Планирование работы кружка по информатике «Программирование в среде ЛогоМиры»






Планирование
работы кружка по информатике
«Программирование в среде ЛогоМиры»



Ануфриев Алексей Сергеевич,
учитель физики и информатики,
МБОУ «Рыбновская основная школа №5»,
г. Рыбное, Рязанская область








ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 Общая характеристика
Среди проблем, обращающих на себя внимание педагогов, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности обучения. Одним из критериев оценки эффективности обучения является наличие интереса у учащихся.
Ведущая педагогическая идея в работе с школьниками – создание ситуации успеха в наиболее значимых видах деятельности, дающих возможность позитивного самоутверждения личности.
ЛогоМиры – это универсальная учебная компьютерная среда на базе языка Лого. Содержит минимум надписей на экране, наличие меню, окон, красочных пиктограмм, подсказок.
Среда обучения Лого является примером новых технологий обучения, направленных на освоение средств, при помощи которых учащиеся могут самостоятельно добывать знания. В системе Лого Миры (Лого) активно используется визуализация – она может быть применена для решения задач, интересных ребенку. Лого – среда, открытая для занятий любым школьным предметом. Лого важен не как язык программирования, а как средство развития личности, познания мира. Учащиеся учатся анализировать любую проблему, относиться к любой ошибке не как к катастрофе, а как к тому, что следует найти и исправить.
Включая в себя возможности текстового, графического и музыкального редакторов, ЛогоМиры может успешно использоваться для изучения различных «профессий» современного компьютера и овладения его инструментарием.
Данная программа реализуется в виде кружковых занятий. Занятия имеют форму беседы и практических работ по созданию проектов и подготовки отчёта в форме презентации. . Основной упор сделан именно на практические занятия, в ходе которых учащиеся приобретают устойчивые навыки работы с компьютерной техникой и подготовки требуемой информации.
Место курса в плане внеурочной деятельности
Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практики, демонстрации.
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ, оценка. Наиболее подходящая форма оценки – демонстрация, защита проекта, выступление перед зрителями, итоговый показ проекта на школьном конкурсе защиты проектов.

 Настоящая программа кружка имеет обще интеллектуальную и социальную направленность и предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области новых информационных технологий.
Необходимость приобщения школьников к современным информационным технологиям обусловлена быстрыми темпами появления новых устройств и технологий, радикальными изменениями технологических средств получения и обработки информации.
В современной дидактике одним из инновационных направлений является метод проектов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся. Также метод проектов развивает умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, особенности критического мышления. Данный метод наиболее легко вписывается в учебный процесс.
Программная среда ЛогоМиры предоставляет большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей. В процессе создания проектов у учащихся развиваются сенсомоторные качества, связанные  с действиями руки ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений; цвета, ритма, движения. Творческие способности, направленные на создание нового, формируются только на нестандартном материале, который делает невозможным работу по существующему шаблону.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КРУЖКА
Цель кружка: организация учебно-познавательного процесса при помощи проектной деятельности построенной на основе компьютерной среды Лого.
Основные задачи курса:
способствовать формированию у школьников информационной и функциональной компетентности, развитие алгоритмического мышления;
освоение среды  ЛогоМиры и стандартных команд исполнителя Черепашки;
развитие критического мышления.
занятия по программе кружка подготовит учащихся к более успешному усвоению базового и профильного курса «Информатика и ИКТ» в старших классах.
Программа кружка рассчитана на один учебный год (34 часа в год, один раз в неделю).

 ЗАДАЧИ:
Образовательные:
Развивать творческие способности и логическое мышление учащихся.
Освоение  навыков в работе на компьютере с использованием интегрированной графической среды ЛогоМиры.
Обучение основам алгоритмизации и программирования.
Овладение умением работать с различными видами информации, в т.ч. графической, текстовой, звуковой.
Развитие образного, художественного мышления.
Развитие мелкой моторики.
Приобщение к проектно-творческой деятельности.
Развитие межпредметных связей: информатика; русский язык; литература;  изобразительное искусство; музыка.
Воспитательные:
Формирование потребности в саморазвитии.
Формирование активной жизненной позиции.
Развитие культуры общения.
Развитие навыков сотрудничества.
     Развивающие:
Развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.
Развитие чувства прекрасного.
Развитие  умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.


