Урок на тему Владимир Маяковский
План-конспект урока
Тема: «В.В. Маяковский. Сведения из биографии. Любовная лирика. Сатира В. Маяковского».
Оборудование: мультимедийное оборудование, тексты произведений, видео-и аудиозаписи, иллюстрации.
Цель урока: познакомить обучающихся с личностью и творчеством В. Маяковского.
Задачи урока:
Образовательная:
1. учить видеть взаимосвязь между биографией и творчеством поэта;
2. совершенствовать умение анализировать лирическое произведение (на примере стихотворений В. Маяковского «А вы могли бы?», «Нате!» и др.);
Развивающие:
1.развивать связную монологическую речь;
2. развивать образное мышлениеобучающихся;
3. развивать критическое мышление обучающихся.
Воспитательные:
1.воспитывать интерес к литературе и истории родной страны;
2.воспитывать любовь к родному слову;
3.воспитывать чувство толерантности;
4. воспитывать культуру общения
Тип урока: комбинированный урок
Вид занятия: урок-портрет с использованием метода проблемного изложения
Формы работы обучающихся: коллективная, индивидуальная
Методы: свободная беседа, дискуссия, интерактивные методы
Межпредметные связи: русский язык, история, изобразительное искусство
ПЛАН УРОКА:
Части Ход урока Время
(мин)
I. Вводная 1. Организационный момент.
2. Постановка проблемы 2
7
II. Основная 3. Знакомство с биографией В. Маяковского (просмотр видеоролика)
4. Маяковский и футуризм (активизация ранее изученных знаний)
Анализ стихотворения «А вы могли бы?»
5. Тема поэта и поэзии. Анализ стихотворения «Нате!»
6.Сатира В. Маяковского. Анализ стихотворения «Прозаседавшиеся»
7.Любовь в жизни поэта (доклад студентов)
8.Анализ стихотворения «Лиличка! (Вместо письма)»
9. Уход поэта из жизни 15
5
7
10
10
10
7
7
III. Заключительная 10. Выводы об особенностях личности и творчества В. Маяковского
Рефлексия обучающихся12. Домашнее задание. 3
5
2
Итого: 90 мин
I.Введение в тему
1. Организационный момент
Приветствие. Активизация внимания обучающихся к уроку, создание благоприятного микроклимата.
Постановка целей и задач урока.
Инструкция по заполнению индивидуальной рабочей карты (Приложение 1): в течение занятия обучающимся необходимо заполнить соответствующие графы карты с целью систематизации и обобщения полученных на уроке знаний.
2. Постановка проблемы
Слово преподавателя:XX век, век колоссальных общественных противоречий, век решительной ломки старого и век строительства нового, век мировых войн и великих революций. Век Октября нуждался в своем поэте, который был сделал боль времен своею собственною болью. Теперь, когда век XX – в прошлом, отчетливо видно, что в русской и мировой поэзии он прошел под знаком Маяковского. В ряду русских писателей и поэтов для него особое место. Горький – буревестник революции, Блок остался в нашей памяти, как “трагический тенор эпохи”, услышавший музыку революции в мерном движении красногвардейского патруля по пустынным ночным улицам Петрограда.
- Что Вы знаете о Маяковском?
Мы привыкли к такому Маяковскому, Маяковскому лозунгов и плакатов, автору “Левого марша” и “Стихов о Советском паспорте”. Но всегда ли мы отдаем отчет, какой сложной, противоречивой натурой был поэт. Как он хотел быть понятым! Как ему хотелось, чтобы его слово дошло до читателя. И не всегда в бодром облике агитатора, горлана-главаря мы обращаем внимание на его глаза – темные, глубокие, тоскующие.
Сразу после похорон Маяковского М.Цветаева писала: “Боюсь, что, несмотря на народные похороны, на весь почет ему, весь плач по нему Москвы и России, Россия до сих пор не поняла, кто ей был дан в лице Маяковского”.
- Из чего складывается наше представление о человеке? (внешность, биография, мнение других людей, творчество, литературное направление). Сегодня из всех этих компонентов мы и будем «собирать» портрет В. Маяковского (кусочки портрета-пазла на доске).
Обратимся к высказываниям о поэте его современников и подчеркнем те черты, которые характеризуют В. Маяковского:
А.В.Луначарский: «Маяковский – личность очень талантливая, чрезвычайной душевной мягкости, граничащей иногда с излишней чувствительностью, исполненная глубоко и несколько истерического лиризма, он стремится к грандиозному, пророческому, но при этом он очень ироничен и подчас впадает в клоунаду».
