Конспект по географии 7 класс Освоение Земли человеком
География 7 класс 18 урок
Освоение Земли человеком.
Цели и задачи урока:
Продолжить формирование представлений и знаний об освоении Земли человеком.
Познакомить учащихся с особенностями расселения человека.
Сформировать у учащихся представление о разных видах хозяйственной деятельности человека.
Оборудование: физическая карта мира.
Ход урока.
Оргмомент (отметить отсутствующих, настроить учащихся на занятия)
II. Проверка домашнего задания:
Фронтальный опрос.
Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке (о геосфере)
Геосфера – это самый крупный природный комплекс на нашей планете; что же представляет собой природный комплекс и из чего он состоит? (ПК – территория, в пределах границ которой существует определенное закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов)
Перечислите основные природные компоненты (рельеф, вода, почва, растения и животные и т.д.)
Что входит в состав географической оболочки? (нижняя часть атмосферы, верхняя часть литосферы, вся гидросфера, вся биосфера)
Какие природные зоны географической оболочки Земли мы можем выделить? (экваториальные леса, саванны, тропические пустыни, пустыни и полупустыни, степи, смешанные леса, арктическая пустыня)
Кто открыл закон географической зональности? (В.В. Докучаев)
Могут ли в горах меняться природные зоны? (в горах существует высотная поясность: природные зоны меняются от подножия к вершине также как на поверхности земли от экватора к полюсам)
III Изучение нового материала:
Мы переходим к изучению следующего раздела учебника «Человек разумный».
Как вы думаете, есть ли разумная жизнь на других планетах? На каких-то планетах есть гидросфера, на каких-то атмосфера, но то, что есть разумная жизнь учеными еще не доказано.
Тема нашего урока: «Освоение Земли человеком» (записываем).
Большинство ученых считает, что родиной человека является Африка. Предок современного человека появился 1 млн. лет назад. Древние люди ходили на двух ногах, умело пользовались своими руками, они делали орудия труда. Древний человек постепенно развивался. Человек современного типа, почти ничем не отличающийся от нас с вами появился 40 000 лет назад. К этому времени человек уже расселился по планете. Почему люди начали осваивать земли и расселяться на других материках? (размножались,
·заканчивалась еда).
Давайте рассмотрим карту на странице 126. Древние люди начали осваивать Европу и Азию. И уже 30 000 лет назад люди освоили Северную Америку и Австралию одновременно. Через 10 000 лет люди заселили и Южную Америку.
Сразу после своего появления на Земле, человек начал вести хозяйственную деятельность. Чем занимался древний человек? (собирательством и охотой) – этот тип хозяйственной деятельности называется присваивающим.
Вместе с развитием человека менялся и характер его хозяйственной деятельности.
Но 10 000 лет назад охота перестала удовлетворять потребностям человека. И человек начал приручать некоторых животных и выращивать те растения. Которые прежде просто собирал. Так в жизни людей появляется сельское хозяйство. С помощью сельского хозяйства человек стал производить продуктов питания больше, чем способна дать дикая природа.
Произошел переход от присваивающего к производящему хозяйству.
Человек стал оказывать все большее влияние на природу (осваивал территории, вырубал леса). Стало быстро расти население, появилась потребность в полях и пастбищах.
Человеку требовались: одежда, обувь, посуда, мебель – это делали ремесленники. Далее ремесленничество сменилось промышленностью. Появились крупные заводы, фабрики. Активно добывались полезные ископаемые. Хозяйственная деятельность очень сильно влияет на облик природы. Если изменится хоть один компонент природы, меняется весь облик природы.
Конечно на Земле остались территории, не подверженные влиянию человека, и их не мало. Чтобы сохранить природу нашей планеты, мы должны помнить, что любым своим вмешательством, можем её изменить.
Закрепление и итог урока.
Какой материк является родиной человека?
Когда человек перешел от присваивающего хозяйства к производящему?
Когда были заселены все пригодные для жизни материки? (20 000 лет назад).
Какой из материков, не считая Антарктиду, был заселен позже других (Южная Америка).
В чем разница между присваивающим и производящим хозяйством.
4. Домашнее задание. Параграф 16, читать, пересказывать, изучить записи в тетради.
15