Рабочая программа по географии, 6 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №1 г. Липецка

СОГЛАСОВАНО
Председатель научно-методического совета ______________ О.И. Мязина
Протокол №1 от 26.08.2013 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ гимназии №1 г.Липецка
_________________________ В.М.Цопа
Приказ № 71-О-0 от 26.08.2013 г.














Рабочая программа по географии
для 6А, Б, В, Г классов






Учитель Кочетова Е.А.












2013-2014 учебный год






Пояснительная записка

Цели рабочей программы.
Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:
- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
- овладение умениями использовать один из «языков» международного общения географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
Задачи программы:
- показать географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
- приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем нас мире;
- познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
- научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
- показать учащимся, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
Нормативно - правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004г. № 1089;
- Письмо Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
- Примерная программа основного общего образования по географии 2009 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2009 г.
- Письмо Управления образования и науки Липецкой области от 26.10.2009 г. № 3499;
- Образовательная программа основного общего образования МБОУ гимназии №1 на 2013-2014 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы для основного общего образования по географии 2009 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2009 г.
Выбор данной программы обоснован тем, что авторские программы предлагают изучение начального курса географии с 5 класса, а содержание курса 6 класса делят на 2 года обучения (5 – 6 класс по 1 часу в неделю), в то время как в гимназии в 5 классе предлагается курс природоведения, который подготавливает к изучению географии, биологии, физики, астрономии и др. естественных дисциплин, а в 6 классе выделяется 2 часа в неделю (1 час федерального компонента и 1 час регионального компонента учебного плана). Программа способствует формированию целостного представления учащихся о взаимозависимости и взаимосвязи природных процессов на нашей планете, обеспечивает преемственность курса физической географии на дальнейшей ступени обучения и соответствует курсу «Общего землеведения», предлагаемому в ВУЗах.
Рабочая программа составлена на 68 учебных часов (из расчета 2 часа в неделю) в соответствии с учебным планом МБОУ гимназии №1 и календарным учебным графиком.
В примерную программу внесены изменения: по сравнению с примерной программой в содержании данной рабочей программы больше времени отводится на краеведческий компонент образования. Это связано с тем, что Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «География» в 6 классе, из расчета 1-го учебного часа в неделю. В Липецкой области добавляется ещё один час в неделю из регионального компонента для изучения краеведческого модуля. Этот час рекомендуется использовать учителям географии для проведения практических работ по темам начального курса географии (VI класс) с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности. Данная рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов, с обязательными практическими работами на краеведческом материале, в каждой изучаемой теме отводится время на изучение объектов природы Липецкой области.
Место и роль начального курса географии в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся.
Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии. Этот курс географии информативен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
В процессе изучения курса учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топографо-картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, учащиеся овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего - карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Основными формами организации образовательного процесса по географии в 6 классе являются:


- традиционный урок;
- мини – лекции с презентацией;
- урок - игра;
- практические работы;
- экскурсия.
В процессе реализации рабочей программы применяются технологии обучения:
- технология формирования критического мышления;
- технология проблемного обучения;
- информационно-коммуникационные технологии;
- проектная технология;
- технологии личностно-ориентированного обучения и др.
Виды и формы контроля
- текущий контроль (терминологические и топографические диктанты, устные ответы, практические и самостоятельные работы, доклады и сообщения, защита проектов и презентаций);
- промежуточный контроль (контрольные работы, в т.ч. по контурным картам, тестирование, систематизирующие таблицы, аналитические задания);
- промежуточная аттестация (тестирование по начальному курсу географии).
Для реализации данной программы используется учебник Т.П.Герасимовой, Н.П.Неклюковой. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2008,2009, 2010, 2011, 2012, 2013.












Содержание рабочей программы


п/п
Название раздела, темы
Содержание раздела (темы) (дидактические единицы)
Требования к уровню подготовки учащихся по теме
Перечень контрольных мероприятий

Развитие географических знаний о Земле

11
Введение
Предмет географии. История развития географических знаний. Научные основы содержания, включающие основные учения, теории, методы географических исследований. Источники получения знаний о природе Земли, населении и хозяйстве. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации.



Знать: Доказательства шарообразности Земли, первые представления о форме и размерах Земли; объекты изучения географии; особенности Земли как планеты. Уметь:  Определить высоту солнца над горизонтом, особенности использования местных строительных материалов в хозяйственной деятельности людей.



Виды изображений поверхности Земли

22
План местности
Виды изображения местности, условные знаки, план местности. Масштаб; численный, именованный и линейный масштабы. Стороны горизонта, ориентирование, азимут. Изображение неровностей земной поверхности на плане, карте. Съемка местности и ее виды.

