Конспект урока по развитию речи на тему Весна пришла
Министерство образования РФ
Государственное казённое общеобразовательное учреждение
Калужской области «Кировская школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья».
План-конспект по развитию речи
Урок- соревнование «Весна пришла».
в 6 «в» и 7 «в» классах.
Составитель:
Учитель:
высшей квалификационной
категории
Марьина Галина Ильинична
Тема «Весна пришла».
ЦЕЛЬ:
закрепить и систематизировать знания детей о весенних изменениях в природе.
ЗАДАЧИ:
Формирование реалистических представлений о природе; обобщение, систематизация и закрепление представлений учащимися об изменениях в природе весной.
Развитие умения анализировать устанавливать причинно-следственные связи; развитие диалогической и монологической речи.
Работа над внятностью речи детей.
Воспитание доброжелательного отношения друг к другу
ОБОРУДОВАНИЕ:
Демонстрационный материал:
ТСО: мультимедийный проектор презентация «Весна пришла» магнитофон музыкальное сопровождение.
Практический материал:
Эмблемы с обозначением логотипов команд, плакаты с названиями команд, элементы костюмов весны весенних месяцев воздушные шарики разрезные предложения цветы из бумаги картинки с изображением птиц.
Введение в тему.
- Ребята, как вы думаете, о чём мы будем говорить? - Я думаю
- Мне кажется
- По-моему
Давайте, внимательно посмотрим на экран.
( слайд № 1 – стихотворение о весне)
И дружно читаем стихотворение:
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи
В дом свой пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? Весной.
Правильно, ребята, всё это бывает весной! Сегодня
мы будем говорить о весне.
( слайд № 2- иллюстрация о весне)
И тема нашего занятия Дети читают: « Весна
пришла».
( слайд № 3- тема: « Весна пришла!»)
Сегодня наше занятие пройдёт необычно. Мы будем
соревноваться.
Итак, у нас сегодня соревнование. Как мы будем работать? Быстро думать,
отвечать,
выполнять.
( слайд № 4- надпись « Быстро думать, отвечать,
выполнять.)
Молодцы ребята!
Соревнование – это значить, всё надо делать быстро, чтобы
победить.
Хотите узнать, какое главное правило соревнования?
Для этого вам надо выполнить задание.
Упражнение для глаз.
( На экране слайд № 5 )
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Д В Б Л Ё С Т Е Р О А Ы Й
1 8 4 11 13 2 6 5
3 12 6 7 9 10
Вместо цифр вы должны подставить буквы и получится
наш девиз.
Итак- первое слово: - Делай
Второе слово: - Всё
Третье слово: - Быстро
( слайд № 6 – появляется надпись: « Делай всё быстро»).
И наш девиз: - Дети читают:
«Делай всё быстро»
Ребята повторите тему нашего занятия. – Весна пришла.
Как называются весенние месяцы? - Март, апрель, май.
Когда начинается весна? - Весна начинается
первого марта.
Какой сейчас месяц? - Сейчас март.
Звучит музыка. В класс входит девочка, переодетая
в костюм весны.
Весна: Здравствуйте, ребята! Сегодня я пришла к вам в
гости. Вы узнали меня, кто я? - Весна.
Молодцы, ребята! Но я пришла к вам не одна, а с
помощниками. Как вы думаете с кем?
Ребята, вы знаете, с кем пришла весна? Чтобы вам было
легче догадаться, давайте решим кроссворд.
( слайд № 7 –изображение кроссворда)
В нашем кроссворде ключевое слово «весна».
Помощники спрятались под цифрами 1, 2, 3.
1. Как называется первый месяц весны? - Март.
2. Как вы думаете, какой второй весенний месяц? - Апрель.
3. В каком месяце заканчивается весна? - В мае.
Весна: Правильно! Вот мои помощники: март, апрель, май.
( На головы мальчиков одеваются шапочки с названиями месяцев)
Весенние месяцы будут помогать вести соревнование.
Ребята, давайте разделимся на две команды:
Первая команда – « Солнышко». – Команда встаёт,
представляется,
показывает плакат
с названием.
Вторая команда – « Дождик». – Команда встаёт,
представляется,
показывает плакат
с названием.
Оценивать вас будет жюри.
Команды вы готовы? - Да.
Начинаем соревнования.
Конкурсы.
Первый конкурс « Приметы весны».
Наш первый конкурс называется « Приметы весны».
( слайд № 8 –надпись « Приметы весны»).
Каждой команде даётся конверт с предложениями. Солнце светит ярче и
Выберите предложения, в которых говорится о греет воздух.
приметах весны. Дни становятся длиннее,
а ночи короче.
Звенит капель.
На земле появились
проталины.
Побежали ручейки.
Прилетели грачи.
·
( слайд № 9 – предложения о приметах весны).
Молодцы, ребята! Давайте, ещё раз прочитаем приметы
весны. Дети все вместе читают
приметы весны.
