Урок географии в 7 классе Освоение Земли человеком.Страны мира
Урок географии в 7 классе
«Освоение Земли человеком. Страны мира.»Цель:сформировать представление о расселении человека.
Задачи. 1. Называть и показывать предполагаемые пути расселения человека, основные районы повышенной плотности населения Земли, основные виды хозяйственной деятельности людей, знать крупнейшие страны и их столицы.
Оборудование: политическая карта мира, карта «Плотность населения мира», проектор, презентация, атласы, контурные карты, учебник по географии для 7 класса.Ход урока.
I.Организационный момент. Готовность класса к уроку.
II. Проверка домашнего задания.
Проверка домашнего задания (фронтально)
1.Какие оболочки тесно взаимосвязаны между собой?
2. Какую оболочку образовали верхние слои земной коры, гидросферы и нижние слои атмосферы?
3.Как влияет рельеф на направление и скорость течения реки, ручья?
4. влияет ли климат на растительность и как?
8. Расскажите о взаимодействии организмов на атмосферу, гидросферу, земную кору.
9. Что такое природный комплекс?
10.Как называются природные комплексы, которые создал человек?
11. Что такое широтная зональность?
г) Работа с картой. - 3 ученика. – показать горы, где самое большое количество высотных поясов.
III. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя, сообщение темы и целей урока. - Какова численность населения Земли? – Назовите основные виды хозяйственной деятельности жителей нашего района.
Сегодня познакомимся с тем, как по предположению ученых происходило расселение людей по всем материкам. Работаем с учебником на с.72, рисунок 38.
IV. Обобщение изученного материала
Слайд 3.
Сообщение ученика: Учёные уверенно утверждают, что следы первого человека найдены в Африке. Костные останки первых людей были найдены на территории Восточной Африки, а так же на побережьях Атлантического океана и Средиземного моря. Считают, что именно древние Города Африки дали начало расселению человека по всему миру.
Согласно исследованиям, основывающимся на генетическом анализе, первобытные люди начали мигрировать из Африки, "общего" дома человека, в Евразию около 60000-70000 лет назад. Эту дату признавали все ученые, хотя и существовали предположения о том, что это событие могло произойти и раньше, и считалось, что тогда люди шли вдоль долины Нила к Синайскому полуострову.
Однако недавно появились новые сведения по этому вопросу. На археологических раскопках на Аравийском полуострове ученые обнаружили под пустынными холмами каменные орудия труда. Они считают, что орудия, возраст которых больше 125000 лет, были сделаны людьми каменного века, мигрировавшими из Восточной Африки через Красное море, когда уровень воды был очень низким. Так и появилось новая теория о том, как первобытные люди расселились по другим континентам.
От Красного моря к Аравии
Возраст орудий и их схожесть с теми инструментами, которые делали люди, проживавшие в Восточной Африке, наводит на мысль о том, что человек разумный мигрировал в Евразию на 30000-55000 лет раньше, чем считалось прежде. Также эти факты проливают свет на то, как люди расселились по Европе и Австралии. Орудия были обнаружены примерно в 50 километрах от Персидского залива, что предполагает новый путь, пройденный первобытными людьми: через Баб-эль-Мандебский пролив, отделяющий Красное море от Аравийского.Задание: Выясните основные пути расселения человека.
слайд N 5. Посмотрите внимательно на рисунок, что вы видите? Что такое раса? Какие расы существуют? Какая раса на Земле самая многочисленная? Как люди разных рас отличаются друг от друга? И почему такие существенные различия во внешнем облике?
слайд N 7. Ребята, скажите, почему наша планета заселена неравномерно?
Назовите районы земного шара с высокой плотностью населения.
- Какие районы, горы или равнины, заселены более плотно, почему?
Ответы, (предполагаемые) – благополучные природные условия;
-давность заселения;
- оседало население на побережьях рек, переселившееся с древней родины;
-хорошо развито сельское хозяйство, промышленность, много фабрик и заводов.
На Земле выделяют четыре области с большой плотностью. Назовите их.