Знать: содержание понятия план, масштаб, виды масштаба.
Уметь: определять по плану объекты местности, направления, расстояния.
 



33
Географическая
карта
Форма и размеры Земли, глобус. Географическая карта, виды карт. Меридианы, параллели, градусная сетка. Географическая широта и долгота, их изображение на глобусе и карте. Географические координаты. Шкала высот и глубин. Использование плана местности и географических карт человеком. Ориентирование по карте; чтение карт, космических и аэрофотоснимков, статистических материалов

Знать: основные термины и понятия, доказательства шарообразности Земли, первые представления о форме и размерах Земли; объекты изучения географии; особенности Земли как планеты. Уметь: определять по карте объекты местности, направления, расстояния, высоты точек; определять географические координаты. Наносить объекты на контурную карту
Контрольная работа по теме: «План и карта»

Строение Земли. Земные оболочки.

44
Литосфера
Внутренне строение Земли, ядро, мантия, земная кора, ее виды; литосфера, рельеф. Охрана земных недр и поверхности суши. Земная кора и литосфера, их состав, строение и развитие. Горные породы; изменение температуры в зависимости от глубины залегания


Знать: особенности внутреннего строения Земли; основные формы рельефа суши, их различия по высоте, происхождению; меры охраны. Уметь: определять типы горных пород по образцам, характеризовать особенности рельефа территории по картам атласа, составлять описание ФГП гор и равнин.


55
Гидросфера
Вода на Земле, мировой круговорот воды, гидросфера и ее составные части. Температура и соленость воды. Ветровые волны и цунами. Течения и их виды по температуре, глубине и образованию. Богатства Мирового океана. Изучение и охрана Океана. Поверхностные воды суши: реки и их строение и работа, озера и типы озерных котловин, болота, ледники, искусственные водоемы. Гидросфера, ее состав и строение. Роль воды в природе и жизни людей, ее круговорот
Знать: состав гидросферы; особенности рельефа дна Мирового океана, роль воды в жизни на Земле и хозяйственной деятельности человека, о стихийных явлениях связанных с водой. Уметь: определять ГП объектов гидросферы; описывать использование изменение гидросферы человеком.

Контрольная работа по теме: «Гидросфера»

66
Атмосфера
Атмосфера, ее строение и состав, тропосфера, значение атмосферы и ее  изучение. Абсолютная и относительная влажность воздуха, облака и их виды. Виды осадков и их измерение. Погода и ее изменение и предсказание. Климат и его характеристика. Световые и тепловые пояса Земли. Тропики и Полярные круги, воздушные массы. Зависимость климата от географической широты, близости океанов, течений, рельефа, высоты места, господствующих ветров. Атмосфера, ее состав, строение, циркуляция. Изменение температуры и давления воздуха с высотой. Изучение элементов погоды. Адаптация человека к разным климатическим условиям
Знать: Содержание понятий: атмосфера, погода, климат, ветер, атмосферные осадки; строение атмосферы, характеристики погоды; особенности суточного и годового вращения Земли и их следствия; особенности времен года; основные мероприятия по охране атмосферного воздуха.
Уметь: вести наблюдения за погодой. Строить и анализировать графики суточного, годового хода температуры воздуха, определять амплитуду и среднюю температуру воздуха. Строить диаграммы выпадения осадков и «розы ветров». Объяснять особенности климата, влияющие на жизнь, труд, отдых населения. Определять положение объектов относительно поясов освещенности

Контрольная работа по теме: «Атмосфера»

77
Биосфера
Распространение живых организмов на суше и в океане. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва, виды, строение и состав почвы. Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Приспособления живых организмов к среде обитания  в разных природных зонах. Сохранение человеком растительного и животного мира Земли. Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей развития. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.
Знать: Состав биосферы; приспособления растений и животных к условиям жизни; почва, ее компоненты. Примеры взаимодействия между оболочками Земли: литосферой, гидросферой атмосферой и биосферой.
Уметь: приводить примеры воздействия живых организмов на компоненты неживой природы; описывать почвы, их использование и изменение человеком. Объяснять взаимосвязь между компонентами природы.




Население Земли

8
Население и влияние природы на жизнь и здоровье человека
Города и сельские населенные пункты, крупнейшие города мира. Многообразие стран, крупнейшие страны мира. Воздействие человека на природный комплекс.- Деятельность людей на территории родного края. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

Знать: способы изображения государств на политической карте мира. Особенности различных бикомплексов, их возможные изменения человеком. Виды и род занятий населения.
Уметь: читать политическую карту; показывать на ней государства и их столицы. Составлять описание природного комплекса родного края. Давать оценку экологического состояния природы родного края в результате деятельности человека.
Контрольная работа по начальному курсу географии.



