РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Т. Сироткина, г. СаранскОбъективным выражением интеграционных процессов, происходящих в настоящее время в науке и в жизни общества, являются межпредметные связи в школьном обучении. Они играют важную роль в повышении уровня практической и теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение школьниками познавательной деятельностью обобщенного характера. Это дает возможность применять знания и умения в конкретных условиях, при рассмотрении частных вопросов в учебном и во внеурочном функционировании, а также в будущей профессиональной, общественной и личной жизни выпускников средней школы.
Посредством реализации многосторонних межпредметных связей задачи обучения, развития и воспитания учащихся решаются не только более качественно, но также закладывается база для комплексного видения, подхода и средств устранения сложных проблем действительности. Поэтому именно организация межпредметных связей является важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.
Методической основой интегрирования обучения является:
• формирование знаний об окружающем мире и его закономерностях в целом,
• установление внутрипредметных связей в усвоении основ изучаемых сфер (наук, культуры, видов искусства и т. д.).
Опираясь на сказанное, в педагогике принято называть интегрированным уроком любое занятие, не зависимо от его структуры, если для проведения такового привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. Не случайно, поэтому, интегрированные уроки нередко именуют межпредметными, а формы их проведения возможны самые различные: семинары, конференции, дискуссии, путешествия и т. д.
В последние годы в начальном образовании устанавливаются тенденции к интеграции таких компонентов учебно-воспитательного процесса, как содержание, средства, методы и организационные формы обучения. Это связано с реализацией межпредметных связей информационного-познавательного, организационно-процессуального и методического характера. Данные связи постепенно становятся интегративными, что их отличает выделением развивающей функции и расширением педагогического потенциала. Известно, что развивающая функция раскрывается через различные элементы интегративного обучения:
• содержательные связи, характеризующие явления с позиций разных учебных предметов;
• формирование обобщенных умений, включающих методы различных отдельных областей функционирования;
• концентрация внимания на смысловом понимании мира младшими школьниками;
• взаимное усиление формально-логических мыслительных операций, эмоционального настроя и отношения детей к учебной деятельности.
Указанные аспекты интегративного обучения позволяют выявить содержательные связи музыки и других учебных дисциплин, в частности, математики, как самостоятельных, но взаимодополняющих областей начального образования.
В начальной школе закладываются основы музыкальной культуры и музыкального образования. Начальное музыкальное образование педагогикой понимается как процесс и результат знакомства детей с лучшими образцами музыкального искусства, овладения опорными знаниями о музыке, что составляет базу для развития соответствующих умений и навыков в данной сфере функционирования. В начальной школе конкретизируется цель формирования музыкальной культуры учеников как части их духовной культуры. Основными составляющими направлениями этого процесса являются эмоционально-целостное отношение к искусству и жизни; музыкальное восприятие, адекватное нравственно-эстетической сущности музыкального искусства; опыт творческой деятельности как проявление духовно-творческой взаимосвязи композитора, исполнителя и слушателя. Занятия музыкой в младших классах общеобразовательной школы предполагают развитие воображения и фантазии детей, понимание ими соотношения форм существования мира с формами искусства, развитие способности ощущать их общность (цвет – пространство – объем – звуки).
В основе музыкального воспитания младших школьников лежит идея такого преподавания музыкального искусства, которое бы сочетало специфику природы ребенка младшего школьного возраста с природой самого искусства. Для младшего школьника это в первую очередь принесенный из дошкольного детства интерес к разнообразным чувственным впечатлениям и эмоциональная отзывчивость на них, готовность отнестись ко всему как к живому, богатый игровой опыт.
В процессе работы с учащимися I–IV классов по различным темам в рамках изучения музыки желательно использование впечатлений, знаний и умений детей, полученных ими на занятиях по другим учебным дисциплинам, прежде всего на уроках изобразительного искусства и чтения. Так, на уроках изобразительного искусства школьники получают различные художественные впечатления, приобретают опыт эстетического восприятия живописных произведений; у них развивается способность реагировать (отзываться) на прекрасное в окружающем мире, замечать особенности природы в разное время года, чувствовать настроения в ней (радостные, грустные, спокойные, оживленные); учащиеся знакомятся с особенностями сказочно-фантастического изображения; получают представление о народно-художественном творчестве. Все перечисленное способствует и более полному восприятию музыки.
