Творческая работа на тему Дифференцированный подход к учащимся на уроках физической культуры, как средство снятия агрессивности у подростков
Дифференцированный подход к учащимся на уроках физической культуры, как средство снятия агрессивности у подростков.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2 стр.
Глава 1 3 стр. Роль физической культуры в снятии агрессивных эмоций учащихся.
Глава 2 4 стр. Формы и методы работы, настраивающие подростка на положительные эмоции, способствующие снятию агрессивности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10 стр.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 12стр.
ПРИЛОЖЕНИЯ :
1. Приложение №1 14 стр.
а) анкеты - опросники
б) результаты анкетирования
2.Приложение № 2 15стр. Карты комплексной реабилитации несовершеннолетних. Содержание коррекционно - реабилитационной работы с несовершеннолетними.
3.Приложение № 3 16 стр. Разработки уроков, внеклассных мероприятий.
4.Приложение № 4 17 стр. Индивидуальные карточки задания, кроссворды
5. Приложение № 5 18 стр. Сообщения на педсоветах методических объединениях школы.
6. Приложение № 6 19 стр. Участие в открытых мероприятиях.
7. Приложение № 7 20 стр. План работы с подростками, схема работы с трудными подростками.
8. Приложение №8 21 стр. Результативность работы учителя.
-1-
В работе "ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К УЧАЩИМСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВО СНЯТИЯ АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ" предпринята попытка обобщить накопленный опыт по данному направлению.
Во введении акцентируется внимание на актуальность выбранной тематики, на злободневные вопросы воспитания и обучения детей девиантного поведения.
Далее раскрываются формы и методы работы учителя физической культуры по предупреждению и снятию агрессивности подростков на уроках и во внеклассной работе по физическому воспитанию.
В заключительной части работы делаются обобщения, и намечается дальнейшая деятельность учителя по снятию агрессивности у подростков на основе дифференцированного подхода.
Приложения к работе раскрывают практические наработки учителя по дифференцированному подходу к учащимся девиантного поведения.
ВВЕДЕНИЕ
Напряженная, неустойчивая , социальная, экономическая , экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении подростка.
Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жесткость, агрессивность.
Поэтому именно для нас, работников открытых (сменных) общеобразовательных школ проблема агрессивности является актуальной в целях формирования личности подростка в современном обществе.
Нам понятно, что это проблема всего общества, в котором за последние годы резко возрос % подростковой преступности. При этом тревожит факт увеличения преступлений среди несовершеннолетних числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные
-2- повреждения, а иногда и убийства. Участились случаи групповых драк. Эти данные вызывают тревогу психологов, учителей, родителей.
Агрессия всегда оценивается отрицательно, так как это выражение анти- гуманизма, грубой силы. В то же время имеются случаи, когда об агрессивных действиях подростка говорят как об энергично наступательных и дают им положительную оценку, это обычно делается, если речь идет о занятиях спортом, спортивных состязаниях. Отсутствие у команды спортивной " злости" или агрессивности оценивается как существенный недостаток. Если агрессивность используют как средство защиты от посягательств со стороны других, то агрессивность проявляется как средство самоутверждения личности в подростковом коллективе.
Однако, нам понятно, что «положительная агрессия" является скорее, исключением, имеющим место в узкой социальной сфере.
ГЛАВА 1.
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СНЯТИИ АГРЕССИВНЫХ ЭМОЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА.
Немало важную роль в снятии эмоционального отрицательного напряжения учащихся играют учителя физической культуры, руководители физического воспитания.
Я считаю, что занятия физической культурой, спортом и есть та сфера, в которой решаются задачи положительного психического воздействия на подростка. И пока наши педагоги и психологи найдут в своих исследованиях действенные методы коррекции агрессии подростков, и отыщут единый взгляд на эту проблему, мы, учителя физического воспитания, пытаемся решить ее практически, осуществляя дифференцированный подход к ученикам.
