Разработка урока по истории Дворцовые перевороты
Разработка урока.
Общая информация об учебном занятии
Тема урока: «Дворцовые перевороты»
Место и роль урока в изучаемой теме: четвертый урок по теме «Россия в XVIII веке»
Тип урока: комбинированный
Мотивация темы и формы проведения занятия:
Тема дворцовых переворотов занимает важное место в истории России. Главная цель данного занятия – расширить и углубить представления обучающихся о событиях этого периода, об особенностях политической ситуации.Изложение материала учебного занятия разбито на несколько частей, которые связаны с правлением сменяющих друг друга императоров и императриц. На учебном занятии обучающиеся выполняют несколько вариантов заданий для аудиторной самостоятельной работы: работа с текстом учебника и дополнительными раздаточными материалами, задание на знание пройденного материала – в форме фронтального опроса, пояснения исторических терминов. Учебное занятие предусматривает контроль выполнения заранее подготовленного сообщения (домашнее задание) в виде самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся.
Основные понятия: дворцовый переворот, Верховный Тайный совет, ограниченная монархия, кондиции, абсолютная монархия.
Цель: развитие общеучебной познавательной компетенции обучающихся на основе изучения материала по теме «Эпоха дворцовых переворотов».
Задачи:
Образовательные:
Выявить причины дворцовых переворотов.
Ознакомиться с основными событиями эпохи дворцовых переворотов.
Показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия.
Развивающие:
Продолжить формирование умений обобщать отдельные события и формулировать выводы.
Работать с иллюстрациями учебника и историческими документами.
Продолжить развивать у обучающихся умения давать оценку поступкам исторических деятелей.
Воспитательная:
Формировать интерес к отечественной истории.
Воспитывать патриотические чувства и любовь к Отечеству.
Повысить познавательный интерес, мотивацию к обучению через разнообразие используемых приёмов.
Оборудование:
Проектор, презентация по теме «Дворцовые перевороты»
Видеоматериалы по теме урока
Учебник
Генеалогическое древо Романовых
Раздаточные материалы для самостоятельной работы обучающихсяОсновные даты и события:1725-1727 гг. - правление Екатерины I.1727-1730 гг. - царствование Петра II.1730-1740 гг. - царствование Анны Иоанновны.1740-1741 гг. - царствование Иоанна VI Антоновича.1741-1761 гг. - правление Елизаветы Петровны.1761-1762 гг. - правление Петра II.1762 г. - начало царствования Екатерины II.
План урока:
1.Общая характеристика эпохи.
2.Причины частых дворцовых переворотов.
3.Основные события эпохи дворцовых переворотов.
4.Личностные качества правителей.
5.Итоговый контроль по теме
10.Литература:
Династия Романовых. Издательство “ Альфа – Копер”, 2006.
В.П. Ситников, Г.П. Шалаева, Е.В.Ситникова. Кто есть кто в истории России, Детская энциклопедия “ Я познаю мир”, М., “АСТ-Слово”, 2010.
www.Piplz.ru сайт о людях-биографии знаменитостей, статьи, новости.
Приложения
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ «ЭПОХА ДВОРЦОВЫХ ПЕРЕВОРОТОВ»
Этапы урока Цели и задачи Деятельность преподавателя Деятельность обучающихсяОжидаемый
результат
Дидактичес-кая оснащён-ность1.Организационный
( 1 мин) Создать рабочую обстановку на учебном занятии
Приветствие, организация внимания обучающихся.
Добрый день, уважаемые студенты. Староста назовите отсутствующих студентов. Слушают преподавателя Психологическая готовность обучающихся к работе с новым материалом Вступительное слово преподавателя
2.Мотива-ционный( 4 мин)
Постанова темы и целей учебного занятия;
знакомство с требованиями к уровню усвоения темы
Повторение пройденного материала Мотивирует деятельность обучающихся на учебном занятии через создание образно-эмоциональной ситуации о смерти Петра Великого, оставившего страну без названного наследника.
