Интегрированный урок литературное чтение — изобразительное искусство
Муниципальное
общеобразовательное учреждение
«Гимназия №231»
Астраханская обл., г. Знаменск,
ул. Волгоградская, 12-А.
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
(Обобщающий урок по теме
«Сказки Ханса Кристиана Андерсена»)
4 класс
«Начальная школа XXI века»
ТЕМА: «Волшебный мир сказок Х.К.Андерсена».
Давыдова Людмила Станиславовна
ЦЕЛИ: 1) Расширять знания учащихся о великом датском сказочнике и его творчестве. Дать возможность ученикам глубже проникнуть в мир сказок Андерсена.
Создать живописный образ цветка в технике «поверхность свеча».
2) Развивать речь, эстетический вкус. Обогащать активный словарь. Совершенствовать аналитико-синтетическую деятельность.
Формировать интегрированное мышление в рамках данного урока.
3) Воспитывать чувство восхищения перед удивительным талантом Х.К.Андерсена.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1 П.И.Чайковский музыка из балета «Щелкунчик»
2. Мультимедийная презентация.
3. Цветы из ткани.
4. Цветы, нарисованные свечой.
5. Краски, бумага, клеенка, кисти.
6. Бейджики.
7. Модель обложки у каждого ученика на парте.
8. Листочки с отрывками из сказок у каждого ученика.
9. Словарь С.И.Ожегова.
10. Цветы с отрывками из сказок Х.К.Андерсена.
ХОД УРОКА.
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
II. АКТИВИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.
1 слайд: «Сказочная заставка».
(Звучит музыка из П.И.Чайковского «Щелкунчик».)
На фоне музыки учитель читает стихотворение В. Кривина «О чём скрипит половица»:
О чём скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски
Тихонько скрипит половица
По комнате ходят сказки.
2 слайд: «Сказочная заставка. Анимация».
Сказки любят взрослые и дети.
-А почему все любят слушать и читать сказки?
(В сказках совершаются разные чудеса. Хорошие люди добиваются всего, плохие – наказываются. Добро побеждает зло.
- Конечно, нет ничего интереснее сказки.
-Ребята, а что же такое сказка?
(Волшебная история, в которой происходят разные чудеса)
- Молодцы. Мы выслушали все ваши ответы. А теперь посмотрите, какое определение сказки дается в словаре С.И.Ожегова.
3 слайд: Определение сказки.
Сказка - жанр литературы, в котором идёт речь о вымышленных событиях,
иногда фантастического характера. Героями этих произведений бывают люди, вещи, животные.
- Послушайте, и назовите этого сказочного героя.
4 слайд. Текст Оле-Лукойе.
«В одних чулках он поднимается тихонечко по лестнице, потом осторожно, притворив дверь, неслышно шагает в комнату и слегка прыскает вам в глаза сладким молоком. Веки у вас начинают слипаться. Ну, вот он и уложил вас, а потом уж начинает истории».
- Ну, что ж, узнали его?
(Оле-Лукойе).
- Правильно, Оле-Лукойе, Оле-Закрой Глазки.
4 слайд: «Рисунок Оле-Лукойе».
Кто придумал Оле-Лукойе?
(Ханс Кристиан Андерсен).
5 слайд: «Ханс Кристиан Андерсен».
Верно. Ханс Кристиан Андерсен - датский сказочник. В сказках Андерсена рядом живут слезы и смех, горе и радость – как в настоящей жизни. Он был великим сказочником и понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь и говорил:
«Беру жизнь и творю из неё сказку».
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Ребята, вы, наверное, догадались, о ком и о чём пойдет речь у нас на уроке?
(О героях сказок, о Х.К.Андерсене, о волшебстве).
Тема нашего урока: «Волшебный мир сказок Х.К.Андерсена».
Где мы встретимся с героями его сказок, с самим автором, с волшебством.
6 слайд Тема урока: «Волшебный мир сказок Х.К.Андерсена».
7 слайд Сегодня на уроке:1) Больше узнаем о творчестве Х.К.Андерсена.
2) Совершим путешествие на его Родину.
3) Познакомимся с разными средствами выражения
мысли и чувств.
IV. ОБОБЩЕНИЕ И ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО.
8, 9, 10 слайд: «Дания».