Выяснено, что под агрессией надо понимать вредоносное поведение. Углубляясь в суть этой проблемы, я уяснила для себя различные по форме и результатам акты поведения подростков: злые шутки, сплетни,
-3-
враждебные фантазии, деструктивные формы поведения вплоть до бандитизма и убийств. Наблюдая за подростками нашей школы, я сделала вывод, что некоторые из них склонны совершить агрессивные действия в самых различных формах.
Агрессивное поведение наших ребят нередко выражается в грубых, оскорбительных, насмешливых и язвительных словах. Эта форма агрессии является самой распространенной среди подростков. Бывают случаи и других действий, которые наносят ущерб здоровью и жизни человека. К сожалению, участились случаи проявления агрессии со стороны девочек. Могу привести пример из школьной практики, когда юноша - восьмиклассник (Д.К.) спровоцировал своими словесными действиями девочку - одноклассницу (К.У.) к силовой агрессии против него. И такой пример не единичный.
К настоящему времени факты агрессии объясняют в своих работах многие ученые (А.Бендер, Ф. Аллан,А. Басс,Х. Дельгадо, Уилсон), но ни одна из этих работ не признана исчерпывающей и общеупотребительной. Однако учителя - предметники прислушиваются к голосу ученых, сознавая важность психолого - педагогической проблемы агрессивности подростков. Я считаю, что и мы, учителя физической культуры, не должны стоять в стороне от этого, если хотим, чтобы молодое поколение нашего общества было нравственно здоровым.
Из практики нашей школы я могу привести множество примеров, когда занятия в кружках, спортивных секциях способствуют положительному настрою, дисциплинируют, организуют, снимают стрессы, агрессивность...
Пять лет назад наша школа сменила статус. Из вечерней она стала открытой ( сменной) общеобразовательной школой - ОСОШ. Ученики, поступающие в нашу школу из всех школ города, в большинстве своем состоят на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, "ПДН", в центре "СЕМЬЯ" и "ЦСРН" (центре социальной реабилитации с приютом «Забота»). Это подростки группы риска, имеющие несколько правонарушений, а некоторые и судимости, это подростки девиантного поведения, с повышенной склонностью к агрессии, плохо управляемы,
-4-
дерзки, с заниженным чувством вины и ответственности, часто с низким интеллектуальным развитием, отсутствием положительного интереса.
Благодаря тому, что в нашей школе дети имеют свободный доступ к спортивному залу, где всегда в наличии лежит необходимый спортивный инвентарь для игр в настольный теннис, волейбол, баскетбол, футбол, висит боксерская «груша» по которой можно постучать, уединившись, в другом углу штанга и другие тренажеры. Всем этим они могут пользоваться самостоятельно, в свободное от уроков время, на переменах и т. д. Между учителем и учениками сложились доверительные отношения, которые помогают подростку безболезненно адаптироваться в новой школе, школьном коллективе, почувствовать свою нужность, получить положительный потенциал для обучения в школе, снять стресс, агрессивность, но в то же время дать почувствовать ответственность за свое поведение.
Им предоставляется возможность самостоятельно проводить разминки, тренировки, уроки, быть ответственными за находящийся в спортивном зале спортивный инвентарь, за подготовку и проведение спортивно - массовых мероприятий, товарищеских встреч, быть судьями и помощниками главного судьи соревнований. Ученик 10 « а» класса (З.В.) почти полностью проводил открытый урок по спортивным играм, с чем прекрасно справился, хотя очень сильно волновался.
Агрессивность подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания, бездушного отношения взрослых, неудовлетворенности своим положением в обществе, в коллективе.
Мы, учителя, должны понимать это, учитывать и находить правильный подход к ученикам. Конечно, нельзя игнорировать тот фактор развития агрессивности подростка, который исходит из природных особенностей его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, которые способствуют формированию таких отрицательных черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Естественно, он ищет выхода внутреннему напряжению и выражает это в ругани, драках и других формах агрессии. А как хорошо можно снять
-5-
внутреннюю напряженность или излишнюю психическую возбудимость через спорт. Поэтому я стараюсь, как можно больше учащихся вовлекать в занятия в спортивных секциях школы (бокса, настольного тенниса, волейбола, баскетбола, футбола) спортивных клубов и спортивных школ города ( в подростково – юношеском клубе «Росток», водном стадионе, спортивной школе «Олимпик» и других).
