ЕГЭ по истории 2011года. Типичные ошибки Советского периода.
Овсиенко Н.Г. учитель истории и обществознания
МБОУ «Каменноозёрная СОШ».
ЕГЭ по истории 2011года. Типичные ошибки Советского периода.
Единый государственный экзамен по истории в 2011г. был нацелен на выявление уровня обученности лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования.
В 2011 г. в ЕГЭ по истории приняли участие более 142 тыс. человек.
В КИМ ЕГЭ 2011 г. не было внесено изменений в сравнении с 2010 г.
Экзаменационная работа включала 49 заданий.
В части 1, содержащей 27 заданий с выбором одного ответа из четырех предложенных, проверялись базовые знания дат, фактов, понятий и терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий; умение соотносить единичные факты и общие исторические явления, процессы, производить поиск информации в источнике.
В части 2, содержащей 15 заданий с кратким ответом, проверялись, в дополнение к перечисленным выше элементам подготовки выпускников, умения классифицировать и систематизировать факты.
В части 3, содержащей 7 заданий с развернутым ответом, проверялись умения анализировать исторический источник (определение его принадлежности, событий, явлений, исторических личностей, о которых в нем говорится; разъяснение сущности характеризуемой в источнике проблемы или процесса в историческом контексте; выявление и анализ позиции автора, исторических личностей, на рассмотрение версий и интерпретаций событий); систематизировать материал; анализировать исторические версии и оценки, историческую ситуацию; сравнивать исторические события, явления, процессы.
Известно, что при изучении школьного курса истории качество знаний в большой степени зависит от специфики изучаемого периода. Так, давно замечено многими учителями, что, например, уроки по теме «Революция 1905–1907 гг. в России» проходят более эффективно, чем уроки теме «Гражданская война в России», причем высказываются различные предположения о причинах подобной ситуации. Поэтому анализ выполнения экзаменационной работы будет наиболее эффективен, если за его основу взять основные периоды истории, которые выделены в плане экзаменационной работы, и в рамках каждого из них проследить, насколько успешно выпускники справились с отдельными заданиями, направленными на проверку тех или иных умений.
Характеристика выполнения экзаменационной работы по объектам контроля и разделам курса истории
Период 1900–1945 гг.
В отличие от ряда предыдущих лет общие результаты выполнения заданий по периоду 1900–1945 гг. достаточно высоки. Рассмотрим подробнее эти результаты (табл. 8.11).
Таблица 1.Результаты выполнения наиболее сложных заданий части 1 по темам курса истории периода 1900–1945
Название темы
Средний процент выполнения
Обозначение
Задания в работе
Проверяемые умения
Россия в Первой мировой войне. Влияние
войны на российское общество
26,5
А19
Умение извлекать информацию из источника
Внешнеполитическая стратегия СССР
20–30-х гг. СССР накануне Великой Отечественной войны
42,1
А18
Знание и понимание исторической обусловленности
Переход к новой экономической политике
43,3
А15
Знание дат и периодизации
Культура России в начале XX в.
48,5
А17
Соотнесение общих исторических процессов и отдельных фактов
Идейные течения, политические партии и
общественные движения в России на рубеже веков. Революция 1905–1907 гг.
52,8
А17
Соотнесение общих исторических процессов и отдельных фактов
Геноцид на оккупированных территориях. Партизанское движение
53,1
А20
Соотнесение общих исторических процессов и отдельных фактов
Образование СССР. Выбор путей объединения.
53,6
А15
Знание дат и периодизации
Образование СССР. Выбор путей объединения.
54,38
А16
Знание основных фактов
Россия в начале XX в.: нарастание экономических и социальных противоречий в
условиях форсированной модернизации
54,6
А17
Соотнесение общих исторических процессов и отдельных фактов
Провозглашение и утверждение советской власти. Политика большевиков и установление однопартийной диктатуры
54,6
А17
Соотнесение общих исторических процессов и отдельных фактов
Внешнеполитическая стратегия СССР
20–30-х гг. СССР накануне Великой Отечественной войны
55,6
А16
Знание основных фактов
Провозглашение и утверждение советской власти. Политика большевиков и
установление однопартийной диктатуры
57,0
А16
Знание основных фактов
Революция 1917 г. Временное правительство и Советы
57,4
А17
Соотнесение общих исторических процессов и отдельных фактов
Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация, коллективизация
60,9
А18
Знание и понимание исторической обусловленности
Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация, коллективизация
61,0
А19
Умение извлекать информацию из источника
Партийные дискуссии о путях и методах
построения социализма в СССР. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция 1936 г.
