Интерактивно – научный проект «Умным быть модно»


Интерактивно – научный проект «Умным быть модно»
Наименование проекта
«Мудреные науки – без назидания и скуки»
Статус проекта
Социально – ориентированный проект, разработанный и инициированный учителем физики Семичевой Л.Л.
Координатор проекта
Учитель физики ГБОУ СОШ № 458 Семичева Л.Л.
Участники проекта
Учитель физики Семичева Л.Л. и обучающиеся 10-1 класса.
Сроки реализации проекта
В 2011-2012 уч. году: с 03.10.2011г. по 31.12.2011г.
Общие положения проекта.
Проект является некоммерческим
Проект является внутришкольнымПроект имеет научно – популярную направленность
Проект помогает школьникам понять, как устроен окружающий мир.
Проект позволяет в игровой форме с помощью экспонатов-экспериментов, условно разделенных на пять тем: физика, математика, астрономия, география и биология выяснить принцип их работы и те явления, которые они описывают.
Проект успешно сочетает в себе образование и развлечение и не оставит равнодушным школьников любого возраста.
Концепция проекта
Она заключается в том, что обучающиеся могут  в наглядном, «живом» виде постичь физические законы и астрономические эффекты, химические реакции и законы биологии, гидро- и аэродинамику, анатомию, электричество и магнетизм, климатологию, оптические иллюзии и многое другое.
Обучающиеся смогут ощутить себя математической функцией, сдвинуть шарик силой мысли и проверить может ли человек вообще не думать, почувствовать на себе, как это, когда «волосы дыбом», и найти ответы на многие вопросы.
После посещения музея обучающиеся делятся своими впечатлениями с учителем и друг с другом. Обсуждают, каким образом были проиллюстрированы сложные законы физики, оптики, климатологии и других наук.
Таким образом, у обучающихся развивается интерес к изучению предметов естественно – научного цикла, появляется наглядное представление о законах функционирования окружающего мира. Возможно, может сформироваться более четкое определение будущей профессии, что немало важно для учащихся выпускных классов.
Общая цель проекта:
Повышение мотивации к изучению предметов естественно – научного цикла.
Задачи проекта:
Продемонстрировать обучающимся, что наука может быть увлекательной.Предоставить обучающимся возможность принять непосредственное участие в происходящем – экспериментировать, испытывать, проводить опыты.
Предоставить обучающимся возможность самим объяснять суть явления и принцип действия того или иного экспоната музея.
Предоставить обучающимся возможность обмена мнениями и выражения личного мнения.
Предоставить обучающимся возможность повышения своей компетенции в предметах естественно – научного цикла.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный – работа обучающихся с учителем, интернетом, печатными изданиями. (03.10.11 – 22.12.11);
Основной – посещение интерактивного научно – развлекательного музея «Уникум». (22.12.11);
Завершающий – проведение беседы – отзыва о поделанном и увиденном по данной теме. Создание отчетной мультимедийной презентации по теме «Мудреные науки – без назидания и скуки». (22.12.11 – 27.12.11);
О простом и сложном,
Об истинном и ложном,
Про важные события –
Великие открытия!!!
14605365760
Открытий путь – нелегкий путь,
Но человеку не свернуть.
ЧТО? ПОЧЕМУ? – за ним следят,
Чтоб шел вперед, а не назад.
Вот ПОЧЕМУ из года в год
НАУКА движется вперед!!!
ФИЗИКА
«Плазменный шар»
lefttopМолния считается спонтанным явлением. Никогда нельзя со стопроцентной уверенностью сказать, куда она ударит. А оказывается моделью молнии можно управлять!!!
Просто прикоснувшись к шару, вызываешь молнию «на себя» и ощущаешь слабый электрический разряд. Тем самым прикасаясь к таинству природы.
Плазменный шар - одно из изобретений Николы Тесла - самое красивое проявление плазмы.
Плазменный шар представляет герметично запаянный сосуд (желательно прозрачный ), наполненный разряженным инертным газом и с помещенным внутрь электродом (иногда изолированным). На электрод подается высокое напряжение при высокой частоте. Типичное напряжение на электроде - около 10 000 вольт. Существует два способа менять цвет полученной плазмы: либо менять напряжение, либо менять давление в шаре. Часто при изготовлении плазменных шаров применяются газовые смеси (чаще всего гелий-неон, иногда с добавлением криптона или ксенона). 
«Мыльные пузыри»

