Внеклассное мероприятие Сороковые, роковые…


Конкурс методических разработок, посвящённых
71годовщине Великой Отечественной войне
Номинация:
«Методические разработки»
Тема конкурса:
«Сороковые, роковые…»
Работу выполнила
Гирева Людмила Ивановна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ №39»
2016
СОДЕРЖАНИЕ.
Пояснительная записка…2-6
Содержательная часть…4
2.1. Внеклассное мероприятие….6-19
Список использованной литературы…20
Приложение …21-23
Пояснительная записка
Много веков история нашего народа свидетельствует о том, что без патриотизма немыслимо создать крепкую державу, невозможно привить людям понимание гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание рассматривается как необходимое для общества, оно является источником, средством духовного, политического и нравственного возрождения страны. В становлении личности человека ещё в прошлом учёные мужи раскрывали роль патриотизма. Действительно, нет в мире человека без любви к родине. Человек преданно служит своей родине, проявляет к ней любовь и верность, бережёт её честь и достоинство, укрепляет её могущество и независимость. На примере художественной литературы и внеклассных мероприятий важнейшим направлением в воспитании подрастающего поколения было и остаётся воспитание патриотизма, чувства любви к нашей великой Родине, большой и малой. В работе по патриотическому воспитанию главным направлением является изучение духовных традиций семьи, изучение истории и литературы.
Мы - наследники великого прошлого, прошлого страшного и героического, Великой Отечественной войны. Поэтому мы должны продолжать традиции, заложенные нашими дедами и прадедами: стойкость, мужество, героизм, боевой дух, любовь к Отечеству, которые необходимы для выхода из тяжелых ситуаций в современном мире.Чтобы воспитать патриотическое чувство в душе молодого подрастающего поколения, необходимо сформировать у них интерес к прошлому нашей страны на уроках литературы и внеклассной работе. Заинтересовать детей чтением литературы, обратиться к фотоматериалам, всмотреться в плакаты о Великой Отечественной войне, вслушаться в звуки музыки, чтение стихотворений.
Поэтому на уроках литературы и вне уроков провожу тематические уроки и занятия по теме школы: «Формирование гражданско-патриотических качеств личности, воспитание духовно-нравственного потенциала личности».
Методическая разработка по теме внеклассного мероприятия «Сороковые, роковые…» направлена на патриотическое воспитание учащихся и в память о Великой Победе, чувство гордости за наш народ, и на то, что забыть эти годы нельзя.
Тема «Сороковые, роковые…» выбрана потому, что она мне близка как учителю литературы и как внучатой племяннице участников Великой войны. Внеклассное мероприятие построено по плану: когда началась войны, какие разрушения принесла война, война и дети - понятия несовместимы, воспоминания «детей войны», радостные минуты Победы, слова памяти погибшим (в презентации слайды 13-16 - памятники о ВО войне в г. Вологде).
Время - 40-45 минут.
Цель: Создать условия для развития каждого ребёнка с опорой на индивидуальность и неповторимость детей, обеспечивающих развитие у учащихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старшего поколения.
Углубить представление детей о Великой Отечественной войне.
Воспитывать патриотизм и любовь к родине, уважение к историческому прошлому своего народа, пробуждать интерес к своим историческим корням.
Задачи:
1. Показать учащимся великий подвиг русского народа во время Великой Отечественной войны.
2. Способствовать развитию интереса учащихся к истории своей Родины, её прошлому, её настоящему.
3. Воспитывать подлинного гражданина своей Родины.
4. Формировать у детей высокое патриотическое сознание, гордость за свою малую родину, её народ.
5. Развивать познавательную и творческую активность детей, их интеллектуальный уровень. Развивать умение публичного выступления.
Область применения: патриотическое воспитание на внеклассном мероприятии.
Формы реализации: групповая, индивидуальная для учащихся 5-9 классов.
Методы реализации: наглядный, информационно-перцептивный, метод компьютерных технологий.
Вид занятия: смешанный.