Решение данных задач способствует:
выработке осознанных навыков в работе на компьютере, в том числе при обработке различных видов информации;
формированию алгоритмического мышления школьников;
развитию навыков проектно-творческой деятельности;
воспитанию целеустремленности и результативности в процессе решения учебных задач.
Ожидаемые результаты обучения – умение самостоятельно осуществлять творческие проекты в интегрированной мультимедийной среде ЛогоМиры.
Способ  проверки – отработка типовых задач на компьютере, выполнение практических работ, обсуждение результатов выполнения индивидуальных практических заданий, показ тематических работ среди учащихся, защита проекта на итоговом  конкурсе компьютерных проектов.
Формами подведения итогов являются демонстрационные тематические показы работ среди учащихся, а также итоговый конкурс компьютерных проектов. Лучшие работы учащихся будут опубликованы на школьном сайте и на сетевых конкурсах ученических проектов.

Ожидаемые личностные, мета предметные и предметные результаты освоения программы.
Личностные
внутренняя позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
принятие образа «хорошего ученика»;
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса «Мир проектов»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях;
Мета предметные
Познавательные
начало формирования навыка поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий;
 сбор информации;
обработка информации (с помощью  ИКТ);
анализ информации;
передача информации (устным, письменным, цифровым способами);
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать  общие приёмы решения задач;
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.
подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
синтез;
сравнение;
классификация по заданным критериям;
установление аналогий;
построение рассуждения.
Регулятивные
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
умение выполнять учебные действия в устной форме;
использовать речь для регуляции своего действия;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;

Коммуникативные
В процессе обучения учащиеся учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Содержание курса
 Интегрированная среда ЛогоМиры. Рабочее поле, инструменты, формы.
Создание альбома, знакомство с рабочим полем, инструментами, формами Черепашки, сохранение альбома.
Работа с рисунком и формами Черепашки.
Создание рисунка с использованием инструментов, создание рисунка с использованием форм Черепашки; работа с фрагментами рисунка, изменение формы Черепашки; копирование, удаление, перемещение и изменение рисунка и форм Черепашки. Создание рисунков: “Деревенский пейзаж”, “Подводный мир”, “Космос”. Создание рисунка на свободную тему.
Объекты, управление объектами (программирование черепашки).
Команды управления Черепашкой; оживление рисунка: простейший алгоритм движения объекта, создание мультипликационного эффекта; создание новых форм и оживление их; создание мультипликационного сюжета. Оживление сюжетов: “Летний пейзаж”, “Подводный мир”, “Космос”. Практическая работа «Моделирование движения молекул газа»
Взаимодействие объектов, сложные (ветвящиеся) алгоритмы.
Реагирование объектов друг на друга, реагирование объектов на цвет, управление объектами при помощи светофора; создание сложного мультипликационного сюжета. Создание мультипликационного сюжета: “Регулируемый перекресток”. Мультипликационный сюжет на свободную тему.





Работа с текстом.
Текстовое окно, размер и цвет шрифта, проверка правописания, изменение размера и перемещение текста. Практическая работа «Тренажёр-калькулятор»
Работа с графической информацией.
Использование графических файлов для создания рисунков и фона, вставка фона для листа из файла. Работа на сканере. Обучение сканированию рисунка. Использование графических файлов в проекте. Разработка проекта “Новогодняя открытка”. Практические работы  «Орнаменты», «Цветик-Семицветик»
Работа со звуковой информацией.
Запись звука, вставка звука из файла, прослушивание звуковой информации; создание мелодии, вставка музыки из файла, воспроизведение музыки.
Создание простейших учебных проектов.
Разработка индивидуального творческого мультимедийного проекта.
Индивидуальная работа по разработке творческого мультимедийного проекта.
Перечень тем проектов:
«Черепашка рисует дроби»
« Калькулятор-тренажёр»
«Как черепашка круг делила»
«Черепашка находит дробь от числа»
«Черепашка решает задачи на дроби»
«Как найти число по его известной части?»
«Задачи на движение»
«Модель Солнечной системы»


Подготовка отчёта о работе над проектом в виде компьютерной презентации
Школьный Конкурс защиты творческих проектов.
Защита творческих проектов на конкурсе, награждение победителей грамотами.
 
