ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ старшая группа Тема: Зимушка-зима. Зимующие птицы.
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Группа: старшая Тема: Зимушка-зима. Зимующие птицы.
Цель: Расширять представления о зиме(сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Расширять представления о сезонных изменениях в природе (изменения в погоде, растения зимой, поведение зверей и птиц).. Знакомить с некоторыми особенностями лесных зверей и птиц зимой. Формировать представления о безопасном поведении зимой. Формировать исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментирования с водой и льдом. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту зимней природы.
День недели Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)
НОД Групповая,
подгрупповая Индивидуальная Понедельник – 30.11
Утро: Познавательное развитие (математика)
1.Знакомство с понятием «горизонтальная линия».
2.Упражнение в счёте от1 до10 и обратно с хлопаньем в ладоши при
каждом счёте. Игра «Обведи и раскрась».
3.Игра «Когда придёт мама» (формирование понятия о времени).
Цель: развитие логического мышления, памяти; формирование умения ориентироваться в пространстве и времени; закрепление счёта в пределах десяти – прямого и обратного, порядкового.
В.Н. Волчкова, Н.В.Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика». Стр.33.
Художественно-эстетическое развитие (музыка) Беседа: «Расскажи о своей любимой зимней забаве» Знакомство с пословицами о декабре.
Д/игра: «Когда это бывает».
Разучивание двигательной разминки «Зима»(З.А.Ефанова «Комплексные занятия по программе «Детство»). Упражнение «Нарисуй фигуры» Сюрпризный момент: на отдельном столике поместить кормушку для птиц и разные виды корма в стаканчиках: семечки, пшеницу, пшено, хлебные крошки. Сообщить детям тему недели.
Предложить детям настольно-печатную игру «Парные картинки (птицы)
Прогулка:
Наблюдение за снегопадом (уточнить представления о свойствах снега; закрепить знания о сезонном явлении — снегопаде.Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не ввысь лазурную —
На землю просится...
К. Бальмонт
В холодное время года вместо дождя идет снег. Снежинки образуются так же, как дождевые капли. На большой высоте начинает замерзать и превращаться в крохотные кристаллики. Эти кристаллики соединяются в крошечные шестиугольные звездочки — снежинки, которые медленно опускаются на землю в виде снега.
Воспитатель задает детям вопросы.
Где образуются снежинки?
На что они похожи?
Исследовательская деятельность
Из какого снега можно лепить? Попробовать слепить ком снега.
П/ игра «Ворона — воробей» (Учить внимательно слушать команду воспитателя; развивать внимание; продолжать учить ориентироваться в пространстве). П/и «Не сбей флажок».
Цели: продолжать ходить «змейкой» между предметами, не сбивая их;
развивать внимание и наблюдательность. Трудовая деятельность
Сбор снега в кучу для постройки горки.
Цель: продолжать работать сообща.
Самостоятельная деятельность детей.
работа перед сном Заучивание чистоговорки: «Было весело на горке Сане, Соне и Егорке… »
Вечер: Гимнастика после сна. Комплекс
Закаливающие процедуры.
Загадывание загадок о зиме.
Чтение русской народной сказки «Мороз Иванович».
Вырезание снежинок из фольги.
Д/и «Группируем по толщине» (игры с блоками Дьенеша) Составление рассказов детей на тему «Зимняя сказка» С/р игра «Детский сад. Одеваемся на прогулку зимой» (закреплять названия зимней одежды, последовательность её надевания).
Создание условий для с/р игры.
Вынос фольги и ножниц для изготовления снежинок.
Прогулка Наблюдение за снегопадом. Ситуативный разговор на тему «Правда и ложь". П/и «Воробушки и автомобиль» - закреплять умение двигаться по сигналу. День недели Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей
НОД Групповая,
подгрупповая Индивидуальная Вторник – 01.12 Утро: Речевое развитие
Рассматривание картины И.Шишкина «Зима». Цель: познакомить с картиной и художником; содействовать возникновению эмоционального настроя в процессе восприятия картины; подвести к пониманию художественного образа; учить подбирать определения; учить по-разному отвечать на один и тот же вопрос. «Развитие речи и творчества дошкольников. Игры. Упражнения. Конспекты занятий». Под. Ред. О.С.Ушаковой. Стр.92.
