Понятие интернет-зависимость как сложный феномен современности
Понятие интернет-зависимость как сложный феномен современности
Аннотация:
В данной статье рассматривается актуальная на сегодняшний момент проблема интернет-зависимости. В ней рассказывается о проблемах, возникающих при использовании интернет-сети.
Abstract:
In the article, actual for today the problem of Internet addiction. It tells about the problems arising from the use of Internet-seti.
Ключевые слова: интернет; зависимость; виртуальный мир; информация; интернет-зависимость.
Keywords: Internet dependence; virtual world; information; Internet addiction.
В последние десятилетия века нтернет заполнил собой жизнь миллионов, а то и миллиардов подростков. На сегодняшний день это число только возрастает. Так или иначе, каждый из нас грешен: возвращаясь с работы, готовим или наскоро съедаем вкусный ужин, а далее идем «на прогулку» в свой виртуальный мир. Мало кто не засиживается по вечерам у компьютера, просматривая новости своих «виртуальных» друзей, листая фото и попутно выставляя одобрительные значки кликом мышки. А если человеку требуется отыскать какую-либо информацию на просторах всемирной сети - тогда совсем пиши пропало. Ты заходишь в интернет, думая, что всего на час, а на самом деле тебя затягивает и проходит в 2, а то и в 3-4 раза больше запланированного времени. Недаром в народных кругах Интернет зовется не совсем лестным словом. И суть в том, что человек не замечает потерянных таким образом минут, а время торопится-бежит.
В современной науке нет четкого устоявшегося определения интернет зависимости, поскольку явление это достаточно новое и еще не достаточно изученное. Но, несмотря на расхождения в терминологии, можно выделить ряд общих черт поведения, присущих интернет-зависимым людям:
бурное нежелание выходить из интернета даже на короткое время;
необходимость отвлечься от интернета вызывает резкое раздражение;
тенденция к проведению в интернете все больше времени;
склонность откладывать или вообще забывать обо всех важных делах, обязанностях или встречах;
непринятие критической оценки такой жизни;
спокойное отношение к потере семьи или друзей;
пренебрежительное отношение к своему здоровью, например, явное сокращение продолжительности сна или пренебрежение к собственной гигиене.
Большинство людей зарабатывают себе на жизнь аккаунтами в Фейсбуке, Вконтакте, Инстраграме, проживая в интернет-реальности не только вечера, а все 24 часа в сутки. Этот вопрос уже долгое время волновал российских и зарубежных ученых-психологов, таких как Короленко Ц.П., Янг.К., Войскунского А.Е. Они долгое время занимались изучением аддикций или зависимостей. А Короленко Цезарь Петрович, к тому же - один из основателей современной аддиктологии. Короленко определял понятие зависимого поведения как стремление ухода от реальности путём изменения своего психического состояния. Интернет-зависимость по мнению данных ученых —это широкое понятие, обозначающее ряд проблем контроля, поведения над влечениями, которые проявляются в процессе использования электронной сети. [4, с. 188].
В самом общем виде Интернет-зависимость определяется как «нехимическая зависимость от пользования Интернетом» [3]. В некоторых психологических словарях Интернет-зависимость определяют как, психическое расстройство, навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета [2, C.4].
Как мы видим, терминология проблемы еще не вполне устоялась. Применяются наименования «зависимость от Интернета», или «Интернет-аддикция», а также «избыточное/патологическое применение Интернета». При обилии наименований специалисты достаточно едины в определении поведенческих характеристик, которые могли бы быть отнесены к этому феномену (или синдрому). Так, отмечаются неспособность и активное нежелание отвлечься даже на короткое время от работы в Интернете; досада и раздражение, возникающие при вынужденных отвлечениях; стремление проводить за работой в Интернете все увеличивающиеся отрезки времени; побуждение тратить на обеспечение работы в Интернете все больше денег; готовность лгать друзьям и членам семьи, преуменьшая длительность работы в Интернете; способность и склонность забывать при работе в Интернете о домашних делах, учебе, важных личных и деловых встречах и т.д.; стремление и способность освободиться на время работы в Интернете от ранее возникнувших чувств вины или беспомощности, от состояний тревоги или депрессии, обретение ощущения эмоционального подъема и своеобразной эйфории; нежелание принимать критику подобного образа жизни; готовность мириться с разрушением семьи, потерей друзей; пренебрежение собственным здоровьем и, в частности, резкое сокращение длительности сна; избегание физической активности; пренебрежение личной гигиеной; постоянное «забывание» о еде; злоупотребление кофе и другими тонизирующими средствами [4, C.110].