62,4
А18
Знание и понимание исторической обусловленности
Революция 1917 г. Временное правительство и Советы
61,7
А19
Умение извлекать информацию из источника
Провозглашение и утверждение советской власти. Политика большевиков и
установление однопартийной диктатуры
63,1
А15
Знание дат и периодизации
Партийные дискуссии о путях и методах
построения социализма в СССР. Культ
личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция 1936 г.
63,7
А16
Знание основных фактов
Причины и этапы Великой Отечественной войны
64,4
А20
Соотнесение общих исторических процессов и отдельных фактов
Переход к новой экономической политике
64,7
А18
Знание и понимание исторической обусловленности
По итогам выполнения части 1 могут быть сделаны следующие выводы.
1. Большинство заданий части 1 выполнены экзаменуемыми более чем на 60–65%.
Хуже, чем с остальными, выпускники справились с заданиями по истории 1920–1930-х гг.:
«Переход к новой экономической политике», «Образование СССР. Выбор путей объединения», «Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация, коллективизация», «Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Культ личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция 1936 г.», «СССР накануне Великой Отечественной войны». Объективная сложность в изучении периода 1920–1930-х гг. состоит в том, что это время радикальных преобразований во всех сферах жизни советского общества, следствием чего является большое количество событий, явлений, теоретических положений, необходимых для усвоения по данному периоду истории.
2. Относительно низкие результаты показаны выпускниками 2011 г. при выполнении заданий по двум взаимосвязанным темам: «Революция 1917 г. Временное правительство и Советы» и «Провозглашение и утверждение советской власти. Политика большевиков и установление однопартийной диктатуры». Изучение данных тем предполагает основательное знакомство школьников со всеми перипетиями политической борьбы, происходившими в течение небольшого промежутка времени, запоминание множества фактов, понятий, имен и т.п., а также понимания идеологического контекста ситуации.
3. Хуже, чем с остальными, экзаменуемые справились с заданием на умение извлекать информацию из источника по теме «Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество». В данном случае выпускникам не хватило знания фактов по истории Первой мировой войны, чтобы верно провести атрибуцию исторического документа. Ситуация, когда учащиеся путают между собой многочисленные войны, которые вела Российская империя, достаточно типична. Избежать подобных ошибок учитель может с помощью регулярно проводимой работы по систематизации учебного материала, связанного с историей войн.
4. Выше, чем в 2010 г., показатели выполнения заданий части 1 по периоду Великой Отечественной войны. Несомненно, в данном факте проявилось усиление внимания со стороны учителей к теме Великой Отечественной войны. Но экзаменационная работа выявила тему по периоду Великой Отечественной войны», усвоение которой является достаточно слабым: «Геноцид на оккупированных территориях. Партизанское движение». Учителям целесообразно обратить внимание на указанный факт.
Перейдем к рассмотрению выполнения заданий с кратким ответом (табл. 8.12).
Таблица 2. Результаты выполнения наиболее сложных заданий части 2 по темам курса истории периода 1900–1945 гг.
Название темы
Средний процент выполнения
Обозначение
Задания в работе
Проверяемые умения
Культура России в начале XX в.
19,0
В9
Группировка исторических
явлений и событий
Переход к новой экономической политике
23,3
В9
Группировка исторических
явлений и событий
«Культурная революция» (ликвидация
неграмотности, создание системы образования). Культура в 20–30-х гг.
29,4
В11
Умение извлекать информацию из источника
Причины и этапы Великой Отечествен-
ной войны
37,9
В10
Систематизация исторической информации
Партийные дискуссии о путях и методах
построения социализма в СССР. Культ
личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция 1936 г.
38,3
В10
Систематизация исторической информации
Россия в начале XX в.: нарастание экономических и социальных противоречий в
условиях форсированной модернизации
38,5
В9
Группировка исторических
явлений и событий
Идейные течения, политические партии и
общественные движения в России на рубеже веков. Революция 1905–1907 гг.