Художественно-эстетическое развитие (ИЗО)
«Рисование по памяти на тему картины И.Шишкина «Зима». Рассказы детей по своим рисункам. Цель: учить последовательно описывать содержание своего рисунка, используя навыки рассказывания по пейзажной картине, применять в рассказе знакомые выразительные средства. «Развитие речи и творчества дошкольников. Игры. Упражнения. Конспекты занятий». Под. Ред. О.С.Ушаковой. Стр.95.
Физическое развитие Беседа: «Почему этих птиц называют зимующими».
Речевая игра «Закончи предложение».
Массаж лица (картотека массажа).
П/и «Ручеёк».
Труд: учить готовить материалы к занятию по заданию воспитателя. Упражнение «Исправь ошибки» (называние признаков зимы). Рассматривание картин с зимними пейзажами Совместно с детьми внести в уголок природы картины с изображениями птиц.
Прогулка:
Наблюдение за воробьем (продолжать закрепление знаний о зимующей птице — воробье; формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время; учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц.Воспитатель проводит с детьми беседу.
Посмотрите, сколько птиц прилетело к нам в столовую. Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие птицы.)
Чем отличаются перелетные птицы от зимующих? (У зимующих птиц есть подпушек и очень твердый клюв.)
Какие птицы не улетают от нас на зиму? (Воробьи, воронье галки, сороки, дятлы, клесты.)
Чем питаются воробьи в зимнее время? (Крошками, зернышками.)
Почему зимующих птиц надо подкармливать? (Корма им не хватает, а сытость дает птахам тепло.)
Почему воробьи селятся рядом с человеком? (Чтобы прокормиться и согреться возле него.)
Да, зиму воробьи проводят рядом с нами. Трудно приходится птицам в снежную и морозную пору.
Они прилетают поближе к человеку, надеясь прокормиться и согреться возле него. В народе воробьев нередко называют воришками. Эти проворные птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи.
Если какому-нибудь воробью посчастливится найти обильный корм, он начинает громко чирикать, созывает на пир своих собратьев. И вот сейчас, посмотрите у кормушки, сколько собралось птиц. Какой же корм они охотнее поедают? Давайте проверим. В первую кормушку мы положим сало, во вторую — хлебных крошек, а в третью насыплем зернышек.
Прежде чем накладывать корм, что нужно сделать? (Отчистить от снега место для корма.)
Ребята, посмотрите, возле какой кормушки больше собралось воробьев? (Возле третьей, где зернышки.)
♦Какой корм они охотнее поедают? (Зерно.)
Давайте договоримся, что мы с вами будем каждый день поддерживать чистоту в кормушке и подкармливать птиц.
П/игры «Попади в цель» ( учить следить за направлением летящего предмета, правильно рассчитывать и выполнять движения), «Встречные перебежки» (учить бегать и прыгать, не наталкиваясь друг на друга) Метание снежков вдаль и в цель.
Цель: развивать координацию движений Трудовая деятельность
Расчистка от снега дорожек детского сада. Кормление птиц. Цель: воспитывать положительное отношение к труду.
работа перед сном Во время возвращения с прогулки закреплять умение быстро, аккуратно раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места)
Вечер: Гимнастика после сна. Комплекс
Закаливающие процедуры.
Чтение русской народной «Морозко».
Рисование на тему «Зимняя сказка». Создание альбома из рисунков и рассказов детей на тему «Зимняя сказка».
Разучивание песни на Новогодний утренник. Учить правильно рисовать дерево. Предложить детям конструктор Лего (игры с конструктором по желанию детей).
Вынос материалов для рисования (карандаши, краски, восковые мелки, альбомы).
Прогулка Наблюдение за птицами на участке детского сада. Д/игра «Так бывает или нет?» П/игра «Зайцы и волк».
День недели Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)
НОД Групповая,
подгрупповая Индивидуальная Среда – 02.12 Утро: Речевое развитие
«Снег летит». Цель: закрепить умение называть признаки зимы и описывать её; поддерживать интерес к художественному творчеству, чтению; знакомить с правилами поведения во время болезни. З.А.Ефанова, О.В.Симонова, О.А.Фролова «Комплексные занятия по программе «Детство». Старшая группа». Стр.109.