Таким образом, роль физической культуры в снятии агрессивных эмоций у учащихся велика и неоспорима, тому множество доказательств в данной главе. Методы и формы дифференцированной работы по снятию агрессивности будут рассмотрены в следующей главе.
ГЛАВА 2
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ РАБОТЫ, НАСТРАИВАЮЩИЕ ПОДРОСТКА НА ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СНЯТИЮ АГРЕССИВНОСТИ.
Перед педагогическим коллективом нашей школы стоит основная задача научиться методам «тушения» агрессии, а не способствовать ее провоцированию. Одним из методов, который я использую для более глубокого изучения личности подростка, является проведение анкетирования, основанное на теориях ученых – психологов.
Так из опросника Басса Дарки можно выявить такие формы агрессивных и враждебных реакций, как физическая агрессия, косвенная агрессия, склонность к раздражению, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины.
Анкету агрессивности Фрейбурга можно применить тогда, когда есть расхождения в наблюдениях и показаниях опросника Басса Дарки. Она дает более достоверные показатели по отдельному подростку.
(смотрите сводную таблицу, приложение №2)
Тест «склонности к риску» по К. Левитину применяется для получения дополнительных данных о личностных особенностях отдельного подростка,
-6-
что поможет в выборе форм снятия агрессии в трудных случаях.
(смотрите приложение № 1)
В сотрудничестве со школьным психологом, социальным педагогом составляем карту социальной реабилитации несовершеннолетнего, в которой отражаются сведения о состоянии здоровья подростка, данные о семье, краткая диагностика других специалистов.
(смотрите приложение № 2)
Это позволяет составить мини – программу реабилитации учащегося и коррекции его поведения в условиях коллектива ОСОШ. С учетом этой мини – программы, анкетных данных, в которых отражены особенности состояния здоровья и отклонений в поведении учащегося (агрессивность), рекомендаций психолога и других специалистов, классного руководителя, родителей я составляю план индивидуальной работы с подростком.
(смотрите приложение № 2)
Этот план реализуется на уроках физической культуры, а также во внеклассной работе. Так, например, во время уроков физической культуры я стараюсь разнообразить и менять виды деятельности такого ученика с учетом его психического состояния, отрицательного эмоционального настроя.
(смотрите приложение № 3)
Считаю, что к подросткам, особенно из группы риска, необходимо применение дифференцированного подхода.
Иногда, учитывая состояние здоровья ученика, особенности его физического развития, уровень физической подготовленности, предлагаю ему выполнить домашнее задание. Например: подготовить письменное сообщение по здоровому образу жизни, по технике безопасности, собрать материалы и составить кроссворд на спортивные темы (по видам спорта, олимпийским играм, о выдающихся спортсменах и т. д.). А на уроке такому учащемуся могу предложить карточку с индивидуальным заданием, в которой предлагаются задания по возможностям с учетом его физического развития и уровня физической подготовленности, заинтересованности,
-7-
желания, эмоционального настроя. Можно поручить составить самому кроссворд или разгадать предложенный им мною.
Некоторые учащиеся назначаются на уроке помощниками, инструкторами, контролерами на спортивных этапах, предварительно получив консультацию, как должен вести себя помощник – инструктор во время обучения, показа, страховки. В результате такого подхода к учащимся мне приходилось наблюдать, как ребята преображались, проявляли сдержанность, показывали собранность и ответственность за порученное дело.
(смотрите приложение № 4)
Такой дифференцированный подход к ученику способствует самоутверждению подростка в коллективе, позволяет ему чувствовать себя равноправным среди одноклассников, помогает снять психологическое напряжение, отрицательный настрой, способствует созданию положительных эмоций.
Большим подспорьем в дифференцированном подходе к учащимся является использование разнообразных форм проведения уроков (урок – поиск, урок – загадка, урок – игра, урок с использованием межпредметных связей и т. п. ) и внеклассных мероприятий ( «Богатырские забавы», мини – турслеты, Дни здоровья и т.д.), что так же позволяет заинтересовать, заинтриговать отвлечь их внимание от злободневных проблем и быть более собранными, уравновешенными и способствует получению положительного эмоционального настроя.
