Тема урока Пословицы и поговорки, афоризмы как разновидность фразеологизмов
Краткосрочный план урока
УРОК:
Школа: ВКО, Зайсанский район, город Зайсан, КГУ «Средняя школа-интернат имени М.Дауленова»
Дата:
Ф.И.О. учителей русского языка и литературы:
Ерзин Дамир Ерзинулы
КЛАСС: 7
Количество
присутствующих:
Количество
отсутствующих:
Тема урока
Пословицы, поговорки и афоризмы как разновидность фразеологизмов
Цели обучения, которые
необходимо достичь на
данном уроке
Систематизировать знания по теме «Пословицы и поговорки», научить видеть инвариантность мысли, познакомить с афоризмами.
Цели урока
Все учащиеся смогут:
Определять пословицы, афоризмы, понимать их значение.
Большинство учащихся смогут:
Различать пословицы, поговорки, афоризмы, объяснить орфограммы, объяснить значение пословиц.
Некоторые учащиеся смогут:
Выражать свою точку зрения и обосновывать ее, применять пословицы, поговорки в зависимости от учебной ситуации, объяснить выбор правописания орфограмм в словах.
Языковая цель
Учащиеся могут: ответить на вопросы, описать ситуации, когда можно использовать в речи пословицы, поговорки.
Ключевые слова и фразы: афоризмы, пословицы, поговорки, антонимы, синонимы
Полезные фразы для диалога/письма: Я думаю, по-моему мнению, пришел к выводу, сделал заключение
Пословицы и поговорки, афоризмы украшают речь,
Вопросы для обсуждения:
Какую роль играют в речи играют пословицы?
Чем пословицы отличаются от поговорок?
Почему слова авторов, общественных деятелей превращаются в афоризмы?
Используете ли вы в своей речи пословицы, поговорки, афоризмыы.
Письменные подсказки:
Орфограммы
Предыдущее обучение
Фразеологизмы
План
Планируемое
время
Запланированная деятельность
Ресурсы
Начало
Орг.момент
Эмоционально-психологический настрой «Веер предсказаний».
Выбирают, по цвету рассаживаются по группам.Читают предсказание.Объясняют значение.
Учащиеся отвечают на вопросы по теории, приводят примеры.
-Что изучает фразеология?
- Что такое фразеологизмы?
- Расскажите о синтаксической роли фразеологизмов?
Проверяют в группе выполнение домашнего упражнения, подводят итоги. Выполняют по условию, объясняют значение, приводят примеры антонимов, синонимов к фразеологизмам.
Актуализация знаний «Мозговой штурм»
Работа со слайдом.
Как вы думаете, что ещё кроме фразеологизмов украшают нашу речь? Учащиеся воспринимают на слух примеры, объясняют значение.
Постановка цели урока «Незаконченные предложения». Формулируют цель урока.
Слайд 3. Объясняю задание.
Предлагаю назвать группы «Пословицы», «Поговорки», «Афоризмы».
Слайдовые презентации,
материалы из интернета, словарь афоризмов, учебники «Русская речь»
7 класс
для школ с казахским языком обучения, раздаточные материалы: плакаты, А4, фломастеры, маркеры
Флипчарт.
Середина
Изучение нового материала. Предлагаю поработать с т/м на с.151.
Работа в группах.
Ученики работают над текстом теоретического материала, делают выводы, оформляют в виде тезисов.
1группа - пословицы. ("Диаграмма Венна")
2 группа - поговорки.(«Двойной пузырь»)
3 группа – афоризмы.(органайзер «Звезда»)
Работа с текстом. Каждая группа получает своё задание и выполняет по условию.
«Чтение в стенку». «Мудрые совы». Предлагаю выполнить задания по тексту. В течение выступлений групп включаю слайды, соответствующие сюжету. Учащиеся читают тексты, выбирают нужную пословицу, готовят выступление.
Минутка отдыха
Предлагаю посмотреть видеоролики и подобрать к сюжету пословицы. Смотрят видео, определяют тему, подбирают пословицы.
Словарная работа. Читают пословицы, переводят, составляют с двумя предложения.
Тренировочное упражнение 345.
Наблюдаю, задаю наводящие вопросы.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Яблочко от яблони недалеко падает.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
Лес рубят, щепки летят.
Тяжело в ученье, легко в бою.
У страха глаза велики.
Цыплят по осени считают.