Современники Маяковского Б.Пастернак и Н.Асеев считали, что лирический герой поэзии Маяковского похож на подростка: нигилизм, жажда впечатлений, бескомпромиссность, самовлюблённость и одновременно неуверенность в себе делают его близким подросткам любых времён.
Ю.Карабчинский: «Он был человеком без убеждений, без концепции, без духовной родины. Декларируя те или иные крайности, он ни в чём не мог дойти до конца и вечно должен был лавировать. Он провозглашает цинизм своей эстетикой и пренебреженье чьим-либо мнением – и стремится любым способом покорить аудиторию…Маяковский предстаёт как певец насилия. Основной мотив его поэзии – месть, культ жестокости».
Вывод: Личность В. Маяковского очень противоречива. Ответить на вопрос: «Какой он, В. Маяковский, глазами современного читателя?»нам предстоит сегодня на уроке.
II. Основная часть
3. Знакомство с биографией В.В. Маяковского (просмотр видеоролика из серии «Мой живой журнал»).
Задание: записать в рабочую карту основные факты биографии поэта.
4. Маяковский и футуризм
- Дайте характеристику футуризму как литературному течению.
Вспомним основные черты этого литературного течения начала ХХ века: 1. Отказ от традиций; 2. Словотворчество; 3. Эпатаж; 4. Эксперименты с формой, с рифмой и ритмом; 5. Необычность образов.
Анализ стихотворения «А вы могли бы?»
- Какие образы вы нашли в этом стихотворении? (Серые будни раскрасил краской, косые скулы человеческого лица при движении напоминают морские волны, водосточные трубы с поперечными “рёбрами” похожи на флейту, кларнет – они звучат при ветре, дожде, становятся частью “музыки большого города”.)
- Обратите внимание на лексику. Что вы заметили? (Сталкивание в смысловом ряду разностилевых слов: зовы, ноктюрн, Флейта и… стакан, студень, водосточные трубы.)
- Можно ли утверждать, что это стихотворение принадлежит перу поэта-футуриста? Аргументируйте.
5. Тема поэта и поэзии
Анализ стихотворения «Нате!»
Почему стихотворение названо «Нате!»?
К кому оно обращено?
Понравилось ли вам оно, чем?
Какие образы произвели на вас наибольшее впечатление, почему?
Почему лирический герой и толпа противопоставлены друг другу.
6. Сатира В. Маяковского
- Что такое сатира? Какими качествами должен обладать писатель-сатирик?
Анализ стихотворения «Прозаседавшиеся»
В стихотворении "Прозаседавшиеся" есть слова и выражения, которые тесно связаны со временем его создания, но есть и такие, которые имели давнюю традицию использования в речи. Определите, какие из приведенных ниже слов вы отнесете к каждой из групп.
Какие названия существовавших тогда учреждений использовал поэт? Можно ли считать, что эти названия - сатирические образы стихотворения?
Попробуйте объяснить, как возникло название таинственного учреждения: "А-бе-ве-ге-де-е - же-зе-ком"?
Опишите блуждания героя этого стихотворения в бюрократическом мире. Сколько сценок рисует поэт, описывая это трагикомическое путешествие?
Актуально ли это стихотворение сегодня?
7. Любовь в жизни поэта.
Доклад студентов (см. Приложение 2)
Задание: записать в рабочую карту, какие черты характера В. Маяковского проявились в отношениях поэта с Л. Брик и Т. Яковлевой.
8. Анализ стихотворения «Лиличка!»
Чем похожа история любви, изображённая в стихотворении, и история любви в жизни поэта.
Найдите и прокомментируйте строчки, передающие внутреннее состояние героя. Какие средства при этом использует автор?
Какие строки подтверждают «громаду-любовь» героя?
Вывод: какие особенности поэзии В. Маяковского можно выделить, исходя из проведенного анализа стихотворений?(экспрессивность, эксцентричность, масштабность, «громкость», нежность, ранимость…)
9. Уход из жизни
9.1.Анализ последнего рисунка В. Маяковского.
9.2.Прочитайте предсмертное письмо В. Маяковского и выскажите свою точку зрения на возможную причину смерти поэта:
Предсмертное письмо Маяковского
«Всем. В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого не любил. Мама, сёстры и товарищи, простите – это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет.
Лиля – люби меня.
Товарищ правительство, моя семья – это Лиля Брик, мама, сёстры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь – спасибо. Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся.
Как говорят-
«инцидент исчерпан», любовная лодка разбилась о быт.
