Статья Развитие у обучающихся ассоциативного мышления во время усвоения исторической терминологии


Развитие у обучающихся ассоциативного мышления во время усвоения исторической терминологии
1.Рекомендации по проведению урока истории в современной школе.
Уже несколько лет в среде учителей-историков обсуждается вопрос о том, что история как учебная дисциплина теряет свой, когда-то достаточно высокий, рейтинг. Потеря конкурентоспособности привела к снижению престижа и потери авторитета науки, особенно среди старшеклассников, будущих абитуриентов, которые направляют свои усилия на предметы, в большей степени адаптированные к современным реалиям. Большинство учителей при этом во всех грехах склонны обвинять самих учеников, претензии к которым сейчас не выдвигает только ленивый. Кто же прав? Учителя, защищающие «честь мундира», или учащиеся и их родители, недовольные уровнем преподавания истории в школе, не видящие смысла в ее изучении? Рассмотрим главные «претензии» учителей.
Ученики не внимательны на уроках, не читают материал домашнего задания, не считают необходимым запоминать исторические даты и ход исторических событий.
Не желают креативно мыслить, анализировать исторические события и явления, объективно оценивая их, анализировать причинно-следственные связи.
Не способны в полной степени овладеть исторической терминологией в соответствии с современными образовательными стандартами по программам Министерства образования Российской Федерации и применять их на уроках.
Что же получаем в итоге? Неужели все наши ученики постепенно превратились в лентяев и неучей. Или история перестала быть интересным и общественно полезным предметом, базой гражданского воспитания? Перед нами, учителями, возникает два главных вопроса: «Где корень зла?» и «Что делать?».
Не претендуя на истину в последней инстанции, все же рискну назвать три главных ошибки, которые делают сами учителя в преподавании истории в общеобразовательном учреждении.
Шаблонность преподавания и стандартность образовательных методов в преподавании истории; навязывание ученикам «исключительно правильной» исторической концепции и собственной точки зрения; отсутствие эмоциональных «взрывов», высказывание чувств.
Авторитаризм в отношениях учителя и учащихся. Есди учитель стремится воспитать яркую и компетентную индивидуальность, личность с чувством настоящего патриотизма и активной гражданской позицией, он должен «сойти с пьедестала» и стать одним из тех, кто помогает учиться и учится у тех, кого учит.
Мотивация учащихся, основанная на основании обязанностей и придушении ученической инициативы. Следует делать акцент на том, что история – это не сумма фактов и событий, а передача опыта из поколений в поколения. Это «работа над ошибками», которые когда-то приводили к трагическим последствиям.
Необходимо, чтобы учитель мог прислушаться к мыслям своих учеников, которые сами хотят разнообразить уроки истории и помочь преподавателю, стараясь реализовать свой творческий потенциал. По желанию, учащиеся могут, например, писать сценарии инновационных уроков, помогать учителю в их организации и проведении; составлять исторические кроссворды и тесты, устраивать выставки своих творческих работ, рисунков, газет и т.д. Ученики поймут, что становятся «субъектом» учебно-воспитательного процесса, что, соответственно, повлияет на развитие и формирование личности, адаптированной к современным требованиям. Единственное предупреждение: ученическая инициатива должна основываться на достижение четко определенной образовательной цели.
Ключевым вопросом на уроках истории является работа с историческими терминами, количество которых неуклонно растет. Сегодня учителям не хватает единой методологии и алгоритма работы с терминологией на уроках. Какие же проблемы требуют решения?
Отсутствие единых критериев работы с историческими терминами. Хотя требования к количеству усвоенных понятий и уровня овладения ими существуют.
Проблема запоминания и оперирования терминами из-за их большого количества.
Необходимость разработки методов и форм контроля по уровню знаний учащихся и их объективное оценивание.
2. Развитие у учащихся ассоциативного мышления во время усвоения исторической терминологии.
Ведущей идеей концепции усвоения учащимися исторической терминологии на уроках истории является развитие ассоциативного мышления школьников. Именно с развитием этого типа мышления связаны позитивные сдвиги, которые произошли в работе учеников при овладении ими понятийного аппарата, самостоятельного употребления и применения с максимальной эффективностью.
Анализ слов и процесс их запоминания – это не единственный метод, благодаря которому ребенок осмысливает его содержание. Усвоение исторических понятий, связанное с развитием ассоциативного мышления, начинается, безусловно, с ознакомления учеников с новыми терминами на уроках истории. Новые термины, предложенные учебной программой для усвоения, не учитывают возрастные возможности ребенка, к тому же определения в учебнике объемны и написаны непонятным языком. Предлагаю вариант решения данной проблемы.
1-й этап ( подготовительный). Для первого знакомства школьников с новым термином преподавателю необходимо дать опережающее задание: самостоятельно найти определение необходимых исторических понятий в словарях, энциклопедиях, печатных и электронных СМИ, Интернете и сравнить их по содержанию. Учитель анализирует работу учащихся и вместе с ними согласовывает различные толкования термина и выбирает один из них, который будет соответствовать всем показателям и критериям или синтезирует его содержание из нескольких определений. На данном этапе работы с понятиями огромную роль играет мотивация учителем самостоятельной работы учеников. Обычно используют «ситуацию успеха». Позитивное оценивание результатов этого этапа повысит интерес школьников к самостоятельной работе.
2-й этап (основной). После подготовительного ознакомления, анализа и записи термина в словарь или тетрадь учителю необходимо найти и выделить слово-ассоциацию, которому учащимся необходимо уделить особое внимание при запоминании нового понятия. Это слово или несколько слов, которые раскрывают и поясняют значение термина, называю «слово-ключ». Психологической особенностью ребенка является то, что в случае «встречи» с новым термином его запоминание облегчается, если ребенок подбирает близкие по значению синонимы, которые помогают уяснить его суть.
Например, термин по истории Средних веков - «инквизиция» - специальный церковный суд, созданный папой римским в XIII веке для борьбы с еретиками. Именно на словах «суд» и «борьба с еретиками» учителю необходимо сделать акцент. Вследствие запоминания двух слов вместо восьми усвоение новых терминов повысится на 20-30 %. Примеров пар «понятие» - «слово-ключ» очень много: пирамида – гробница, барщина – работа, сепаратизм – отделение, интервенция – вторжение. Продолжать можно очень долго.
Рекомендация. Для проверки на уроках усвоения новых исторических понятий целесообразно применять формы устного контроля, а не письменного. Диктанты, тестирования и др. следует проводить на повторительно-обобщающих уроках.