Фронтальное занятие по обучению пересказу. Лексическая тема Овощи
Конспект занятия.
Вид занятия: формирование лексико-грамматических категорий и связной речи.
Тип занятия: фронтальное, подгрупповое.
Тема: Овощи. Обучение пересказу.
Цель: учить детей пересказу с опорой на серию сюжетных картинок на материале лексической темы «Овощи».
Задачи:
Обучающая: закрепление представлений и знаний детей об овощах, а так же действий, выполняемых с ними; учить адекватному использованию лексики в структуре простых фраз;
Развивающая: развивать слуховое внимание, сознательное восприятие речи и навыки связной речи;
Воспитательная: воспитывать культуру общения, адекватно оценивать творческое воображение товарищей;
Коррекционная: предупреждение и устранение ошибок в структуре простой фразы.
Речевой материал:
Оборудование: картинки с изображением овощей, (возможно натуральные овощи), картинный план, детское ведёрко, корзинка, фишки для оценки детей.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Деятельность логопеда
Деятельность детей
I. Организационный момент (2 мин.)
Здравствуйте ребята! Начнём наше занятие. По очереди, тихонько сядет тот, кто назовёт овощ, изображённый на картинке, которая лежит у каждого на столе. За каждый правильный ответ вы получите вот такую фишку. Кто сегодня на занятии будет самым внимательным и активным и соберёт больше всех фишек – тот победит.
Дети по очереди называют овощ и садятся.
II.Основная часть (20 мин.)
1.Дидактическая игра «Где растут овощи?»
- Ребята, кто мне скажет, где растут овощи?
- Назовите овощи, которые растут в земле.
-А какие овощи растут на кусте?
-А давайте с вами поиграем, у меня есть ведро и корзина. Овощи, которые растут в земле нужно положить в ведро (показываю ведро), а овощи, которые растут на кусте – в корзину (показ.)
Например, я кладу морковь в ведро и говорю: «Морковь растёт в земле, её выкапывают».
(За правильные ответы дети получают фишку)
2.Игра «Будь внимателен»
-Я буду называть слова, хлопните в ладоши, если услышите название овощей:
Ландыш, капуста, слива, апельсин, лук, морковь, земляника, помидор, груша, мак, редис.
3. Чтение текста.
- А сейчас, ребята, послушайте одну историю:
Заспорили как-то между собой овощи. Помидор говорит: «Я самый главный овощ. Я круглый, красный, вкусный». Отвечает ему капуста: «Нет, я самая главная, я круглая, зелёная, хрустящая». С ними спорит картошка: «Где вам со мной тягаться. Я и вареная, и жареная, и тушеная хороша». Услышала их спор хозяйка и сказала: «Не спорьте, вы все очень полезные и вкусные. Покрошила хозяйка овощи в кастрюлю и сварила из них вкусный борщ».
4. Разбор содержания текста: (На протяжении разбора рассказа - за правильные ответы – фишки)
- О чём этот рассказ?
- Что случилось между овощами?
- О чём спорили овощи?
- Кто первым вступил в спор?
- Что сказал помидор? (стимульный материал)
- Кто спорил с помидором? (стимульный материал)
- Почему она считала, что она главнее всех?
- Кто из овощей ещё вступил в спор? (стим. мат.)
- Что сказала картошка?
- А что же случилось дальше? Кто услышал спор овощей? (стимульный материал)
- Что сказала хозяйка?
- Что же в результате произошло
·с овощами?
5. Игра – драматизация.
- А давайте, ребята, мы разыграем этот рассказ.
(Я в роли автора.)
Ты будешь помидор, кто будет капуста,
- картошка,
- хозяйка?
(фишки)
6.Динамическая пауза «Соберём урожай»
Начали копать картошку,
Лук срезали дружно,
Рвали вместе помидоры.
Взять корзину нужно
7. Меняю последовательность стимульного материала.
- Посмотрите внимательно на картинки и скажите, я ничего не перепутала?
(фишки)
8. Повторное чтение текста
- Послушаем внимательно ещё раз нашу историю, а затем попытаемся рассказать её сами.
(фишки)
- Ребята, а какие ещё блюда можно приготовить из овощей?
(фишки)
- Овощи растут в огороде на грядках.
(Перечисляют) картофель, редис, лук, морковь, репа
помидоры, огурцы, горох, фасоль, баклажан, кабачок
Работа по цепочке:
Каждый выходит, выполняет соответствующее действие и составляет предложение: «Я кладу огурец в корзину. Его срывают».
Дети хлопают при словах:
капуста, лук, морковь, помидор, редис.
- Этот рассказ об овощах.
- Между овощами произошёл спор.
- Овощи спорили, кто из них главнее.
- Первым в спор вступил помидор.
- Помидор сказал, что он круглый, красный и вкусный, поэтому он главный.
- С помидором спорила капуста.
- Потому что она круглая, зелёная и хрустящая.
- В спор с овощами вступила картошка.
- Картошка сказала, что она хороша и вареная, и жареная, и тушеная.
- Спор овощей услышала хозяйка.
- Хозяйка сказала, чтобы не спорили, что все овощи очень полезные и вкусные.
- Хозяйка покрошила овощи в кастрюлю и сварила из них вкусный борщ.
Пересказ по ролям.
Дети проговаривают хором и выполняют соответствующие движения по показу.
Дети находят ошибку и восстанавливают правильн. последовательность.
Пересказ по цепочке с опорой на стимульный материал.
Из овощей можно готовить разные салаты, тушить, жарить, готовить засолки, вареники с картофелем, капустой, пироги и мн.др.
III. Заключительная часть (3 мин.)
- О чём мы сегодня с вами говорили?
- Где растут овощи?
- А ещё что мы с вами узнали, овощи полезные?
- А теперь давайте посмотрим, кто из вас сегодня собрал самый богатый урожай фишек, кто стал победителем.
(Подсчёт фишек, словесное поощрение)
- Самым внимательным и активным сегодня стал) Молодцы, всем спасибо.
- Мы говорили об овощах.
- Овощи растут в огороде на грядках.
- Мы узнали, что все овощи очень полезные и вкусные и сколько много блюд можно из них приготовить.
Физминутка: «Овощи» (можно использовать при наличии времени)
У девчушки Зиночки
Овощи в корзиночке: (дети делают ладошки корзиночкой)
Вот пузатый кабачок (загибают пальчики, начиная с большого)
положила на бочок,
перец и морковку
уложила ловко.
Помидор и огурец.
Наша Зина молодец! (Показывают большой палец.)