На уроках чтения и развития речи дети через художественные произведения (стихи, рассказы, сказки и т. д.) знакомятся с различными явлениями окружающей жизни, некоторыми особенностями жанра сказки (элементы чудесного, фантастического) и поэтическими сочинениями (закономерности организации стихосложения – рифма, метрика, ритмика и т. д.), что помогает им полнее, глубже воспринимать аналогичные явления, отраженные в музыкальных произведениях. При восприятии и исполнении музыкальных произведений применяются полученные на уроках чтения знания и навыки работы над текстом; умение ответить на вопросы о прочитанном и о своих наблюдениях, делить текст на законченные по смыслу части, выделять основное в содержании частей и произведении в целом.В музыке немало математического начала, но это в педагогической практике зачастую применяется слабо. Здесь используется западноевропейская нотная система, основой которой являются две вполне строгие шкалы частоты и времени. В своей деятельности музыкант значительно реже математика задумывается о формальной основе музыкального произведения, зафиксированной в нотах. То, что действительно в музыке реализуется строго, складывалось столетиями, обусловлено акустическими явлениями и психологией восприятия звука. Но все указанное для большинства музыкантов некая данность, фундамент, который в повседневной практике не требует пристального внимания или даже осознания. Однако такая установка оправданна, поскольку предмет музыканта, будь он исполнителем, композитором, педагогом или теоретиком, менее формализован и включает собственные непростые задачи, связанные в большей степени с художественным результатом и процессом его достижения, а не с техническими основами средств реализации такой деятельности.
Математика имеет множество великолепных приложений к различным, самым неожиданным аспектам человеческой деятельности, но в школьном учебнике по данному предмету лишь вскользь упоминается только о некоторых из них. В итоге в сознании учеников закономерно возникает представление о «сухости», формальном характере математики и оторванности ее от жизни и практики людей. Наполняя уроки конкретными фактами и яркими образами, сделая их содержательнее, разнообразнее и занимательнее, учитель может навести мосты, соединяющие математику с окружающим миром, включающим, в том числе и музыку.
Слово «музыка» в переводе с греческого языка обозначает искусство муз. Следовательно, это искусство, отражающее действительность в звуковых, художественных образах. Математика с того же языка переводится как знание, наука. Ее называют царицей всех наук, символом мудрости. Красота математики является одним из важных связующих звеньев науки и искусства.
Между математикой и музыкой размещается вся творческая духовная деятельность человека. Музыкальная логика и математика развивают мышление, даже упражнение пальцев при игре на музыкальных инструментах укрепляет мозговые клетки. Как в музыке с использованием всего семи нот создаются великие произведения, так и в математике выдающиеся открытия совершаются при помощи десяти натуральных чисел от 0 до 9.
При разборе структуры музыкальных произведений и изучении нотной грамоты учащимся могут помочь формируемые у них на уроках математики навыки счета и представления о возможности использования букв как символов, а также полученные на уроках изобразительного искусства элементарные пространственные представления. При разучивании хоровых произведений и работе над музыкальной импровизацией на стихотворные тексты используются полученные на уроках чтения умения выразительно читать текст, выделять голосом в предложении важные по смыслу слова, правильно их произносить, а также навыки слогового и звукобуквенного анализа. Специальное внимание в процессе данной деятельности обращается на сравнение речевой и музыкальной интонаций, на их выразительные возможности. Введение в содержание уроков музыки пластических движений под музыкальное сопровождение, предполагает использование умений и навыков, получаемых учащимися на уроках физической культуры. К таковым относятся понимание сути и выполнение следующих действий: основная стойка, маршировка, ходьба на месте, в различных темпах, с замедлением и ускорением, с остановкой; построение и движение колонной; принятие задаваемого положения частями тела (руками, кистями, пальцами, ногами, головой и т. д.) и их движение. Например, для рук это их параллельное и поочередное перемещение вниз, вперед, в стороны, вверх, а также сгибания в локтях к плечам, перед грудью, на пояс.
Обозначенные перспективы возможностей налаживания межпредметных связей музыки с другими учебными предметами и значимость их реализации в условиях образовательного процесса младших школьников, актуализирует необходимость методически оптимальной организации таковых. В связи с этим, для успешной деятельности в условиях интегративного обучения в начальных классах учителям необходимо следующее.
1. Организация межпредметных связей в обучении младших школьников требует выявления их характера, сущности и различных аспектов по содержанию, по методам, по психологическому основанию.
2. Для реализации развивающей функции межпредметных связей в начальной школе необходимо определить специфику музыкального восприятия и деятельности в рамках других учебных дисциплин и определить характер их взаимодействия: аналогичный, сопутствующий, отличительный, противоречивый.
3. Построение комплекса заданий на основе межпредметных связей должно соответствовать характеру взаимодополнения музыкальной и вводимой (немузыкальной) деятельности.
4. Для прослеживания динамики умственного развития учащихся в условиях реализации межпредметных связей музыки и с другими областями знания целесообразно пользоваться методиками диагностирования скорости памяти, оперативности мыслительных процессов, произвольности восприятия и сосредоточенности внимания младших школьников.
5. Условиями развития младших школьников при реализации межпредметных связей в музыкальном образовании является:
• продолжение формирования новообразований в познании и деятельности детей: игре, творчестве (музыкальной деятельности), художественном восприятии мира;
• использование различных типов заданий с интеграцией свойств музыкальной и вводимой немузыкальной деятельности;
• применение музыки как средства стимулирования умственных действий и ассоциаций младших школьников.
Реализация развивающей функции межпредметных связей в начальной школе требует готовности к этому всех учителей, что подразумевает наличие у них не только желания воплотить указанное, но и высокого уровня профессионализма, позволяющего найти основания и средства к интеграции процесса обучения и взаимодействию педагогов.