(слайд №1)
Начало XVIII века связано с деятельностью Петра I. Мы рассмотрели его реформы в области экономики, органов государственного управления, армии и флота. А сегодня поговорим о тех событиях, которые произошли в России после смерти Петра Великого.
Тема нашего урока “Дворцовые перевороты”
(слайд №2)
Цели:
Выявить причины дворцовых переворотов;
Ознакомиться с основными событиями эпохи дворцовых переворотов;
Показать, что главной движущей силой дворцовых переворотов становится гвардия.
Основные понятия: дворцовый переворот; абсолютная монархия, ограниченная монархия; кондиции, Верховный тайный совет.
Правители и даты правления
Задание во время учебного занятия: на основе получаемых знаний и раздаточных материалов заполнить пропущенные имена и события в таблице.
(Таблицы выданы каждому обучающемуся; по ходу учебного занятия, знакомясь с новой темой, обучающиеся самостоятельно заполняют таблицы; преподавателем осуществляется проверка в конце учебного занятия)
Непосредственно с темой нашего урока связаны два события, произошедшие в последние годы правления Петра I. Давайте вспомним эти события.
-Что, вы знаете о “Деле царевича Алексея”?
( Дело царевича Алексея” побудило Петра изменить порядок наследования престола. В 1722 году он подписал указ.)-Каково содержание указа 1722 года о порядке наследования престола?
(По указу Петра от 5 февраля 1722 о престолонаследии (подтвержден в 1731 и в 1761) император назначал себе преемника из числа лиц императорской фамилии)
(слайд №3)
Петр Великий скончался 28 января 1725 года. Умирал он тяжело, с мучительными болями. Подданные не посмели обеспокоить его вопросом о наследнике. Предание утверждает, что перед смертью Петр написал: “Отдайте все…”. Дальнейших слов нельзя было разобрать. Указ о праве императора назначать своего преемника не
был использован. А династическая ситуация оказалась сложной… Слушают преподавателя
Записывают тему в тетрадях
Ответы обучающихсяработа со схемой Генеалогического древа Романовых (у каждого обучающегося на парте) Повышение мотивации деятель-ностиобучающихсяАктуализа-ция темы учебного занятия
Закрепление полученных знаний
Презентационные материалы
Таблица, генеалогическое древо Романовых
3.Усвоение новых знаний и умений
(25 мин) Создание условий дляобщей вовлеченности обучающихся;
- развитие внимания и памяти через просмотр фильма с опережающим заданием,
-развитие мышления через проблемные ситуации,
- развитие речи через включение в процесс обсуждения Создаёт новую образовательную среду
Формирование общеучебной познавательной деятельности обучающихся по теме занятия
достижение познавательных, развивающих и воспитательных целей урока Видео и презентационные материалы
схема династии Романовых
3.1. Характеристика эпохи дворцовых переворо-товПервичное знакомство с основными датами,
правителями эпохи,
основными понятиями темы
Комментирует смену правителей с опорой на слайды презентации, выделяя яркие факты, позволяющие создать живые образы правителей
(слайд 4)
За 37 лет с 1725 по 1762 год пять раз при помощи оружия произошла смена правителей на троне. Начало этой эпохи положила смерть Петра I и последовавшая за ней борьба за власть различных группировок. А завершится эта эпоха воцарением на долгие 34 года императрицы Екатерины II.
(слайд №5)
Запишем в тетрадь:
Дворцовые перевороты - смена власти в результате борьбы группировок внутри господствующего класса при опоре на гвардейские полки.
Изучают материалы презентации;
Просматривают фильм
Образная реконструкция эпохи дворцовых переворотов через визуальный ряд и комментарии преподавателя
Видео и презентационные материалы
схема династии Романовых
3.2.Причины частых переворотов и общие черты эпохи
формирование умений объяснять причины частых переворотов и определять общие черты эпохи дв. переворотов
А теперь откройте ваши учебники и самостоятельно прочитайте фрагмент параграфа №46 на стр. 46 и ответьте на вопрос:- Каковы причины дворцовых переворотов?