41,3
В10
Систематизация исторической информации
Реформы П.А. Столыпина
44,08
В9
Группировка исторических
явлений и событий
Провозглашение и утверждение советской власти. Политика большевиков и установление однопартийной диктатуры
44,8
В9
Группировка исторических
явлений и событий
Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация, коллективизация
49,6
В10
Систематизация исторической информации
На основе табл. 2 можно сделать следующие выводы.
1. Подтверждается сделанный ранее вывод о трудности заданий части 2: хуже всего выпускники справились с заданиями на группировку исторических явлений и событий, лучше – с заданиями на умение извлекать информацию из источника. Нужно отметить, что по данному периоду в часть 2 не были включены задания на умение определять последовательность событий. Большинство заданий по периоду 1900–1945 гг. выполнены с результатом выше 65%. Результаты выполнения заданий части 2 по данному периоду несколько выше, чем в 2010 г.
2. Отмечается относительно слабое выполнение заданий по истории культуры. Например, задание на группировку исторических явлений и событий по теме «Культура России в начале XX в.» выполнено значительно хуже, чем аналогичные задания по другим темам. То же самое можно сказать о задании на умение извлекать информацию из источника по теме «Культурная революция» (ликвидация неграмотности, создание системы образования). Идеологические основы советского общества и культура в 20–30-х гг.».
3. Низкий результат, в сравнении с аналогичными заданиями по большинству тем, показан при выполнении задания на группировку исторических явлений и событий по теме «Переход к новой экономической политике».
4. Абсолютное большинство заданий по периодам начала XX в. и Великой Отечественной войны выполнено с результатом выше 50%.
В табл. 3 представлены данные о наиболее сложных заданиях с развернутым ответом.
Таблица 3. Результаты выполнения наиболее сложных заданий части 3 по темам курса истории периода 1900–1945 гг.
Название темы
Средний процент выполнения
Обозначение
Задания в работе
Проверяемые умения
Революция 1917 г. Временное правительство и Советы
18,0
С6
Анализ исторической ситуации
Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Революция 1905–1907 гг. Думская монархия
21,1
С7.1
Сравнение (общее)
Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство
23,4
С6
Анализ исторической
ситуации
Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Революция 1905–1907 гг. Думская монархия
26,0
С7.2
Сравнение (различия)
Переход к новой экономической политике
28,0
С7.1
Сравнение (общее)
Россия в начале XX в.: нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации
28,2
С5
Анализ исторических версий, оценок
Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Революция 1905–1907 гг. Думская монархия
28,6
С5
Анализ исторических
версий, оценок
Россия в начале XX в.: нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации
30,0
С7.1
Сравнение (общее)
Россия в начале XX в.: нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации
31,3
С7.2
Сравнение (различия)
Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация, коллективизация
35,0
С4
Обобщенная характеристика, систематизация
Наименее успешно выпускники справились с заданиями на сравнение (С7.1, выявление общего) и анализ исторической ситуации (С6). Чуть более успешно выполнены задания на анализ исторических версий, оценок. Наиболее успешно экзаменуемые справились с заданиями на анализ исторического источника (С2 и С3).
Задания на анализ исторической ситуации по темам «Революция 1917 г. Временное правительство и Советы» и «Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство» выполнены выпускниками значительно хуже, чем аналогичные задания по другим темам. Трудности, связанные с выполнением заданий по названным темам, были отмечены при анализе части 1. Очень низкие показатели выполнения, несмотря на отмеченный в целом успешный уровень усвоения учебного материала по началу XX в., имеет задание на сравнение по теме «Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Революция 1905–1907 гг.». Вероятно, это связано с плохим пониманием выпускниками идеологических аспектов событий первых двух десятилетий ХХ в., а также причинно-следственных связей событий.
Период 1945–1991 гг.
Данный период в практике преподавания считается наиболее сложным. Связано это, прежде всего, с тем, что изучается он в конце IX и XI классов, когда, как правило, не хватает учебного времени на глубокое изучение этого сложного и очень важного периода истории. Свою роль играет и близость изучаемых событий к современности, эмоциональное отношение к ним.
Результативность выполнения заданий части 1 по данному периоду низкая. В табл. 4 приведены данные о наиболее сложных для выпускников темах.
Таблица 4. Результаты выполнения наиболее сложных заданий части 1 по темам курса истории периода 1945–2010 гг.
Название темы
Средний процент выполнения
Обозначение
Задания в работе
Проверяемые умения
XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы...