Полученный результат: Проведение внеклассного мероприятия «Сороковые, роковые…» позволило учащимся не только пополнить свои знания, но и научило ценить свою родину и бережно относиться к ней, а также более зрело судить о событиях прошлого, с уважением относиться старшему поколению. Мероприятие способствовало воспитанию ребёнка – гражданина и патриота своей Родины.
Подготовка к проведению мероприятия
Для того чтобы тематическое мероприятие прошло удачно, требуется подготовка:
необходимо определить цели, задачи мероприятия и его содержание;
определить деятельность учащихся и контроль со стороны педагога;
составить план проведения мероприятия.
Подготовка к проведению тематического мероприятия начинается заблаговременно (недели за 2-3). В этот период необходимо
Подготовка учащихся к выступлениям;
Знакомство детей с условиями проведения мероприятия;
Готовятся рисунки по теме: «Великая Отечественная война»;
Оформляется кабинет рисунками детей, репродукциями картин художников (какие есть в школе) по теме ВО войны.
Роль педагога при проведении тематического мероприятия осуществляется по направлениям:
Определение содержания работы.
Постановка учащимся заданий.
Указание источников для нахождения стихотворений и других материалов.
Помощь в выборе темы рисунка.
Консультация учащихся и координирование деятельности учащихся.
Изучение совместно с учащимися и консультация учителя по истории
исторических сведений.
Участие в оформлении собранного материала и использование его при проведении мероприятия.
СОРОКОВЫЕ, РОКОВЫЕ …
1 ведущий.
Июнь…клонится к вечеру закат
И белой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
2 ведущий.
Июнь. Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-ом, в мае. ( Б.Окуджава )
Учитель:
На рассвете 22июня 1941 года на нашу страну вероломно, без объявления войны напала фашистская Германия. Начались «сороковые, роковые…». Так называется тема нашего внеклассного мероприятия.
Война – жесточе нету слова.
Война – печальнее нету слова.
Война – святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет. (А.Твардовский)
Чтец:
Самый светлый,
Самый летний день в году,
Самый длинный день Земли –
Двадцать второго.
Спали дети,
Зрели яблоки в саду.
Вспоминаем,
Вспоминаем это снова. Вспоминаем эту ночь и этот час-
Взрыв,
что солнце погасил в кромешном гуле,
Сквозь повязки неумелые сочась,
Кровь народа заалела в том июне.
Шаг за шагом вспоминаем,
день за днём,
Взрыв за взрывом.
смерть за смертью,
боль за болью,
Год за годом, опалённые огнём,
Год за годом, истекающие кровью. (М. Луконин)
1 ведущий.
Война... От Бреста до Москвы – 1000 км, от Москвы до Берлина -1600км, итого - 2600км. Поездом – 4 суток, самолётом – 4 часа. Перебежками, по-пластунски – 4 долгих года.
2 ведущий.
Война… Это бесстрашие защитников Бреста, это 900 дней блокадного Ленинграда, это клятва панфиловцев: «Ни шагу назад, за нами Москва!».
1 ведущий.
Это добытая огнём и кровью победа под Сталинградом, это подвиг героев Курской дуги, Крыма и Севастополя, это штурм Берлина, это память сердца всего народа.
2 ведущий.
1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война. Потеряно 27 миллионов человек на 2600 километров, 10 человек на 1 м земли. 19 тысяч убито ежегодно, 800 человек в час, 13 человек в минуту. Вдумайтесь! Каждый шестой погиб. А сколько ещё не родившихся детей?
Чтец.
Ах, война, что ты сделала, подлая,
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат.
До свидания, мальчики!
Мальчики, постарайтесь вернуться назад!
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат,
И себя не щадите, но всё-таки
Постарайтесь вернуться назад! (Б.Окуджава)
Чтец
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,Где извещенья похоронные, И перестуки эшелонные. Гудят накатанные рельсы. Просторно. Холодно. Высоко. И погорельцы, погорельцы Кочуют с запада к востоку…
Как это было! Как совпало —Война, беда, мечта и юность!И это все в меня запало,И лишь потом во мне очнулось!..
