Модель внеурочной деятельности в 4 классе на тему: «Памятники религиозной культуры в моем городе»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Модель внеурочной деятельности в 4 классе на тему: «Памятники религиозной культуры в моем городе»
Автор проекта:
Юсупова А.М., учитель истории и обществознания
МБОУ «ЗСОШ №7 с УИОП»
Оглавление
Введение
Актуальность проекта
Цель и задачи проекта
Проектное решение
Организационная структура занятия
Актуализация опорных знаний
Выполнение проекта детьми
Презентация работ группами
Рефлексивно-оценочный этап.
Итог занятия
Жизненный цикл и этапы реализации проекта
Сроки реализации проекта: 1 марта – 15 марта 2016г.
Ресурсное обеспечение проекта
Ожидаемые результаты реализации проекта
Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта
Заключение
Литература.
Введение (аннотация)
В проекте представлен методический материал к внеурочной деятельности по ОРКСЭ в 4 классе на тему «Памятники религиозной культуры в моем городе», включающей в себя технологическую карту. Карта разработана с учетом требований ФГОС НОО. При разработке технологической карты использовалась структура, рекомендованная ПМ ЦПК и К(П)ФУ. Целью данной разработки является оказание методической помощи учителям начальных классов, реализующих требования ФГОС НОО.
Актуальность проекта
Современный ФГОС НОО предъявил новые требования к структуре и содержанию внеурочной деятельности, а также к достижению планируемых результатов к обучению. В связи с этим учитель начальных классов испытывает определенные затруднения при подготовке к занятиям во внеурочной деятельности, т.к. нет готовых методических материалов, либо методические материалы не подходят к данному УМК.
Все вышеизложенное обусловлено тем, что новые требования привели учителя к тому, чтобы разработать свой авторский проект на основе дидактических принципов, направленных на формирование познавательной и творческой деятельности обучающихся и нацелено на формирование теоретических и практических представлений о памятниках религиозной культуры в нашем городе.
Цель и задачи проекта
Цель проекта
1. Познакомить с некоторыми историческими памятниками религиозной культуры на основе проектно-исследовательских методов обучения направленных на достижение предметных и метапредметных результатов обучения.
Задачи проекта:
1. Развитие познавательного интереса, устной речи, эстетических чувств у учащихся.
2.Воспитание чувства бережного отношения к объектам культуры.
3.Воспитание любви к родному городу.
4.Совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству.
5.Расширение представлений о правилах поведения в мечетях.
Целевая группа проекта:
Обучающиеся 4 классов.
Проектное решение (основные идеи проекта, отражающие его новизну)
Организационная структура занятия
Этап занятия Содержание деятельности Содержание деятельности обучающегосяФормируемые способы деятельности обучающегосяАктуализация опорных знаний Организуется беседа, с целью актуализации знаний.
-Как называется храм, где совершают
молитвы мусульмане?
-Когда появились первые мечети?
Первые мечети, как утверждает арабский историк аль-Балазури, были «нарисованными»,они представляли собой очерченный квадратный участок земли. Границы такого участка, например, определяли по длине полета стрел, пущенных из одной точки на четыре стороны света, построенные мечети появились лишь в 665-670 гг. Они представляли собой квадратный двор, окруженный галереями на столбах или колоннах.
-А что вы еще знаете о мечети?
-Как она устроена?
-Что такое минарет?
-Что такое михраб?
-Что такое минбар?
-Какие мечети есть в нашем городе?
-Что вы знаете о мечети Кул- Шариф?
Мечеть Кул- Шариф.
Слайд №1.
Мечеть Кул-Шариф в Казани - главная мечеть Татарстана, один из самых крупнейших мусульманских храмов в Европе, который располагается на территории Казанского Кремля. Строительство мечети, а точнее ее воссоздание, велось на протяжении почти 10 лет с 1996-2005 годы. Красивейший архитектурный комплекс был возведен вместо легендарной мечети Казанского ханства, которая была разрушена в ходе штурма Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году. Свое название мечеть получила в честь Кул-Шарифа - последнего имама сеида разрушенного храма.
-Помимо мечети Кул-Шариф в Казани есть и другие мечети, которые были построены гораздо раньше неё.
Мечеть аль-МарджаниСлайд №2.
Галеевская мечеть
Слайд №3.
Мечеть НуруллаСлайд №4.
Азимовская мечеть
Слайд №5.
Апанаевская мечеть
Слайд №6.
Бурнаевская мечеть
Слайд №7.
-Хотели бы вы узнать больше о этих памятниках религиозной культуры?
-Что для этого нужно сделать?
-Как вы думаете можно ли в течение одного часа побывать на экскурсии и посетить эти памятники культуры?