Политика мирного сосуществования
33,4
А25
Знание и понимание исторической обусловленности
Политика перестройки и гласности. «Новое политическое мышление». События августа 1991 г. Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР
40,2
А25
Знание и понимание исторической обусловленности
Политика перестройки и гласности. «Новое политическое мышление».
События августа 1991 г. Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР
42,5
А24
Соотнесение общих исторических процессов и отдельных фактов
«Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Конституция 1977 г. Достижение военно-
стратегического паритета СССР и США, политика разрядки
45,9
А26
Умение извлекать информацию из источника
«Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Конституция 1977 г. Достижение военно-
стратегического паритета СССР и
США, политика разрядки
48,4
А25
Знание и понимание исторической обусловленности
Политика перестройки и гласности. «Новое политическое мышление». События августа 1991 г. Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР
49,3
А26
Умение извлекать информацию из источника
XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы конца 50-х – начала 60-х гг. Политика мирного сосуществования
53,0
А22
Знание дат и периодизации
Особенности развития советской культуры в 1950–1980-х гг.
53,1
А23
Знание основных фактов
Анализ результатов выполнения заданий части 1 позволяет сделать следующие выводы.
1. Почти все задания части 1 по периоду 1945–1991 гг. выполнены на уровне ниже 65%. Это доказывает исключительную сложность содержания данного материала для усвоения школьниками. К наиболее трудным для выпускников темам относятся: «XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы конца 50-х – начала 60-х гг. Политика мирного сосуществования», «Застой» как проявление кризиса советской модели
развития. Конституция 1977 г. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США, политика разрядки», «Политика перестройки и гласности. «Новое политическое мышление». События августа 1991 г. Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР».
2. Отметим затруднения выпускников при выполнении заданий на знание и понимание исторической обусловленности. По-видимому, причинно-следственные закономерности недавнего прошлого являются более сложными для усвоения учащимися, чем аналогичные закономерности более отдаленных периодов истории.
Успешность выполнения части 2 работы по периоду 1945–1991 гг., как и успешность выполнения части 1 относительно низка (табл. 5).
Таблица 5. Результаты выполнения наиболее сложных заданий части 2 по темам курса истории периода 1945–1991 гг.
Название темы
Средний процент выполнения
Обозначение
Задания в работе
Проверяемые умения
«Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Конституция 1977 г. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США, политика разрядки
13,7
В14
Умение извлекать информацию из источника
XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы конца 50-х –начала 60-х гг. Политика мирного сосуществования
16,4
В15
Умение определять последовательность событий
Особенности развития советской культуры в
1950–1980-х гг.
24,0
В12
Группировка исторических явлений и событий
XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы конца 50-х –начала 60-х гг. Политика мирного сосуществования
24,9
В12
Группировка исторических явлений и событий
«Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Конституция 1977 г. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США, политика разрядки
30,3
В12
Группировка исторических явлений и событий
СССР в первое послевоенное десятилетие.
Восстановление экономики, идеологические
кампании конца 1940-х гг. «Холодная война»
и ее влияние на внутреннюю и внешнюю политику
33,0
В15
Умение определять последовательность событий
«Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Конституция 1977 г. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США, политика разрядки
36,8
В15
Умение определять по-
следовательность событий
«Застой» как проявление кризиса советской
модели развития. Конституция 1977 г. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США, политика разрядки
37,0
В13
Систематизация истори-
ческой информации
Из таблицы видно, что, как и по другим периодам, хуже остальных выполнены задания на группировку исторических явлений и событий и умение определять последовательность событий. Более успешно выполнены задания на извлечение информации из источника (несмотря на «провал» в выполнении такого задания по теме “Застой” как проявление кризиса советской модели развития...».
В табл. 6 представлены наиболее сложные задания части 3 по периоду 1945–1991гг.
Таблица 6. Результаты выполнения наиболее сложных заданий части 3 по темам курса истории периода 1945–1991гг.
Название темы
Средний процент выполнения
Обозначение
Задания в работе
Проверяемые умения
Политика перестройки и гласности. «Новое политическое мышление». События августа 1991 г. Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР
21,4
С6
Анализ исторической ситуации
Политика перестройки и гласности. «Новое политическое мышление». События августа 1991 г. Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР
25,6
С5
Анализ исторических версий,
оценок
XX съезд КПСС и осуждение культа личности.
