Психологическая коррекция как средство снижения агрессивности в детском возрасте


Психологическая коррекция как средство снижения
агрессивности в детском возрасте
Психологическая коррекция – это метод комплексного психологического воздействия на ребенка для изменения его жизненных установок, взглядов, навыков поведения.
В широком смысле психологическая коррекция понимается как комплекс клинико-психолого-педагогических воздействий, направленных на выявление и ликвидацию имеющихся у детей недостатков в развитии психических функций и личностных свойств. В узком смысле психологическая коррекция рассматривается как метод психологического воздействия для оптимизации развития психических процессов и функций и гармонизации развития личностных свойств.
Основное отличие психокоррекции от воздействий, направленных на психологическое развитие человека, заключается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку, в то время как основная задача психологического развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать у человека нужные психологические качества.
Психологическая коррекция агрессивного поведения детей должна носить комплексный, системный характер и учитывать основные характерологические особенности агрессивных детей, в первую очередь, такие, как:
отсутствие контроля над своими эмоциями;
ограниченный набор поведенческих реакций в проблемных для них ситуациях;
отсутствие эмпатии и высокий уровень личностной тревожности.
Для того, чтобы результат работы с агрессивным ребенком был стойким, необходима проработка каждой характерологической особенности данного ребенка. В связи с этим коррекцию агрессивного поведения детей необходимо строить в следующих направлениях:
снижение уровня личностной тревожности;
обучение ребенка приемлемым способам выражения своего гнева;
обучение ребенка техникам контроля над негативными эмоциональными состояниями, а также развитие навыков саморегуляции;
формирование конструктивных поведенческих реакций в проблемных для детей ситуациях;
развитие эмпатии и адекватного уровня самооценки.
Эффект коррекционной работы обычно определяют следующие факторы:
Установка пациента и семьи на помощь специалиста.
Клинические особенности заболевания.
Характерологические особенности ребенка.
Возможность эмоционального отреагирования агрессивных реакций.
Возможность перестройки неадаптивного поведения и обретения навыков адаптивного общений.
В целях проведения успешной коррекции можно выделить следующие принципы, на которых строится взаимодействие психолога с ребенком в ходе совместной работы:
контакт с ребенком;
уважительное отношение к личности ребенка;
положительное внимание к внутреннему миру ребенка;
безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом;
сотрудничество с ребенком – оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработки навыков саморегуляции и контроля.
Очень важно, чтобы работа с агрессивным ребенком (обладающим качеством «агрессивность») начиналась с этапа отреагирования гнева для того, чтобы дать свободу истинным скрытым переживаниям (обидам, разочарованию, боли). В. Оклендер выделяет 4 стадии отреагирования гнева (В. Оклендер, 1997).
Первая стадия – «предоставлять детям практически приемлемые методы для выражения гнева безопасным способом во внешнем плане».
Вторая стадия – «помочь детям подойти к реальному восприятию чувства гнева, побудить их к тому, чтобы эмоционально отреагировать этот гнев». В этих случаях хорошо прорисовать гнев красками или вылепить гнев из пластилина – зрительно обозначить свой гнев.
Третья стадия – «дать возможность прямого вербального контакта с чувством гнева: «пусть скажут все, что нужно сказать, тому, кому следует». Обычно после того, как дети полностью выскажутся (иногда они кричат и плачут при этом), происходит трансформация зрительного образа гнева в позитивную сторону; дети становятся более спокойными и открытыми к дальнейшей работе.
Четвертая стадия – «обсуждать с детьми, что заставляет их гневаться, в каких ситуациях это чаще всего происходит, как они это обнаруживают и как ведут себя в это время». Важно, чтобы ребенок научился осознавать и понимать свой гнев, научился оценивать ситуацию, чтобы сделать выбор между открытым проявлением гнева и проявлением его в приемлемой в социальном отношении форме.
Задачей психолога на стадии отреагирования гнева является помощь ребенку в плане высвобождения его истинных переживаний (боли, обиды), которые часто прячутся за внешним проявлением гнева. Также необходимо помочь ребенку изменить восприятие ситуации в целом с травмирующего и негативного на более позитивное.
Ребенок, не пройдя через эту стадию, будет сопротивляться дальнейшей работе, и скорее всего, потеряет доверие к психологу. После этого можно переходить к коррекционной работе, направленной на осознание собственного эмоционального мира, а также чувств других людей; на овладение приемами контроля своего гнева и поведенческой терапии, а также к развитию адекватной самооценки.
Агрессивные дети в силу своих характерологических особенностей обладают достаточно ограниченным набором поведенческих реакций на проблемную ситуацию. Как правило, в проблемной ситуации они придерживаются силовых моделей поведения, которые, с их точки зрения, носят оборонительный характер.
Основные цели и задачи коррекционного направления работы с агрессивными детьми — это научить ребенка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации, а также помочь ребенку сформировать навыки конструктивного поведения, тем самым расширить спектр его поведенческих реакций в проблемной ситуации и минимизировать (в идеальном варианте — снять) деструктивные элементы в поведении.
Работу с агрессивными детьми можно строить как в индивидуальном порядке, так и в группе. Работу в группе лучше проводить в мини-группах по 5-6 человек. Подростковые группы можно расширить до 10 человек. Количество занятий с агрессивными детьми должно быть не менее 1-2 раз в неделю. Продолжительность занятий для детей старшего дошкольного возраста – не более 40 минут, младшего школьного возраста – не более 60 минут.
При работе с агрессивным ребенком психологу важно с уважением относиться к его внутренним проблемам. Агрессивным детям необходимо положительное внимание со стороны взрослого к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно они не в состоянии справиться.