Я с жизнью в расчёте
И не к чему перечень взаимных болей,
Бед и обид..»Вывод: Даже в предсмертной записке В. Маяковский остался верным себе: открытым, искренним, ироничным.
III. Заключительная часть
10. Итак, мы сегодня с вами познакомились с биографией и творчеством В.В. Маяковского. Посмотрите, пожалуйста, в свои рабочие карты, расскажите:
Что вы думали о В. Маяковском раньше? Изменилось ли Ваше отношение к поэту после урока?
Какие факты биографии поэта Вас удивили, потрясли?
Что Вам понравилось\ не понравилось в творчестве В. Маяковского?
Сравните свои впечатления о поэте со словами критиков, с кем вы согласны? С кем готовы поспорить?
Какой для вас В. Маяковский?
11.Домашнее задание: напишите эссе «Мой Владимир Маяковский?»
Литература
Альфонсов В.Н. Нам слово нужно для жизни. В поэтическом мире Маяковского. – Л., 1984.
Литература: учебник для студ. Сред. Проф. Учеб. Заведений / под ред. Г.А. Обернихиной. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.
МаяковскийВ.В. Основные творческие принципы и особенности поэтической системы / Русская литература XIX–XX веков: В 2 т. Т. 2: Русская литература XX века: Учебное пособие для поступающих в вузы. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001.Сатира Маяковского / Вся русская литература. — Мн.: Современный литератор, 2002.Творчество В.В. Маяковского в оценке критиков и литературоведов / Русская литература: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. — М.: Дрофа, 2001.Интернет-источникиВиртуальная библиотека Максима Мошкова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lib.ru(20 февраля 2016 г.).
Антология русской поэзии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.stihi-rus.ru (3 марта 2016 г.)
Интернет-проект «Открытый класс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.openclass.ru (20февраля 2016 г.).
Интернет-проект «Урок в формате А4» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.a4format.ru (15 марта 2016 г.).
Аудио- и видеотека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.imwerden.de (5 марта 2016 г.).
Приложение 1.
Рабочая карта студента_______________________________________
Что я знаю о В. Маяковском?
Другие о В. Маяковском
Детство и юность
В. Маяковский и футуризм
Тема поэта и поэзии
Сатира В. Маяковского
Любовь в жизни и творчестве поэта
В личности и творчестве В. Маяковского мне запомнилось\понравилось\ не понравилось\ поразило… ___________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Приложение 2.
Любовь в жизни В. Маяковского
Лиля Брик, муза и возлюбленная поэта Владимира Маяковского, была самым огромным счастьем в его жизни и самой большой трагедией в его судьбе. Она, став его «дамой сердца» и «королевой», смогла так сильно повлиять на его творчество, что до сих пор считают, что именно Лиля подняла известного поэта на вершину славы и создала из него того Маяковского, какого мы знаем
Брик не была красивой. Маленькая ростом, худенькая, сутулая, с огромными глазами, она казалась совсем подростком. Однако было в ней что-то особенное, женственное, что так притягивало мужчин и заставляло восхищаться этой удивительной женщиной. «Она умела быть грустной, капризной, женственной, гордой, пустой, непостоянной, умной и какой угодно», — вспоминал один из её современников.К моменту встречи с Маяковским она уже была замужем. Лиля стала женой Осипа Брика в 1912 году, возможно потому, что он был единственным, кто долгое время казался равнодушным к её обаянию. Такого мужчине она простить не могла. Их супружеская жизнь поначалу казалась счастливой. Лиля, умевшая украсить любой, даже более чем скромный быт, способная радоваться каждой приятной мелочи, была отзывчивой и лёгкой в общении. В их с Осипом доме собирались художники, поэты, политики. Иногда гостей нечем было угощать, и в доме Бриков их кормили чаем с хлебом, однако этого, казалось, не замечали — ведь в центре была обаятельная, удивительная Лиля.Так продолжалось до 1915 года, пока однажды сестра Лили Эльза не привела в дом Бриков своего близкого друга, начинающего поэта Владимира Маяковского, в которого она была влюблена и с которым хотела связать свою будущую жизнь. Однако этот факт Лиля, казалось, проигнорировала и в тот день по-особому была мила и приветлива с новым гостем. А тот, восхищённый хозяйкой дома, прочёл ей лучшие свои стихи и на коленях просил разрешения у Лилечки посвятить их ей. Та праздновала победу, а Эльза, сгорая от ревности, не находила себе места.