-Почему можно?
-Почему нельзя?
-Я предлагаю вам отправиться на виртуальную экскурсию. Отвечают на вопросы учителя.
-Мечеть.
Высказывают свои предположения.
-Башня, с которой муэдзины призывают верующих на молитву.
-Священная ниша, указывающая направление на Мекку.
-Это кафедра, с которой имам произносит торжественную пятничную проповедь.
-Кул- Шариф.
Рассказ детей о мечети.
-Да.
-Сходить на экскурсию.
-Можно.
-Нельзя.
ЛУУД
КУУД
Выполнение проекта детьми -В классе 4 группы. Каждая посовещавшись должна выбрать 1 мечеть и подготовить о ней интересное сообщение. Для этого вы можете использовать компьютер с выходом в интернет, литературу и др. На подготовку у вас 20 минут. Учащиеся готовят проект. ПУУД
РУУД
КУУД
Презентация работ группами Защита проектов. ЛУУД
ПУУД
РУУД
КУУД
Рефлексивно-оценочный этап
У каждой группы на столе есть листочек.
Достижения Сложности Предложения
-Каждая группа, посовещавшись, должна будет коротко рассказать о своих достижениях, о сложностях, с которыми пришлось столкнуться и предложениях, которые пришли в голову в ходе работы над проектом. ЛУУД
ПУУД
РУУД
КУУД
Итог занятия -Вы предлагаете сходить на экскурсию в мечеть…Это очень хорошая идея, но для этого нам необходимо вспомнить правила поведения, которые необходимо соблюдать при посещении культовых сооружений.
-Какие правила необходимо соблюдать?
-Правильно. Надо уважительно относиться ко всему, что находится в сооружении, нельзя устраивать экскурсию во время молитв, находиться в мечети с непокрытой головой.
-Нельзя громко разговаривать, кричать. ЛУУД
Жизненный цикл и этапы реализации проекта
Сроки реализации проекта: 1 марта – 15 марта 2016г.
Ресурсное обеспечение проекта
Наименование Количество Примечание
компьютер 4 мультимедийный проектор 1 экран 1 литература Ожидаемые результаты реализации проекта
Предметные: познакомятся с памятниками религиозной культуры родного города; научатся культуре поведения в культовых учреждениях; разовьют навыки поисковой работы; научатся работе с терминами и понятиями.
Метапредметные:
Познавательные УДД(ПУДД): использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа информации, делать выводы в результате совместной работы всего класса
Регулятивные УДД(РУУД): планировать свое действие с поставленной задачей, контролировать и оценивать свои действия
Коммуникативные УДД(КУУД): умение работать в команде, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Личностные УДД(ЛУУД): развивать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками, высказывать свою точку зрения, адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха связывая успехи ,с усилиями, трудолюбием.
Основные критерии и показатели эффективности реализации проекта
1 2 3
Критерий эффективности Единица измерения Измеритель
Заключение
Таким образом, разработанная технологическая карта позволит добиться планируемых результатов. В созданных образовательных технологиях содержания, методы, организация, средства обучения прямо ориентированы на психическое и личностное развитие детей, тем самым созданы реальные педагогические условия для воплощения идеи системно-деятельностного обучения в массовой школьной практике.
В правительственных документах, непосредственно обращенных к сфере образования – в первую очередь, в «Законе Российской Федерации об образовании», в «Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования», - ставится задача, соответствующая новым культурно-историческим тенденциям: ориентировать образование не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностях, что и должно содействовать формированию самостоятельного, ответственного, думающего человека, готового к сотрудничеству, созидательной деятельности. Выпускнику начальной школы необходимы такие качества, как креативность, коммуникативная компетентность, способность к аналитической деятельности и к саморазвитию.
Данный проект может быть использован в начальных классах при проведении внеурочных занятий по ОРКСЭ в 4 классе.
Литература
1.Ислам:иллюстрированная энциклопедия /Авт.-сост.М.Магомерзоев.-М.,2009.
2.Ислам:от А до Я/Сост.А.А.Савинов-М.,2012.
3.Ислам.Энциклопедический словарь
http://dic.academic.ru/contents.nsf/islam/4.Религии мира: Энциклопедия школьника.-М.:Омега-Пресс.2010.
5.Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику Д.И.Латышиной, М.Ф.Муртазина «Основы исламской культуры)М.:Просвещение,2012.
6. Основы мировых религиозных культур: Поурочные разработки: Технологические карты уроков: 4 класс: Пособие для учителей общеобразовательных организаций./ И. А. Бубнова, М. В. Бойкина, Н. И. Роговцева.— M.; СПб.: Просвещение,2012.