Технологическая карта урока по теме Площадь. Сравнение площадей

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ХОТЫНЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ХОТЫНЕЦКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
303930, Орловская область, тел.: (848642) 2-17-14
пгт. Хотынец, ул. Школьная, д.1 Email: hotscool@mail.ru












Урок математики
по теме: «Площадь. Сравнение площадей фигур»
3 в класс












Учитель начальных классов
Антонова Зоя Николаевна





Технологическая карта урока
Тема урока
Площадь. Сравнение площадей фигур.


УМК
Программа «Школа России» Математика М.И.Моро и другие


Цель изучения темы
Формировать у детей представление о площади фигур, выделять способы сравнения площадей

Основные термины и понятия
Площадь, периметр, треугольник, прямоугольник, квадрат, ромб


Информационно-образовательная среда
Ресурсы
Межпредметные связи


Информационный материал: учебник
Демонстрационный материал: презентация, раздаточный материал
Диагностический материал с.56-57
«Окружающий мир», «Русский язык»

Планируемые результаты

Личностные результаты:
понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению;
высказывать и аргументировать свою точку зрения;
проявлять мотивацию учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения;
понимать смысл самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности

Метапредметные результаты:
регулятивные УУД: рассуждать и делать выводы, контролировать и оценивать свою работу и её результат; составлять план и последовательность действий.
познавательные УУД: выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания; восстанавливать предметную ситуацию, описанную в задаче, путём переформулирования, упрощённого пересказа текста, с выделением только существенной для решения задачи информациии; способствовать фомированию умения искать информацию в учебной книге, умения пользоваться инструкцией, умению обращаться к дидактической иллюстрации для решения проблемы.
коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных задач; критично относиться к своему мнению; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию;
формировать умения договариваться и распределять обязанности при работе в парах, группах.

Предметные результаты:
Учащиеся научатся сравнивать площади фигур визуально, наложением одной фигуры на другую, с использованием различных единиц измерения площади;
решать текстовые и геометрические задачи; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать уравнения, сравнивать

Этапы урока


Фомы и приёмы организации учебной деятельности учителем
Деятельность учащихся
Формируемые УУД


Мотивационно-ориентировочный этап


1.1 Создание мотивационной основы учебной деятельности (актуализация знаний, постановка учебной задачи/проблемного вопроса/создание ситуации затруднения и др.).



Создаёт условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
- Руки?
- Ноги?
- Локти
- Спинка?
-Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Постараемся производить вычисления точно, работать быстро и самое главное дружно.
- Начнём урок с эпиграфа: «С малой удачи начинается большой успех» (слайд 1)
- Как понимаете эти слова?
- Все свои успехи будем отмечать в «Карте успехов».(Приложение 1)
Подпишем число, классная работа.


Эмоциональный отклик на приветствие и настрой на урок.

– На месте.
– На месте
– У края.
– Прямая.





Высказывают своё мнение, отвечают на вопросы учителя.
Личностные
-выражать положительное отношение к процессу познания;
- проявлять желание познать новое.
Регулятивные
- нацеливание на успешную деятельность
Коммуникативные
- формирование умения слушать и слышать учителя;



1.2. Целевая основа деятельности (выдвижение гипотезы, предположений, выявление причины затруднения, формулирование учебной задачи, цели учебной деятельности).

Математическая разминка
Формулирует задание для работы с геометрическими фигурами.
Игра «Угадай фигуру»


- геометрическая фигура, у которой 3 стороны, 3 вершины, 3 угла;
- прямоугольник, у которого все стороны равны между собой и равны углы;
- четырёхугольник, у которого все стороны равны между собой, а углы нет;
- геометрическая фигура, у которой противоположные стороны равны и прямые углы.

- Назовите общее понятие для фигур? Объясните?
- Назовите лишнюю фигуру? Объясните?
Организует актуализацию умений находить периметр прямоугольника и квадрата

Организует работу в парах
- Распределите действия и найдите периметр этих фигур.

Организует самопроверку по эталону.(слайд 2)


-Ребята, как вы понимаете высказывание «Всё познаётся в сравнении»?

- По каким признакам можно сравнить эти фигуры?
(по форме: квадрат и прямоугольник, по высоте – прямоугольник выше квадрата,
по ширине – квадрат шире прямоугольника,
по цвету – квадрат синий, прямоугольник-красный,
по материалу – картон, пластик)




Учитель показывает две фигуры разного цвета, одна из картона, другая из бумаги или пластика.

























Обеспечивает мотивацию выполнения.
- Как вы думаете, а по какому ещё признаку можно сравнить фигуры?
- А кто из вас знает, как называется этот признак? (ответы детей)
-Что можно сравнивать, мы узнаем, выполнив задание.