Без положительного внимания и принятия личности ребенка со стороны психолога вся коррекционная работа будет обречена на неудачу. Психологу также важно при работе с агрессивными детьми занять безоценочную позицию: не делать оценочных замечаний, так как они не способствуют установлению контакта с ребенком.
Коррекция поведения агрессивных детей может проводится в форме индивидуальной или групповой работы, нередко в виде семейной терапии. Обычно имеет место комплексная коррекция, когда используется сочетание приемов рациональной, поведенческой, суггестивной психотерапии, а также игровой и арт-терапии.
При проведении коррекции часто возникают сложности, главные из которых таковы:
Вызывающее поведение детей рождает неприязнь и агрессию даже у специалистов, тем более что общество уже и так признает их хулиганами, а не людьми, нуждающимися в помощи.
Агрессивное поведение детей и подростков нередко рассматривается как временное, преходящее, связанное с возрастными кризисами. Это приводит к тому, что к моменту обращения за помощью агрессивное поведение у подростка закрепляется как установившийся поведенческий стереотип, изменить который уже сложно. Очень поздно попадают к специалистам дети, проявляющие агрессию вне дома, или когда их поведение косвенно удовлетворяет родителей.
Специалисты, работающие с несоциализированными агрессивными детьми, часто склонны применять методы, используемые в работе со сверхсоциализированными невротиками. Это, естественно, не дает результата: работа с невротиками направлена на снижение внутреннего контроля, в то время как агрессивным детям требуется его усиление.
Общественное мнение больше уповает на помощь исправительных учреждений и ограничительных режимов, чем на коррекционные методики им терапевтические центры, хотя всем ясно, что жесткое ограничение не приводит маленьких агрессоров к исправлению поведения.
Психологическая коррекция агрессивных форм поведения может проводится различными методами по следующим направлениям:
Игра (наиболее широко используется в работе с детьми младшего школьного возраста).
Изъятие из привычного окружения и помещение в корригирующую группу или среду (если установлена связь между агрессивным поведением ребенка/подростка и его ближайшим окружением).
Творческое самовыражение (рисование, конструирование, занятия музыкой и другими видами творческой деятельности).
Сублимирование агрессии в социально-одобряемую деятельность (труд, общественная работа, социальная работа – уход за стариками, больными и пр.).
Сублимирование агрессии в спорт: подросток целесообразно приобщать к групповым видам спорта (футбол, волейбол и пр.), требующих навыков сотрудничества, в то время как высокоагрессивные индивидуальные виды спорта (бокс или каратэ), нежелательны.
Участие в тренинговой группе с целью формирования навыков конструктивного взаимодействия и более адаптированного поведения.
У агрессивных детей слабо развит контроль над своими эмоциями, а зачастую просто отсутствует, поэтому важно в коррекционной работе с такими детьми сформировать навыки контроля и управления собственным гневом, обучить детей некоторым приемам саморегуляции, которые позволяет им сохранить определенное эмоциональное равновесие в проблемной ситуации. Важно также, чтобы дети освоили релаксационные техники, поскольку помимо управления негативным состоянием, релаксационные техники помогут им снизить уровень личностной тревожности, который у агрессивных детей достаточно высок.
Коррекционная работа в данном направлении заключается:
в установлении определенных правил, которые помогут детям справиться с собственным гневом;
в закреплении этих правил (навыков) в ролевой игре (в провоцирующей игровой ситуации);
в обучении релаксационным техникам с применением глубокого дыхания.
Кроме того, у агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особо он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку.
Регулярное выполнение релаксационных упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребенку лучше понять, осознать чувство собственного гнева. В результате ребенок лучше владеет собой, контролирует свои деструктивные эмоции и действия. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.
В коррекционную работу с агрессивными детьми необходимо включать комплекс упражнений, направленных на формирование позитивной самооценки, поскольку у детей, обладающих качеством «агрессивность», отмечается неадекватная самооценка. Это связано с определенными нарушениями «Я-образа». Чаще среди агрессивных детей встречается заниженная самооценка «Я-плохой», которая является отражением оценки (восприятия) значимых для них взрослых (родителей, педагогов). Агрессивные дети нуждаются в реконструкции положительного «Я-образа», в позитивном самовосприятии и самосознании, что, в свою очередь, позволит снизить уровень их агрессивности.
Кроме этого, в целях эффективности проводимой коррекции необходима также работа с родителями агрессивного ребенка, поскольку психологический фон взаимоотношений в семье носит, в основном, негативный характер и во многом провоцирует ребенка на агрессивное поведение.
Таким образом, психологическая коррекция агрессивного поведения детей должна носить комплексный, системный характер и учитывать основные характерологические особенности агрессивных детей. В процессе коррекционной работы с агрессивными детьми необходимо научить ребенка видеть различные способы поведения в проблемной ситуации, а также помочь ребенку сформировать навыки конструктивного поведения. Психологическая коррекция агрессивных форм поведения может проводиться с использованием различных методов − арт-терапии, игротерапии, метода десенсибилизации, аутогенных тренировок и др.
Литература
Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / Под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2006. – 336 с.
Берон Р., Ричардсон Д. Агрессия – СПб., 1997.
Басс А. Психология агрессивности. – СПб., 2001.
Бреслав Г.М. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – СПб.: Речь, 2007. – 144 с.
Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения – М., 1990.
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2001. — 352 с: ил.
Бютнер К. Жить с агрессивными детьми: Пер. с нем. – М.: Педагогика. 1991. – 144 с.