Бинарный урок Математика+История, Колесо истории. Викторина


Урок: математика + история. « Колесо истории»
Пояснительная записка:
Данный урок проводится в модуле «Повторение» за курс 9 класса. Направлен на систематизацию знаний учащихся о терминологическом аппарате и истории развития науки математики. Был составлен с учетом межпредметных связей. Игровые технологии способствуют активной мыслительной деятельности учащихся, повышают концентрацию внимания, воспитывают настойчивость, развивают работоспособность, способствуют развитию положительной мотивации учащихся в математической подготовке
Урок разработан с учетом средних и высоких интеллектуальных способностей учащихся.
Цель урока: расширение кругозора и повышения интереса к учебе .
ЦЕЛИ (ЗАДАЧИ)
РАЗВИВАЮЩИЕ : развитие интереса к математике . формировать умение анализировать и оценивать полученные знания.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Показать связь математики и истории на примере научных открытий, деятельности известных ученых . Расширить знания учащихся о связи наук в окружающем мире.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитывать культуру общения, творческую активность, уважение друг к другу, уверенность в себе, Продолжать прививать любовь и интерес к математике.

ТЕХНОЛОГИИ – ИГРОВЫЕ
ФОРМА УРОКА – УРОК- ВИКТОРИНА
Ход урока:
Организационный момент.
При входе в класс учащиеся выбирают из закрытой коробки наугад геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат. Так получились команды. Каждая команда выбирает командира. Учитель приветствует учащихся и объясняет правило игры. За правильные ответы команды получают жетоны.
Ход игры.
конкурс.
Конкурс капитанов. Разыгрывается право выбора вопросов командами.
Капитанам предлагается ответить на вопросы. Первый правильно ответивший капитан имеет право первым выбирать вопросы своей команде.
1.Именно этот ученый сумел измерить высоту пирамиды в Египте, сопоставив ее величину с размерами тени, которую она отбрасывает.
Ответ: Фалес.
2.Простым называется любое положительное число ,которое делится только на себя и единицу. Назовите его.
Ответ: Единица.
конкурс
Командиры выбирают один из предложенных трех вопросов. В каждом вопросе две подсказки. Если команда отвечает с первой подсказки, то получает -2 балла. Со второй подсказки -1 балл.
1 вопрос. Специальность бога.
По словам Платона. Бог всегда является ученым именно этой специальности.)
Об этой науке Цицерон сказал: «Греки изучали ее, чтобы познать мир, а римляне –чтобы измерять земельные участки.)
Ответ: Геометрия
2 вопрос .Царский путь.
( 1. Когда правитель Египта спросил этого древнегреческого ученого, нельзя ли сделать геометрию проще, тот ответил, что в «науке нет царского пути».)
(2 .-О труде этого древнегреческого ученого «Элементы» говорят, что он остался непревзойденным дольше ,чем какая-либо книга, за исключением Библии. Назовите его.)
Ответ: Евклид.
3 вопрос. Исключение из правил.
( 1. - Это число не является алгебраическим, то есть не может быть получено в итоге решения какого-нибудь уравнения с рациональными коэффициентами, но является иррациональным- то есть не может быть выражено какой-нибудь дробью)
(2.-Это число выражает во сколько раз окружность меньше диаметра.)
Ответ: Число «пи»
конкурс.
На столе лежат 9 карточек с вопросами текстом вниз Капитаны выбирают по три вопроса. За каждый верный ответ-1балл.
1.Индейцы называли его «сунья», арабские математики «сифр» . Как мы называем его сейчас?
Ответ: Нуль.
2.Именно этот учебник был первой в России Энциклопедией математических знаний. По нему учился Ломоносов. Именно в нем впервые на русском языке введены понятия «частное», «произведение», « делитель». Назовите учебник и его автора.
Ответ: «Арифметика» Л Ф Магницкий.
3.Ее знакомство с математикой произошло в 8 лет, так как стены ее комнаты были оклеены листами с записями лекций по математике профессора Островского. Кто она?
Ответ: С В Ковалевская.
4.На могиле этого математика был установлен памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра. Спустя почти 200 лет по этому чертежу нашли его могилу. Кто этот математик?
Ответ: Архимед.
5.Это название происходит от двух латинских слов «дважды» и «секу», О чем идет речь?
Ответ: О биссектрисе.
6.В древности такого термина не было. Его ввел в 17-ом веке французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского он означает « спица колеса». Что это?
Ответ: Радиус.
7.Предмет, название которого произошло от греческого слова , означающего в переводе «игральная кость» используется в играх маленькими детьми. Термин ввели пифагорейцы . Что это за предмет?
Ответ: Кубик.
8.Слово, которым обозначается эта фигура, в переводе с греческого означает «натянутая тетива» Что это?
Ответ: Гипотенуза.
9.Точка, от которой в Венгрии отсчитывают расстояния, отмечена особо. В этом месте в Будапеште стоит памятный знак. Что было удостоено таких почестей?
Ответ: Нуль.

4 конкурс. « Наоборот»
Команды выбирают вопросы противникам:
1.Совершенство в математике
2.Вместо цифр.
3.Впервые в мире.
4.Кое-что о дробях.
5.Спасительный раздел.
6.Отрицательные числа.
Начинает команда, у которой больше жетонов.
За правильный ответ противник зарабатывает 2 балла, если ответ не верен ,то команда получает 1балл.
Совершенство в математике .
Именно этому условию должно отвечать число, чтобы иметь право называться «совершенным» .
Ответ: Так называется любое число, если оно равно сумме своих делителей, например,6=1+2+3
Вместо цифр.
В Византии и на Руси арабских цифр не было. Что же использовали в этих странах для составления чисел?
Ответ: Греческие или славянские буквы , каждая из которых имела цифровое значение.
Впервые в мире.
Именно в этой стране впервые в мире введен знак «минус» и буквенные обозначения неизвестных цифр
Ответ: Индия
Кое-что о дробях.
По мнению Л Толстого, каждый человек подобен дроби. Числитель дроби- это то , что человек собой представляет. А что представляет Знаменатель дроби?
Ответ: Это то ,что он о себе думает.
Спасительный раздел.
Гениальный математик и физик Максвелл учился плохо, особенно по арифметике, пока не закончилось изучение этого предмета. Но он быстро стал лучшим учеником своей школы. Назовите раздел математики, сыгравший такую роль в жизни ученого.
Ответ: Геометрия.
6. Отрицательные числа.
Различные открытия и изобретения в математике тесно связаны с жизнью. Как вы думаете , с чем связано появление в математике отрицательных чисел? Ответ: Они возникли для записи долгов.
Подведение итогов.
Победила та команда, у которой больше жетонов. Каждая команда высказывает свое мнение: Что было интересного, что понравилось, узнали ли что-то новое. Вручение призов.



Литература:
1. Еженедельная учебно-методическая газета «Математика» №39 2002г. №44 2002г. №24 2003г.
2.Краткий очерк истории математики, М., «Наука», 1978г.
3.Предметные недели в школе. Математика .Составитель Л В Гончарова. Издательство «Учитель» 2002г.
15