Разработка урока по химии по теме Металлическая связь


Янушенко Светлана Петровна
Урок по теме: «Металлическая связь».
(урок усвоения новых знаний)
Цель урока: сформировать представление о сущности металлической связи, механизме ее образования и влиянии на характер физических и химических свойств. Знать практическое применение металлов в жизни человека.
Предметные результаты:
- знать смысл основных химических понятий: металлическая связь, металлическая кристаллическая решетка;
- знать физические свойства металлов;
- знать классификацию металлов;
- уметь определять состав веществ по их формулам;
- уметь изображать схемы строения молекул веществ, образованных металлическими связями.
Метапредметные:
Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД
- определять необходимые действия в соответствии с учебной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи. - характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;
- характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества. - определять возможные роли в совместной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения;
- критически относится к собственному мнению.
Личностные:
- показать на примере металлической связи роль свойств: электропроводность и теплопроводность для жизни человека;
- сохранение ресурсов в природе на примере драгоценных металлов;
- объективно оценивать информацию о применении металлов.
Методы
Моделирование, частично-поисковый (проблемное обучение), объяснительно-иллюстративный
Приемы
Смысловое чтение
Формы
Беседа, групповая работа
Средства
Компьютер, проектор, презентация, модель кристаллической решетки металлов, коллекция металлов, ПСХЭ.
Ход урока:
1 этап. Организационный момент (2 мин)
- Добрый день, ребята! Садитесь. Мне приятно видеть вас снова на уроке химии.
- Я уверена, что наша работа будет плодотворной. Вы все сможете достигнуть положительного результата в учебном труде. Вы все можете быть успешными. Но для этого надо трудиться. Как сказал Плавт, римский драматург: «Кто хочет съесть ядро ореха, должен расколоть его скорлупу»
- На предыдущих уроках мы начали знакомство с видами химических связей. И сегодня продолжим это знакомство. У каждого на столах есть оценочный лист, который в процессе урока вы будете заполнять.
2 этап. Актуализация (7 мин)
- Ребята! Давайте вспомним, что мы освоили или чему научились на прошлом уроке? (во время фронтального опроса обращаем внимание на такие понятия как: химическая связь; способы ее образования; виды химической связи (ковалентная полярная и неполярная, ионная))
Выполним следующее задание (самостоятельно выполняется задание на листах) (Приложение 1)
- Учитель организует взаимопроверку учащихся по эталону. Эталон готовится учителем заранее на экране мультимедиа.
3 этап. Постановка цели урока(2 мин)
-А теперь проанализируем выполнение вашего задания. Какие вопросы вызвали у вас затруднения? Почему? (трудности могут возникнуть, потому что в заданиях появилось новое понятие «металлическая связь»)
- Сформулируйте цель нашего урока (учащиеся формулируют цель урока, которая выводится на слайд)
4 этап Первичное усвоение новых знаний (21 мин)
Объяснение учителя
Обратимся к ПСХЭ, ребята, где в таблице располагаются металлы. Назовите примеры металлов.
Теперь познакомимся с тем, как взаимодействуют между собой атомы элементов-металлов.
Металлы обычно существуют не в виде изолированных атомов, а в форме куска, слитка или металлического изделия.
Давайте выясним, что удерживает атомы металла в едином объеме.
Атомы большинства металлов на внешнем уровне содержат небольшое число электронов – 1,2,3. Эти электроны легко отрываются, и атомы металлов превращаются в ионы.
Ме0 – n ē ⇆ Men+
атомы металла ионы металла
 Оторвавшиеся электроны перемещаются от одного иона к другому, связывая их в единое целое. Разобраться, какой электрон принадлежит определенному атому невозможно. Поэтому все оторвавшиеся электроны становятся общими.
Электроны соединяются с катионами, тогда временно образуются атомы, от которых снова отрываются электроны. Этот процесс происходит бесконечно. Таким образом, в объеме металла атомы непрерывно превращаются в ионы и наоборот.
Объем металла можно изобразить так. Оторвавшиеся электроны при сближении атомов свободно движутся от одного иона к другому. При этом небольшое число общих электронов связывает большое число атомов и ионов металла. Так как число электронов в металле равно общему заряду положительных ионов, то в целом металл остается электронейтральным.
Можно представить, что ионы металла находятся в облаке из электронов. Такое электронное облако называют «электронным газом».
- Запишем определение: Связь в металлах между атомами и ионами, образованная за счет обобществления электронов, называется металлической.
Задание 1 группам:
Подумайте, на какой вид связи и чем похожа металлическая связь.