1. Беседа о Х.К.Андерсене.
Между Балтийским и Северными морями, где на острове Фюн в городе Оденсе родился Х.К.Андерсен, лежит старое лебединое гнездо оно и зовётся - Дания.
Давно, более ста лет тому назад, в одной маленькой шотландской гостинице путешественник забыл тросточку. Хозяин гостиницы привязал к тросточке записку: «Датскому писателю Хансу Кристиану Андерсену», - и отнес тросточку на почту, Почта приняла посылку с таким коротким адресом, доставила его адресату. Потому что уже тогда весь мир знал фамилию этого необыкновенного человека.
-Как вы думаете, почему же весь мир знал этого необыкновенного человека?
(Все любили и читали его сказки).
11 слайд. «31 декабря 1899 года».
- А теперь обратите внимание на одну интересную дату: 31 декабря 1899 года.
2. Выборочное чтение. Работа по хрестоматии.
- Почему она стала значимой в жизни русского писателя Константина Георгиевича Паустовского?
(Он в этот день познакомился со сказками Х.К.Андерсена.)
Найдите ответ на данный вопрос в статье «Великий сказочник».
(Хрестоматия, страница 299).
(«Когда я вернулся домой, ёлку тотчас зажгли и в комнате началось весёлое потрескивание свечей, будто вокруг беспрерывно лопались сухие стручки акации.
Около елки лежала толстая книга – подарок от мамы. Это были сказки Кристиана Андерсена»).
- Почему К.Г.Паустовский считал, что ему повезло, когда он получил в подарок сказки Х.К.Андерсена?
(Он оказался в волшебном мире сказок Х.К.Андерсена)
Прочитайте об этом в учебнике.( с.300)
«Понял, что мне просто повезло, когда в канун трудного и великого двадцатого века мне встретился милый чудак и поэт Андерсен и научил меня вере в победу солнца над мраком, доброго человеческого сердца над злым.»
- Чему учат сказки Андерсена?
(Доброте, смелости, честности).
- Прочитайте, каким был бы человек, если б он начинал свою жизнь со сказок Андерсена? Как об этом говорит в письме к сказочнику мальчик из 20 века? (с.140)
(«
· И если бы каждый человек начинал свою жизнь с томика Твоих сказок, на свете было бы намного меньше зла и недобрых людей.»)
Домашнее задание:
-Подумайте, чтобы вы написали Х.К.Андерсену из ХХI века.
Это и будет вашим домашним заданием.
-В какой мир нас переносят сказки Андерсена?
(В мир волшебства, чудес)
12 слайд: «Сказочная заставка «Вальс цветов»».
Физминутка под музыку П.И.Чайковского «Щелкунчик
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем и сразу в путь. ».
- Представим, что мы сказочные цветы:
Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
В воздухе кружатся
На парту к нам ложатся.
3. Обобщающая работа по сказкам Х.К.Андерсена.
- Перед вами цветы с заданиями.
Проверим, как вы знаете сказки писателя. Прочитайте отрывки из сказок и назовите её.
11 слайд: 1 отрывок
«Что-то щелкнуло, и цветок распустился. Это был точь-в-точь тюльпан, но в самой чашечке на зеленом стульчике сидела крошечная девочка. Она была такая нежная, маленькая ».
12 слайд: «Рисунок «Дюймовочка»».
Прикрепляю на доску цветок.
13 слайд. 2 отрывок
«Снежные хлопья всё росли и обратились под конец в больших белых куриц. Вдруг они разлетелись в стороны, большие сани остановились, и сидевший в них человек встал. Это была высокая, стройная, ослепительно белая женщина».
14 слайд: «Рисунок «Снежная королева»».
Прикрепляю на доску цветок.
15 слайд: 3 отрывок
«Он смотрел на танцовщицу, она на него, и он чувствовал, что тает, но всё еще держался стойко, с ружьем на плече. Вдруг дверь в комнату распахнулась, ветер подхватил танцовщицу, и она порхнула в печку, прямо к оловянному солдатику».
16 слайд: «Рисунок «Стойкий оловянный солдатик»».
. Прикрепляю на доску цветок.