Весна: Молодцы, ребята! Вы справились с заданием.
Порадовали меня!
Слово жюри.
Второй конкурс: «Отгадай загадку».
Наш следующий конкурс называется «Отгадай загадку».
(слайд № 10 – название конкурса)
Сейчас месяцы загадают каждой команде загадки.
Вы должны быстро и правильно ответить.
Месяц Март: Висит за окошком
Кулёк ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной. Это сосулька.
(на экране картинка)
(слайд № 11 – текст загадки)
Месяц Апрель: В небе шар золотой
Согревает нас с тобой! Это солнце.
(на экране картинка)
( слайд № 12 – текст загадки)
Месяц Май: Тает снег,
Бегут ручьи,
Птицы прилетают
Когда это бывает? Весной.
(на экране картинка)
(слайд № 13 – текст загадки)
Через поля, через луга Радуга.
Встала нарядная дуга. (на экране картинка)
(слайд №14 – текст загадки).
Молодцы, ребята! А, теперь своё мнение о вашей
работе выскажет жюри. Слово жюри.
Третий конкурс: «Перелётные птицы».
В класс входит мальчик, переодетый в костюм грача.
Ребята, посмотрите, кто к нам прилетел.
Грач: Я всех перелётных птиц черней,
Чищу поле от червей,
Взад-вперёд по полю вскачь,
А, зовусь я птица Грач.
Правильно, грач. Грач зимующая или перелётная птица. Грач - перелётная
птица.
Верно, следующий наш конкурс называется:
« Перелётные птицы».
(слайд № 15 – название конкурса).
Приглашаются по одному человеку от каждой команды.
Сегодня к нам в гости прилетели ещё птицы, но они
спрятались. Вы должны найти только перелётных
птиц.
( слайд № 16 – перелётные птицы). Грач, жаворонок,
скворец, утка, журавли.
Физкультминутка «Танец маленьких утят».
Пока ребята выполняют задание, мы с вами отдохнём.
( слайд № 17 – изображение утки)
Ребята, посмотрите, кто это? Утка.
Утка- это птица? Да.
Утка, зимующая или перелётная птица? Перелётная.
Верно, молодцы. Утка предлагает нам станцевать
танец маленьких утят.
Все танцуют.
А теперь проверим задание конкурса.
Какая команда победила в этом конкурсе, решает жюри.
Конкурс четвёртый: «Весенние цветы».
Название конкурса вы отгадайте сами.
Наши помощники месяцы раздадут вам конверты в них
разрезанная картинка. Сложите её и узнаете название конкурса.
Первая команда. Ландыш.
Вторая команда. Подснежник.
Какие это цветы? Весенние.
( слайд № 18 – весенние цветы).
Ребята, напишите название весенних цветов. Мать- и- мачеха.
Подснежник.
Ветреница (слайд № 19 – картинки весенних цветов и их Ландыш.
название) Одуванчик.
Слово жюри.
Пятый конкурс: «Кто просыпается весной ?»
Вам предстоит последний конкурс. Он называется «Кто
просыпается весной ? »
Март и апрель дадут вам в руки по одному шарику. Внутри
шарика разрезное предложение. Вам нужно лопнуть шарик и всей
командой собрать предложение.
Команды собирают предложение.
Прочитайте, что у вас получилось. (один человек из команды
читает составленное предложение.
Первая команда. Медведь проснулся
весной.
Вторая команда. Ёж проснулся
весной.
(слайд № 20 – предложения с иллюстрациями)
А кто ещё просыпается весной? Змеи, ящерицы,
лягушки.
Слово жюри.
Подведение итогов.
Пока жюри советуется, давайте с вами вспомним
всё, о чём говорили на занятии. Посмотрите на
экран.
( слайд № 20 – деформированный текст).
Каждая команда пишет текст с пропущенными словами.
весна. Солнышко ярче и воздух. Наступила весна. Солнце
быстрые ручейки. перелётные . светит ярче и греет воздух.
От зимнего сна медведь и . Побежали быстрые ручейки.
На проталинах появились первые весенние цветы: Прилетели перелётные
, , , . птицы. От зимнего сна
проснулись медведь и ёж.
На проталинах появились
первые весенние цветы:
мать-и-мачеха, ландыши,
подснежники, ветреница.
Слово жюри.
Команда «Солнышко» набрала - баллов.
Команда «Дождик» набрала - баллов.
Весна: Молодцы, ребята! Наши весёлые соревнования
показали, что вы все умники и умницы, дружные, весёлые,
много знаете и умеете. У меня для вас есть подарки.
Наше занятие подошло к концу.
А, я от всей души желаю:
Весело в согласье жить,
Игры всякие любить.
Если будите дружней,
То найдёте 100 друзей!
Всем желаю я добра,
До свиданья детвора! До свидания!
Заголовок 115