✓ Ионную связь (происходит образование катионов, ē связывают ионы Ме за счет электростатического притяжения)
✓ Ковалентную связь (основана на обобществлении ē). Только при ковалентной связи объединяются электроны только соседних атомов, а при металлической электроны принадлежат всем атомам.
Обсуждаем результаты работы в группах, оформляем выводы в тетради.
Задание 2 группам:
Работа с текстом в учебнике: найти, чем обусловлены основные физические свойства металлов и расположить металлы в порядке усиления их свойств (например: Al, Au, Cu, Ag и т.д).
Металлической связью обусловлены основные свойства металлов - электропроводность
Электроны движутся в объеме металла беспорядочно. Но даже небольшой разности потенциалов достаточно, чтобы электроны начали двигаться упорядоченно. Лучшими проводниками тока являются Al, Au, Cu, Ag.
- пластичность
Электроны смягчают перемещение ионов под внешним воздействием. Самыми пластичными являются Sn, Cu, Ag, Au.
- металлический блеск
Свет поглощается металлом, и электроны начинают испускать свои волны излучения. Лучше других отражают свет Ag, Cu, Al, Pd, Hg
Обсуждение результатов групповой работы.
5 этап. Первичная проверка понимания (7 мин.)
Выполнить самостоятельно дифференцированное задание. (Приложение 2).
Учитель организует самооценку учащихся по критериям:
определены все типы химической связи – 1 балл
определены вещества с металлической связью – 2 балла
составлены схемы образования связи – 3 балла
6 этап. Информация о домашнем задании (2 мин)
§ №12; задача: Какой металл самый распространенный в организме человека? Рассчитайте его массовую долю.
7 этап. Рефлексия (подведение итогов) (4 мин)
Рефлексия «Сигнальные огни». Подведем итоги нашего урока, проверим что вы усвоили. У вас на столах находятся сигнальные карточки четырех цветов. Каждый цвет обозначает определенный вид химической связи.
КРАСНЫЙ Ионная связь
ЖЕЛТЫЙ Ковалентная полярная
ЗЕЛЕНЫЙ Ковалентная неполярная
СИНИЙ Металлическая
На слайде будут появляться формулы веществ, вы должны определить вид химической связи и поднять карточку нужного цвета (примеры веществ: H2S, H2, Mg, NaCl, Ca, I2, SO2, Li)
Итак, в основном все карточки были подняты правильно, но были и ошибки, следовательно, нам с вами есть над чем поработать!
Учитель оценивает деятельность учащихся, отмечает самых активных, выставляет отметки в журнал и дневник.Всем спасибо за урок!
Приложение 1.
Вариант 1
1. Число валентных электронов в атоме углерода равно:
1) 12 2) 2 3) 6 4) 4
2. Укажите пару веществ, образованных только ковалентной связью:
1) P2O5 и Р4 2) СаС2 и СО2 3) О2 и KF 4) СаО и N2O5
3. Связь между магнием и серой в сульфиде магния:
1) ковалентная неполярная 2) молекулярная 3) ионная 4) металлическая
4. Укажите веществo, образованно только металлической связью:
1) SO2 2) C 3) SO3 4) Na
5. Кристаллическая решетка серы
1) атомная 2) молекулярная 3) ионная 4) металлическая
6. Частицы, находящиеся в узлах кристаллической решетки магния:
1) ядра атомов 2) ионы 3) атомы 4) молекулы
Вариант 2
1. Число валентных электронов в атоме серы равно:
1) 2 2) 6 3) 16 4) 32
2. Укажите пару веществ, образованных только ковалентной связью:
1) Н2S и CaCl2 2) Na2O и O2 3) N2 и H3N 4) NaCl и Р2О5
3. Связь между калием и хлором в хлориде калия:
1) ковалентная неполярная 3) ковалентная полярная
2) ионная 4) металлическая
4. Укажите веществo, образованно только металлической связью:
1) СО 2) Са 3) СаСl2 4) CCl4
5. Кристаллическая решетка алмаза:
1) атомная 2) ионная 3) молекулярная 4) металлическая
6. Частицы, находящиеся в узлах кристаллической решетки калия:
1) ядра атомов 2) ионы 3) атомы 4) молекулы
Приложение 2
Определите типы химической связи в веществах: KF, N2, Н2S, Na
а) составьте схему образования Nа (для учащихся со слабыми учебными возможностями);
б) составьте схему образования Nа, KF (для учащихся со средними учебными возможностями);
в) составьте схему образования сероводорода, натрия, фторида калия (для учащихся с высокими учебными возможностями).