Разработка урока по окружающему миру Чтобы путь был счастливым
Урок окружающего мира
"Чтобы путь был счастливым"
Цели урока:
повторить и расширить знания учащихся о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах; формировать и развивать целостность восприятия дорожной среды;
развивать познавательный интерес; расширять словарный запас;
побуждать к проявлению бдительности на дорогах;
способствовать воспитанию дисциплинированности в соблюдении правил дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах;
Ход урока
Организационный момент. Психологическая настройка.
– Я рада видеть вас и ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения. Ребята, пусть каждый из вас сейчас мысленно пошлёт самому себе хорошие и добрые пожелания. Я желаю вам успехов и удачи!
Повторение и закрепление пройденного материала.
– Итак, начнём наш урок. Давайте вспомним, о чём вы говорили на предыдущих уроках. (“Огонь, вода, газ”)
– Всё это – опасные ситуации.
– Вспомните, как нужно вести себя в различных опасных ситуациях.
(Слайд 1)
Предлагаю ответить на следующие вопросы:
Как нужно действовать, если возник пожар?
Как нужно действовать, если произошла авария водопровода?
Как нужно действовать, если почувствуешь запах газа?
– На 1-ый вопрос готовит ответ первый ряд, на следующий вопрос – 2-ой ряд и на последний вопрос ответит 3-ий ряд.
– Кто готов? (Разбор ситуаций)
– Давайте ещё раз назовём службы, которые помогают нам в чрезвычайных ситуациях. Назовите номера телефонов данных служб. (01,02,03,04) (Слайд 2)
– В экстренных ситуациях человек теряется и может забыть эти номера. Если это произошло, то достаточно набрать только телефон единой службы спасения. Кто-то подскажет этот номер? (01)
Постановка темы и целей урока.
– Эти машины спешат на помощь, они движутся по дорогам. Назовите близкое по значению слово. (Улица, путь)
– Вот почему когда человек собирается куда-то идти или ехать, друзья и родные желают ему счастливого пути. Что это значит?
– Вы знаете, ребята, слово “путь” очень интересное слово. Давайте уточним его значение. Где можно найти информацию? (Спросить у родителей, посмотреть в справочной литературе, обратиться к специалистам и т. д.) Я предлагаю вам обратиться к толковому словарю С.И.Ожегова. У каждого из вас на столе есть копия страницы из словаря со словами на букву “п”. Найдите слово “путь” и прочитайте, в каком значении употребляется это слово.
– Сколько значений слова нашли? Как в русском языке называют слова, имеющие несколько значений? (Многозначные)
– Сегодня мы будем употреблять слово “путь” в значении “дорога”.
(Слайд 3)
– Тема нашего урока звучит так: “Чтобы путь был счастливым”. Как бы вы продолжили эту фразу: “Чтобы путь был счастливым, надо (помнить) знать”
Дети формулируют цели урока: знать правила перехода улиц и дорог, правила посадки и высадки пассажиров из транспорта и т.д.
– Одним из самых любимых средств передвижения детей является велосипед. Нужно ли соблюдать какие-либо правила при передвижении на велосипеде?
– Значит, все эти правила мы должны повторить на уроке.
(Слайд 3)
– Как выдумаете, почему необходимо знать эти правила? (Чтобы сохранить жизнь и здоровье, чтобы не попасть в опасную ситуацию)
(Слайд 4)
– По статистике в 2009 году в России произошло 203 603 дорожно-транспортных происшествия.
Погибли – 26 084 человек. Это люди, которые хотели жить, учиться, радоваться, но их жизнь оборвалась внезапно под колёсами автомобиля.
Посмотрите на следующую строчку: получили ранения – 257 034 человека. Не было сказано, какие это увечья, кто-то, возможно, получил лёгкие травмы, а кто-то остался инвалидом и уже никогда не сможет передвигаться самостоятельно.
– А дети, посмотрите, какое количество ДТП произошло с участием детей – 19 970. Ежедневно на дорогах России погибает около 1,5 тысяч детей чьих-то самых лучших, самых любимых, чьихто самых, самых...
Огромное число. Страшные факты!
– Если сравнить с населением города Старый Оскол (а в 2009 году население Старого Оскола составило 251 тысячу человек), то все жители нашего города получили травмы различной степени тяжести, часть из них погибла.
Как вы думаете, в чём причина дорожно-транспортных происшествий? (Незнание или несоблюдение правил дорожного движения)
– А значит важно знать и соблюдать правила дорожного движения!