Сороковые, роковые,Свинцовые, пороховые…Война гуляет по России,А мы такие молодые! (Д. Самойлов)
1 ведущий.
В годы войны на территории нашей страны фашистами было разрушено и сожжено 1710 городов и посёлков, более 70 тысяч сёл и деревень, оставлено без крова 25 миллионов человек.
2 ведущий.
Это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, это 65 тысяч километров взорванных железнодорожных путей.
1 ведущий.
Это 84 тысячи школ, 334 высших учебных заведений.
2 ведущий.
Это 125 грамм хлеба в сутки в блокадном Ленинграде. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
Чтец.
Что может быть страшнее, чем война?
Лишь слёзы да страдания несёт она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучая и друзей.
Как смерч, врываясь в мирные дома,
Их рушит яростно, не ведая сама,
Что веру в разум убивает
И души пламенем отчаянья сжигает.
Чем оправдать детей невинных муки?
Скорбь матерей, седых от горя и разлуки,
Надежд, ласкавших жизнь, крушенье
И мира варварское разрушенье? (Станислав Гадельшин)
1 ведущий.
Враг не щадил ни женщин, ни стариков, ни детей. Миллионы жизней советских людей унесла война. Но больше всех страдали дети – у них не было детства.
2 ведущий.
Дети и война – понятия несовместимые. Мальчишки и девчонки, попавшие на войну, должны были расстаться с детством.
1 ведущий.
Каждому человеку ясно: дети – это святое, они не воют, они не вооружены. Они беззащитны и никакой опасности для германского рейха не представляют. Однако фашизм их зверски уничтожал. Уничтожал с большим садизмом и жестокостью,
2 ведущий.
Враги зверски расправлялись с мирным населением оккупированных территорий, а истребление детей было ещё более страшным преступлением гитлеровцев.
1ведущий.
Были страшные места, где уничтожали людей – это концлагеря или лагеря смерти. Самым страшным лагерем был детский лагерь в Латвии – Саласпилс. Те, кто мог работать, работали, а те, кто не умели работать или были не пригодны для работы – это женщины и дети, подвергались страшным пыткам. На них ставили опыты, у детей выкачивали кровь для немецких солдат. Людей сжигали в печах. Детей, родившихся в лагере, эсэсовцы отбирали у матерей и умерщвляли.
2ведущий.
Фашисты в лагерях стреляли в детей ради забавы, чтобы посмотреть, как ребятишки в страхе разбегаются, или выбирали себе живую мишень, чтобы поупражняться в меткости. Ведь ребенок не может работать, пользы от него никакой, значит, можно убивать безнаказанно. Большей жестокости не знала наша планета, чудовищней зверства не бывает на свете
Чтец.
Они с детьми погнали матерей,И яму рыть заставили, а самиОни стояли, кучка дикарей,И хриплыми смеялись голосами.У края бездны выстроили в рядБессильных женщин, худеньких ребят…Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел, плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,Сквозь тучу вышло на поля,В последний раз детей поцеловало,В последний раз…
Ребенок, мальчуган больной,Головку спрятал в складках платьяЕще не старой женщины. ОнаСмотрела, ужаса полна.Как не лишиться ей рассудка!Все понял, понял все малютка…И он закрыл глаза. И заалела кровь,По шее лентой красной извиваясь.Две жизни наземь падают, сливаясь,Две жизни и одна любовь! (Муса Джалиль)
1 ведущий.
Там, где фашисты оккупировали землю, народ поднимался на борьбу. Среди них были и дети.
Чтец (о четверокласснике Сергее Волкове).
