Методическая разработка урока истории в 5 классе по темеПутешествие по Афинам
Урок истории в 5классе
Тема урока: Путешествие по Афинам
Учитель: Суслина С.Н.
Методы и методические приемы Содержание урока Предполагаемые ответы учеников
Организационный момент
Вводное слово учителя
Беседа по карте
Беседа
Обращение к плану путешествия.
Беседа по картине
Беседа по содержанию учебника
Инсценировка
Беседа
Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас Все готовы? Тогда начнем!
Ребята, сегодня мы с вами проведём необычный урок. Скажите, любите ли вы путешествовать? Сегодня я предлагаю, вам отправится в путешествие в далёкое прошлое, мы с вами узнаем сегодня много нового и интересного, а помогать нам в этом путешествии будут ваши знания и хорошая работа.
Но мы с вами не будем простыми наблюдателями и по ходу путешествия выполним задания.
У вас на столе есть
1.Маршрут путешествия.
2.План города Афин
3.План Акрополя
Правильно, ребята.
- Итак, в путь! Представьте, что мы с вами сели на корабль. Но это необычный корабль, а древнегреческий, который назывался триера. И на этом корабле мы поплыли по синему морю и вдруг вдали показались очертания земли. Мы приплыли к берегам Греции. Давайте посмотрим на карту. Где она расположена?
Вспомните, как назывались крупнейшие города Древней Греции?
К сожалению, посетить все города мы с вами не сможем, и я предлагаю вам отправиться в самый известный полис, а как он называется, вы мне ответите, после просмотра видео.
Ребята, а вы знаете, почему город назван в честь богини Афины? (Миф о споре Посейдона и Афины)
Ребята, как вы думаете, о чем свидетельствует данная шутливая оценка греков своего города? Об Афинах v в. до н.э. говорили «Так ты чурбан, если не видел Афин, осёл, если видел их и не восторгался, а если по своей воле покинул их, то ты верблюд». Как вы понимаете это высказывание?
В конце нашего путешествия, мы постараемся определиться с 1.или 2
Итак, тема нашего урока «В городе богини Афины»
А сейчас пора познакомиться с маршрутом нашего путешествия. Ребята, сегодня мы с Вами побываем в порте Пирей, гончарной мастерской, посетим Агору - сердце Афин, полюбуемся красотами города с вершин Акрополя.
Наше путешествие начинается с порта Пирей.
Перед вами находится схем порта Пирей. Посмотрите внимательно как он выглядел.
Задание по данной иллюстрации рассказать о буднях Пирея. По плану
Теперь ребята мы с вами перемещаемся в районе Керамик. Найдите его на плане
Этот район называли из-за того, что жили здесь в основном ремесленники-гончары. Прекрасные вазы этих мастеров были известны всему миру.
Ребята, посмотрите на картину. Как вы думаете, чем отличаются эти две вазы?
Правильно. В 6 веке д.н.э. вазу украшали чернофигурным рисунком; по красноватой глине художник наносил фигуры черным лаком. Позже поступали, наоборот: для фигур сохраняли естественный красноватый цвет глины, а лаком покрывали остальную поверхность вазы. Поэтому такие вазы называют краснофигурными. Черный лак блестел на солнце и не тускнел от времени. Но еще в древности секрет его изготовления был утрачен.
Что создавали гончары и художники?
Кто выполнял самую тяжелую работу в мастерской?
Кто занимался оформлением посуды?
Ребята, Но день для всех греков, бедных и богатых начинался рано, с зарей. Солнечным светом дорожили, потому что дома освещались коптящим масляным светильником. Греки справедливо считали, что утро – лучшее время дня: человек чувствует себя бодрым, отдохнувшим за ночь, готовым к работе.
Афинянин, надевая прямо на тело рубашку особого покроя, поверх набрасывал плащ. Мужская одежда у афинян называлась ПЕПЛОС. Греки любили яркую одежду: красную, зеленую, синюю. Афинянин надевал кожаные сандалии, брал в руки палку – он готов к выходу. Закусив несколькими кусочками хлеба, намоченными в вине, афинянин направлялся за покупками на рынок в сопровождении двух-трех рабов. Рынок располагался на главной площади Афин, в самом сердце Афин и этим сердцем была Агора.
Агора — центр торговли, центр общественной и политической жизни Афин.
Сделав необходимые покупки, афинянин отпускает раба с провизией домой, а сам встречается на Агоре с друзьями, беседует о политике, узнает последние новости. Вот он увидел знакомого крестьянина.
1 афинянин:
- Ты слышал новость? Вчера приехали послы из Спарты, они требуют, чтобы мы распустили Афинский морской союз. Подумай только, какая наглость! Им пора объявить войну… Я буду голосовать в народном собрании, чтобы послов выгнали из Афин.
2 афинянин:
- Не горячись, подумай, какие бедствия принесет война. Спартанцы вырубят оливковые деревья, виноградники, сожгут деревни.
ЗВОН!!!
Их разговор был прерван звоном, возвестившим об открытии рыбного рынка. Толпа хлынула туда. Оба приятеля поспешили вслед за другими.
Ребята, обратите внимание на другую часть Агоры. Здесь находятся правительственные здания. Видите круглое здание? Здесь находятся дежурные члены Совета пятисот. Дальше на склоне холма прямоугольной формы постройка – это зал для заседаний Совета пятисот в полном своем составе. Правее находится государственный архив, в нем хранятся тексты афинских законов, решений Народного собрания, договоров с другими государствами.