Календарно-тематический план кружка «Программирование в среде ЛогоМиры»

п/п
Дата
 
Тема занятия,
форма проведения
 
Основные виды учебной деятельности учащихся
 
Контрольно-оценочная деятельность
 
Личностные, метапредметные и предметные результаты

1
 
Правила техники безопасности в кабинете информатики.
-безопасной работе за компьютером;
- правильно вести  себя в специализированном классе

Рефлексивный контроль
- осознавать  потребность в дополнительной информации;
овладеть правилами поведения в компьютерном классе и элементарными действиями с компьютером (включение, выключение, сохранение информации на диске, вывод информации на печать);
- знать что такое алгоритм,
- уметь строить блок-схему алгоритма
 - создавать альбом с среде ЛогоМиры
- ориентироваться в среде ЛогоМиры

2
 
Алгоритмы. Виды, свойства алгоритмов
-  определение алгоритма;
- разновидности алгоритмов;
- свойства алгоритмов;
- различать линейные, разветвленные и циклические алгоритмы.
 
 


3-4
 
Линейные алгоритмы. Блок-схемы линейных алгоритмов.
- что такое линейный алгоритм;
- как строится блок-схема линейного алгоритма
- разрабатывать блок-схемы для линейных алгоритмов.
 


5
 
Знакомство с программой ЛогоМиры
- подбирать информацию  по заданной теме;
 -использовать навыки делового партнёрского общения;
-формулировать задачи и определять действия по их реализации;
Рефлексивный контроль


6
 
Инструменты, команды в программе ЛогоМиры
-изменять формы черепашек
-выполнять основные команды управления «черепашкой»;
- осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний
Рефлексивный контроль
 


7
 
ПТБ. Практическая работа «Пейзаж»
вести диалог, координировать  свои действия с действиями партнёра по совместной деятельности;
-организовывать  рабочее пространство и рационально использовать рабочее время;
-решать творческие задачи.
Самоконтроль
Самооценка


8
 
Создание альбома, знакомство с рабочим полем, инструментами, формами Черепашки, сохранение альбома.
-создавать новый альбом
Рефлексивный контроль
 
Личностные результаты:
-планировать свою деятельность: ставить цель, отбирать средства для выполнения задания;
Метапредметные  результаты.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
-  работать по предложенному учителем плану.
-  отличатьверно выполненное задание от неверного.
-  совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
-определять возможные источники информации и стратегии их поиска;
-осуществлять поиск информации в словарях, справочниках энциклопедиях, библиотеках;
-анализировать полученные из наблюдений сведения;
-обнаруживать изменения объектов наблюдения, описывать объекты и их изменения;
-оформлять проект, согласно требованиям;
-определять проблему, ставить учебные цели, проверять достижимость целей с помощью учителя;
-управлять объектами на экране монитора
Коммуникативные УУД:
- оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-  слушать и понимать речь других.
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- выбирать и использовать средства языка в соответствии с коммуникативной задачей и ситуацией общения.
Предметные результаты:
-научиться представлять информацию на экране компьютера с помощью клавиатуры и мыши:
- печатать простой текст в текстовом редакторе, изображать простые геометрические фигуры в цвете с помощью графического редактора;
- производить действия в среде ЛогоМиры
- производить действия со звуковой информацией в среде ЛогоМиры
 

9
 
Меню. Альбом.
-изменять оглавление альбома;
-планировать свою учебную деятельность, оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки;
-отвечать на вопрос, чему нужно научиться для решения поставленной задачи
 
Самоконтроль
Самооценка


10
 
Инструменты. Закладки.
- добавлять и удалять листы в альбоме;
-самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
проводить анализ при решении логических задач;
 
Рефлексивный контроль
 


11
 
Рисование. Палитра.
-   использовать команды «Вылей краску», «Сотри рисунок»
Прогностический контроль


12
 
ПТБ. Практические работы  «Орнаменты», «Цветик-Семицветик»
вести диалог, координировать  свои действия с действиями партнёра по совместной деятельности;
-организовывать  рабочее пространство и рационально использовать рабочее время;
-решать творческие задачи.
Контроль по результату
Самоконтроль


13
 
Команды управления Черепашкой.
-понимать смысл команд черепашки
- использовать команды «Увеличься», «Уменьшись»
-выполнять основные команды управления «черепашкой»;
-осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний
Рефлексивный контроль


