Примерный перечень упражнений для речевой гимнастики
Примерный перечень упражнений для речевой гимнастики.
Развитие подвижности языка и мимических мышц.
1.«Осанка».
Встаньте прямо. Ноги пятками вместе, носки широко развести в стороны. Без напряжения медленно и плавно поверните голову поочерёдно налево и направо. (7-8 раз).
2.«Хоботок».
Вытяните губы в «хоботок», затем в «улыбку» и задержите её на некоторое время (5-7 раз).
3.«Болтушка».
Рот закрыт. Нажмите кончиком языка на внутреннюю поверхность правой щеки, затем левой. Следите за движением челюсти и языка (3-4 раза медленно,2 - 3 раза быстро).
4.«Ступеньки».
Рот приоткрыт. Кончиком языка нажимайте на нижнюю часть зубов, в верхнюю часть зубов, в мягкое нёбо (язык загнуть). Выполняйте плавно и точно, ускоряйте постепенно (до 5-7 раз).
Упражнения на постановку дыхания.
1.Чередование вдоха и выдоха.
■вдох через нос - выдох через рот
■краткий вдох - глубокий замедленный выдох
■медленный вдох - резкий выдох
■медленный вдох - выдох струёй
■медленный вдох - выдох двумя порциями
■медленный вдох - выдох ровными порциями
2. «Свеча».
Глубоко вдохнуть, медленно дуть, чтобы пламя легло медленно и плавно (можноиспользовать полоску бумаги).
3.«Погаси свечу».
Интенсивный, прерывистый выдох, коротко: «Фу - фу - фу!»
4.«Надоедливый комар».
Сложите руки перед грудью ладонями друг к другу:
«раз» - вдохнули, развели руки в стороны, глубоко вдохнули через нос;
«два» - медленно выдыхаем и соединяем ладони - «з - з - з»;
«три» - хлопок.
5.«Раздуй пламя костра».
6.«Сдуй пушинку».
7.«Опасность».
Затаи дыхание, затем выдохни с облегчением.
8.Имитация звуков: шум ветра (ш - ш - ш), рычание (р — р — р), писк комара (з - з - з), шипение колеса (с - с - с).
9.«Укачивание ребёнка». Напевайте с закрытым ртом (а - А - а, а -А - а).
10.«Игра с ребёнком».
Качнув побрасываете вверх (у-у-у-У-У-У, о-о-о-О-О-О -О).
11. «Напевность» (для сонорных, последовательно твёрдые и мягкие). Мма - ммо - мму - ммо - мми -ммымм. Лла - ллё - ллю - ллё - ллилль. Лла - лло - ллу - лле - ллылль. Ммно - ммна - ммны - мммну. Произнести как одно слово: «Мам, мёду нам! Мам, мам, мам, молока бы нам!» (монотонно).
12. Ритмичность дыхания (3-5 раз).
Чтение стихов скороговорок, стихов, пословиц, предложнений:
■вдох, пауза, на выдохе строка, строфа, предложение, скороговорка;
■добор дыхания в конце строки и на паузах (в пословицах):
■глубокий вдох - на счёт до 10, медленный выдох;
■медленно вдохнуть, чуть задержать дыхание, выдохнуть толчками на счёт 10.
Упражнения на развитие дикции.
1.Отдельные трудные звуки произносить в сочетаниях с гласными ( ша - ща, ши - щи). Произносить чистоговорки и скороговорки с этим звуком.
2.Чтение стихов беззвучно артикулируя, четко по слогам, ускоряя темп.
3.Многократно произнесение сочетаний гласных звуков (с ударением): ИЭ - ИА - ИУ , ЭО - ЭА - ЭУ.
4.Произнесение сонорных в сочетании согласными:
МИ - МА - МЭ - МУ
ЛЕ-ЛЯ- ЛЕ- ЛЮ
5.«Стон».
Ммм.
МммАмммОмммУмммЫмм.
БамммБОмммБУммм.
ДанннДОнннДУннн.
6.Упражнение в чтении слогов.
ЫК - КЫ - БЫ - ДЫ - МЫ - НЫ
ЫХ - ХЫ - ПЫ - ТЫ - ЛЫ - НЫ
ИН ЫН, НЫН - НИН, НИ - НЫ
ИР - ЫР, РИ - РЫ, РИС - РЫСЬ БЫК - ТЫК - СЫН
тыл - мыл - пыл
7.Разграничение твёрдых и мягких согласных звуков.
МАЛ - МЯЛ МАССА - МЯСО
МЫЛО - МИЛО МОДА - МЁДА
МАТЬ - МЯТЬ ЦЕЛ - ЦЕЛЬ
КОН - КОНЬ БЫЛ - БЫЛЬ
ДАЛ - ДАЛЬ БЫЛ - БИЛ
8.Выразительное чтение стихотворных строф.
9.Слушание эталонного чтения.
Развитие речевого слуха.
1.«Дирижирование».
2.Отбивайте такт при чтении стихотворения.
3.Обратите внимание на повторяющиеся звуки, сравните звучание коротких и длинных строк.