Ответы: Южная и Юго-Восточная Азия, Западная Европа, восточная часть Северной Америки.
Пользуясь информацией в учебнике, вставь пропущенные слова (слайд 8)
Используя политическую карту мира, назови страны с высокой численностью населения, покажи их на карте. Означает ли, что только в этих странах высокая плотность населения?
….и действительно (слайд 13) самая высокая плотность населения в странах Европы.
А самая низкая плотность населения в Нунавуте (слайд 17)
А теперь послушаем интересные факты о самых разных странах мира!
- Страна с самыми толстыми гражданами: Науру. 95% населения этого маленького островного государства имеют избыточный вес. Причина? Ничего особенного, они просто слишком много едят и мало двигаются.
-Страна, которая с наибольшей вероятностью скоро окажется под водой: Мальдивы. Жители мальдивских островов имеют серьёзный повод опасаться затопления: из-за глобального потепления острова каждый год всё больше погружаются под воду.
- Страна, охватывающая максимальное количество часовых поясов: Франция. Если учесть все территории Франции, включая заморские, окажется, что эта страна располагается на 12 часовых поясах. США занимает 11 поясов, Россия — 9.
- Единственная в мире страна с дорогами из кораллов: Гуам. В Гуаме нет природного песка, поэтому там делают асфальт, используя кораллы и нефть.
- Страна с самым большим количеством озёр: Канада. 60% всех озёр мира находятся на территории Канады: более 3 000 000 озёр, занимающих 9% канадских земель.
- Самая засушливая страна: Ливия. 99% Ливии покрыто пустыней, в некоторых регионах дождей не бывает десятилетиями.
- Страна-крупнейший производитель опиума: Афганистан. Здесь производится невероятные 95% от всего опиума в мире.
- Страна-крупнейший производитель кислорода в мире: Россия. В Сибири растёт примерно 25% мировых лесов, которые охватывают площадь больше, чем континентальная часть США, что делает Россию самым мощным в мире переработчиком углекислого газа в ценнейший кислород.
-Страна с наименьшим количеством леса: Гаити. Леса в Гаити практически полностью вырублены. Это заметно даже на снимках со спутника: вы можете определить, где Гаити граничит с Доминиканской республикой, в которой леса всё ещё растут.
- Самая не-мирная страна в мире: Сомали. Согласно данным Global Peace Index Сомали обогнала Ирак и стала самой воинственной страной в мире, постоянно нападающей на соседние страны. Сомалийцы находятся как в состоянии постоянной войны, так и в состоянии непрерывной революции. Всё это связано с тем, что Сомали — беднейшая страна, в которой населению не хватает даже пищи.
- Самая образованная страна мире: Канада. 50% населения этой страны имеют образование не ниже среднего специального. За Канадой следует Израиль — 45% и Япония — 44%.
- Крупнейшее в мире город-государство: Сингапур.
- Страна с наибольшим количеством языков: Папуа-Новая Гвинея. Хотя английский язык является в этой стране официальным, на самом деле это чистая формальность: по-английски здесь говорит не более 2% населения. Жители Папуа-Новой Гвинеи используют более 820 различных языков, что составляет 12% языков мира.
- Страна с самым большим количеством овец на душу населения: Фолклендские острова (Великобритания). Здесь проживает 3 000 человек и 500 000 овец. Неудивительно, что экспорт шерсти приносит основной доход островам.
- Наименее густонаселённая страна — Монголия. Плотность населения Монголии — 4 человека на 1,5 км кв. Сравните это с районом Гонконга Монг Кок, имеющим самую высокую в мире плотность населения: 340 000 на те же полтора квадратных километра.
-Страна с наибольшим количеством танков: Россия. В России насчитывается 21 000 танков, на втором месте США с 16 000 танками.
- Страна с самым юным в мире населением: Нигер. Примерно половина населения Нигера моложе 15 лет. Поскольку 80% территории этой страны покрыта пустыней, похоже, единственное, что там остаётся делать — это детей.