Экономические реформы конца 50-х – начала 60-х гг. Политика мирного сосуществования
26,0
С6
Анализ исторической ситуации
«Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Конституция 1977 г. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США, политика разрядки
27,6
С5
Анализ исторических версий,
оценок
СССР в первое послевоенное десятилетие. Восстановление экономики, идеологические кампании конца 1940-х гг. «Холодная война» и ее влияние на внутреннюю и внешнюю политику
28,0
С7.1
Сравнение (общее)
XX съезд КПСС и осуждение культа личности.
Экономические реформы конца 50-х – начала 60- х гг. Политика мирного сосуществования
33,3
С7.1
Сравнение (общее)
Переход к рыночной экономике
33,4
С1
Анализ исторического источника
XX съезд КПСС и осуждение культа личности.
Экономические реформы конца 50-х – начала 60-х гг. Политика мирного сосуществования
33,5
С7.2
Сравнение (различия)
СССР в первое послевоенное десятилетие. Восстановление экономики, идеологические кампании конца 1940-х гг. «Холодная война» и ее влияние на внутреннюю и внешнюю политику
33,7
С7.2
Сравнение (различия)
XX съезд КПСС и осуждение культа личности.
Экономические реформы конца 50-х – начала 60- х гг. Политика мирного сосуществования
33,8
С4
Обобщенная характеристика,
систематизация
СССР в первое послевоенное десятилетие. Восстановление экономики, идеологические кампании конца 1940-х гг. «Холодная война» и ее влияние на внутреннюю и внешнюю политику
35,0
С6
Анализ исторической ситуации
Анализируя выполнение выпускниками заданий части 3 по периоду 1945–2010 гг. можно отметить следующее.
1. Хуже, чем с остальными заданиями, выпускники справились с заданиями на анализ исторической ситуации и исторических версий, оценок. Традиционно наиболее успешно выполнены задания на анализ исторических источников. Причем в большинстве случаев задание С1 выполнено чуть хуже, чем задания С2 и С3, где от экзаменуемых нередко требовалось найти и выписать из документа информацию для ответа на вопрос.
Следует отметить, что, несмотря на объективную трудность периода 1945–1991 гг., в сравнении с результатами 2010 г., в 2011 г. все же наблюдается очевидный прогресс при выполнении заданий С1–С3.
Проделанный анализ выполнения экзаменационной работы позволяет сделать следующие основные выводы.
1. Анализ выполнения экзаменационной работы свидетельствует о том, что в ходе проведения ЕГЭ 2011 г. по истории достаточно четко обозначились «проблемные» с точки зрения усвоения учебного материала периоды истории и темы в рамках этих периодов. К «проблемным» периодам следует отнести период 1945–2010 гг.
«Проблемные» темы: «Россия в Первой мировой войне. Влияние войны на российское общество», «Революция 1917 г. Временное правительство и Советы», «Провозглашение и утверждение советской власти. Политика большевиков и установление однопартийной диктатуры», «Переход к новой экономической политике», «Образование СССР. Выбор путей объединения», «СССР накануне Великой Отечественной войны», «XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы конца 50-х – начала 60-х гг. Политика мирного сосуществования», “Застой” как проявление кризиса советской модели развития. Конституция 1977 г. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США, политика разрядки», «Политика перестройки и гласности. “Новое политическое мышление”» и практически все темы, связанные с изучение вопросов культуры.
Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ 2012 г.
Подготовка к ЕГЭ не должна нарушать обычного учебного процесса.
В процессе изучения истории в XI классе важно учитывать характер письменной формы проверки качества знаний, особенности психологической подготовки к экзамену.
Имеет большое значение получение выпускником четкого предварительного представления о структуре письменной экзаменационной работы, формах заданий в каждой из трех ее частей, соотношении количества заданий по основным периодам отечественной истории.
Особое место в реализации требований образовательного стандарта и в подготовке учащихся к сдаче экзамена должны занимать уроки обобщающего повторения по темам, разделам курса.
Учебный процесс важно осуществлять на основе организации активной познавательной деятельности учащихся по развитию разнообразных познавательных умений и навыков, общепредметных и предметных компетенций.
шире использовать различные формы самостоятельной работы учащихся со всеми видами исторической информации (авторским текстом учебника, документами, статистикой, иллюстрациями и т.д.)
Особое внимание уделить работе с документами.
13PAGE 15
13PAGE 14615
15