(слайд №6)После корректировки преподавателем ответов обучающихся, записываем в тетрадь:
Причины дворцовых переворотов:
1. Усиление роли гвардии в государственных делах (так как гвардия была дворянской по своему составу).
2. Указ Петра 1 1722 г. о престолонаследии, в котором оставлял за монархом право передавать российский трон тому, кого он сам выберет. Указ действовал до 1797 г. Читают документы, выделяют ключевые мысли,
анализируют, делают выводы
обучающиеся определяют эти причины
Запись в тетради. формирование общеучеб-ных навыков (обобщение, анализ, сравнение) Учебник,
раздаточ-ные материалы
3.3.Основные события эпохи дворцовыхпереворо-товформирование умений ориентироваться в событиях эпохи, характеризовать
правителей Освещает основные события эпохи
(слайд №7-)
После смерти Петра Великого
правами на престол обладали внук умершего императора Петр (сын царевича Алексея), жена Екатерина и дочери Анна и Елизавета.
Петру тогда было только 9 лет. Меншиков, который был фаворитом Екатерины Алексеевны, при поддержке гвардейских полков, возвел ее на престол. Фактически правителем страны стал Меншиков.
Однако вскоре Екатерина умирает в 1927 году.
Давайте запишем основные события:
Основные события периода
правления Екатерины (1725-1727):
- 1725 г. – открытие Академии наук
- 1726 г. – создание Верховного Тайного Совета
В совет вошли 7 человек («Верховники»): А.Д.Меншиков, Ф.М.Апраксин, П.А.Толстой, Д.М.Голицын, Г.И.Головкин, А.И.Остерман, А.Г.Долгоруков
- снаряжена экспедиция Беринга
- Россия вступила в союз с Австрией
(слайд №8)
Верховный Тайный совет – это высшее совещательное государственное учреждение России.
(слайд №9)
После смерти Екатерины в 1727 году начинается правление Петра II.
При Петре 2 шла борьба за власть между князьями Долгоруким и Меньшиковым, которая завершилась ссылкой Меньшикова
В 1730г. Петр II заболел оспой и умер. С ним пресеклась по мужской линии династия Романовых.
(слайд №10)
Вопрос о престолонаследии должны были решить члены Верховного тайного совета (“верховники”). Выбор был сделан в пользу Анны –дочери царя Ивана Алексеевича. Приглашение на царство было при условии исполнения кондиций, чтобы ограничить власть монарха в пользу Верховного тайного совета.
(слайд №11)
Текст кондиций, подписанных Анной Иоанновной:
без усмотрения и согласия высокого совета никакого в делах государственных не подавать решения, следовательно:
не объявлять войны и не заключать мира;
никаких не налагать поборов и налогов;
никого за преступления в оскорблении величества не осуждать к смерти в одной Тайной канцелярии и ни у единого дворянина не конфисковать имения без ясного доказательства на учиненное им вышеозначенное преступление;
беспрекословно довольствоваться определяемым на содержание ее особы и придворного штата годовым доходом;
казенных вотчин никому не дарить;
не вступать в брак и не назначать наследника престола.
Итак, в России была предпринята попытка ограничить абсолютную власть российского монарха.
Анна подписала кондиции и поехала в Москву.
Тем временем о “кондициях” стало известно при дворе. Против них выступила церковь и такая влиятельная сила как гвардия, дворянство.
Когда Анна Иоанновна приехала в Москву, она получила от дворянства и гвардии челобитную, в которой они просили ее “принять самодержавство таково, каково Ваши достохвальные предки имели”.Анна разорвала кондиции. Верховный тайный совет был упразднен. Началось десятилетнее правление Анны Иоанновны.
(слайд №12)
Вместе с Анной из Курляндии прибыли многие прибалтийские немцы, занявшие важные посты в органах гос.управления, среди них Э.И.Бирон.