Во внеклассной работе тоже стараюсь привлечь их к различному роду полезных занятий, чтобы помочь им снять агрессивность, отрицательные эмоции, стресс. Этому способствуют проводимые, мной, в школе мероприятия - доверительные индивидуальные беседы с подростком и его родителями, рекомендации по использованию телефона доверия, вовлечение ребят в подготовку, проведение и участие в школьных спортивно – массовых мероприятиях, подвижных переменах, рядовых и открытых уроках, общественно – полезном труде (ремонт спортивного зала и инвентаря, покраска нестандартного оборудования на пришкольном стадионе и спортивной площадке, изготовление наглядных пособий, мелкого нестандартного оборудования и т.п.).
-8-
Так, например, Климов Михаил и Заляднов Роман помогали подготовить трассу ко «Дню здоровья» и «мини – турслету», а другой ученик, Коваленко Леша удачно справился с обязанностями судьи во время проведения соревнований, посвященных «Дню защитника Отечества», а Климова Оля и Терехова Оля оказали большую помощь в подведении итогов общешкольного спортивно – массового мероприятия. Такие ребята как Коршунов Витя, Рыжков Тимур, Павлов Кирилл, Коваленко Леша и другие постоянно успешно выступают в общешкольных мероприятиях по физической культуре. Все эти формы работы настраивают подростков на положительные эмоции, способствующие снятию агрессивности у подростка.
Таким образом, самое главное в работе учителя физической культуры – это умение видеть состояние каждого подростка на каждом занятии. Только тогда он сможет правильно выбрать средства для решения коррекционных задач.
К примеру, для снятия эмоциональной напряженности я использую на уроках физической культуры, как общеразвивающие упражнения, так и специальные: упражнения с отягощениями развивающие силу (с гирями, штангой, эспандером, гантелями), требующие повышенного внимания, собранности, ответственности.
А на уроках спортивной гимнастики дополнительно ввожу выполнение усложненных гимнастических и акробатических элементов, что также способствует снятию стрессовых настроений.
(смотрите приложение № 4)
Иногда для пробуждения положительных эмоций использую легкую спокойную музыку. Снять стрессовое состояние наши ученики могут и во внеурочное время: на перемене, после уроков, до начала учебного процесса. В нашем зале всегда свободно, доступно для всех учащихся
пользование настольным теннисом, боксерскими перчатками и боксерской грушей, волейбольными баскетбольными мячами, дисками вращения, скакалками, эспандерами.
Для создания доброжелательной обстановки, взаимопонимания использую метод поощрения или осуждения агрессивных проявлений. Стараюсь похвалить вслух спортивное упорство, целеустремленность, смелость, выдержку и тем самым позволяющие не только снять отрицательные эмоции, но и дать подростку получить моральную
-9-
удовлетворенность от его стремлений и усилий.
Подводя итоги своей работы по снятию агрессивности у подростков, пришла к выводу, что наиболее приемлемыми формами во взаимодействии с учащимися, в данном направлении, являются игры, проведение нетрадиционных уроков, игровых уроков, включение в урок межпредметных и межкурсовых связей, создание ситуации успеха через благоприятную психологическую атмосферу, привлечение учеников к изготовлению и ремонту спортивного инвентаря, сотрудничеству, оценивание ребенка самим собой для предотвращения тревожности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Используя в своей работе дифференцированный подход, индивидуальный подход, анализы анкетирования, рекомендации педагога – психолога, учителей предметников, классных руководителей я добилась следующих результатов:
В течение 5 лет устойчивая успеваемость по предмету 95 – 98%.
Наблюдается положительная динамика в преодолении агрессивности. ( Смотрите сводную таблицу Басса Дарки, приложение №8)
Ежегодно проводимое анкетирование учащихся показало наличие благоприятного психологического климата и межличностных отношений.
(Смотрите сводную таблицу, приложение №8)
У детей появляется положительный настрой, положительные эмоции, заинтересованность. Опыт работы в данном направлении дает основание сделать вывод, что выбранные мною методы верны и будут в дальнейшем развиваться:
- продолжать совместную работу со всеми школьными социально - педагогическими службами и центрами.