Организует повторение таблицы умножения.
Игра «Расшифруй слово»


45
18
2
42
8
3
24










5 х 9= П 4 х 6= Ь 24 : 3= А
7 х 6=Щ 6 х 3= Л
21 : 7= Д 10 : 5= О


Спрашивает наводящие вопросы, подводит детей к теме урока и старается помочь в постановке главной цели урока.
- Сформулируйте тему урока?
- Сформулируйте цель урока?




Отвечают на вопросы учителя, озвучивая понятия.
Выполняют задание у доски с геометрическими фигурами (ученик).
Треугольник.

Квадрат.

Ромб.

Прямоугольник.
Осуществляют самопроверку по образцу.
Многоугольники.
Треугольник. Ромб.
Проговаривают следующий шаг учебной деятельности

Выполняют задания в парах. Высказывают свои предположения.

Выполняют самопроверку своей деятельности по эталону.


Высказывают своё мнение.


По форме: квадрат и прямоугольник,
по высоте – прямоугольник выше квадрата,
по ширине – квадрат шире прямоугольника,
по цвету – квадрат синий, прямоугольник-красный,
по материалу – картон, пластик.












Учащиеся предлагают свои суждения, но подтвердить их фактами или обосновать аргументами пока не могут. Дети приходят к выводу, что нужны «новые» знания.

Учащиеся заполняют таблицу.







Площадь.
Выполняют самооценку своей деятельности.

С помощью учителя формулируют тему, ставят цель урока.

- Площадь. Сравнение площадей.


Личностные
- проявлять интерес к изучению темы.
Регулятивные
- определение и формулирование темы, цели урока с помощью учителя;
- умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;
Познавательные
- ориентироваться в системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи
Коммуникативные
- в рамках совместной учебной деятельности слушать других;
- высказывать свою точку зрения, вступать в беседу на уроке.















Поисковый этап

3. Построение проекта выхода из затруднения.


Уточняет понимание учащимися поставленной цели урока.
- Какие задачи выполним на уроке?
Организует составление совместного плана действий. (слайд 3)
Узнаем, что называют площадью.
Узнаем, как можно сравнивать площади.
Применим новые знания на практике.
Проверим себя.


Проговаривают план действий.


Личностные
- оценивать свою деятельность на этапах урока
Регулятивные
- волевая саморегуляция
в ситуации затруднения
Познавательные
- анализировать, делать умозаключения
Коммуникативные
- выражение своих мыслей с достаточной и полнотой и точностью; - учет
разных мнений


Практический этап

4. Реализация построения проекта.



Создаёт условия для формирования понятия площадь.
- Что вы представляете, когда слышите слово площадь?
- Куда надо обратиться, чтобы точно узнать?
- Выберите понятие, которое больше подходит к уроку математики. - Как вы понимаете: занимает место на плоскости?
Практическая работа.
- Обведите свою ладошку и заштрихуйте её площадь.
– Какую часть заштриховали?
Прочитайте понятие, которое мы определили.


- Назовите предметы в классе, которые имеют площадь?
Организует самооценку деятельности учащихся, кто понял, что такое площадь.

Организует открытие нового знания через фронтальную работу: как можно сравнивать площади фигур.
-Возьмите синий и зелёный квадраты. Покажите квадрат, который занимает больше места на вашей парте. Как вы определили? (сравнили на глаз)
- Про такие фигуры говорят, что площадь синего квадрата больше площади зелёного квадрата.
-Сделайте вывод, как можно определить площадь фигуры? (слайд 4)
- Возьмите красный и жёлтый круг. Сравните их. Можно ли определить «на глаз», площадь какого круга больше?
-Что же делать?
-Покажите фигуру, с большей площадью? Как мы сравнили? Вывод.(слайд 5)
-Возьмите белый прямоугольник и чёрный квадрат. Определите, у какой фигуры площадь больше.
-С какой мы столкнулись трудностью?
-Сосчитайте количество клеток в наших фигурах.
Сколько клеток поместилось в квадрате, сколько в прямоугольнике?
-Можем ли мы теперь сделать вывод, у какой фигуры площадь больше?
-Сформулируйте третий способ определения площади фигур.(слайд 6)
Какие три способа измерения площадей фигур мы с вами открыли?(слайд 7)

Организует самооценку деятельности учащихся.


Под руководством учителя выполняют задания.

- Толковый словарь.

- Площадь – это место, которое занимает фигура на плоскости.

Высказывают свои предположения, делают выводы.
- Ту, которая внутри.
- Площадь фигуры – часть плоскости, ограниченная замкнутой линией
- Дверь, доска, окно, стена, книги, линейка и др.
Выполняют самооценку своей деятельности.




Практическая работа.

-Сравнили на глаз.




- На глаз.




- Наложить одну фигуру на другую.

- Наложением.



- Не подходят оба способа.










- С помощью мерки.





Выполняют самооценку своей деятельности, с учётом оценивания учителем.


Личностные
- проявлять интерес к способам решения новой частной задачи.