В.О.Ключевский дал такую характеристику периоду, получившему название бироновщины: “Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забрались на все доходные места в управлении”.
Осенью 1940г. Анна Иоанновна заболела. Единственной её родственницей была племянница Анна Леопольдовна с сыном Иваном Антоновичем. В октябре 1940 года Анна Иоанновна умерла, назначив Бирона регентом при малолетнем императоре Иване Антоновиче.
(Слайд №13)
Запишем:
Основные события времени правления Анны Иоанновны:
- Высшие должности розданы немцам: Бирону, Остерману и др.- Закрыт Верховный тайный совет.- Воссоздана тайная канцелярия.- Возрождение армии.
(слайд №14)
Бирону не удалось удержать власть. Его ненавидели русские, и немцы, презирала гвардия, он был арестован. Регентом при Иване Антоновиче стала Анна Леопольдовна. Её правление не было отмечено никакими важными решениями. Правительница ничем не интересовалась.
В гвардии вновь стало формироваться настроение в пользу смены власти. Наиболее популярной кандидаткой на императорский престол была дочь Петра I и Екатерины I – Елизавета.
Предлагает просмотреть фрагменты фильма о Елизавете Петровне, чтобы иметь визуальное представление о правлении дочери Петра.
(слайд №15-16-17)
В ночь на 25 ноября 1945 г. Елизавета явилась в казармы Преображенского полка и, призвала солдат послужить ей так же, как они служили её отцу.
А теперь, студенты, подготовившие цитаты о Елизавете, прошу вас выйти к доске и зачитать несколько цитат из источников об этом периоде:
Валентин Пикуль в романе “Слово и дело” так описывает историческую для России ночь с 24 на 25 ноября 1741 года…
“Сани остановились возле казарм лейб-гвардии полка Преображенского, где размещалась рота преданных Елизавете гренадер.войдя в казарму, она сказала солдатам:
-Ребята, вы знаете, кто я такая. Худого вам не хочу, а добра желаю. Клянемся на кресте сем, что умрем за Россию вместе.
-Веди нас, краса писаная! Мы всех перережем!
-А тогда я не пойду. Крови уже было достаточно…
За женщиной вышли на трескучий мороз 300 гренадер.
Современники так откликнулись на восшествие Елизаветы на престол:
Великое светило миру,
Блистая с вечной высоты
на бисер, злато и порфиру,
на все земные красоты,
во все страны свой взор возводит;
но краше в свете не находит Елизаветы…
Михаил Васильевич Ломоносов “Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747г.”.
А вот как пишут о Елизавете историки:
-«Живая и веселая, но не спускавшая глаз с самой себя, при этом крупная и стройная, с красивым круглым и вечно цветущим лицом, она любила производить впечатление, и, зная, что к ней особенно идет мужской костюм, она установила при дворе маскарады без масок, когда мужчины обязаны приезжать в полном женском уборе, в обширных юбках, а дамы в мужском придворном платье.Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования, побеждала первого стратега того времени Фридриха Великого, брала Берлин.
…карта Европы лежала перед ней в её распоряжении, но она так редко на неё заглядывала, что до конца жизни была уверена в возможности проехать в Англию сухим путем, - и она же основала первый настоящий университет в России - Московский.»
В.О. Ключевский. Исторические портреты.
Основные события правления Елизаветы Петровны:
- Восстановила Сенат
- 1744 – 1747 гг. – проведена перепись податного населения
- 1753 г. – открытие Дворянского банка
- Усилился крепостной гнет
- 1743 г. - подписала указ об отмене смертной казни
- 1755 г. – открытие первого российского университета
- 1756 г. – Ф.Г.Волков основал в Петербурге первый общедоступный профессиональный театр
- 1757 г. – учреждение Академии художеств
- 1756 – 1763 гг. – Семилетняя война
(слайд №18-19)
Елизаветы объявила своим наследником племянника Петра Федоровича.
25 декабря 1761 года императором России стал Петр III. Довелось ему царствовать всего 186 дней. Отзывы о нем остались совершенно противоположные, но скорее отрицательные.