Ребята, ответьте пожалуйста на вопрос - Так почему же греки ежедневно посещали Агору?
Правильно. Афиняне не представляли себе жизни без каждодневных посещений Агоры.
Но мы покидаем с вами шумную Агору и приближаемся к высокому холму в центре города. Это – Акрополь. Размеры Акрополя невелики- 300 м в длину и 130 м в ширину. И на таком пространстве греческие архитекторы воздвигли свои прекрасные здания.
Он расположен на высокой скале, 70-80 м высоты, пройти на него можно только с западной стороны по узкой и извилистой тропинке. Давайте подойдем ближе. Что это за процессия? Ребята, как вы думаете куда идут эти люди?
Нам посчастливилось - сегодня всенародный праздник в честь богини Афины. Этот праздник устраивается один раз в четыре года, в нем участвуют все Афинские граждане.
Вместе с Афинскими гражданами мы медленно поднимаемся по ступеням красивой мраморной лестницы, ведущей на Акрополь.
Перед вами находится схема Акрополя.
Ребята, взгляните направо, это маленькое изящное здание – храм богини победы Ники. Он выстроен в честь побед над персами. Эллины всегда изображали богиню Нику крылатой. Афиняне же, построили храм Ники бескрылой: Как говорят сами афиняне: « Мы победили персов, и победа навсегда останется в нашем городе».
Давайте теперь найдём на парте название Храм богини Ники. И отметим его в той части Акрополя которую я вам показала.
Пройдемте дальше. Сейчас, вы, слушая экскурсовода - им буду я по совместительству, вы на плане Акрополя будете подписывать названия храмов.
На Акрополе на высоком постаменте стоит 9-ти метровая бронзовая статуя Афины-воительницы. Эту статую в память о Марафонской битве сделал прославленный скульптор Фидий. Правой рукой Афина опирается на копье, а левой придерживает щит. Взгляд мудрой Афины полон достоинства и величия.
Справа от нее расположен самый замечательный храм Древней Греции – Парфенон. Давайте теперь найдём названия этого храма в ваших стикерах и отметим его на схеме. Он выстроен из лучшего в Греции мрамора, необычного по своим качествам материала. В зависимости от освещения, Парфенон меняет цвет на протяжении дня. Парфенон окружен колоннами. У Парфенона нет фасада – лицевой стороны, он предназначен для осмотра со всех сторон. На фронтоне изображены скульптуры, изображающие сцену спора Афины и Посейдона и сцену рождения Афины.
Ребята, а давайте вместе с афинянами войдем внутрь Парфенона . Перед нами большая, высотой почти в трехэтажный дом, статуя Афины.
Статуей Афины гордятся по всей Элладе как замечательным произведением искусства.
Основа статуи – деревянная, одежда, щит и шлем сделаны из золота, а лицо, руки, обнаженные ступни ног – из пластинок слоновой кости под цвет человеческого тела.
Мы выходим из Парфенона, и вскоре оказываемся подле здания, расположенного справа от него – Эрехтейон. (отмечают на схеме)Этот храм посвящен двум богам, поспорившим между собой из-за того, кто станет покровителем Афин. А как красивы колоны храма Афины и Посейдона: вместо простых столбов здесь поставлены каменные фигуры юных девушек.
А это оливковое дерево – то самое, которое выросло из копья Афины.
Ребята, В наши дни тысячи людей стремятся побывать в Афинском Акрополе, чтобы полюбоваться его замечательными памятниками. А Вы хотели бы побывать в Акрополе?
А теперь давайте вспомним о высказываниях, которые мы услышали в начале урока. На ваш взгляд, действительно, греки преувеличивали оценку своего города или были абсолютно правы?
Итоги урока
Юг Балканского полуострова, побежке Малой Азии.
Полисы
Видео
Афины
Дети отвечают
В порту были две военные гавани и одна торговая. В военных гаванях стоял мощный афинский флот. В торговой гавани бойко шла торговля. Купцы со всех частей света привозили свой товар. За право торговать они платили в казну специальный налог. Всеми правами пользовались только граждане государства (коренные жители). А вот рабы были полностью бесправны.
Вазы отличаются цветом. На одной вазе фигуры изображены черным цветом, а на другой красноватым.
Великолепные расписные вазы, глиняные бочки, сосуды для вина, масла, воды и т.д.
Понятие пеплос.
Богиня Афина
Богиня Ника
Греки, действительно, очень любили , гордились и не жалели денег для украшения Афин. Афины являются прекрасным образцом греческого искусства. Греки абсолютно правы в оценке своего города, но нельзя даже в шутке допускать оскорбления.
Маршрутный лист путешествия по Афинам.
Порте Пирей
Район Керрами (гончарная мастерская)
Агора - сердце Афин
Акрополь.
1.Задание к картине «Порт Пирей»
1.По данной иллюстрации рассказать о буднях Пирея.
2.Самая большая гавань Пирея была торговой. В Греции ее называли «Ртом Афин».
Как вы думаете, справедливо ли это? Почему?
2.Вопросы к картине «Гончарная мастерская»
1.Что создавали гончары и художники?
2.Кто выполнял самую тяжелую работу в мастерской?
3.Кто занимался оформлением посуды?