Окутано море тревогой, Огнём Севастополь объят.В разрушенной школе над пыльной дорогой Осталась лишь горстка солдат.Всё ближе снаряды ложатся,Осколки секут храбрецов.-Нас десять!, - сказал командир, -А сражаться мы будем, как сотня бойцов.Герой - пионер был десятым, Он числился сыном полка.В минуты затишья читал он солдатам Из книжки стихи Маршака.К концу подошла передышка- Вновь танк громыхнул вдалеке, Но вдруг перед ним в рост поднялся парнишкаСо связкой гранат в кулаке. В тельняшке своей полосатой За Родину он воевал, И метко с размаху метнул он гранаты, Но сам был сражён наповал. А танк задымил на поляне. Бойцы подползли к храбрецу.Раскинувши руки, лежал он в бурьяне,И кровь всё текла по лицу.- Нас десять! И недругам крышка!- Сказал командир в том бою.Он “десять” сказал, потому что парнишка Навечно остался в строю.
2 ведущий.
Голод и холод окружал советских людей везде: в тылу, при фронтовой полосе. В тылу дети вместе с родителями работали на полях, на заводах, помогали старшим, приближали радостные дни, о которых мечтали все.
1 ведущий.
Фашистская армия была и на нашей вологодской земле в пос. Ошта Вытегорского района. Трудно было детям, больно было матерям смотреть на исхудавших и голодных детей, которым было 12-13лет, как и нам сейчас.
2 ведущий.
Воспоминания детей войны.
Рассказ ученицы о своей прабабушке, которая жила в прифронтовой полосе под Новгородом, как и наши земляки.
Стихотворение Галины Сергеевны Зарубиной, учительницы школы №39.
Чтец.
Начало войны. Мне двенадцать.
Вот и взрослеть наступила пора.
Вместе с жильцами нашего дома
Рою убежище в центре двора.
Окна крест-накрест клеим газетой,
Одеялами плотно прикроем.
В вещмешки соберем документы, одежду
И у дверей их пристроим:
Взять – и в убежище бежать.
Школа – большая, двадцать седьмая,
Не пришлось мне учиться в ней:
Вологда стала городом госпиталей.
И мы парты таскаем, переезжаем,
Школу под госпиталь отдаём,
В здании старом и маленьком
В три смены учиться начнём…
Время такое – тяжёлое, грозное…
Ходим с мамой на поле колхозное…
2 ведущий.
Стихотворение Плешковой Татьяны Михайловны из п. Шексна.
Чтец.
Я не поэт и не писатель.
Просто я с детства огромный мечтатель.
Мечтала в куклы играть и игрушки,
Но в детстве лишилась я этого счастья-
Повсюду война, голод, несчастье…
Отец был на фронте, мать на работе,
Мы лишены были ласки, заботы…
Детство моё незавидное было,
Но ничего из него я не забыла.
1 ведущий.
Война прошла по России через каждую семью. Разделила всех на «фронт» и «тыл». Тыл – это женщины, старики, дети. Жили по закону: «Всё для фронта, всё для Победы!» Женщины, дети, старики, солдаты, офицеры – все как один защищали Родину. Люди совершали невозможное. Самоотверженно переносили все невзгоды, трудились, терпели, любили, верили, ждали.
И - победили!
2 ведущий.
Мы так неистово хотели
Приблизить долгожданный час,
Что ни снаряды, ни метели
Остановить не смели нас.
1 ведущий.
Мы мстили, убивали
За наших жён, детей и стариков.
И ничего не забывали,
И лишь винтовку крепче мы сжимали,
И били по врагам сильней.
Чтец.
Такое Площадь знала лишь однажды,  Однажды только видела Земля: Солдаты волокли знамена вражьи, Чтоб бросить их к подножию Кремля.
Они, свисая, пыль мели с брусчатки. А воины, в сиянии погон, Все били, били в черные их складки Надраенным кирзовым сапогом.
Молчала Площадь. Только барабаны Гремели. И еще — шаги, шаги… Вот что такое русские Иваны — Взгляните и запомните, враги!
Вы в них стреляли?                            Да, вы в них стреляли!И жгли в печах?                      Да, вы их жгли в печах! Да только зря: они не умирали, Лишь молний прибавлялось в их очах!