28 июня 1762 года произошел последний дворцовый переворот, Петр III был свергнут и арестован, а через неделю убит.
(слайд №20)
На 34 года на престол вступила его жена Екатерина II.
“Божию милостью, мы, Екатерина II,Объявляем верным подданным нашим…Россия вдоволь натерпелась от чехардыВокруг престола. России я обязана всем,Даже именем – Екатерина!Стремиться буду к общей цели – сделать всех счастливыми!”
Так закончилась эпоха дворцовых переворотов Просмотр фильма, заполнение таблицы на основе раздаточного материала, запись в тетради основных событий
Запись в тетради
схема “Генеалогическое древо Романовых”
обучающиеся отвечают на вопросы:-Как назывался документ?
-Кто обладал реальной властью по этому документу?
-Как можно назвать систему правления, которая установилась бы в России, если бы этот проект был осуществлен?
Запись в тетради
Обучающиеся выходят к доске и читают цитаты
Запись в тетради
Обучающийсязаранее подготовлен-ное домашнее задание читает у доски Чтение исторического текста и подготовка критических суждений о личности правителей
Формирование мнения обучающихся о личностных качествах ЕлизаветыПрезента-ция, видео и раздаточ-ные материалы
4.Закрепление
( 8 мин) Закрепление знаний, полученных в ходе изучения нового материала Объясняет необходимость усвоения основных дат и понятий для выхода на минимальный уровень оценки.
(слайд №21)
-Предлагает всем учащимся восстановить по памяти правильную очерёдность правления на Генеалогическом древе(слайд). Применяют полученные знания при выполнении практических заданий Контроль уровня усвоения полученных знаний Презентационные и раздаточ-ные материалы
4.1.Работа с новыми понятиями
· Закрепление основных понятий темы урока
· Закрепить умение формулировать понятие через работу с терминами (слайд №22)
Предлагает устную работу с глоссарием по формулировке понятий (презентация):
· Дворцовые перевороты
· Кондиции
· Верховный тайный совет
· Абсолютная монархия
· Ограниченная монархия Учащиеся повторяют основные понятия темы
на основе взаимопроверки Актуали-зация глоссария Глоссарий «Основные понятия» 1 пол 18 века
4.2.Работа с основными датами темы
Закрепление знаний основных дат темы урока Проверка таблицы “Дворцовые перевороты XVIII века” в виде фронтального опроса по датам
Работа с таблица-ми5.Контроль
(4 мин)
Выявления уровня усвоения знаний, закрепление материала Предлагает проверить насколько усвоен материал.
Заключительная часть - первичное закрепление материала.
(слайд №23)
1. Текст с ошибками (прочитать, проанализировать, исправить ошибки).
После смерти Петра II встал вопрос о власти. Выбор верховников пал на герцогиню курляндскую Елизавету. Верховники решили усилить самодержавную власть и вместе с приглашением на престол направили ей кондиции (условия). Елизавета подписала их. Приехав в Москву, она узнала, что почти все дворяне поддерживают кондиции.
(слайд 24)
2.Тест. Назвать о каком правителе идет речь?
1. “Царь - высокий мужчина с прекрасным лицом, хорошо сложен, с большой быстротой ума, в ответах скор и определенен, жаль только, что ему не достает полной светской утонченности. Он показал нам руки и дал нам ощупать, как они загрубели от работ” - так выглядел в глазах иностранцев:
Алексей Михайлович,
Петр I,
Петр II,
Петр III.
2. “Лишь подписав кондиции”, могла стать Российской императрицей:
Екатерина I,
Анна Иоанновна,
Анна Леопольдовна,
Елизавета Петровна.
3. Курляндский дворянин, отличавшийся высокомерностью, грубостью, игравший при дворе императрицы Анны Иоанновны главную роль. Его имя стало нарицательным, им иногда называют весь период 1730-1740гг.
