Технологическая карта урока биологии по теме «Строение и жизнедеятельность бактерий» (6 класс)

Технологическая карта урока биологии по теме «Строение и жизнедеятельность бактерий» (6 класс)
Предмет, класс
Биология, 6 класс

№ урока по теме его название
Урок № 6. Тема «Строение и жизнедеятельность бактерий»

Тип урока
Урок открытия новых знаний


Цель урока
Образовательная
Знакомство с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий, их ролью и значением в природе и в жизни человека.


Деятельностная
Создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.


Планируемые результаты



Предметные
Знать отличительные признаки бактериальной клетки, уметь находить бактерии на рисунках в сравнении с представителями других царств;
Иметь представление о распространении бактерий на Земле, особенностях их жизнедеятельности;
Называть примеры значения бактерий в природе и в жизни человека; меры профилактики бактериальных инфекций


Метапредметные
Формирование умения учащихся определять учебную задачу, выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, работать с источниками информации, проводить самооценку.


Личностные
Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению

Формирование УУД
Личностные УУД
Мотивация учебной деятельности, нравственно-этические нормы усвоения темы. Умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.


Регулятивные УУД
умение организовать свою учебную деятельность и выполнение заданий учителя: постановка целей, планирование, коррекция деятельности. Развитие навыков самооценки и самоанализа


Познавательные УУД
Умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, анализировать, сравнивать, обобщать, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации,


Коммуникативные УУД
Сотрудничество с учителем и учениками: умение слушать, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Технологии
Проблемное обучение

Методы
Частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, словесный (беседа, диалог); наглядный (работа с таблицами, рисунками, схемами); практический (поиск информации, составление схем и таблиц); дедуктивный (анализ, синтез, обобщение).

Структура урока

1. Организационный этап.
2. Актуализация знаний.
3. Постановка учебной задачи.
4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
5. Физ. минутка.
6. Закрепление изученного материала.
7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
8. Информация о домашнем задании, выставление оценок за урок.

Содержание материала
Строение и формы клетки бактерий, отличительные признаки бактерий от других организмов;
Процессы жизнедеятельности: питание, размножение, образование спор;
Значение бактерий в природе и в жизни человека;
Меры профилактики бактериальных инфекций.

УМК
Учебник: Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений / В. В. Пасечник М.: Дрофа 2011 г.;
Рабочая тетрадь к учебнику;

Образовательные ресурсы
ЦОР «Строение бактериальной клетки», «Деление бактериальной клетки», «Спорообразование у бактерий»;
Презентация «Бактерии».

Оборудование
ПК, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, таблица «Строение бактерий»




Ход урока:
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД

Организационный этап

Приветствует учащихся, осуществляет проверку их готовности к уроку.
Настраиваются на работу, проверка наличия учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.
Личностные: уІ°мение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Актуализация знаний

Организует проверку выполнения домашнего задания.
Мотивация учащихся к учебной деятельности.
Выполняют задание, оценивают совместно с учителем одноклассников

Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя.
Коммуникативные: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Постановка учебной задачи

Создание проблемной ситуации.
Предлагает учащимся сформулировать тему урока и определить учебную задачу, составить план урока.
Называют тему урока, формулируют учебную задачу (цель), составляют план работы

Личностные: формируется потребность в получении новых знаний.
Регулятивные: самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование

Усвоение новых знаний и первичное закрепление

Рассказывает о строении бактериальной клетки. Предлагает обучающимся проблемные вопросы и задания с целью выявления существенных признаков строения бактерий. Осуществляет коррекцию, организует обсуждение.
Организует работу с учебником по изучению формы и процессов жизнедеятельности бактерий.
Используя презентацию, организует эвристическую беседу о способах питания бактерий. Осуществляет коррекцию, организует обсуждение.
Используя ЦОР и текст учебника, организует работу групп по изучению способов размножения и спорообразования.
Заслушивает отчет групп, организует коррекцию.
Организует первичное закрепление материала.
Делают вывод о малом размере и об одноклеточности бактерий.
Выявляют признаки их сходства и различия с клетками растений.



Работают с текстом учебника, изучают особенности процессов жизнедеятельности бактерии.
Отвечают на проблемные вопросы. Высказывают предположения о способах питания бактерий.
Используя текст учебника и ЦОР «Деление бактериальной клетки», «Спорообразование у бактерий», делают вывод о  разнообразных способах питания бактерий и значении спорообразования. Выполняют задание в рабочей тетради. Готовят рассказ. Заслушивают отчет других групп, задают вопросы, осуществляют оценку.
Личностные: формируется потребность к самообразованию. Осознание ответственности за общее дело.
Регулятивные: целеполагание; планирование; контроль; оценка и самооценка.
Познавательные: формирование умения ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, устанавливать связи между ними, выявлять причины и следствия.
Коммуникативные: Осуществляют сотрудничество по поиску и сбору информации. Выражение своих мыслей. Аргументация своего мнения, учёт мнений других участников образовательного процесса.


Физминутка

Закрепление изученного материала

Организует закрепление материала
Выполняют тест по теме «Бактерии»
Регулятивные: оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной самооценки
Познавательные: Систематизируют и обобщают информации, структурируют знания

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия)

Подводит итог учебной деятельности, организует рефлексию учащихся
Осуществляют рефлексию
Личностные: Уважительное отношение к другому человеку, его мнению.
Регулятивные: Участие в подведении итогов урока. Самооценка. Коммуникативные: используют языковые средства для отображения своих мыслей.

Информация о домашнем задании, выставление оценок за урок

Даёт информацию о домашнем задании
Определяются с выбором домашнего задания














15