Через несколько дней Маяковский упрашивал Бриков принять его «насовсем», объясняя своё желание тем, что «влюбился безвозвратно в Лилю Юрьевну». Та дала своё согласие, а Осип был вынужден смириться с прихотями ветреной супруги. Однако окончательно в квартиру к Брикам Маяковский перебрался только в 1918 году. Так начался один из самых громких, романов ушедшего столетия, «брак втроём», слухи о котором быстро распространялись среди знакомых, друзей и в литературных кругах. Спустя много лет Лиля скажет: «Я влюбилась в Володю, едва он начал читать „Облако в штанах“. Полюбила его сразу и навсегда». Однако сначала она держала его на расстоянии.Любви поэта Лиля Брик не удивилась. Она была полностью уверена в своих чарах.
Маяковский возвращался из-за границы с подарками. С вокзала он ехал к Брикам, и целый вечер Лиля примеряла платья, кофточки, жакетики, бросалась от радости на шею поэту, а тот ликовал от счастья.
Когда друзья Маяковского упрекали его в излишней покорности Лиле Брик, он решительно заявлял: «Запомните! Лиля Юрьевна — моя жена!» А когда те позволяли себе иногда подшучивать над ним, он гордо отвечал: «В любви обиды нет!»Маяковский старался терпеть все унижения, лишь бы быть рядом с любимой музой.В 1926 году, вернувшись из Америки, Владимир Маяковский сообщил Лиле, что там пережил бурный роман с русской эмигранткой Элли Джонс, и та теперь ждёт от него ребёнка. Лицо Лили не выражало ни малейшего огорчения. Она ничем не выдала своё волнение, продемонстрировав лишь равнодушие и хладнокровие. Такой реакции Маяковский ожидать не мог.
Поэт сходил с ума, мучился от ревности и пытался забыть Лилю, но по первому её зову возвращался.
Осенью 1928 года он направился во Францию якобы на лечение. Однако верные Лилины друзья сообщили ей, что за границу Маяковский едет, чтобы встретиться с Элли Джонс и своей маленькой дочерью. Лиле стало тревожно. Однако она всегда привыкла добиваться своих целей. Верная себе, решительная и изобретательная Брик затеяла новую авантюру. Опять она просила сестру «не упускать Володю из виду», и Эльза, чтобы как-то оторвать Маяковского от американки, познакомила его с молодой моделью Дома Шанель, русской эмигранткой Татьяной Яковлевой. Сёстры не ошиблись. Вскоре после встречи с Татьяной Маяковский забыл об Элли.
В письме от 24 декабря 1928 года Яковлева пишет о Маяковском: «…я видела его ежедневно и очень с ним подружилась. Если я когда-либо хорошо относилась к моим «поклонникам», то это к нему, в большей доле из-за его таланта, но в еще большей из-за изумительного и буквально трогательного ко мне отношения. В смысле внимания и заботливости (даже для меня, избалованной) он совершенно изумителен. Я до сих пор очень по нему скучаю… Маяковский меня подхлестнул, заставил (ужасно боялась казаться рядом с ним глупой) умственно подтянуться, а главное, остро вспомнить Россию… Он такой колоссальный и физически, и морально, что после него буквально пустыня. Это первый человек, сумевший оставить в моей душе след…».
Отношения Маяковского и Татьяны Яковлевой не были безобидны: он влюбился в новую знакомую так, что решил жениться на ней и привезти её в Россию. Восторженный и влюблённый, он посвятил Яковлевой стихотворение. Это означало для Лили Брик лишь одно: для Маяковского она больше не является музой.
В октябре 1929 года она пригласила своих друзей и устроила пышную вечеринку. В середине вечера Лиля якобы нечаянно заговорила о своей сестре, от которой недавно получила письмо. Это письмо хитрая хозяйка решила зачитать вслух. В конце послания Эльза писала, что Татьяна Яковлева выходит замуж за знатного и очень богатого виконта. Владимир Маяковский, услышав новость, побледнел, встал и вышел из квартиры. Он так и не понял, что Татьяна вовсе не собиралась выходить замуж.
Умерла Лиля Брик в 1978 году. Она ушла из жизни, выпив большую дозу снотворного. Муза поэта и здесь осталась себе верна: она сама определяла конец собственной судьбы. До последних дней она не снимала кольца, подаренного Владимиром Маяковским. На небольшом скромном колечке было выгравировано три буквы с инициалами Лили — ЛЮБ. Когда она вращала его в руках, вспоминая о поэте, буквы сливались в одно слово — «Люблю».