- Страна с самым большим количеством граждан, проживающих не в ней: Мальта. После нескольких экономических кризисов в сочетании с повышенным уровнем рождаемости Мальта пережила несколько волн эмиграции, что привело к тому, что на данный момент за пределами Мальты проживает больше её граждан, чем в ней самой.
Просмотретьвсе эти страны на картеи нанести на контурную карту..Обобщение изученного материала:
- Что сегодня нового я узнал на уроке?
- Какие факты меня поразили?
-В какой стране я хотел бы побывать и почему?
-Какой материк является родиной предков человека?
- Какой материк до сих пор не имеет постоянного населения? Почему?
Сегодня на уроке мне…
Меня особенно удивило то, что…
Было бы хорошо, если бы…
Какие чувства вы испытываете?
Заслушивается рефлексия.
Спасибо всем за работу.
Учитель дает каждому ученику оценку, которую аргументирует.
Слайд 24. Домашнее задание § . Творческое задание: написать
правила «Природе мы друзья».
Тема урока: Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера.
Цель: изучить новые понятия «географическая оболочка» и «природный комплекс»; сформировать представление о целостности географической оболочки; объяснить различные процессы и явления с позиции главных свойств ГО
Задачи:
образовательные: познакомить учащихся со строением и главными свойствами природного комплекса и ГО;
развивающие: продолжить формировать практические умения обучающихся обобщать и анализировать, сравнивать, выдвигать гипотезы, самостоятельно мыслить;
воспитательные: рассмотреть с учащимися проблему взаимодействия человека с окружающей средой, приводя положительные и отрицательные примеры этого взаимодействия.
Оборудование: учебник географии, раздаточный материал, интерактивное оборудование.
Тип урока: изучение нового материала
Содержание урока:
1.Организационный момент (слайд 1,2,3)
Повторение1.
Игра «Переводчик»
Меридиан – полуденная линия.
Мантия – покрывало.
Магма – густая мазь.
Муссон – времена года.
Кратер – чаша.
Комплекс – сочетание.
Компонент – основная часть целого.
Игра «Я забыл - ты подскажи»
1. Наука, изучающая животных и растения – биология.
2. Плодородный слой земли – почва.
3. Воздушная оболочка земли – атмосфера.
4. Многолетнее растение с твердым стволом и ветвями – дерево.
5. Одна из групп живых одноклеточных организмов – бактерии.
2. «28 января 1820 г. Вблизи 700 ю.ш. и 20 з.д. с обоих судов была «замечена земля» - так писал об этом событии М.П. Лазарев. Какая земля была открыта в этот день?
а. Новая Гвинея
б Куба
в. Новая Зеландия
г. Антарктида
3. Определить по стихотворению течение реки. Объяснить.
а. «Терек воет дик и злобен
Меж утесистых громад.
Бури плач его подобен.
Слезы брызгами летят»...
б. «Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега»…
Проверка домашнего задания (фронтально)
1.Какие оболочки тесно взаимосвязаны между собой?
2. Какую оболочку образовали верхние слои земной коры, гидросферы и нижние слои атмосферы?
3.Как влияет рельеф на направление и скорость течения реки, ручья?
4. влияет ли климат на растительность и как?
8. Расскажите о взаимодействии организмов на атмосферу, гидросферу, земную кору.
2. Изучение нового материала.
1 Взаимосвязь организмов
Задание: Составьте рассказ по картинке. Почему изображенные компоненты составили картинку природы. Как они в природе зависят друг от друга.
2. Природный комплекс.
ПК – это закономерное сочетание компонентов природы: горных пород, воздуха, вод, растительности и животных, почв на определенной территории.
Каждому ПК независимо от его размеров, присуще свое закономерное сочетание компонентов. Нарушать целостность нельзя.
Слайд 9. В качестве примера приводится ПК болота. Болотом, называется избыточно увлажненный участок суши со своим микроклиматом, органическим миром, мощным слоем торфа и т.д.
?Что же произойдет, если болото осушить? (Растения погибнут, торф перестанет образовывться, животные покинут место обитания, микроклимат тоже измениться, следовательно ПК болото перестанет существовать).
