Научный проект школьника на тему «Образы домашних животных в баснях И.А. Крылова»

ДУБОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА











ОБРАЗЫ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ В БАСНЯХ
И. А. КРЫЛОВА






Секция: литература
Выполнила: Яковлева Анна,
ученица 5 «Б» класса
________________
(подпись)

Руководитель: Шушпанова Е. Н.,
учитель русского языка и литературы
________________
(подпись)













2008
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.

ВВЕДЕНИЕ3
1. БАСНЯ КАК ЖАНР ЛИТЕРАТУРЫ..4
2. ОБРАЗЫ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ В БАСНЯХ И. А. КРЫЛОВА5
2. 1 Особенности языка басен Крылова5
2.2 Образы домашних животных в баснях И. А. Крылова5
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.12
ГЛОССАРИЙ.13
ПРИЛОЖЕНИЯ.14


























ВВЕДЕНИЕ


Сегодня басни не так популярны, как сказки, детские стишки, частушки. На наш взгляд, басни незаслуженно отошли на второй план, так как воспитательное значение их огромно.
Тема нашего проекта: «Образы домашних животных в баснях
И. А. Крылова».
Цель проекта: раскрыть аллегорическое значение образов домашних животных в баснях И. А. Крылова.
Задачи:
Изучить имеющуюся по теме проекта литературу.
Проанализировать басни И. А. Крылова.
Выявить значение образов домашних животных в баснях И. А. Крылова.
Освоить приемы литературного анализа басни.
Подготовить сценарий к ученическому спектаклю «Басни Крылова».

Объект: басни И. А. Крылова.
Предмет: образы домашних животных в баснях И. А. Крылова.
Гипотеза: если мы прочитаем басни Крылова, проанализируем их, то сможем определить совпадают ли наши ассоциации, связанные с образами домашних животных, с их аллегорической ролью в баснях И. А. Крылова.
Практический выход: оформление проекта и постановка ученического спектакля «Басни Ивана Андреевича Крылова».





1. БАСНЯ КАК ЖАНР ЛИТЕРАТУРЫ

Басня – это короткий рассказ в стихах или прозе с обязательным моральным выводом. Повествовательной частью басня сближается со сказками (особенно о животных), моралистической частью – с пословицами.
Басни отличаются от сказок о животных тем, что персонажи – животные в них менее индивидуализированы. Они, как правило, не имеют собственных
имен и за их обобщенными образами скрываются люди, с их чисто человеческими характерами и недостатками и недостатками. Басня – один из древнейших жанров словесного искусства. Басня живет тысячелетия. Ещё
в шестом веке до н. э. в Древней Греции легендарный Эзоп прославился своими мудрыми баснями. Даже правители Греции прислушивались к его
советам, выраженным в иносказательной форме.
Из Греции басенный жанр распространился на Восток - в Индию, Сирию и Арабские страны. А затем - на Запад - в Римскую Империю, где творил гениальный Фёдр, в Византию, позже во Францию, на родину
великого баснописца Ж. Лафонтена. С помощью басни человек искал ответ на вопрос, как вести себя в этом огромном сложном мире.
Басня - это аллегорический рассказ.
Аллегория - это иносказание, например, воплощение какого-либо свойства человеческого характера (хитрости, глупости) в конкретном образе (лисы, осла). В басне, как правило, персонажами являются животные, иногда неодушевлённые предметы (топор, бочка, пирог,) изредка – люди (крестьянин, разбойник, поп). Чаще всего в басне действуют животные, так как они наделены определенным, заранее известным читателю характером: муравей – трудолюбивый, заяц – трусливый, ягнёнок - беззащитный.
Обязательным элементом басни является мораль, расположенная в начале или в конце текста. Мораль басни сформулирована не только в конкретных словах, но и в общем тоне рассказа, в интонации автора, который осуждает героев, сочувствует или смеётся над ними.
2. ОБРАЗЫ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ В БАСНЯХ И. А. КРЫЛОВА

2. 1 Особенности языка басен Крылова
Мы прочитали 143 басни. Из них выбрали те, которые подходят теме нашего проекта – это 18 басен Ивана Андреевича Крылова: «Осел», «Парнас», «Осел и Соловей», «Осел и Мужик», «Кот и Повар», «Щука и Кот», «Волк и Кот», «Ягненок», «Ворона и Курица», «Волк и Ягненок», «Петух и жемчужное зерно», «Кукушка и Петух», «Орел и Куры», «Гуси»,
«Две собаки», «Собачья дружба», «Слон и Моська», «Прохожие и Собаки».
Анализируя образы домашних животных, нельзя не отметить особенности языка И. А. Крылова. Конкретность языка, точность описаний Крылов передает через действия. Умение рисовать действие особенно пригодилось Крылову для изображения речи героев. Речь – тоже действие. Его герои говорят самым естественным, самым живым языком. Они действуют с помощью речи («Две собаки», «Кукушка и Петух» и т. д)
Проанализировав басни, мы обратили внимание, что диалогическая форма басни, в которой участвуют два персонажа, наиболее часты у Крылова. Крылов широко варьирует виды диалога:
Одно лицо говорит, а одно действует («Кот и Повар»).
Два – три говорящих героя («Кукушка и Петух», «Две собаки» и т. д.)
В одном «голосе», в одной реплике он объединяет высказывания
целой группы персонажей. В басне «Гуси» - это стадо гусей, которые обращаются к прохожему с жалобой на мужика: «Но Гуси иначе об этом толковали», «Вот как на Мужика пеняли».