К.Фридрих,
А.И.Остерман,
Э.И.Бирон,
А.П.Волынский.
4. С призыва к солдатам в казармах Преображенского полка служить ей, как её отцу, и ареста Брауншвейгской фамилии началось 20-летнее царствование:
Анны Леопольдовны,
Елизаветы Петровны,
Екатерины II,
Анны Иоанновны.
(слайд №25)
Проверь себя Выполняют задания, раздел «Итоговый контроль». Проверяют себя по ключу (на доске)
текст на парте у каждого ученика
текст на парте у каждого ученика
Тестирование
Взаимопроверка Раздаточные материалы. Раздел «Итоговый контроль»
6.Рефлек-сия( 2 мин) Подведение итогов Преподаватель
Оценка усвоения материала:
Получил прочные знания, усвоил весь материал - 5 баллов.
Усвоил новый материал на уровне первичного усвоения - 4 балла.
Мало что понял, необходимо еще поработать - 3 балла. Участвуют в оценке полученных знаний Оценка усвоения материала 7. Домашнее задание
(1 мин) (слайд №26)
1. Написать эссе по теме правления одного из правителей этой эпохи со своими суждениями о внесенном им вкладе (или же наоборот) в развитие государства Российского. Какая из личностей эпохи дворцовых переворотов у Вас вызывает уважение или сочувствие?
2. Предлагается проблемное задание: Почему период после смерти Федора Ивановича называется смутой, а период после смерти Петра I — дворцовыми переворотами? ^ Раздаточный материал.
Таблица анализа КАРТОЧКА № 1 содержания темы «Эпоха дворцовых переворотов» Команда № 1.Задание 1.Заполните пропущенные имена, даты, события
Правитель,годы правления Причиныпереворота Опора правителя Главные направления внутреннейполитики Главные направления внешней политики
__________(1725 - 1727) Гвардейцы прекратили распри между «старой» и «новой» знатью Гвардейцы
«новая знать» - 1725 г. – открытие Академии наук
- 1726 г. – создание Верховного________________________________
В совет вошли 7 человек («Верховники» ): А.Д.Меншиков, Ф.М.Апраксин, П.А.Толстой и др. - снаряжена экспедиция Беринга
- Россия вступила в союз с Австрией
.
Петр II(_____ - ______) Меньшиков сосредотачивает власть в своих руках. «Старая знать» Потеря влияния Меньшикова. Ссылка ____________. Власть захватывают князья Долгорукие. (нет событий)
Анна Иоанновна(______ - ______)Родовое дворянство – «старая» знать устраняетВерховный совет Немецкое дворянство Гвардейцы - Высшие должности розданы немцам: Бирону, Остерману и др.- Закрыт Верховный тайный совет.- Воссоздана _______________________- Возрождение армии.- Строительство крепостей.- Государственная казна разграблена Бироном. 1731 год – в состав России добровольно входят казахи. 1735 – 1739 гг. русско – турецкая война. Захват Азова без права иметь флот на Черном море.
Иван VI(1740 -1741) Власть в руках Бирона Нем.дво-рянствоВласть в стране передана Бирону. (нет событий)
________
________(1741 - 1761) Надежда гвардейских офицеров на возрождение эпохи Петра. Гвардейцы - 1744 – 1747 гг. – проведена перепись податного населения
- _____ г. – открытие Дворянского банка
- Усилился крепостной гнет
- 1743 г. - подписала указ об отмене смертной казни
- 1755 г. – открытие первого российского университета
- 1756 г. – Ф.Г. Волков основал в Петербурге первый общедоступный профессиональный театр
- 1757 г. – учреждение Академии художеств 1756 – 1763 гг. – __________________. Фактически победа России над Пруссией. Захват Берлина.
Петр III
(_____ - ______) (власть передана по завещанию Елизаветы Петровны) Не было опоры Введены прусские порядки в армии. Заключение мира с Пруссией. Отданы все территории, захваченные во время Семилетней войны
^ Рекомендации по работе с карточкой:
Пустующие ячейки таблицы предназначены для заполнения.Письменный ответ в таблице должен быть лаконичным, емким по содержанию.