Учебно-тематический план



п/п
Наименование раздела, темы
Количество часов
Контрольные мероприятия
Количество часов


1
Развитие географических знаний о Земле.
3




Виды изображений поверхности Земли.
18

2

2
План местности
7
Топографический диктант

1

3
Географическая карта
11
Контрольная работа по теме: «Географическая карта»
1


Строение Земли. Земные оболочки.
42

3

4
Литосфера
10
Контрольная работа по теме «Литосфера»
1

5
Гидросфера
15
Контрольная работа по теме: «Гидросфера»
1

6
Атмосфера и климат Земли.
13
Контрольная работа по теме: «Атмосфера»
1

7
Биосфера. Взаимосвязи компонентов природы.
4




Население Земли

5


1

8
Население и влияние природы на жизнь и здоровье человека
4
Контрольная работа по начальному курсу географии
1


Итого
68

6











Требования к уровню подготовки учащихся

В результате реализации рабочей программы учащиеся должны:

знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Перечень обязательной географической номенклатуры для 6 класса: 
Тема ”План и карта”
Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.
Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.
Тема ”Литосфера”
Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская (Русская), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.
Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.
Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мануа-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.
Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.
Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.
 Тема ”Гидросфера”
Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.
Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.
Рифы: Большой Барьерный риф.
Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.
Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.
Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.
Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.
Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.
Тема ”Человечество на Земле”
Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио.
Страны: Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция, Япония












Литература и средства обучения

Основная литература:
А.В.Шатных. Начальный курс географии. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2007.
Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.
Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
Бахчиева О.А. Начальный курс географии. 6 кл.: метод. Пособие к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «Начальный курс географии. 6 класс» / Бахчиева О.А.-М.: Дрофа, 2004.- 192 с.: ил.
География. 6 класс.: поурочные планы по учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой / авт.-сост. И.И. Нагорная.- Волгоград: Учитель, 2007. -168 с.
Постникова М.В. Физическая география: Контрольные вопросы, занимательные задания, кроссворды и тесты.- М.:Изд-во НЦ ЭНАС, 2005.- 176 с.- (Портфель учителя)
Рабочие программы по географии. 6-9 классы. Автор-составитель Болотникова Н.В.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Дополнительная литература:
1.   Касаткина Н.А. География:  Занимательные  материалы  к  урокам  и внеклассным  занятиям  в  6-8  классах.- Волгоград: Учитель, 2005.
2.  Максимов Н.А. За  страницами  учебника  географии. – М.: Просвещение,2008.
3.  Пивоварова Г.П.  По  страницам  занимательной  географии. – М.: Просвещение, 2009.
4. История географических открытий. Под. ред. К.С. Лазаревича, М.: Просвещение,2008
5. Первооткрыватели планеты. Б.Б. Вагнер – М.: Просвещение, 2009.
6. «Энциклопедия заповедных мест мира», «Энциклопедия заповедных мест России» , Б.Б. Вагнер М.: Просвещение, 2009.
7. Расы и народы, Страны. Народы. Цивилизации, Россия: физическая и экономическая география и др. – М.: Изд. Аванта+ , 2004 г.
8. Современная Иллюстрированная Энциклопедия «Страны и города». – М.: Изд. «Росмэн», 2012г.
9. Современная Иллюстрированная Энциклопедия «География». – М.: Изд. «Росмэн», 2010г.
10. Иллюстрированная Энциклопедия «Расы и народы» – М.: Изд. «ОЛМА медиагруп», 2011 г.






































Календарно-тематическое планирование.

№ п/п
Наименование темы
Количество
часов
Календарные сроки
Примечание



по плану
фактич
по плану
фактич.

















Развитие географических знаний о Земле. (3 часа)

1
Вводный инструктаж по охране труда. Введение.
1











2
Накопление знаний о Земле. П/Р№1 нанесение маршрутов путешественников.
1











3
Земля - планета Солнечной системы

1












Виды изображений поверхности Земли. (18 часов)


II. План местности






4
План местности
1











5
П/Р№2 Топографический диктант

1











6
Масштаб.
1











7
Стороны горизонта. Азимут.
1











8
Неровности поверхности на плане. П/Р№3 определение направлений и расстояний
1











9
Способы съемки местности.
1











10
П/Р№4 Экскурсия. Глазомерная съемка местности
1













III.Географическая карта.