2. 2 Образы домашних животных в баснях И. А. Крылова
Мы выбрали для анализа образы осла, кота, ягнёнка, петуха, курицы, гусей, собаки.
П. Кропоткин отмечал: «...Каждый зверь в них (баснях Крылова) носит
свой определенный характер и изображен с удивительной верностью природе».
Прежде чем начинать работу над проектом, мы провели опрос учащихся 5 – 6 классов, чтобы выявить их ассоциативные представления, связанные с образами этих домашних животных.
Мы опросили 38 человек. Результаты опроса оформлены в следующей таблице:
животное
осел
кот
ягненок
петух
курица
гуси
собака

качества
Упрямый
28
Красивый
28
Беззащитный
15
Крикун
18
Несет яйца
21
Драчуны
15
Друг
11


Глупый
18
Ласковый
10
Маленький
11
Злой
13
Пугливая
3
Важные
11
Злая
11


Трудолюбивый
4
Добрый
6
Красивый
8
Задира
12
Добрая
3
Злые
9
Сторож
10


Противный
4
Хитрый
6
Шустрый
6
Красивый
11
Хорошая мать
3
Гадкие
6
Верная
12


Хитрый
3
Умный
5
Добрый
6
Сильный
4


Умная
11


Какими же качествами наделил этих животных Иван Андреевич Крылов?
Образ Осла служит для обозначения не просто глупца, а знатного, но глупого карьериста «Осел»:
В породе и в чинах высокость хороша;
Но что в ней прибыли, когда низка душа?
Или в басне «Парнас»
Мне хочется, невеждам не во гнев,
Весьма старинное напомнить мненье:
Что если голова пуста,
То голове ума не придадут места.
Осел самоуверен, берется за дело, в котором ничего не понимает, как в баснях «Осел и Соловей», «Осел и Мужик». Не имея слуха (об этом Крылов говорит и в басне «Парнас»), он берется оценить пение Соловья. Чем же заканчивается его «суд»?
Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом,
«Изрядно, - говорит, сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом:
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немного поучился»
Крылов восклицает в конце басни
Избави бог и нас от этаких судей!
А в басне «Осел и Мужик» Осел берется стеречь огород от птиц. В результате огород был вытоптан, и Мужик остался без урожая. Однако автор высмеивает не только Осла, ни и осуждает и Мужика:
А я скажу, не с тем, чтоб за Осла вступаться;
Он точно виноват (с тем сделан и расчет),
Но, кажется, неправ и тот,
Кто поручил Ослу стеречь свой огород.
Образ Кота в баснях неоднозначен: в одних он наделён хитростью, наглостью, а в других – умом, рассудительностью.
В басне «Кот и Повар» Кот нагло съедает пирог, жаркое, ничуть не смущаясь Повара. Что же делает Повар, видя такую наглость? Он просто стыдит Кота, не наказав за бесцеремонность. Автор восклицает:
А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по- пустому,
Где нужно власть употребить.
Однако в басне «Волк и Кот» автор изображает Кота умным и справедливым: он пытается помочь Волку, но когда узнает о его злодеяниях, осуждает его:
сам себя вини:
Что ты посеял – то и жни.
В басне «Щука и Кот» Кот пытается предупредить самонадеянную щуку об опасности ее идеи поменяться «ремеслом»
«Да, полно, знаешь ли ты эту, свет, работу? –
Стал Щуке Васька говорить. –
Смотри, кума, чтобы не осрамиться:
Недаром говориться,
Что дело мастера боится».
И в морали к басне Крылов подчеркивает
Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдёт на лад.
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит,
Тот завсегда других упрямей и вздорней:
Он лучше дело всё погубит,
И рад скорей
Посмешищем стать света,
Чем у честных и знающих людей
Спросить иль выслушать разумного совета.
То есть Кот здесь «честный и знающий»
Ягнёнок в баснях Крылова глупый
Ягненок сдуру,
Надевши волчью шкуру,
Пошел по саду в ней гулять. («Ягненок»)
Финал басни печален – Ягненка чуть не разорвали сторожевые псы.
беззащитный
У сильного всегда бессильный виноват:
(«Волк и Ягнёнок»)
Очень интересно изображены домашние птицы. Петух и Куры в баснях - неразборчивые, любят похвалу, малообразованные.
Когда таланты судишь ты,-
Считать их слабости трудов не трать напрасно;
Но, чувствуя, что в них и сильно, и прекрасно,
Умей различны их постигнуть высоты.
(«Орёл и куры»)
Интересно, что образ Петуха схож с образом осла:
Невежи судят точно так:
В чём толку не поймут, то всё у них пустяк
(«Петух и жемчужное зерно»)
За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.
(«Кукушка и Петух»)
В басне «Гуси» в образе гусей Крылов изобразил неприглядную картину общества, в которой привилегии дворян, по мнению автора, были необоснованными. Несправедливость привилегий дворянства Крылов подчеркивает их важность, сравнивает с притязаниями на знатность Гусей, , чьи предки «Рим спасли». От себя автор добавляет:
Оставьте предков вы в покое:
Им поделом была и честь;
А вы, друзья, лишь годны на жаркое.