Раздаточный материал №2
Заключительная часть - первичное закрепление материала.
1. Текст с ошибками.
После смерти Петра II встал вопрос о власти. Выбор верховников пал на герцогиню курляндскую Елизавету. Верховники решили усилить самодержавную власть и вместе с приглашением на престол направили ей кондиции (условия). Елизавета подписала их. Приехав в Москву, она узнала, что почти все дворяне поддерживают кондиции.
2.Тест. Назвать о каком правителе идет речь?
1. “Царь - высокий мужчина с прекрасным лицом, хорошо сложен, с большой быстротой ума, в ответах скор и определенен, жаль только, что ему не достает полной светской утонченности. Он показал нам руки и дал нам ощупать, как они загрубели от работ” - так выглядел в глазах иностранцев:
Алексей Михайлович,
Петр I,
Петр II,
Петр III.
2. “Лишь подписав кондиции”, могла стать Российской императрицей:
Екатерина I,
Анна Иоанновна,
Анна Леопольдовна,
Елизавета Петровна.
3. Курляндский дворянин, отличавшийся высокомерностью, грубостью, игравший при дворе императрицы Анны Иоанновны главную роль. Его имя стало нарицательным, им иногда называют весь период 1730-1740гг.
К.Фридрих,
А.И.Остерман,
Э.И.Бирон,
А.П.Волынский.
4. С призыва к солдатам в казармах Преображенского полка служить ей, как её отцу, и ареста Брауншвейгской фамилии началось 20-летнее царствование:
Анны Леопольдовны,
Елизаветы Петровны,
Екатерины II,
Анны Иоанновны.
Раздаточный материал №3
Ознакомьтесь с цитатами из исторических источников и сформулируйте выводы о личностных качествах Елизаветы Петровны:
Валентин Пикуль в романе “Слово и дело” так описывает историческую для России ночь с 24 на 25 ноября 1741 года…
“Сани остановились возле казарм лейб-гвардии полка Преображенского, где размещалась рота преданных Елизавете гренадер. Войдя в казарму, она сказала солдатам:
-Ребята, вы знаете, кто я такая. Худого вам не хочу, а добра желаю. Клянемся на кресте сем, что умрем за Россию вместе.
-Веди нас, краса писаная! Мы всех перережем!
-А тогда я не пойду. Крови уже было достаточно…
За женщиной вышли на трескучий мороз 300 гренадер.
Французский академик Альбер Вандаль, описывая эту ночь живописует:
«Толстый слой окрепшего снега прикрывал землю, заглушая всякий шум. Гренадеры торопливым шагом следовали за санями Елизаветы, молча и полные решимости: солдаты дали взаимную клятву не произнести ни единого слова во время пути и проткнуть штыком первого малодушного».
Современники так откликнулись на восшествие Елизаветы на престол:
Великое светило миру,
Блистая с вечной высоты
на бисер, злато и порфиру,
на все земные красоты,
во все страны свой взор возводит;
но краше в свете не находит Елизаветы…
Михаил Васильевич Ломоносов “Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны, 1747г.”.
А вот как пишут о Елизавете историки:
-«Живая и веселая, но не спускавшая глаз с самой себя, при этом крупная и стройная, с красивым круглым и вечно цветущим лицом, она любила производить впечатление, и, зная, что к ней особенно идет мужской костюм, она установила при дворе маскарады без масок, когда мужчины обязаны приезжать в полном женском уборе, в обширных юбках, а дамы в мужском придворном платье.Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования, побеждала первого стратега того времени Фридриха Великого, брала Берлин.
…карта Европы лежала перед ней в её распоряжении, но она так редко на неё заглядывала, что до конца жизни была уверена в возможности проехать в Англию сухим путем, - и она же основала первый настоящий университет в России - Московский.»
В.О. Ключевский. Исторические портреты.
Раздаточный материал №4