Актуализация знаний.
– А сейчас давайте посмотрим, знаете о правила дорожного движения.
(Слайд 5)
– Посмотрите на иллюстрацию. Заметили вы нарушителей? Докажите, что они ведут себя неправильно.
– Что может помочь пешеходу перейти дорогу? (Дорожная разметка, дорожные знаки, светофор)
– Какое устройство регулирует движение автомобилей и пешеходов? (Светофор)
– Знаете ли вы сигналы светофора?
– Прочитайте стихотворение. Дополните предложения, зажгите нужный сигнал светофора. Прочитайте глазками. Прочитаем вслух. (Слайд 6)
Если свет зажегся _____________, Значит двигаться опасно. ___________ свет предупрежденье:“Жди сигнала для движенья”. Свет ________ говорит: “Проходите, путь открыт”.
Физкультминутка.
– А теперь отдохнём. Я буду вам показывать разные сигналы светофора, а вы должны выполнять следующее:
красный – стоять на месте жёлтый – руки вверхзелёный – шагать на месте.
– Молодцы! Вы хорошо знаете сигналы светофора, умеете ориентироваться на дороге. Но дорога – это всегда опасность и на дороге могут возникнуть непредвиденные ситуации. О таких ситуациях рассказывает статья учебника на странице 8 “Если ты пешеход”.
Работа по учебнику.
– Сейчас ребята первого ряда прочитают эту статью и ответят на вопрос, какие правила должен соблюдать пешеход.
– Ребята второго ряда прочитают текст на странице 10 и ответят на вопрос, какие правила должен соблюдать велосипедист.
– А ребята, сидящие на третьем ряду подготовятся к ответу на вопрос, какие правила должен соблюдать пассажир, прочитав текст на странице 11.
– Обратите внимание, у каждого из вас на партах есть инструкция. В инструкции указано как работать с текстом, поможет выделить главное в тексте.
– Прочитайте инструкцию.
– Понятно, на что нужно обратить внимание?
– Приступайте к чтению.
– Поднимите руку, кто готов ответить на вопросы.
Ответы на вопросы.
“Пешеходы”.
Назовите три главных правила пешехода.
Какие непредвиденные ситуации могут произойти вблизи проезжей части? Как их избежать? (Вывод на слайде 7)
“Велосипедисты”.
Почему езда на велосипеде укрепляет здоровье?
Перечислите правила, которые должен соблюдать велосипедист.
(Вывод на слайде 8)
“Пассажиры”.
Назовите правила посадки и высадки из транспорта.
Какие правила необходимо соблюдать пассажирам в транспорте?
(Вывод на слайде 9)
Закрепление.
– Закрепим то, о чём сейчас говорили и выполним задания в тетради.
– Те ребята, кто изучал правила пассажиров, выполнят задание 1на стр. 5 и узнают хорошо ли они запомнили правила пешеходов.
Проверка (1 ряд) – чтение дополненных предложений.
– Те ребята, которые изучали правила велосипедистов, выполнятзадание 5 на стр. 8. Таким образом вы проверите свои знания правил поведения в общественном транспорте.
– Проверьте ответы на слайде.
– 1 ряд выполняет задание 3 на стр. 6. Я хочу проверить, насколько хорошо вы запомнили правила велосипедистов.
– Проверьте с помощью ключа (Лист 3)
(Вывод: Тормозной путь при движении по мокрой и скользкой дороге длиннее, чем по обычной дороге)
Закрепление пройденного на уроке.
Составление памятки
– А теперь, ребята, повторим всё, о чём мы говорили и составим свод правил для всех участников дорожного движения. Возьмите лист 4. На нём записано утверждение. Прочтите, определите верное оно или нет.
– Прочтите верные утверждения и поместите их плакате рядом с соответствующим условным знаком.
– Мы составили памятку, такую же памятку я хочу вручить и вам, в ней записаны правила, знание и соблюдение которых помогут нам сделать так, чтобы путь был счастливым.
Итог урока. Выставление оценок.
Домашнее задание.
Прочитать текст на стр.8-11.
Выполните задание творческого характера на стр. 12, для этого рассмотрите иллюстрацию, прочитайте текст к иллюстрации, что могло произойти дальше, продолжите эту историю.
Ознакомьте с памяткой своих близких и поместите её на самом видном месте в квартире.
Рефлексия.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Заголовок 1Заголовок 315