Мы все привыкли к выражению: «Собака – друг человека». Но Иван Андреевич воплощает в образе Собаки другие качества: подобострастие перед господином («Две собаки»), желание прославиться («Слон и Моська»). Автор с горечью рисует дерущихся из – за кости двух Собак («Собачья дружба»), которые уверяли друг друга в вечной дружбе, пока хозяин не бросил им лакомую косточку.
Свет полон дружбою такою.
Про нынешних друзей льзя мол вить, не греша,
что в дружбе все они едва ль не одинаки:
послушать, кажется, одна у них душа,-
А только кинь им кость, так что твои собаки!
Интересно, что Крылов наделяет Собаку таким качеством, как зависть
Завистники, на что ни взглянут,
Подымут вечно лай;
А ты себе своей дорогую ступай:
Полают, да отстанут.
(«Прохожие и собаки»)
Таким образом мы видим, что образы животных в баснях Крылова – это не просто точное описание внешнего вида животного, а аллегорическое изображение, которое ассоциируется с человеком, его достоинствами и недостатками.















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе работы над проектом мы проанализировали басни, «рисующие» домашних животных (осла, кота, ягнёнка, петуха, курицы, гусей, собаки), и попытались сопоставить ассоциативные
представления школьников Дубовской средней школы об этих животных и аллегорические представления И. А. Крылова.
Совпали представления об осле, коте, ягненке, гусях
Не совпали – о петухе, курах, собаке.
Выявив аллегорическое значение образов домашних животных в баснях И. А. Крылова, мы можем отметить, что необычность образов Собаки, Петуха, Курах связана прежде всего, на наш взгляд, влиянием на наши представления о них народных сказок. В них Собака – преданная, Петух – сильный, защитник обиженных, Куры – заботливые домоседки. Все это подтверждает лишь тот печальный факт, что жанр басен незаслуженно отошел на второй план, и школьники предпочитают читать сказки. А зря.
Басни учат видеть не только смешное, но и несправедливость окружающего мира, задумываться о последствиях своих поступков.
Стихом Крылова мы не только украшаем нашу речь – «крылатыми словами» из басен мы доказываем, обосновываем свое мнение, опровергаем чужое.









СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Крылов И. А. Басни/ Сост., авт. предисловий и коммент. А. В. Десницкий. – М.: Просвещение, 1985.
Крылов И. А. Басни. Рис. к басням А. Лаптева. – М.: Детская литература, 1975.
Крылов И. А. Проблемы творчества / под ред. Сермана И. З. – Ленинград: Наука, 1975.
Ожегов С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под. ред.
Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 1990.
Степанов Н. А. И. А. Крылов: Жизнь и творчество. – М.: Худ. литература, 1949.
Степанов Н. А. Мастерство Крылова – баснописца. – М.: Советский писатель, 1958
Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост.
М. В. Панов. – М.: Педагогика, 1984.
Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост.
В. И. Новиков. – М.: Педагогика, 1988.












ГЛОССАРИЙ

Аллегория - это иносказание, например, воплощение какого-либо свойства человеческого характера (хитрости, глупости) в конкретном образе (лисы, осла).
Басня - это короткий рассказ в стихах или прозе с обязательным моральным выводом.
Образ – в художественной литературе: тип, характер.
Парнас – гора в Греции, по античной мифологии – место обитания девяти муз-богинь, покровительниц искусств и наук.




