4.Произнесите слово с различной интонацией. «О!» - удивление, радость, испуг, недовольство.
«А!» - негодование, презрение, радость, сожаление. «Ах!» - радость, восхищение, сожаление.
5.Определи по голосу настроение человека.
6.Произнеси скороговорку изменяя темп и ритм, интонацию (с сочувствием, злорадством, констатируя факт).
7.Назовите эмоциональный оттенок предложения, отрывка.
8.«Слуховая память». Повторение по кругу разрастающейся цепочки слов.
9. «Магнитофон». Повтори как можно точнее высказывание товарища.
Работа над темпом речи.
1.Подумайте, в каком темпе необходимо читать фрагмент. Попробуйте убыстрить или замедлить темп.
2.Работа над скороговоркой.
Выделить трудные звукосочетания. Сложные слова прочитать по слогам: сначала беззвучно, затем шёпотом, потом вслух медленно, потом быстро (помнить о четкости произношения).
Речевая гимнастика.
Комплекс 1.
Основная часть:
упражнение «Осанка» (7 -8 раз) выполняется стоя;
упражнение «Улыбка» (5-7 раз);
повторение правил дыхания (глубокий вдох носом, плечи не поднимать, соблюдайте паузы);
упражнение в брюшном дыхании (5 раз).
Вариативная часть. Работа над дикцией.
Научись произносить быстро и чётко:
а)ШУ-ЩУ ШИ - ЩИ
ША-ЩА ШЕ-ЩЕ
б)Щетинка у щучки, чешуя у чушки.
Комплекс 2.
Основная часть:
упражнение «Осанка» (7 -8 раз) выполняется стоя;
упражнение «Ступеньки» (5-7раз);
упражнение на дыхание (спокойный вдох через нос - такой же выдох через рот).
Вариативная часть. Развитие речевого слуха.
«Дирижирование».
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
(3.Александрова)
Комплекс 3.
Основная часть:
упражнение «Осанка» (7 -8 раз) выполняется стоя;
упражнение «Болтушка»;
упражнение на дыхание (выполнить краткий вдох - замедленный выдох 5 раз).
Вариативная часть. Упражнение в интонировании.
Скажите слово «Привет!» по - разному (ласково, удивлённо, грустно).
Комплекс 4.
Основная часть:
упражнения «Осанка» - постоянное; «Ступеньки», «Болтушка», «Улыбка» можно чередовать;
упражнение на дыхание (медленный вдох - резкий выдох).
Вариативная часть. Работа над темпом речи.
Прочитайте медленно, с убыстрением. Какой темп больше подходит?
Легко дышится в осеннем лесу, и долго не хочется уходить из него.
Комплекс 5.
Основная часть:
упражнения «Осанка», «Болтушка», «Ступеньки», «Улыбка»;
упражнение на дыхание (медленный вдох - выдох струёй).
Вариативная часть. Работа над логическим ударением.
Прочитайте, меняя логическое ударение.
Что растёт в саду, в лесу?
Комплекс 6.
Основная часть:
упражнения «Осанка», «Болтушка», «Ступеньки», «Улыбка»;
упражнение на дыхание (медленный вдох - выдох двумя порциями). Вариативная часть. Работа над диапазоном голоса.
• -Изобразите гудок паровоза. Он слышится издалека очень тихо, приближается, громче, ещё громче, во весь голос (у-у—у—У—У—У—У - У-У).
Комплекс 7.
Основная часть:
•упражнения «Осанка», «Болтушка», «Ступеньки», «Улыбка»;
•упражнение на дыхание (медленный вдох - выдох толчками).
Вариативная часть. Работа над дикцией, речевым слухом.
Еле - еле Лена ела,
Есть от лени не хотела.
•Какой звук чаще встречается?
•Назовите слова со звуками Л и ЛЬ.
•Расскажите скороговорку, отхлопывая ритм.
•Повторите её тихо, громко, выделяя голосом поочерёдно слова: Лена, ела, есть.
Комплекс 8.
Основная часть:
•упражнения «Осанка», «Болтушка», «Ступеньки», «Улыбка»;
•упражнение на дыхание «Свеча».
Вариативная часть. Упражнение в интонировании.
Ку — ку. Ку— ку. Ку - ку.
Чив! Чив! Чив!
Курлы... Курлы. ..Курлы...
Кря? Кря? Кря?
•Прочитайте, соблюдая знаки препинания.
Комплекс 9.
Основная часть:
•упражнения «Осанка», «Болтушка», «Ступеньки», «Улыбка»;
•упражнение на дыхание «Погаси свечу».
Вариативная часть. Работа над темпом речи и логическим ударением.
- Прочитайте, сделав паузу, медленно, быстро, меняя логическое ударение.
По семеро в сани уселись сами.
Комплекс 10.
Основная часть:
•упражнения «Осанка», «Болтушка», «Ступеньки», «Улыбка»;
•упражнение на дыхание «Раздуй костёр». Вариативная часть. Работа над диапазоном голоса.
•Лодка находится на другом берегу. Позовите: «Эге — ге - гей!» (выполняем упражнение по одному, вместе).