Записывают предложение, вставляют пропущенные буквы, объясняют значение (жизненные ситуации).
«Закончите пословицу, поговорку»
Предлагаю закончить пословицу по предложенным вариантам и выделить антонимы. Выбирают карточку, озвучивают пословицу, объясняют значение, находят антонимы.
«Верно-неверно». Даю карточку учащемуся, который в течение урока не был активен. Наблюдаю, предлагаю «подмостки». Читает пословицу (по выбору), выбирает правильное значение пословицы.
Конец
Подведение итогов
1. Интервью. Учащийся задаёт вопрос и остальные отвечают.
2. Комментирование оценочных листов.
Д/З. Правило с.151, упр.349.
Рефлексия «Письмо учителю». Раздаю листы для рефлексии, ученики заполняют «Знаю. Умею. Могу объяснить».
Дополнительная информация
Дифференциация – как вы
будете предоставлять
больше поддержки? Какие
задания вы будете давать
Оценивание – как вы
планируете отслеживать
прогресс/знания учащихся?
Межпредметные связи
Здоровье и безопасность
поддержка ИКТ
Связи с ценностями
Задание для учащихся с сильной мотивацией «Закончите пословицу, поговорку»;
«Верно-неверно» (для учащихся с со слабой мотивацией к учёбе)
Критериальное оценивание:
Умение отличать афоризмы, пословицы, поговорки.
Умение объяснять значение пословиц, поговорок, афоризмов, аргументировать.
Уровень владения Я2.
Уровень владения языковыми нормами.
Казахский язык;
литература;
УНТ (пословицы разных народов мира)
Рефлексия
1.Были ли цели обучения/урока
достижимыми?
2.Чему сегодня научились учащиеся?
3.Какой была атмосфера обучения?
4.Успешными ли были действия по установлению различий между учащимися?
5.Придерживался ли я временного графика?
1.Поставленные цели урока были достигнуты. При подборе заданий учтены возрастные особенности учащихся.
2. Учащиеся научились различать афоризмы от пословиц, однако не все учащиеся могут отличить пословицу от поговорки.Могут объяснить содержание пословицы, поговорки, афоризмов.
3. В начале урока после эмоционально- психологиче-ского настроя была создана колаборативная среда, учащиеся были доброжелательно настроены друг к другу.
4.Для выявления лидерских качеств учащихся было произведено уровневое деление на группы по способностям.
5.На каждое задание было отведено определенное время. Учащиеся смогли уложиться во времени, не чувствовали дискомфорта.
Краткая эвалюация
Назовите два наиболее успешных момента (как преподавания, так и обучения)?
1: ««Верно-неверно» (диалоговое обучение)
2: Общая работа (Стратегия «Диаграмма Венна»)
Назовите два момента, которые бы способствовали улучшению урока (как преподавания, так и обучения)?
1: смысловое соотношение пословиц разных народов мира (на казахском языке).
2: индивидуальные дифференцированные задания.
Что нового я узнал о классе и его отдельных учащихся и как это отразится на проведении
моего следующего урока: Активность учащихся повысилась, ученики со слабыми навыками тоже заинтересовались темой урока, но чувствуется скованность при выражении своих мыслей у отдельных учащихся: Молдир С., Марат С. При планировании следующих уроков необходимо чаще опираться на межпредметную связь, давать индивидуальные задания.
Приложение 1.
Пословицы
Значение пословицы
1. У короткого ума длинный язык. 2. Глаза - зеркало души. 3. В своем болоте и лягушка поет.
1. Дома, на родине, живется радостнее, веселее, чем в чужом краю.
2. Болтливый человек обычно не бывает умным.
3. По выражению глаз можно узнать о характере человека.
1.Рот не огород: не затворишь ворот
2. На чужой стог вилами не указывай
3. Рыбак рыбака видит издалека
1. Люди интересующиеся одним делом, хорошо понимают друг друга.
2. Нехорошо заглядываться на чужое.
3.Другому человеку не запретишь говорить.
1.Мал ёрш, да колюч
2.Конь корове не товарищ
3.Слепой всегда глазами мечтает.
1.Разные люди друг друга не понимают.
2.Каждый желает получить то, чего у него нет.
3.И маленькое существо может за себя постоять.
Приложение 2. Текст 1 группе.
ЧТО В ЛЮБОМ ДЕЛЕ ГЛАВНОЕ?