Приложение 1
Иван Андреевич КРЫЛОВ
(1769 – 1844)


























Приложение 2
Биография Ивана Андреевича Крылова
Родился Иван Андреевич Крылов в Москве 2 (13) февраля 1769 года
Ванюше было пять лет, когда отец решил уйти в отставку и переехать в Тверь, где жила у него старуха мать.
Приехав в Тверь, Андрей Прохорович поступил на службу в магистрат - городское управление. Постепенно Крыловы обжились, устроились, зажили тихо, уединённо. Жалование Андрей Прохорович получал небольшое, взяток никогда в жизни не брал – был он честный, прямой и простой человек. В его паспорте значилось, что он дворянин, он был дворянин «ненастоящий» - так в то время называли людей, которые делались дворянами по своему чину и не имели ни поместий, ни крепостных крестьян.
Вместе с разным домашним имуществом привезли в Тверь и простой походный сундучок, в котором хранил Андрей Прохорович самую большую свою драгоценность – книги. Их собирал он много лет, тратил на них последние гроши и все свободное время проводил за чтением. Очень рано начал он учить сына грамоте. Но учитель он был плохой, и нелегко давалась грамота маленькому Ванюше, хоть и был он бойкий и умный мальчик. Вместе с сыном училась мать – она была неграмотная.
Скоро родился у Крыловых второй сын, Левушка, а старшего, Ваню, как только исполнилось ему восемь лет, записали на службу. В то время дворянских детей записывали на службу часто с самого рождения.
Маленький Крылов был очень трудолюбив. Старательно и упорно учился всему, и его постоянно ставили в пример другим детям. Особенно усердно занимался он итальянским и французским языками и для практики пробовал переводить.
Случайно попалась ему тоненькая книжка знаменитого французского баснописца Лафонтена. Мальчик принялся переводить басню о тростинке и дубе, которая ему очень понравилось, но этот первый его опыт оказался неудачным.
Когда Ванюше исполнилось девять лет, умер отец. После него не осталось – ни денег, ни крепостных, только сундучок с книгами. Мать бросилась искать работу. Бралась за всё, чтобы только не отрывать сына от учения. Работала она с утра до ночи, оставляя своего младшего сына Лёвушку на попечение старшего брата, и всё-таки денег не хватало. Пришлось Ванюше поступить на службу в тверской губернский суд. Ему было одиннадцать лет, и он был в чине подканцеляриста. Что же он делал? Переписывал бумаги, разносил пакеты, чинил гусиные перья и потихоньку читал книги, за что злой и грубый начальник-повытчик – не раз бил его. Он уже перечитал всё, что было в отцовском сундучке: и арабские сказки, и произведение русских писателей - Ломоносова, басни Хемницера, Дмитриева, стихи Сумарокова. Умный, наблюдательный от природы мальчик начинал постепенно понимать, где правда. Он присматривался к тому, что делали, о чём говорили его сослуживцы, видел, как они обманывали людей, как всегда богатый оставался правым, а бедняк оказывался виноватым. В магистрате Крылов прослужил три года. Зимой 1782 года Крылов с матерью и братом переехал в Петербург и поступил на службу в канцелярию. Первое время ему не платили жалованья - он только приучался к делу, а потом назначили около девяноста рублей в год. Жить было ещё труднее, чем в Твери, но Крылов нашёл в Петербурге то, о чём мечтал: образованных людей, книги, возможность учиться, театр, которым он особенно увлекался.
Мать умерла. Из жизни Крылова ушёл лучший друг, «первая радость, первое счастье моей жизни», как он говорил. С братом Крылов виделся очень редко - он служил офицером и скитался с полком по России.
Для Крылова начались годы странствий; он жил в Москве, в Нижнем Новгороде, в Тамбове, в Саратовской губернии, на Украине, жил в городах, в помещичьих усадьбах. Узнал много новых мест, новых людей, увидел, как и чем живут все эти люди вдали от столицы.
Но всё чаще думал Крылов о том, что басни - это действительно его «род». Как много правды о жизни, о людях можно сказать в таком стихотворном рассказе, как басня! И гораздо легче обмануть цензуру, если действующие лица этой басни - звери, птицы, деревья, вещи, вся природа! И в журналах одна за другой стали появляться его басни: «Ворона и Лисица», «Лягушка и Вол», «Волк и Ягнёнок»
Через несколько лет, в 1809 году, вышла и первые книга басен Крылова. В ней было двадцать три басни. «Можно забыть, что читаешь стихи, - так рассказ лёгок, прост и свободен, и между тем какая поэзия!»- писал Василий Андреевич Жуковский, прочитав книгу.
Крылову в это время было сорок лет. Он как бы снова вошёл в литературу, на этот раз избрав свой, особый путь. С этого пути он не сворачивал уже до конца своей жизни. На протяжении почти тридцати лет своей деятельности баснописца Иван Андреевич Крылов написал до двухсот басен.















13PAGE 15


13PAGE 141715




Заголовок 115