В детстве мы все пускали мыльные пузыри, любовались их полетом на ветру и радужными переливами. Хотя даже не задумывались о том, как они возникают, отчего так быстро лопаются. Оказывается, в этом явлении действуют довольно сложные законы.
Мыльный пузырь — тонкая многослойная плёнка мыльной воды, наполненная воздухом, обычно в виде сферы с переливчатой поверхностью. Мыльные пузыри обычно существуют лишь несколько секунд и лопаются при прикосновении или самопроизвольно. 
Пузырь существует потому, что поверхность любой жидкости (в данном случае воды) имеет некоторое поверхностное натяжение, которое делает поведение поверхности похожим на поведение чего-нибудь эластичного. Однако, пузырь, сделанный только из воды, нестабилен и быстро лопается. Для того, чтобы стабилизировать его состояние, в воде растворяют какие-нибудь поверхностно-активные вещества, например, мыло. Распространённое заблуждение состоит в том, что мыло увеличивает поверхностное натяжение воды. На самом деле, оно делает как раз обратное, уменьшает поверхностное натяжение примерно до трети от поверхностного натяжения чистой воды. Когда мыльная плёнка растягивается, концентрация мыльных молекул на поверхности уменьшается, увеличивая при этом поверхностное натяжение. Таким образом, мыло избирательно усиливает слабые участки пузыря, не давая им растягиваться дальше. В дополнение к этому, мыло предохраняет воду от испарения, тем самым делая время жизни пузыря еще больше.
Сферическая форма пузыря также получается за счёт поверхностного натяжения. Силы натяжения формируют сферу потому, что сфера имеет наименьшую площадь поверхности при данном объёме. Эта форма может быть существенно искажена потоками воздуха и самим процессом надувания пузыря. Однако, если оставить пузырь плавать в спокойном воздухе, его форма очень скоро станет близкой к сферической.
«Сила мысли»
53340437515Оказывается сценарии фантастических фильмов, скоро могут стать реальностью. Каждый человек с помощью мысли сможет двигать предметы и разговаривать без слов!!! Предпосылки к этому уже существуют, и мы смогли помериться силой умственной работы, передвигая шарик.
Еще узнали, что не о чем ни думать очень сложно. В голове постоянно крутятся мысли и остановить их поток, наверное, способны только йоги в состоянии транса.

БИОЛОГИЯ
«Экосисиема»

В музее представлена экосистема, которая существует без доступа воздуха. Живыми организмами в ней являются анаэробные креветки и корралы.
Анаэробы — организмы, получающие энергию при отсутствии доступа кислорода путем субстратного  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D1%81%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5" \o "Фосфорилирование" фосфорилирования, конечные продукты неполного окисления субстрата при этом могут быть окислены с получением большего количества энергии в виде АТФ в присутствии конечного акцептора протонов организмами, осуществляющими окислительное фосфорилирование.
Анаэробы — обширная группа организмов, как микро-, так и макроуровня:

«Видео – микроскопы»
lefttop«Сложен мир из мельчайших частиц!» - так считал древний грек Демокрит.
Человечество всегда интересовали не только макротела, которые мы видим без специальной оптики, но и микро мир, который доступен для человеческого глаза лишь с использованием микроскопа.
В музее можно было увидеть строение клеток ткани разных растений, состав крови, человеческого мозга и много другого.
«Модель глаза»

   Глаза -- одно из величайших изобретений природы. И природа изобрела их несколько типов, каждый раз настраивая наилучшим образом для того или иного видения.
Мы смогли посмотреть, как видят мир муха, медведь, сова, динозавр и сравнить их зрение с нашим. А так же подискутировать на тему в чем преимущества и недостатки той или иной модели строения глаза.
ГЕОГРАФИЯ
«Модель формирования облаков»

Облака́ — взвешенные в атмосфере продукты конденсации водяного пара, видимые на небе с поверхности земли.
Облака состоят из мельчайших капель воды и/или кристаллов льда (называемых облачными элементами). Капельные облачные элементы наблюдаются при температуре воздуха в облаке выше −10 °C; от −10 до −15 °C облака имеют смешанный состав (капли и кристаллы), а при температуре в облаке ниже −15 °C — кристаллические.
Помимо Земли облака наблюдаются на всех планетах-гигантах, на Марсе, Венере, спутниках Титане и Тритоне. Внеземные облака имеют разную природу, например, на Венере наиболее мощный облачный слой состоит преимущественно из серной кислоты; облака Титана являются источником метановых дождей при температуре −180°С.
«Извержение вулкана»

Извержение вулкана — процесс выброса вулканом на земную поверхность раскалённых обломков, пепла, излияние магмы, которая, излившись на поверхность, становится лавой. Извержение вулкана может иметь временной период от нескольких часов до многих лет.
В музее мы смогли сами сделать маленькое извержение, понять механизм этого процесса и представить последствия.
Извержение вулкана – это событие, которое не может оставить равнодушным ни одного человека. Вот и знаменитый художник Карл Брюллов в 1830г. написал картину «Последний день Помпеи», которая иллюстрирует первое в новейшей истории извержение вулкана Везувий, произошедшее 29 августа 79 года.
«Цунами»

Цунами  — длинные волны, порождаемые мощным воздействием на всю толщу воды в океане или другом водоёме. Причиной большинства цунами являются подводные землетрясения, во время которых происходит резкое смещение (поднятие или опускание) участка морского дна. Цунами образуются при землетрясении любой силы, но большой силы достигают те, которые возникают из-за сильных землетрясений (с магнитудой более 7). В результате землетрясения распространяется несколько волн. Более 80 % цунами возникают на периферии Тихого океана. Первое научное описание явления дал Хосе де Акоста в 1586 в Лиме, Перу после мощного землетрясения, тогда цунами высотой 25 метров ворвалось на сушу на расстояние 10 км.
В музее представлена установка, которая моделирует возникновение цунами и ее распространение. С помощью данного экспоната можно проследить, как происходит зарождение волны, как зависит высота и мощность волны от силы воздействия и на сколько, далеко волна может ворваться на сушу. Мы, в ходе эксперимента, вспомнили примеры из истории, когда цунами приводили к катастрофе и обсудили методы борьбы с этим стихийным бедствием.

Музей «Уникум» является уникальным выставочным комплексом, который использует ультрасовременные технологии, новейшие достижения науки и техники для подачи материала в оригинальной игровой форме.
Это позволяет обучающимся лучше усвоить материал, провести параллели между скучными строками учебников, описывающих законы и формулы, и увлекательным окружающим миром, который действует по этим законам.
Данный проект позволяет школьникам расширить свой кругозор и проявить любознательность в познании окружающего мира.