«На-а-пра-во!» — и с размаху о брусчатку И свастику, и хищного орла. Вот так! России бросили перчатку — Россия ту перчатку подняла!
И видели, кто был в тот день в столице, На Площади: она, лицом строга, Подняв венец                        и меч зажав в деснице, Прошла по стягам, брошенным врага. (С. Викулов)
1 ведущий.
У Кремлёвской стены, у могилы Неизвестного солдата всегда горит Вечный огонь. Там написаны слова: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой не забыт».
2 ведущий.
Неугасима память поколений
И память тех, кого мы свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим. (А. Фатьянов)
1 ведущий.
Если за каждого погибшего человека во второй мировой войне объявить минуту молчания, мир молчал бы 50 лет.

Песня «Журавли» (одновременно слайды с изображением солдат и ветеранов)
Чтец.
Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имён не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?..
Чем им обязан – знаю я,
И пусть не только стих,
Достойна будет жизнь моя
Солдатской смерти их. (С. Щипачёв)
2 ведущий.
Забыть прошлое – значит предать память о людях, погибших за счастье Родины. Предать память наших прадедушек и прабабушек.
1 ведущий.
Помните!
Через века, через года, - помните!
О тех, кто уже не придёт никогда,-
Помните!
Не плачьте! В горле сдержите
Стоны, горькие стоны.
2 ведущий.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!
Хлебом и песней,
Мечтой и стихами, жизнью просторной,
Каждой секундой, каждым дыханьем, будьте достойны!
1 ведущий.
Люди!
Покуда сердца стучат, - помните!
Какой ценой завоёвано счастье,-
Пожалуйста, помните! (Р. Рождественский)
2 ведущий.
Мы, молодое поколение, всегда будем помнить героические подвиги нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Навечно останутся в наших сердцах те, кто отдал свою жизнь за наше будущее. Мы никогда не забудем тех, кто, не жалея своей жизни, завоевал свободу и счастье для грядущих поколений.
1 ведущий.
Обещаем упорно учиться, чтобы быть достойными нашей великой Родины, нашего героического народа. Спасибо всем тем, кто приближал День Победы.
Учитель.
9 Мая, День Победы, - поминальный день. В этот день поминают всех тех, кто погиб в Великой Отечественной войне. Вечная благодарность потомков наших защитников, отвоевавших мир на земле. Пусть никогда не будут увядать букеты на могилах павших героев, у подножий памятников и обелисков. Пусть всегда светит солнце, поют птицы, цветут сады и зеленеют поля, но никогда-никогда не свистят пули!
Мир!
Это слово, как набат,
Планету нашу будит.
Пусть пламенем войны объят
Мир никогда не будет!

(Под песню «День Победы» участники и зрители встают и тихо покидают зал).
Список использованной литературы
Великая Отечественная война в литературе. Сб. соч. –М.: «Восход», 2005, стр.7,76.
Возьмемся за руки, друзья! Праздники, конкурсы и игровые программы/ сост. С.Л. Строкатова. – Волгоград: «Учитель», 2009
Журнал «Воспитание школьника», №1 1995г. (стр.18)
Детство, опалённое войной: 2-й сборник воспоминаний детей войны/ сост. М.Л. Шадрина – Вологда: Полиграф – Книга, 2014 г.
Игровые праздники и тематические вечера. Н.М. Скоркина. Волгоград: Учитель,2002
Память поколений: Стихотворения вологодских поэтов. – Вологда: «Книжное наследие», 2005
Сборник мероприятий ко Дню Победы, Дню защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии, линейки, вечера …- изд.2-ое, /авт.-сост. М.В. Видякин и др. – Волгоград: Учитель,2006
Сборник русской поэзии «Лирикон» (Интернет)
Сценарии классных часов и вечеров. В.А. Ведерникова - Волгоград: Учитель, 2007 г.
А.Т. Твардовский. Стихотворения и поэмы. - М.: Мол.гвардия, 1978.