17 слайд: 4 отрывок
«Бедняжка стояла в крестьянской избе и играла зеленым листочком – других игрушек у неё не было; она проткнула в листике дырочку, смотрела сквозь неё на солнышко, и ей, казалось, что она видит ясные глаза своих братьев».
18 слайд: «Рисунок «Дикие лебеди»».
. Прикрепляю на доску цветок.
- Почему Андерсен так озаглавил эту сказку?
4. Работа над моделированием обложки.
Задание. Работа в парах.
- Выберите из предложенных моделей ту, которая подходит к сказке Х.К.Андерсена «Дикие лебеди».
Защита обложки.
19 слайд: «Модель обложки».
- Может ли эта модель подойти к сказкам Андерсена, героев которых мы сегодня называли.
20 слайд: «Слова: ДОБРОТА, ВЕРНОСТЬ, ЛЮБОВЬ, БЛАГОРОДСТВО,
ВОЛШЕБСТВО, ЖАДНОСТЬ, ПРЕДАТЕЛЬСТВО, НЕНАВИСТЬ,
РАВНОДУШИЕ».
- Выберите ключевые слова, которые объединяют все эти сказки
21 слайд: «Слова: ДОБРОТА, ВЕРНОСТЬ, ЛЮБОВЬ, БЛАГОРОДСТВО,
ВОЛШЕБСТВО».
- Какое из данных слов в сказке «Дикие лебеди» совершает чудо?
(ЛЮБОВЬ)
5. Выборочное чтение.
- Прочитайте, как любовь совершает чудо, превращая пламя костра в миллион красных роз?
(с.134. А пока он говорил, в воздухе распространилось благоухание, словно от миллионов роз: это каждое полено в костре пустило корни и ростки, и вот на том месте, где хотели сжечь Элизу, вырос высокий зеленый куст, покрытый красными розами).
6. Работа над рисованием розы.
Прочитав этот отрывок, вы сразу представили прекрасные розы, но предмет можно описать не только словами, но и музыкальными звуками, красками.
А какой цвет вы бы взяли, чтобы нарисовать любовь Элизы к братьям, Герды к Каю, оловянного солдатика к танцовщице, Дюймовочки к Эльфу?
(Красный, алый)
- Давайте станем волшебниками. Возьмите широкие кисти и нанесите красную акварель горизонтальными масками на лист бумаги, который лежит перед вами. У вас на фоне краски появиться рисунок.
Будем работать под прекрасную музыку П.И.Чайковского, написанную им к балету «Щелкунчик» «Вальс цветов».
(Звучит «Вальс цветов»)
- Поднимите свои рисунки.
- Что же у нас получилось? Какую технику рисования мы применяли? (Техника рисования – «поверхность свеча». Наносится рисунок свечой, а по свече рисуем краской).
Прикрепляю на доску цветок
У нас как в сказке Андерсена выросли прекрасные розы.
22 слайд: «Рисунок «Букет роз»».
- Такие прекрасные розы могли расцвести только у настоящих учеников, которые на «отлично» поработали на уроке. Всем, кто сегодня получил маленький волшебный цветок тоже – «отлично».
IV. ИТОГ УРОКА.
Наш урок подходит к концу, давайте подведем его итоги. Вернемся к нашим запланированным результатам:
7 слайд Сегодня на уроке:1) Больше узнаем о творчестве Х.К.Андерсена.
2) Совершим путешествие на его Родину.
3) Познакомимся с разными средствами выражения
мысли и чувств.
- Что новое и интересное узнали на уроке?
( Больше узнали о творчестве Х.К.Андерсена. Совершили путешествие на его Родину. Учились выполнять рисунок в новой технике – « поверхность свеча»).
Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с задачами, которые мы поставили перед собой в начале урока. Я думаю домашнее задание «Письмо Х.К.Андерсену из 21 века» вы также великолепно выполните.
-Мы с вами побывали в удивительном волшебном мире сказок Х.К.Андерсена.
- Какое чувство в сказках Андерсена совершает чудеса?
(Любовь)
- Любовь может совершать настоящие чудеса не только в сказках, но и в жизни. Этим чудом мы хотим поделиться с гостями.
(Звучит музыка «Вальс цветов» и дети дарят цветы).
13PAGE 15
13PAGE 14715
15