Большие королевские часы остановились. Король велел главному часовому мастеру как можно быстрее починить часы. Оказалось, что у часов лопнула серебряная пружина. По образцу старой пружины тщательно изготовили новую. Но она никак не хотела вставать на место. Собрали опытных часовщиков со всей страны. Долго обсуждали часовщики проблему.
Один юноша подошел к разобранным часам и взял в руки новую пружину. Потом он вставил пружину в часы и ловко повернул ее. Щелк, и пружина легла на место. Юноша завел часы и они пошли. Все смотрели с изумлением, а кто-то сказал: «».
Пословицы:
Сотня советов не заменит пары опытных рук.
Дело мастера боится.
Глаза боятся – руки делают.
Меньше слов- больше дела.
Рабочие руки не знают скуки.
Текст 2 группе.
Спор ветра с солнцем
Однажды сердитый северный Ветер и Солнце затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго они спорили и решили испробовать свою силу на одном путешественнике. Ветер сказал: «Я сейчас вмиг сорву с него плащ!» И начал дуть. Он дул очень сильно и долго. Но человек только плотнее закутывался в свой плащ.Тогда Солнце начало пригревать путника. Он сначала опустил воротник, потом развязал пояс, а потом снял плащ и понёс его на руке. Солнце сказало Ветру: «».
Пословицы.
Добром, лаской, можно добиться гораздо большего, чем насилием.
Ласковым словом и камень растопишь.
Облаять есть кому, а погладить некому.
Доброе слово доходит до сердца.
Текст 3 группе
Одна курица несла каждый день по яичку. Хозяйка подумала, что если больше давать корму, курица вдвое будет нестись. Так и сделала. А курица зажирела и вовсе перестала нестись.
Л. Толстой
Пословицы.
Кто малым недоволен, тот большего не достоин.
Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
Один добытый опыт лучше семи правил мудрости.
Поспешишь – людей насмешишь.
Приложение 3.
К каждой пословице, придуманной разными народами (в левом столбике), подберите русскую, соответствующую ей по смыслу (в правом столбике).
Пословицы разных народов
Русские пословицы
1. Вылетевшее слово и на четверке лошадей не догонишь (китайск.).
1. Слово серебро, молчанье золото.
2. Перо сильнее меча (английск.).
2. За одного битого двух небитых дают.
3. Бежал от дыма, да попал в огонь (турецк.)
3. Гусь свинье – не товарищ.
4. Не все, что кругло, – яблоко (армянск.).
4. Слово не воробей, вылетит не поймаешь.
5. Один добытый опыт лучше семи правил мудрости (арабск.).
5. Что написано пером, не вырубишь топором.
6. Быстро сделанная работа хорошей не бывает (индийск.).
6. Не все то золото, что блестит.
7. Волк и баран, сабля и шутка вместе не бывают (турецк.)
7. У кого совесть чиста, тот спит спокойно.
8. Молчаливость лучше многословия (китайск.).
8. Из огня – да в полымя.
9. Нет подушки мягче, чем чистая совесть (французск.)
9. Поспешишь – людей насмешишь.
Приложение 4.
Письмо учителю от ____________
критерии
знаю
Умею
Научу другого
1
Отличие пословицы и поговорки
2
Афоризмы.
3
Структура пословицы
4
Объяснение значения пословицы, поговорки, афоризма
5
Инвариантность мысли пословицы в разных текстах
6
Использование в речи
Приложение 5. Оценочные листы
«^здік кіріктірілген сабаK»
ОблыстыK байKауына KатысуCа ™тініш
№
СaраныстыS мазмaны
Jатысушы туралы аKпарат
1
JатысушыныS аты-ж™ні
Ерзин Дамир Ерзинулы
2
СабаKтыS таKырыбы
Пословицы, поговорки и афоризмы как разновидность фразеологизмов
3
Сынып
7 сынып
4
МекеменіS атауы
Школа: ВКО, Зайсанский район, город Зайсан, КГУ «Средняя школа-интернат имени М.Дауленова»
5
Байланыс телефондары
87019047457
6
Эл.мекен жайы
g_botabaeva@mail.ru
7
Фото
8
«Сені сыйлаCан адамды сен де сыйла»
Ученик- это не сосуд, который надо наполнить, а факел , который надо зажечь..
Учитель-свеча, которая светит другим, сгорая сама.
Джованни Руффини
15