Познавательное развитие
«Покормите птиц зимой». Цель: формировать у детей обобщённое представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология». Стр.64.
Физическое развитие
Улица Слушание аудиозаписи «Голоса птиц» Настольно-печатная игра «Собери изображение птицы».
Пальчиковая игра «Кормушка» (картотека пальчиковых игр).
Подгрупповая работа в прописях по математике.
Составление фигур птиц с помощью счетных палочек.
Внести в группу для рассматривания картину «Птицы зимой».
Предложить детям пазлы.
Игры детей в игровых зонах по интересам.
Прогулка:
Наблюдение за пешеходом (закреплять знания о пешеходной части дороги, правилах дорожного движения).
Должен помнить пешеход:
Есть сигналы светофора —
Подчиняйся им без спора!
Желтый свет — предупреждение:
Жди сигнала для движения.
Зеленый свет открыл дорогу:
Переходить ребята могут!
Красный свет нам говорит:
— Стой! Опасно! Путь закрыт!
На улице будьте внимательны, дети,
Твердо запомните правила эти!
Воспитатель приводит детей на пешеходную часть дороги, проводит беседу.
♦Где положено ходить пешеходам? (По тротуарам.)
Придерживаться надо правой стороны, чтобы не спотыкаться, не сталкиваться, не обходить встречных, сворачивая в сторону. По улице надо идти спокойным шагом. Переходить дорогу только при зеленом сигнале светофора и по пешеходному переходу.
Воспитатель подводит детей к переходу.
♦Как вы узнали, что именно здесь пешеходный переход через дорогу?
Правильно, здесь стоит знак «Пешеходный переход» и на дороге начерчены широкие белые полосы.
П/ игры «Стая», «Светофор» ( развивать ловкость; закреплять знания о значении светофора). Развитие движений.
Цель: закреплять навыки метания предметов на дальность
Трудовая деятельность:
Предложить детям помочь детям средней группы расчистить дорожки от снега.
работа перед сном Совершенствовать умение раздеваться в определенной последовательности, не разбрасывать вещи.
Вечер: Гимнастика после сна. Комплекс
Закаливающие процедуры.
Экспериментирование «Чудесные превращения воды и льда».
Загадывание загадок о зимующих птицах.
Решение кроссворда «Зимующие птицы».
Продуктивная деятельность: создание из бумаги самолетика Самостоятельные игры в центрах активности.
Вынос оборудования для проведения экспериментирования.
Прогулка Наблюдение продолжаем самостоятельно понаблюдать за погодой и учиться передавать свои мысли. Труд на участке. Сюжетно-ролевые игры по выбору детей. П/и «Догони свою пару». День недели Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)
НОД Групповая,
подгрупповая Индивидуальная Четверг– 03.12 Утро: Познавательное развитие
«Вода и почва (исследование)». Цель: закрепить с детьми знания о том. Что влага необходима почве и растениям; развивать познавательные и поисковые способности, наблюдательность, любознательность; воспитывать любовь к природе. М.П.Костюченко «Окружающий мир. Интегрированные занятия с детьми 4-7 лет» Стр.49
Речевое развитие
«Зима полна серебра». Чтение рассказа К.Ушинского «Проказы старухи – зимы». Цель: обобщить представления детей о зиме; закрепить их знания о характерных признаках зимних месяцев; учить устанавливать связи и закономерности в природе. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология». Стр.58.
Беседа о зиме по картинкам.
Д/игра «Летает не летает».
Ситуативный разговор. « Где я живу»- развивать диалогическую речь детей, уточнить у детей знание домашнего адреса. «Описание зимы» - составление рассказа. Предложить для рассматривания в книжном уголке книгу В. Бианки «Лесные домишки»
Игры детей в игровых зонах по интересам.
Прогулка:
Наблюдение за сезонными изменениями
Цели:
формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает);
учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их в стихотворениях.
Ход наблюдения
Прелесть утренней зимы. Дни стоят невыразимы, Снегу — хоть давай взаймы Всем другим бесснежным зимам...
Н. Асеев
Пришел декабрь — первый зимний месяц. Сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, потому и называют в народе декабрь «хмурень» — хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. По ночам в декабре трещит мороз — строит ледяные мосты на реках, прудах и озерах.
