«Развитие творческих способностей и качеств личности учащихся через применение методов творческой деятельности во внеклассной работе»


«Развитие творческих способностей и качеств личности учащихся через применение методов творческой деятельности во внеклассной работе»
Михайлова Г.И.
Я работаю учителем английского языка и классным руководителем в Ивнянской средней общеобразовательной школе №1 п. Ивня 30 лет. За это время произошло много изменений как в общественно – политическом устройстве общества, так и в самой системе образования. Естественно, эти изменения привели к тому, что, во – первых поменялся заказ, предъявляемый школе. Рассматривая заказ в ретроспективе, можно выделить несколько его уровней: государственный, родительский, ученический, социальный.
Государство хочет, чтобы в школе были созданы условия для развития свободной, мыслящей, деятельной, социально – адаптированной личности, получившей хорошее образование. Социум хочет, чтобы мы выпустили из школы воспитанную личность, считающуюся с нормами поведения, сложившимися в обществе, впитавшую в себя систему общечеловеческих ценностей. Родители желают, чтобы их ребенок, кроме хороших знаний, обладал адаптационными умениями и имел шанс найти свое место в быстроменяющемся мире. А этот шанс зависит от многих факторов, ведь современный работодатель заинтересован в работнике, который умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы, который обладает критическим и творческим мышлением, имеет навыки делового общения. Таким образом, творческие качества личности востребованы как никогда.
Во–вторых, переход нашей школы на предпрофильную подготовку и профильное обучение, при котором возникла необходимость использования «Портфолио», включающее раздел творческих работ учащихся, определил приоритетное направление деятельности педагогического коллектива - развитие творческой личности: самостоятельной в познавательной и практической деятельности, свободной в выборе профессиональной, общественной карьеры, имеющей духовно – нравственные идеалы.
Отсюда вытекает необходимость разработки новых подходов, которые способствовали бы развитию творческих способностей личности ребенка, заложенных генетически, и формированию творческих качеств, которые возможно развить в каждом ребенке. Этим и объясняется выбор моей темы Уже в течении многих лет я использую один из главных принципов : <К каждому ребёнку подходить с оптимистической гипотезой>, в основе которой лежит народная мудрость: <Дитя – драгоценность, но ещё большая драгоценность – его воспитание >
Изучая педагогическую и методическую литературу по выбранному направлению, я убедилась, что проблема творческого развития учащихся волнует многих ученых (Т.И.Шамова, Т.М.Давыденко, Н.П.Капустин, Е.В.Тонков, В.А.Бухвалов и др.) Большую роль в формировании моей темы сыграли идеи В.А.Бухвалова о развитии учащихся в процессе творчества и сотрудничества, исследования Г.С. Альтшуллера и И.М. Верткина о качествах, которыми должен обладать человек, чтобы быть творческой личностью; работа «Мышление и речь» Л.С. Выготского, в которой рассматривается связь мышления и интеллекта и доказывается, что интеллект человека – это его способность решать теоретические и практические задачи, но эта способность проявляется через развитие сознания, мышления и речи. В разработке творческих заданий я часто пользовалась системой Н.Н. Палтышева, который разработал поэтапную систему, в основе которой педагогическая гармония состоит в сочетании репродуктивных и творческих методов.
Это с одной стороны, но вернемся к Г.С. Альтшуллеру и И.М. Верткину. Они предлагают четко разграничить понятия «творческие способности» и «творческие качества». И я считаю, что это немаловажно, т.к., невозможно развить способности к рисованию, если у человека не заложены природой эти способности, точно так и с пением, музыкальными способностями и др.
Какая же цель является творческой? Творческая цель должна соответствовать следующим критериям:
Новизна – цель должна быть новой, никем ранее не достигнутой или новыми должны быть средства достижения цели.
Общественная полезность – цель должна быть полезна и для самого творца, и для других людей.
Конкретность – структура цели должна быть конкретной и ясной как для самого творца, так и для других людей.
Значимость – достижение поставленной цели должно принести значительные результаты обществу.
Практичность – работа над целью должна приносить конкретные практические результаты.
Независимость – достижение цели, во всяком случае, на первом этапе, не должна требовать дорогостоящего оборудования, помощи больших научных коллективов.
Свою воспитательную работу я строю на следующих принципах:
Принцип целенаправленности воспитания.
Взаимосвязи воспитания с практикой.
Систематичности и последовательности.
Доступности, учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Наглядности.