11
Форма и размеры Земли
1











12

Географическая карта.
1











13
Карта Липецкой области
1











14
Градусная сеть на глобусе и карте
1











15
Географическая широта. Широта г. Липецка
1











16
Географическая долгота. Долгота г. Липецка
1











17
П/Р№5 Определение географических координат, в т.ч. г. Липецк
1











18
Изображение на физических картах высот и глубин
1











19
Значение планов и карт Липецкой области для её жителей
1











20
Обобщение по теме: «Географическая карта»
1











21
Контрольная работа по теме: «Географическая карта»
1












Строение Земли. Земные оболочки. (42 часа)


IV. Литосфера (10 часов)












22
Внутренние строение Земли.
1











23
Горные породы в т.ч. в Липецкой области. П/Р№6 изучение свойств горных пород.

1











24
Движения земной коры.
1











25
Вулканы, горячие источники, гейзеры.
1











26
Рельеф суши. Горы. Есть ли в Липецкой области горы?
1











27
Равнины Липецкой области. П/Р№7 определение ФГП гор и равнин.
1











28
Рельеф дна мирового океана.
1











29
Рельеф в жизни жителей Липецкой области. П/Р№8 Обозначение на к/к объектов рельефа.
1











30
Обобщение по теме «Литосфера»
1











31
Контрольная работа по теме «Литосфера»
1












V. Гидросфера (15 часов)






32
Водная оболочка. П/Р№9 Характеристика карты океана

1











33
Мировой океан и его части. П/Р№10 определение ФГП водных объектов

1











34
Свойства океанической воды
1











35
Волны в океане
1











36
Течения в океане
1











37
Изучение океана. П/Р№11 определение расстояний от Липецка до моря
1











38
Подземные воды. П/Р№12 Изучение подземных и поверхностных вод Липецкой области.
1











39
Реки.
1











40
Реки Липецкой области.
1











41
Озера. Озера Липецкой области
1











42
Ледники. Горное и покровное оледенение.
1











43
Искусственные водоемы в т.ч. в Липецкой области
1











44
Загрязнение гидросферы на примере Липецкой области
1











45
Обобщение по теме: «Гидросфера»
1











46
Контрольная работа по теме: «Гидросфера»
1












VI. Атмосфера и климат Земли. (13 часов)






47
Воздушная оболочка Земли. Строение, изучение, значение для жителей Липецкой области.
1











48
Температура воздуха на примере Липецкой области
1











49
Годовой ход температуры воздуха на примере Липецка.
1











50
Атмосферное давление. Давление в Липецкой области
1











51
Ветер на примере Липецкой области
1











52
Водяной пар. Облака. Облачность в Липецкой области.
1











53
Атмосферные осадки на примере Липецкой области
1











54
Погода на примере Липецкой области. П/Р№13 построение графиков и диаграмм.
1











55
Типы погоды на примере Липецкой области.
1











56
Климат. П/Р№14 Описание климата Липецкой области

1











57
Распределение солнечного света и тепла в т.ч. на территории Липецкой области
1











58
Причины, влияющие на климат Липецкой области. Обобщение
1











59
Контрольная работа по теме: «Атмосфера»
1












VII. Биосфера (4 часа)






60
Разнообразие организмов на Земле, на примере Липецкой области
1











61
Жизнь в Мировом океане. Воздействие организмов на земные оболочки в т.ч. на территории Липецкой области.
1












VIII.Взаимосвязи компонентов природы






62
Природный комплекс Липецкой области. Экскурсия «Основы дорожной безопасности»

1











63
Составление описание ПК на примере Липецкой области
1












Население Земли ( 5 часов)

64
Население мира, в т.ч. Липецкой области
1











65
Государства на политической карте. П/Р№15 Описание ФГП стран.
1











66
Населенные пункты на примере Липецкой области.
1











67
Промежуточная аттестация (контрольная работа)
1











68
Итоговый урок «Человек часть биосферы (на примере Липецкой области)».
1



















Планируемые результаты
В начальном курсе географии, обучающиеся должны получить основы географического образования,  т.е.
- знать об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования; уметь ориентироваться на местности;
- использовать один из «языков» международного общения географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- вести фенологические наблюдения;
- использовать географические знания и умения в повседневной жизни, - способствовать сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней;
- самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
На основе диагностических данных психолого-педагогической службы особое внимание будет уделяться развитию:
- логической оперативной памяти в 6А классе,
- понятийной категоризации, абстрактному мышлению в 6Б классе.

































13PAGE 15




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315