Разработка урока по информатике «Массивы. Одномерные массивы». 9 класс.


9 классДата проведения_____________
Тема: «Массивы. Одномерные массивы».
Цели:
Познакомить с понятием массива и способами их обработки;
Познакомить с базовыми алгоритмами работы с массивами; отработать навыки составления программ с использованием массивов для решения практических задач; закрепить полученные знания путем выполнения практического задания.
Развивать умение применять полученные знания на практике; мыслительную активность и внимание.
Воспитывать аккуратность при записи в тетради; интерес к предмету; самоконтроль.
Оборудование: компьютер, конспект урока, раздаточный материал, презентация и средства просмотра.
Структурные элементы урока. Содержание урока. Методические указания
Организационный момент и постановка задачи. Здравствуйте ребята. Тема нашего урока «Массивы». Слежу за установлением внимания и дисциплины, проверяю готовность к занятию рабочего места. Запись под диктовку.
Актуализация знаний учащихся для работы на уроке. В паскале, кроме простых типов данных(integer, real, char и т.д.), имеются и сложные типы. К ним относятся массивы. ?? Как вы думаете, что такое массив?
В практической деятельности человека часто используются таблицы и списки. Например:
Список учеников в журнале;
Список среднесуточной температуры месяца;
Таблица умножения. Во время фронтального опроса привлекаю к активному участию в работе всех учащихся.
Изучение нового материала. Массив -это набор однотипных данных, к которым можно обратиться с помощью единственного имени. Каждое значение в массиве называется элементом. Номер элемента в списке называется индексом.
Массивы бывают одномерные(линейные ) и двумерные(табличные).
Для того, чтобы использовать массив в программе, его нужно описать в разделе описаний:
Var имя_массива : array [размер ] of тип_элементов;
Name: array [1..30] of string;
Temperature : array [1..31] of real;
Kino : array [1..25, 1..40] of string;
Обращение к конкретному элементу массива осуществляется путем указания имени массива и индекса этого элемента в [ ]
Name[15]:= ‘ Иванов ‘;
Sum:=Sum+Temperature[10];
Kino[5,6]:=‘Свободно ‘ ;
Базовые алгоритмы работы с одномерными массивами:
1)Заполнение одномерного массива:
Заполнение с клавиатуры:
For i:=1 to 10 do
Begin
Writeln(‘a[‘,I,’]=’);
Readln(a[i]);
End;
Заполнение случайным образом:
For i:=1 to 10 do
A[i]:=random(n);
2) Вывод массива на экран
For i:=1 to 10 do
Write(‘a[‘,I,’]=’, a[i]:5); в строку
For i:=1 to 10 do
Write(‘a[‘,I,’]=’, a[i]); в столбец
3) Вычисление суммы элементов:
sum:=0;
For i:=1 to 5 do
Sum:=sum+a[i];
Writeln ('Sum=',sum:6:2);
4) Подсчёт количества элементов, удовлетворяющих заданному условию:
K:=0;
For i:=1 to 10 do
If a[i]>0 then k:=k+1;
5) Поиск максимального элемента массива и его порядкового номера:
max:=a[1];n:=1;
For i:=2 to 10 do
If a[i]>max then begin max:=a[i]; n:=I; end; Запись под диктовку
Первичное закрепление. Что такое массив?
Виды массивов?
Правила описания одномерного массива? Проверяю усвоение материала
Применение ЗУН в стандартных условиях Практическая работа. А сейчас давайте попробуем выполнить практическое задание. Я вам раздам карточки с заданием.
Оказываю индивидуальную помощь, слежу за темпами выполнения заданий.
Домашнее задание. Дома выучите тему. Вычислить сумму нечётных элементов. Задаю домашнее задание
Итог урока. Сегодня на уроке мы познакомились с массивами. На этом наше занятие окончено. До свидания! Отмечаю активных ребят, выставляю отметки.