Вывод:
В природе ничто не существует обособленно, все ее элементы тесно связаны между собой, влияют друг на друга, и ущерб, нанесенный одному, немедленно вызывает ухудшение других, поэтому каждый из нас должен бережно относиться к окружающей природе.
3. Организация самостоятельной работы с учебником. Стр. 154 - 155. Прочитав текст, продумайте сложившуюся ситуацию:
«На большой площади вырубили лес».
Предполагаемые ответы «Улетят птицы, гнездившиеся в лесу. Уйдут или погибнут лесные звери. Уменьшится поступление кислорода в атмосферу, и меньше будет поглощаться из неё СО2 . Вода дождей и талые водыстанут стекать быстрее по безлесой поверхности, размывая её. Усилится рост оврагов».
? Установите взаимосвязь между вырубкой леса на большой площади и уменьшением грунтового питания рек и их обмелением. Работа с рис. 101
Меньше воды успеет просочиться, и уровень грунтовых вод может понизиться. А это значит, что уменьшится грунтовое питание рек. Боязательно изменится почва. И это не все воэможные изменения, о которых мы говорим».
Составьте схему в тетради
Учитель: «Зависимость между лесом и полноводностью рек отмечали наши писатели, например, Е. Аксаков: «Полная красота всякой местности состоит в соединении воды с лесом. Природа так и поступает: реки, ручьи и озера почти всегда обрастают лесом и кустами. Исключения редки, и убыль рек в целом в России происходит, по общему мнению, от истребления лесов».
? Что произойдет, если на реке возвести плотину, выше которой образуется водохранилище.
Составление схемы на доске.
Прослушаем отрывок из рассказа В. Распутина «Прощание с Матерой».
«Надо – значит надо, но, вспоминая, какая будет затоплена земля – самая лучшая, веками ухоженная и удобренная дедами и прадедами и вскормившая не одно поколение – недоверчиво и тревожно замирало сердце, а не слишком ли дорогая цена? Не переплатить бы».
Обучающиеся делают вывод о том, что хозяйственная деятельность человека оказывает отрицательное и положительное воздействие на ПК.Учитель
? Какие переживания, ощущения возникают при прослушивании рассказа, как бы вы ответили на вопрос писателя?
Ожидаемый ответ:
«Все возможные изменения природных комплексов трудно, но совершенно необходимо заранее предвидеть. Для этого природные комплексы надо изучать, выяснять взаимосвязи их компонентов. Это важно знать не только для того, чтобы не повредить окружающей природе, но и для того, чтобы улучшить ее».
Подведение к выводу о характере воздействий хозяйственной деятельности на ПК.
(ответы обучающихся)
?Что из перечисленного не относится к компонентам ПК?
Рельеф, климат, города, воды, сады и огороды, почвы, растения, заводы, животный мир, водохранилища, ручей. Физкультминутка
3.Географическая оболочка и биосфера.
Слайд 10,11
Самым крупным природным комплексом является ГО. Меньше размером – материки и океаны, горы, море луг, лес.. Даже небольшаяполянка, кочка на болоте свой маленький неповторимый ПК.
? Чем отличается живая природа от неживой?
Слайд 12,
Вы уже знаете, что Земля – огромное шарообразное тело, что состоит она из нескольких оболочек: атмосфера, гидросфера и литосфера. Шло время, на нашей планете наступил период, когда на ней сформировались благоприятные условия, которые изменили внешние оболочки Земли – и появилась БИОСФЕРА.
Слайд 13,14 Биосфера - часть географической оболочки, заселенной организмами и преобразованная в результате их жизнедеятельности.
Вопрос: Что же появилось нового на Земле? (Ответы учащихся) Так же рассуждал и великий русский ученый Вернадский, который считал, что именно живые организмы – самая могущественная сила на Земле, которая преобразует природу.
Для того чтобы ответить на вопрос: Как изменились оболочки Земли под влиянием живых организмов, воспользуемся текстом учебника на стр. 151-152.