- проводить и далее диагностику учащихся и систематически отслеживать результаты своей работы.
- продолжать учитывать и включать реабилитационные задачи и индивидуальные особенности учащихся при составлении планов работы с детьми.
-10-
Благодаря используемым методам работы, доверительного отношения к детям я практикую проведение дня дублера, где дети успешно берут на себя функции учителя и проводят самостоятельно занятия. Это также является результатом моей совместной работы с учениками.
И так, я считаю, что учитель физической культуры должен использовать все имеющиеся у него средства для достижения результатов коррекционных задач по снятию подростковой агрессивности, регулировать роль каждого ученика. Искать индивидуальный подход к каждому подростку в силу его образованности, воспитанности, общего культурного уровня, индивидуальных особенностей личности.
Физическая культура как одна из форм вовлечения агрессивного подростка (склонного к агрессии) в систему одобряемой деятельности должна способствовать правильной его жизненной позиции. Психологический же смысл этой позиции состоит для него в том, что, участвуя в активном образе жизни, он фактически приобщается к делам общества.
В процессе этой деятельности подросток осознает себя как равноправный член общества, могущий реализовать свои потребности.
Я считаю, что физическая культура – это самая доступная, самостоятельно организуемая деятельность человека, способная обеспечить формирование положительных потребностей несовершеннолетнего.
Физическая культура отвечает ожиданиям растущего организма: потребность в движении, самоутверждении, проверке себя на прочность. Она помогает подростку в развитии самосознания, формировании норм его жизнедеятельности: « Пусть я вымотался, но мы выиграли». Постепенно эта фраза заменится новой: « Если я буду хорошо работать, то я буду хорошо жить».
Телу хорошо, мышцам вкусно,
Нервы поют песню счастья,
Сосуды играют победный марш,
Клетки ликуют и рукоплещут.
Это веселый миг:
Момент перехода усилия
В трудовое удовольствие. Владимир Леви.
-11-
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Шмаков С., Безбородова Н. « От игры к самовоспитанию»
Дубровина И.В., Круглов Б.С., « Особенности обучения и психического развития 13-17 лет. Москва, Педагогика, 1988г.
Журнал «Физическая культура в школе», изд. Педагогика, №7,1981г.; №3, 1982г.; №4,7, 1990г.; №6,1974г.
Журнал «Физическая культура в школе», изд. «Школа-Пресс», №3, 1994г.; №1,2,3,6, 1997г.; №1,2,3,5, 1998г.
Журнал «Физическая культура в школе», изд. «Школа-Пресс», №5, 200г.; №1,2,6, 2002г.;
Каппоне В., Новак Т., Сам себе психолог., «Питер», 2002г.
Клейберг Ю.А., Психология девиантного поведения., Москва, Творческий центр «Сера», 2001г.
Ковалев А.Г., Воспитание ума, воли, чувств у детей., (Родителям о детях), «Народная Асвета», 1974г.
Матвеева В.И., На пути взросления, психолого-педагогические аспекты работы с трудными подростками., Журнал «Открытая школа» №3, 1997г.
10. Натанзон Э.Ш., Психологический анализ поступков учеников.
Незвецкий Р., Спорт и личность - спортивный ежегодник, №10,1998г.,Москва, Молодая гвардия.
Петровский А.В., Психология развивающейся личности., Москва, Педагогика,1987г.
Пригожан А.М., Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика., Москва-Воронеж, НПО «Модек» Московский психолого-социальный институт,2000г.
Рудик П.А., Психология(учебник для институтов физкультуры и спорта),Москва,»Физкультура и спорт»,1964г.
Селиванов В.И., Воспитание воли школьников., Москва ,1967г.
Семенюк Л.М.,Психологические особенности агрессивного поведения подростков иусловий его коррекции., Москва-Воронеж ,Издательство Академии педагогических и социальных наук., Московский психолого-социальный институт.
Станкин М.И., Нравственное воспитание школьников на занятиях физкультуры.,Москва, «Просвещение»,1975г.