14
 
Работа с Черепашкой (копирование, перемещение, смена цвета)
- надевать форму на черепашку;
-возвращать черепашке исходную форму;
-копировать форму;
- создавать новую форму;
- копировать часть рисунка в форму;
- помещать форму в качестве картинки на лист.
Прогностический контроль
 


15
 
ПТБ. Практическая работа «Рамочки».
вести диалог, координировать  свои действия с действиями партнёра по совместной деятельности;
-организовывать  рабочее пространство и рационально использовать рабочее время;
-решать творческие задачи.
Рефлексивный   контроль, самоконтроль


16
 
ПТБ. Практическая работа «Майка с картинкой».
вести диалог, координировать  свои действия с действиями партнёра по совместной деятельности;
-организовывать  рабочее пространство и рационально использовать рабочее время;
-решать творческие задачи.
Контроль по результату
 


17
 
Обучение Черепашки (реакция на щелчок мыши, на цвет)
- менять костюм черепашки,
-управлять действиями черепашки
- реагировать на щелчок мышки, на цвет рисунка, по которому она ползет
Рефлексивный контроль


18
 
Обучение Черепашки (запуск черепашек, встреча черепашек)
- реагировать на встречу с другой черепашкой
Самоконтроль


19
 
Обучение Черепашки (реакция на светофор).
- реагировать на сигнал светофора.
Рефлексивный контроль
 


20
 
ПТБ. Создание мультипликационного сюжета. Оживление сюжетов: “Летний пейзаж”, “Подводный мир”, “Космос”.
вести диалог, координировать  свои действия с действиями партнёра по совместной деятельности;
-организовывать  рабочее пространство и рационально использовать рабочее время;
-решать творческие задачи.
Рефлексивный, самоконтроль


21
 
Кнопки. Создание и редактирование кнопок.
- работать с кнопками,
- создавать и редактировать кнопки
Рефлексивный контроль, самоконтроль


22
 
Работа с кнопками (копирование, удаление, изменение размера)
- работать с кнопками,
- копировать, удалять кнопки
- менять размер кнопки
Прогностический
Контроль по результату
Самоконтроль


23-25
 
Работа с текстом.
- работать с текстовым окном;
-использовать навыки делового партнёрского общения;
-планировать свою учебную деятельность, оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки;
-форматировать набранный текст
Самооценка.
Рефлексивный контроль, самоконтроль


26
 
ПТБ. Практическая работа «Тренажёр-калькулятор»
вести диалог, координировать  свои действия с действиями партнёра по совместной деятельности;
-организовывать  рабочее пространство и рационально использовать рабочее время;
-решать творческие задачи.

Контроль по результату
Самоконтроль


27
 
Оглавление альбома.
-изменять оглавление альбома
Рефлексивный контроль


28
 
Работа со звуком и видео.
- добавлять и удалять листы в альбоме;
-самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
проводить анализ при решении логических задач;
 
Рефлексивный, самоконтроль


29
 
Запись звука и мелодии.
- записывать звуковой файл, используя закладку Мультимедиа
Рефлексивный контроль


30
 
ПТБ. Практическая работа «Черепашка чертит окружность».
вести диалог, координировать  свои действия с действиями партнёра по совместной деятельности;
-организовывать  рабочее пространство и рационально использовать рабочее время;
-решать творческие задачи.
Самооценка
Самоконтроль
 


31-33
 
ПТБ. Разработка итогового проекта.
- подбирать информацию  по заданной теме;
-оформлять проект, используя инструменты ЛогоМиры.
-правильно вести  себя в специализированном классе;
- осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний
-оформлять проект, согласно требованиям;
-использовать инструменты ЛогоМиры для выполнения проекта.
Рефлексивный контроль
Прогностический контроль


34
 
Защита итогового проекта.
-использовать монологическую речь, составлять устный рассказ, устно описывать объект  наблюдения
-обобщать учебный материал, делать выводы
Рефлексивный контроль
самоконтроль
Контроль по результату


  Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Компьютерный класс.
Программа ЛогоМиры 3.0
Мультимедийное оборудование.
















Работа участника всероссийского интернет-проекта «Педагогический опыт. Инновации, технологии, разработки» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]






15