При множестве наименований этой зависимости ученые, всё же, едины в определении поведенческих характеристик, которыми можно охарактеризовать этот феномен. Отмечаются нежелание, неспособность отвлечься от работы в Интернете и прекратить её; появление досады, негативных реакций, которые возникают при вынужденном отвлечении от работы; появляется стремление проводить за работой в интернете всё больше времени; возникает склонность забывать о домашних делах и о работе вне компьютерного пространства; нежелание принимать критику со стороны; готовность мириться с разрушением семьи, потерей сна и своего здоровья; постоянное забывание о полноценных приемах пищи и злоупотребление кофеиносодержащими средствами. [2, с. 361]
Эти характеристики как нельзя кстати подходят под определение большинства подростков: многие из них, приходя домой из школы, бросают портфель в коридоре и, сломя голову, бегут в свою комнату, чтобы поскорее сесть за компьютер. И им не важно, что каждые 5 минут родители напоминают им о несделанных уроках, о несъеденном ужине и о забытых домашних делах,- для них существует только здесь и сейчас - интернет. Всё это, на первый взгляд, не так трагично и вроде бы ничего серьезного не предвещает...но кто это может гарантировать? Если для формирования традиционных видов зависимостей потребуется не один год, то для интернет-зависимости этот показатель очень сильно снижается. Так, в ходе опросов, проводимых К. Янг, было обнаружено, что 25% интернет-зависимых личностей приобрели данный вид зависимости в течение полугода после начала работы в Интернет-пространстве, 58% — в течение второго полугодия, оставшиеся 17% — через год. [1, с. 190]
На сегодняшний день актуальность исследования проблемы интернет-аддикции становится всё более очевидной, это связано с увеличением роста количества интернет-пользователей в России и по всему миру. Изучение индивидуально-психологических особенностей людей, которые имеют склонность к интернет-аддикции, является очень важным, нужно вовремя увидеть тревожные звонки в поведении человека и помочь ему справиться с этой проблемой. [3, с. 477]
Но всё же очевидно, что нельзя настаивать на однозначной вредности использования Интернет-ресурсов. Транспорт может быть как средством передвижения, так и, при ряде сложившихся обстоятельств, средством, калечащим людей. Но почему-то ещё никому не пришло в голову запретить выпуск автомобилей и передвигаться с помощью конных упряжек. Дело не в предметах, а только в том, как, кем и с какой целью они используются. Иными словами, всё должно быть в меру. Вот только кто её сможет соблюдать?
Так что же это такое - виртуальный мир? Мир, без которого нам уже не обойтись или всё-таки ловушка времени, сил, здоровья, жизни? Большинство мною опрошенных согласились с первым вариантом. Эта статистика угнетает, потому что пройдет еще 5-10 лет и Интернет заменит нам множество тех вещей и событий, которые мы бы с удовольствием сделали и прибрели в реальной жизни. Что ждет нас в ближайшем будущем - поколение людей, не мыслящих свою жизнь без всемирной паутины? Несмотря на грустные факты, всё же, хочется верить, что Интернет не поработит окончательно то драгоценное наше время, а люди научатся рационально пользоваться своими «часами».
Список литературы
1. Дрепа, М.И. Интернет-зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии [Текст]/ М.И. Дрепа // Знание. Понимание. Умение . –2009. –№2. –С. 189-193.
2. Жилов, В.С. Основные проблемы Интернет-зависимого поведения [Текст]/ В.С. Жилов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. –2008. – №54. – С. 361-365.
3. Спиркина, Т.С. Личностные особенности пользователей сети интернет, склонных к интернет-зависимости [Текст]/ Т.С. Спиркина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. –2008. –№60. –С. 473-478.
4. Шаталина, М.А. Анализ факторов, влияющих на формирование интернет-аддикции [Текст]/ М.А. Шаталина // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2009. – №1. –С. 188-192.