходили лес. (в лес)
Птенцы пищат гнездо. (в гнезде)
Очень интересно лесу. (в лесу)
Оценка работы группы.
Выполняют работу в группах. На карточках находят и исправляют ошибки допущенные автором и вырабатывают модель защиты собственной точки зрения. Демонстрируют выполненную работу и защищают свой вариант ответа. При ответе оперируют ранее полученными знаниями. Оценивают работу группы. Обобщают экологические знания о бережном отношении к природе и животным.
(Это не предложение ,т.к слова не связаны по смыслу. Мы вставили предлог и изменили окончание имени существительного. Задают вопрос от слова к слову.)
Личностные УУД:
- определять общие для всех правила поведения ;
- определять правила работы в группах;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);
-устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
-отличать верно выполненное задание от неверного;
-осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
8.
Подведение итогов урока.
Организует деятельность обучающихся по проверке качества усвоения ими знаний. Предлагает закончить предложения для проверки полученных знаний. Проверяет и оценивает знания обучающихся.
Закончи предложения.
Предлоги нужны для.
Предлоги пишутся.
К предлогам нельзя задать.
Проверяют итоговое качество собственных знаний. Выполняют задание предложенное учителем «Продолжи предложения» для обобщения полученных знаний.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция
Личностные: самоопределение
Коммуникативные: умение вести диалог,
9.
Рефлексия.
Проанализировать работу обучающихся; чётко, лаконично дать оценку работе класса; наметить перспективу на будущее
Анализирует свою работу на всех этапах урока; оценивает себя; аргументирует поставленную отметку
Регулятивные УУД:
- Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Личностные УУД:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
10.
Задание на дом.
Организует деятельность обучающихся по самостоятельному определению содержания и объёма той работы, которую каждому обучающемуся нужно выполнить индивидуально дома. Информирует о домашнем задании, даёт инструктаж по его выполнению; проверяет понимание обучающимися содержания работы и способов её выполнении.
В учебнике упражнение 110. Задание – записать слова с предлогами. Придумать предложения. Записать одно предложение. А кто хочет, может записать все предложения и показать графически связь слов в предложении.
Определяют содержание и объём своей работы.
( Домашнее задание. В учебнике упражнение 110. Задание – записать слова с предлогами. Придумать предложения. Записать одно предложение. Можно записать все предложения и показать графически связь слов в предложении).
Личностные: самоопределение
Познавательные: анализ
Рисунок 115