Воспитатель задает детям вопросы.
♦За каким месяцем идет декабрь?
♦Что изменилось на участке в детском саду по сравнению в, ноябрем?
Что изменилось в одежде людей по сравнению с осенью?
Какие защитные свойства у снега?
♦Найдите на нашем участке приметы зимы.
Подвижные игры: Игра в снежки.
Цель: закреплять навыки в метании предметов.
Прыжки на одной ноге.
Цель: воспитывать чувство равновесия. Развитие движений.
Цель: обучать самостраховке при выполнении движений на соблюдение равновесия
Трудовая деятельность
Засыпка корней деревьев снегом.
Цель: воспитывать желание оказывать помощь живым объектам
работа перед сном Чтение сказки «Три жадных медвежонка». Рассказ о пользе дневного сна.
Вечер: Художественно-эстетическое развитие (ИЗО).
«Снежный кролик» - лепка. Цель: продолжать учить детей создавать лепные образы конструктивным образом. Пояснить связь между пластической формой и способом лепки. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Показывать приёмы оформления вылепленной фигурки дополнительными элементами. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций, творческое воображение. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа». Стр.88 Гимнастика после сна. Комплекс
Закаливающие процедуры.
Заучивание наизусть стихотворения А. Говорова «Снегири».
Изготовление кормушек для птиц из бросового материала.
Продолжать знакомить детей с элементарными правилами поведения в группе.
Игры со спортивным инвентарем Учить резать ножницами строго по линии. Самостоятельные игры в центрах активности.
Вынос бросового материала для изготовления кормушек.
Прогулка Самостоятельная двигательная деятельность детей. День недели Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)
НОД Групповая,
подгрупповая Индивидуальная Пятница– 04.11 Утро: Художественно-
эстетическое
развитие (музыка)
Физическое развитие Рассказ педагога об опасных ситуациях во время зимних игр и забав.
Чтение художественной литературы: Яшин «Покормите птиц зимой».
Д/игры: «Что перепутал художник», «Краски зимы».
Самостоятельные игры в Центре книги. Составление описательных рассказов о снегире и синице. Рассматривание альбома «Птицы» в уголке природы.
Предложить детям трафареты птиц для свободной деятельности в уголке изодеятельности.
Прогулка:
Наблюдение за трудом дворника
Цели:
продолжать наблюдения за работой дворника;
способствовать обогащению словаря;
воспитывать любовь и уважение к работе дворника;
прививать любовь к природе, заботливое отношение к окружающей среде.
Ход наблюдения
Воспитатель задает детям вопросы.
Что делает дворник зимой на территории детского сада?
Какие орудия труда он использует для работы?
♦Как может дворник помочь деревьям перенести холод и мороз?
♦Нужна ли работа дворника людям и природе?
Трудовая деятельность
Строительство горки из снега для кукол.
Цели:
—учить трудиться сообща;
—воспитывать трудолюбие.
Подвижные игры
«Два мороза», «Горелки».
Цели: упражнять в беге;
закреплять умение соблюдать правила игры.
Индивидуальная работа
Ходьба на лыжах.
Цели: упражнять в ходьбе по лыжне;
развивать ловкость, выносливость.
Бег парами – учить бегать парами, соизмеряя свои возможности и возможности другого ребёнка. Вынос корма для птиц. Проверить кормушки для птиц, насыпать свежих крошек.
работа перед сном Напомнить детям, что нужно следить за своим внешним видом, чистотой одежды, за прической. Воспитывать аккуратность опрятность.
Вечер: Гимнастика после сна. Комплекс
Закаливающие процедуры.
Раскрашивание силуэтов воробья и вороны. Обыгрывание сказки «Морозко» по ролям.
Труд: приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в группе.
Беседа «Зачем мы говорим спасибо?» вспомнить вежливые слова и объяснить их значение. Упражнения «Подбери слова-действия». Самостоятельные игры в центрах активности.
Вынос силуэтов воробья и вороны.
Использование для инсценировки костюмов с уголка ряжения.
Прогулка Повтор правил безопасного поведения во время зимних игр и забав. Рассмотреть здание д/с, вспомнить, кто здесь работает.
П/и «Мышеловка»