Рационального сочетания индивидуального и коллективного воспитания.
Рационального сочетания требовательности и уважения к ученику.
Оптимального выбора методов, форм и средств воспитания.
Комплексного подхода к воспитанию.
Цель деятельности классного руководителя – создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи классного руководителя в этом направлении:
- Создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности внеурочной деятельности.
- Использование нестандартных творческих форм внеклассной деятельности с учётом возрастных особенностей учащихся.
- Изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочное время.
- Просвещение и консультация учащихся в выборе кружков, клубов, секций, обществ.
- Постоянная демонстрация достижений, результатов, способностей адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к чужим достижениям.
- Использование активных форм внеклассной работы на основе учёта возрастных особенностей учащихся.
Формы работы с классным коллективом:
Празднование памятных дат в жизни учащихся;
Празднование памятных дат календаря,
Посещение театров, музеев, выставок,
Фестивали, презентации,
Литературные балы, конкурсы талантов, марафоны.
Поэтому я считаю, что одним из эффективных средств развития детского коллектива в школе, в классе является коллективная творческая деятельность. Наиболее подробно методика ее организации разработана И.П .Ивановым и его последователями, выдвинувшими идею «Педагогики общей заботы». В основе ее лежат следующие принципы: социально полезная направленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, многоролевой характер и романтизм форм деятельности, творчество. Эта замечательная методика, действительно способна творить чудеса. У каждого, кто участвовал в КТД, магическим образом пробуждался творческий потенциал, возникали самые добрые чувства к своим товарищам.
Каждое коллективное творческое дело (КТД) есть проявление практической заботы воспитанников и воспитателей об улучшении окружающей и своей жизни. Поэтому это дело, жизненно важное, общественно необходимое дело.
Оно- коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями- как младшими так и старшими.
Оно- творческое, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте. В результате поиска лучших способов. Средств решения определённых жизненных задач.
Через коллективную творческую деятельность происходит развитие коллективистских основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного гражданского отношения к другим людям, миру.
КТД является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, совместным творчеством и личной радостью, жизни. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно – формирование и сплочение классного коллектива и формирование личности школьника.
Виды КТД
Общественно-политические;
Трудовые;
Познавательные;
Художественно-эстетические;
Организаторские;
Спортивно-оздоровительные.
Структура КТД
I стадия- предварительная работа коллектива( учитель или воспитатель определяют конкретные воспитательные задачи КТД. Намечают исходные направляющие действия. Увлекают школьников радостной перспективой интересного и полезного дела, творческим поиском решения нескольких важных задач-вопросов)
II стадия- коллективное планирование (сбор-старт. Работа в микрогуппах по планированию КТД).
III стадия- коллективная подготовка КТД.
4 стадия – проведение КТД.
5 стадия – коллективное подведение итогов КТД ( что было хорошо? что не получилось? почему? как сделать, чтобы было лучше?).
6 стадия – стадия ближайшего последствия КТД ( реализация выводов и последствий при подведении итогов проделанной работы; часто является стартом нового КТД).
Каждое выбранное КТД будет успешным при выполнении следующих условий:
Всемерное развитие отношений творческого содружества между воспитателями и воспитанниками.
Всемерное развитие отношений творческого содружества между воспитанниками старших и младших поколений.
Всемерное развитие отношений творческого содружества между самими воспитанниками.
Специфика работы классного руководителя такова, что любое мероприятие можно провести творчески. А дух творчества возникает в том случае, когда у ребёнка появляется заинтересованность и желание работать.
Увидеть необычное в обычном может и взрослый, и ребёнок. Творчество заложено в детях самой природой. Сегодня очень важна готовность человека действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах – этот социальный запрос соответствует потребностям ребёнка быть самостоятельным, знать и уметь использовать свои возможности.
Моя воспитательная деятельность направлена на реализацию социального общественного заказа, цель которого заключается в формировании у учащихся гражданской ответственности, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе. Эти качества могут быть реализованы только творческой личностью. Поэтому смысл моей работы состоит в том, чтобы воспитать подростка с высоким уровнем творческой активности.
Литература
Немов Р. С., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу: книга для родителей о психологии ученического коллектива. М., Педагогика, 1988
Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. М.: ГИЦ Владос, 2001
Фридман Л. М., Пушкина Т. А. Каплунович И.Я. Изучение личности учащихся в ученических коллективах. М., 1988
Щуркова Н. Е. Вы стали классным руководителем. М., 1986