Ошибки в выборе синонима, в употреблении омонимичных слов

18
Тема: Ошибки в выборе синонима, в употреблении омонимичных слов

Цели:
- формирование умения находить и исправлять ошибки в употреблении синонимов и омонимов;
- формирование умения правильно употреблять слова – синонимы и слова – омонимы в устной и письменной речи;
- формирование навыков речевого самоконтроля.

Оборудование: таблица «Классификация речевых, грамматических и стилистических ошибок», тест «Ошибки в выборе синонима», тест «Ошибки в выборе омонимичных слов», Словарь русского языка С.И.Ожегова, Словарь омонимов русского языка Н.П.Колесникова, Учебный словарь синонимов русского языка В.И.Зимина, Л.П.Алектровой.

Ход урока
I. Организационный момент. Целеполагание.
- Ребята, вы уже довольно много знаете о языковой норме, речевых ошибках и причинах их появления. Сегодня мы с вами продолжим совершенствовать свою речь.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение нового материала.
1. Актуализация опорных знаний. Выразительное чтение учителем текста стихотворения, записанного на доске или отображённого на слайде.
Сев в такси,
Спросила такса:
- За проезд какая такса?
А водитель:
- Денег с такс
Не берём совсем,
Вот так-с!
( Я.Козловский)
- Это шуточное стихотворение построено на игре слов. Каких именно?
( - Слов такса, которые одинаково пишутся, но имеют разное смысловое значение.)
- Как называются такие слова?
( Омонимы.)
- Определим лексическое значение каждого слова – омонима, используя толковый словарь, словарь омонимов.
(- Такса 1 – небольшая охотничья собака с длинным туловищем и короткими кривыми ногами. Такса 2 – установленная расценка товаров или норма оплаты чего-нибудь.)

2. Постановка проблемы.
- Прочитайте внимательно предложение. Всё ли вам в нём понятно? В случае затруднения обратитесь к толковому словарю или словарю омонимов.
Главное для больного – это своевременный уход врача.
( - Это предложение можно понять по-разному: «удаление» или «помощь, забота».)
- Помог ли вам словарь выяснить, в каком именно значении употреблено слово уход в данном предложении?
( - Нет.)
- Как предложение можно сделать понятным?
( - Его необходимо уточнить, дополнить. Главное для больного – это постоянный и своевременный уход врача, внимание.)

Вывод. Иногда омонимы создают условия для двоякого понимания и приводят к двусмыслице. Кстати, это предложение из монолога известного сатирика Михаила Задорнова, который использовал двусмыслицу как основу для шутки. Мы же должны быть внимательны к своей речи, стремиться выражать мысли точно. В противном случае появится речевая ошибка.

3. Заполнение таблицы «Классификация речевых, грамматических и стилистических ошибок» примерами. Работа со словарём.

Термины
Условные обозначения
Предложения с ошибками
Правильные варианты

6.
Ошибка в употреблении омонимичных слов

О
Девушке подарили домино.
Девушке подарили домино, она наденет его на маскарад.
Девушке подарили домино, чтобы она в него играла с подругами.

Домино 1 – маскарадный костюм в виде плаща с рукавами и капюшоном, а так же человек в таком костюме. Домино 2 – игра в пластинки, на которые нанесены очки, а также 28 пластинок для этой игры.

Слово учителя.
- Возможность двусмыслицы, порождаемой омонимами, ни в коем случае нельзя преувеличивать, так как слова в речи используются не изолированно. Обычно контекст придаёт омониму точность и однозначность. Поэтому к построению текста, предложения нужно быть очень внимательными.

4. Переход ко 2-й части темы урока. Актуализация опорных знаний учащихся о синонимах.
- Подберите к выделенным омонимам синонимы.
а) Зимой в квартирах рано зажигают свет. б) Мама часто болела гриппом.
Хотел объехать целый свет. Петя болел за команду «Динамо».
Ключ: а) огонь, мир; б) хворать, переживать.

5. Постановка проблемы.
- Прочитайте предложение. Закройте глаза, представьте себе эту картину. Что здесь не так?
По улице брела пожилая лошадь.
- Отредактируйте предложение.
(По улице брела старая лошадь.)
Вывод. Ошибка в выборе синонима искажает мысль, создаёт комическую ситуацию.

6. Заполнение таблицы «Классификация речевых, грамматических и стилистических ошибок» примерами. Работа со словарём.

Термины
Условные обозначения
Предложения с ошибками
Правильные варианты

7.
Ошибка в выборе синонима

Син.
Ветер стих, дождь прекратился, и лес стоял смирный.
Ветер стих, дождь прекратился, и лес стоял тихий.

IV. Закрепление.
1. Распределите синонимы любознательный, пытливый, любопытный так, чтобы каждое значение соответствовало смыслу предложения.
Около подъезда толпились прохожие.
Моя сестра обладает умом.
ученик постоянно обращается к учителю с вопросами.(1)
Эталон: 1 – любопытный; 2 – пытливый; 3 – любознательный.

2. Тематический тест № 15 (ошибки в употреблении омонимичных слов). Работа с использованием педагогической технологии «Тест малая группа – обратная связь».

V. Подведение итогов урока.

VI. Рефлексия.
- Что вы узнали сегодня на уроке? Чему научились? Что было интересного? Что оказалось трудным? В чём польза урока?

VII. Домашнее задание.
Записать по одному – два примера ошибочного употребления в речи синонимов и омонимов (по возможности).