Регулятивные
- работать по предложенному плану, используя необходимые средства.
Познавательные
задавать вопросы, - устанавливать причинно-следственные связи (в рамках доступного); - выделять признаки слова, лексическое значение, подбирать однокоренные слова, синонимы и антонимы
- умение строить вывод
Коммуникативные
- в рамках учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, строить рассуждения


Физкультминутка

Сменить деятельность обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Показ упражнений. (слайд 7)
Встаньте дружно из-за парт
И скорее стройтесь в ряд!
Повернитесь вправо, влево,
Наконец, присядьте смело!
Поработаем ногами,
Раз, два, три!
Поработаем руками!
Раз, два, три!

Улыбнемся: день хороший,
И похлопаем в ладоши.

Повтор упражнений.


Выполняют: повороты вправо, влево, движения руками и ногами.
Личностные
проявлять интерес к физическим упражнениям, получать удовольствие от упражнений

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи


Организует самостоятельную работу с учебником.
- Проверим свои выводы по учебнику, с.56

Организует работу в группе
Задание для группы №1
- Среди фигур найдите равные по площади фигуры.
- Выпишите их номера.
- Назовите способ сравнения площади, который использовали.
Задание для группы «№2
- Выберите, что больше
1. Площадь стены или классной доски
2. Площадь тетради или учебника
3. Площадь окна или стены
- Придумайте 2-3 примера на сравнение площадей.

Задание для группы №3
- На рисунке изображены фигуры , площади которых при наложении не совпадут.
- Докажите, что их площади равны. - Начертите свою фигуру, равную данным фигурам.
Организует взаимопроверку деятельности учащихся.
Тест
1. Часть плоскости, ограниченная замкнутой линией – это
А – периметр
Б – площадь
В - длина

2. Выберите фигуру, имеющую меньшую площадь
А – стол
Б – тетрадь
В - окно

3. Один из способов сравнения площадей
А – измерение длины
Б – сумма длин сторон
В –наложением


4. Если фигуры при наложении друг на друга совпадают, то их площади
А – неравны
Б – равны
Организует самопроверку деятельности учащихся. (слайд 11)

Выполняют задания

Читают текст.

Работают в группах.

Наша группа выполняла задание - найти среди геометрических фигур равные по площади фигуры. Это: №1 и №6, №3 и №8, №2 и №5
Способ сравнения площадей «на глаз».(слайд 8)


Наша группа выполняла задание – сравнивали площади фигур. Площадь стены больше площади классной доски, площадь тетради равна площади учебника, площадь окна меньше площади стены. Примеры: площадь крышки стола больше площади учебника, площадь линейки меньше площади тетради.(слайд 9)

Наша группа выполняла задание – доказать, что площади фигу равны. Мы считаем, что площади фигур равны, так как количество мерок в них равно 4..Чертёж фигуры прикладываем.(слайд 10)

Осуществляют взаимопроверку деятельности.


Личностные
-проявлять интерес к способам решения новой частной задачи;
- оказывать одноклассникам эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднения.
Регулятивные
- оценивать свою работу по заданным критериям
Познавательные
- задавать вопросы, устанавливать причинно-следственные связи (в рамках доступного)
- работа по добыванию информации.
Коммуникативные
- слушать других, высказывать свою точку зрения,
- оформлять свои мысли в устной форме.


3.3. Применение знаний и умений для решения учебных, учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнения творческих заданий и др.

Организует выполнение задачи №4, с.57, выполнив схему к задаче.
Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи.
- Как узнать, во сколько раз одно число больше другого?
- Что показывает значение частного?
- Сколько раз длина одного отрезка
содержится в длине другого?

Осуществляют анализ задачи.

Устанавливают зависимость между данными, представленными в задаче, и искомым, отражают её в схеме, самостоятельно записывают по действиям, проверяют.

Выполняют задание в тетради.



Рефлексивно-оценочный этап


4.1. Рефлексия результатов деятельности

Итог урока
Акцентирует внимание на конечный результат учебной деятельности.
«Карта достижений»

Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу.



Личностные
- объяснять самому себе, что делают с удовольствием, с интересом, что получается хорошо, а что – нет
- оценивать свои достижения, собственную учебную деятельность, степень самостоятельности.
Регулятивные
- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения учебными действиями
- осуществлять итоговый контроль
Коммуникативные
- умение строить взаимодействие с учителем и с учащимися

4.2. Рефлексия способов действия
- Вспомните, какую цель ставили перед собой.
- Какие новые математические понятия узнали?
- Оцените свою работу на уроке.
Я узнал (а)..
Я научился (ась)..
Мне понравилось

- Научиться сравнивать площади геометрических фигур.
Площадь, мерка.


Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили (что получилось, что не получилось и почему)


4.3. Рефлексия эмоционального состояния и настроения
Организует вручение: «за отличную учёбу», «за старание и труд»



Домашнее задание
1. Выполнить №
2. Выучить правило.
По желанию: подготовить площади предметов по любому способу сравнения площадей.
Запись домашнего задания в дневники.
Регулятивные
- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё надо усвоить
Познавательные
- умение добывать информацию















15