Слайд 15, .
Земные оболочки взаимопроникают и взаимодействуют, образуя единое целое. Сферы Земли образуют единую непрерывную оболочку, которую называют географической. В ГО присутствуют и взаимодействуют друг с другом, вещества в 3-х агрегатных состояниях.
Таким образом: ГО – окружающая нас природа, природная среда в которой мы живем, и в которой наблюдается непрерывная связь между живой и неживой природой.
Работа с рисунками.(слайды 16) Какую взаимосвязь можно выявить, глядя на этот рисунок? (ответы учащихся Растения получают из воздуха СО₂, а выделяют О₂. Погибая они образуют перегной, который способствует плодородию почвы ).
Теперь мы сможем составить схему «Строение ГО».
Основным источником энергии на Земле является Солнце, но есть еще одна движущая сила способная влиять на природу – это внутренняя энергия Земли. И чаще всего ее рассматривают, как разрушающую силу. Составляя схему, мы приводим примеры взаимосвязи между оболочками Земли.
Резких границ ГО не имеет. Многие ученые считают, что толщина географической оболочки =30 - 55 км. Предлагают использовать такую математическую формулу ГО= Л + Г + Т +Б
( рисуют в тетради самостоятельно)
Таким образом, все компоненты ГО связаны в единое целое за счет круговоротов веществ и энергии на Земле. Благодаря этим круговоротам осуществляется связь между всеми оболочками. Круговороты веществ и энергии – главное свойство ГО. Например, вода растворяет и размывает минералы и горные породы, слагающие литосферу. Является составной частью всех живых организмов, в виде водяного пара и облаков содержится в тропосфере. И таких примеров можно привести очень много.
Приведите примеры круговоротов. (Возможные ответы учащихся: круговорот воды, фотосинтез…) (слайд 19,20)
Как мы выяснили в ГО все взаимосвязано – горные породы, вода, воздух, организмы – это составные части, которые получили название – природные компоненты.
Слайд 21
Слайд 22 Вывод:
В природе ничто не существует обособленно, все ее элементы тесно связаны между собой, влияют друг на друга, и ущерб, нанесенный одному, немедленно вызывает ухудшение других, поэтому каждый из нас должен бережно относиться к окружающей природе.
Учитель: « Книга природы открывается для всех, но по настоящему доступна лишь тому, кто способен понимать ее язык. Поэтому каждый по-своему любит природу и по-своему к ней относиться. Один посадил дерево, выходил раненую птицу, не сломал цветущую ветку черемухи, не разрушил муравейника, птичьего гнезда. А другой вырвет цветы с василькового поля, не пощадит пчел, стрекоз, бабочек, забросает склянками, банками и другими отбросами реку, лужок и в своей жизни не вырастит ни одного цветка. Нет. Не назовешь такого человека частью природы, ее детищем».
Рефлесия:
Учитель. Итак, сегодня в ходе урока нам ребята удалось сформировать представления о ГО, ПК, особенности ГО.
Слайд 23 ???
Сегодня на уроке мне…
Меня особенно удивило то, что…
Было бы хорошо, если бы…
Какие чувства вы испытываете?
Заслушивается рефлексия.
Спасибо всем за работу.
Учитель дает каждому ученику оценку, которую аргументирует.
Слайд 24. Домашнее задание § 50. Творческое задание: написать
правила «Природе мы друзья».
Слайд 25.
Библиографический список:
Агеева И.Д. Весёлая география на уроках и праздниках: Методическое пособие- М.: ТЦ «Сфера», 2004.
Т.П.Герасимова. Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии- М.: Дрофа, 2012
Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. –М.: «ВАКО», 2011
Современный урок географии DVD№ 30 «Электронная библиотека»
1september.ru «Природный комплекс»
5klass.net›…6-klass…prirodnye-kompleksy.html
7. Интегрированные урока 6-10классы: Волгоград. «Учитель», 2007г
8. http://lotoskay.ucoz.ru/load/animacii http://ru.smiley4you.com/anime/181/