Песня «Журавли». Музыка Я. Френкеля, слова Р. Газматова Песня «День Победы». Музыка Д. Тухманова, слова Вл. Харитонова
Интернет – ресурсы (картинки для слайдов)
Песня «Москва майская». Музыка Дм. и Дан. Покрассов, слова В.Лебедева-Кумача
Приложение 1.
Рассказ ученицы о своей прабабушке.
Моя прабабушка, Занозина Руфима Михайловна, как сейчас говорят, «ребёнок войны», родилась в 1932 году. Ей было 9 лет, когда началась Великая Отечественная война. Она рано осталась без матери. Её мама умерла при родах младшего брата, который родился инвалидом и ещё ребёнком разбился на придуманной отцом тележке, чтоб мальчик как-то мог передвигаться.
«Отец ушёл на фронт, а я осталась на попечении мачехи Анастасии, отчество запамятовала, - так начала свой рассказ моя прабабушка. – Мачеха была очень доброй и как могла, заботилась обо мне. Жили мы под Новгородом, там шли бои, и всё было разрушено, лишь несколько домов уцелело. Нам не повезло, мы жили в землянке – в наш дом попала бомба. Было голодно, мы ходили по помойкам в поисках еды. Собирали картофельные очистки, а когда их не стало, искали хоть что-то съедобное.
Ту малость муки, которую мачеха получала на пекарне (она там работала), приходилось смешивать с травой и опилками. Весь день у меня уходил на то, чтоб хоть что-нибудь найти из еды. Я очень хотела есть, постоянно ощущала голод.
Один раз я долго вечером ждала мачеху, она не шла после работы. Меня охватил страх, ужас. Идти на поиски мачехи боялась – темно, света нет. Куда идти – не знаю. Ночь мне показалась тогда такой длинной и ужасной, но так и не дождалась я её.
Утром мне сказали, уж и не помню кто, что поймали женщину на воровстве, и что будут судить по законам военного времени. Я знала, что это такое – расстрел! Я никак не думала, что это мачеха Анастасия. Как прошёл день – не помню! Мне было страшно, я весь день ждала мачеху. Не помню - ела я в тот день или нет.
Доброта людских сердец или счастливый случай не позволили сбыться самым страшным ужасам дня и ночи. Мачеху пожалели, наверное, потому, что Анастасия заботилась и кормила чужого ребёнка, дочь фронтовика. Это и спасло её от расстрела», - проговорила прабабушка и замолчала.

Приложение 2
Слайд 1 Тема презентации и плакат времён Великой Отечественной войны
Слайд 2
Иллюстрация утра. Песня «Москва майская» (фрагмент). Музыка Дм. и Дан. Покрассов, слова В. Лебедева – Кумача
Слайд 3
Утро. Звук взрывов. Слово «Война»
Слайд 4
Проводы на фронт. Село. Город.
Слайд 5
Письма – с фронта от родных и похоронки на них. Образец писем тех времён.
Иллюстрация «погорельцев»
Слайд 6
Иллюстрация разрухи
Слайд 7
Две иллюстрации к стихотворению Муса Джалиля «Варварство» о лагере смерти.
Третья о мальчике – патриоте.
Слайд 8
Знамя Победы над рейхстагом
Слайд 9
Парад Победы к стих. С. Викулова «Парад Победы».
Запись о руководителях парада
Слайд10
Памятник «Вечный огонь» и звук метронома для минуты молчания
Слайд 11-12
К песне «Журавли» Расула Газматова и Яна Френкеля (песня 1 куплета на 11 слайд –показывать не торопясь, 2 куплет – 12 слайд)
Слайд 13-15
Иллюстрация вологодских памятников ВОВ к словам «Реквием» Р. Рождественского.
Слайд 16
Памятник «Вечный огонь» г. Вологды
Слайд 17
Поминальный день 9 Мая.
Слайд 18
День Победы.
Песня «День Победы». Музыка Давида Тухманова, слова Владимира Харитонов