Методическая разработка новогоднего квеста для участников НОУ
Методическая разработка
«Новогодний квест для участников НОУ»
Введение
Квест (с англ. «поиск») – это разновидность игр, в которых герой (или команда) проходит путь/испытания по запланированному сюжету, стремясь выполнить какое-то поручение (примеры: убить дракона, спасти мир, вымыть посуду и т.д.)
Для достижения игровых целей, герою следует должным образом использовать предметы игрового мира… Весь сюжет квеста изобилует различными подсказками, которые и помогают решить, как же именно можно справиться с той или иной возникшей трудностью. Таким образом, прохождение квеста чем-то напоминает решение своеобразной логической головоломки [4]. Такое определение и описание подходит не только для квестов, проходящих онлайн, но и в реальности. Эта популярная форма постепенно набирает своих сторонников. Квесты проводятся в Москве, Сочи и других городах. Есть и библиотечные, музейные, городские квесты (путешествие по улицам с поиском подсказок).
В педагогике квест рассматривается как интерактивный метод, который можно использовать и для формирования определённых навыков, и для полезного времяпрепровождения [3]. Поэтому встречается и такое определение квеста – «это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета» [1].
Предлагаемый ниже квест опирается на следующие принципы:
- органичности (для каждой команды предлагается свой маршрут с повторением лишь некоторых этапов, но при этом команды на данных этапах не пересекаются);
- природосообразности (учитываются возрастные особенности команд, способность передвигаться между этапами квеста);
- взаимодеятельности и взаимосвязи («мастер игры» взаимодействует с командой и «направляет» её лишь в случае затруднения, при этом внутри команды на каждом этапе квеста требуется принять определённое решение; дети – детям).
Цель мероприятия – организовать участников научного общества учащихся «Ступени познания» (далее НОУ) для активного времяпрепровождения.
Задачи:
– создать возможность для развития аналитических способностей юных учёных;
– создать возможность для активного взаимодействия воспитанников разных направлений отделов «Моё Отечество» и «Экология», состоящих в НОУ;
– воспитывать командный дух.
Особенностью описываемого мероприятия является то, что мастера игры – это обучающиеся, которые помогали в разработке и организации маршрутов для команд.
Форма воспитательного мероприятия – квест.
Необходимые ресурсы для проведения мероприятия:
задания для четырёх команд (Приложение 1);
кабинеты и само здание Дворца творчества детей и молодёжи;
мастера игры (по одному на команду и один персонаж – «эксперт»);
педагоги дополнительного образования в музее и живом уголком со специальными заданиями для двух команд (Приложение 1);
ведущий;
дед Мороз с красным мешком подарков (шоколадные конфеты в виде обезьянок);
аудиоаппаратура, звукооператор, микрофон, колонки, компьютер, проектор и экран, специально подобранная музыка;6 шт. разноцветных воздушных шариков, скотч узкий, маркер перманентный (несмываемый).
Данный квест по предложенной типологии (Сокол И.Н., 2014) относится к групповым, межпредметным, игровым с элементами головоломки. При этом проводится в помещении и является краткосрочным по сроку реализации [2].
Сюжетная линия квеста: участники НОУ собираются на торжественные проводы уходящего года. Ведущий объявляет открытым заседание научного общества, как вдруг получает смс-сообщение. Оказывается, что его послал потомок великого и могучего Дарта Вейдера. Именно он похитил Деда Мороза. Однако дедушка успел оставить для ребят подсказки. Команды, во главе с мастерами игры, получают первую подсказку и отправляются на спасение сказочного персонажа.
За пять дней до проведения мероприятия все участники НОУ (дети, педагоги и родители) получают приглашение (Приложение3).
Сценарий проведения мероприятия (продолжительность – не больше 1 ч)
Участники собираются в фойе 2 этажа, на входе им вручаются жетоны четырёх цветов (зелёный, фиолетовый, синий и жёлтый). Звучит фоновая новогодняя музыка, напр. Файл «В лесу родилась ёлочка_начало». Появляется ведущий, музыка уводится
Ведущий. Коллеги, здравствуйте! Меня зовут Дмитрий Валерьевич. Сегодня мы собрались на торжественное заседание научного общества учащихся «Ступени познания». Как вы думаете зачем?
Дети. Чтобы проводить уходящий старый год.
Ведущий. Верно. Только сделаем мы это необычным образом. У каждого из вас есть жетон определённого цвета. Позвольте представить вам моих сегодняшних помощников: мастеров игры и педагогов (представление помощников). Дорогие мастера игры, прошу образовать команды (образуется 4 команды по 6-7 человек в каждой). Отлично! А открыть заседание я попрошу Дедушку Мороза.
Звучит звук пришедшей смс-ки (файл СМС)
Ведущий. Интересно, кто бы это мог быть.
Ведущий читает вслух «сообщение»:
Ведущий. Вам видео письмо. Ну что ж давайте посмотрим.
Включается проектор и видеописьмо, где потомок Дарта Вейдера похищает Деда Мороза
Ведущий. Друзья! Не дадим нашего Деда Мороза на растерзание. Вот же первый след, который он нам оставил. Прошу мастеров игры подойти за подсказкой и скорее же отправляйтесь в путь!
Команды начинают выполнять задания квеста. Мастера игры следят за прохождением маршрута, помогая только по необходимости. Примерно через 40 мин все вновь собираются в фойе 2 этажа, где их уже ждёт Дедушка Мороз. Включается запись «В лесу родилась ёлочка_выход Деда Мороза»
Дед Мороз. Здравствуйте, ребята!
Дети. Здравствуй, дедушка.
Дед Мороз. Звучит пока глуховато… А ну-ка еще раз погромче – Здравствуйте, ребята!
Дети. Здравствуй, дедушка!!!
Дед Мороз.
С Новым годом поздравляю,
Всем здоровья вам желаю.
Вот я к вам пришёл опять,
Будем песни петь, плясать.
Встанем дружно в хоровод,
Славно встретим Новый год!
Звучит запись (минусовка) песни «Маленькой ёлочке» (файл Рок). Команды водят хоровод
Дед Мороз. С Новым годом вас, друзья!
С праздником богатым!
Счастья, радости желает
Дед Мороз ребятам!
Вы хорошо потрудились в уходящем году. Я принёс для вас подарочки.
Дед Мороз раздаёт подарки из своего волшебного мешка
Дед Мороз. До встречи в 2016 году!
Дед Мороз уходит, команды расходятся или пьют чай
Список литературы
Елизарьева Л.В. Квест как форма организации образовательной деятельности в дошкольном учреждении // Научный альманах, 2015. – N 11-2(13). – С. 132-135.
Сокол И.Н. Классификация квестов // Молодийвчений. – 2014. – Вып. №6 (09). – С.138-140.
Щелина Т.Т., Чудакова А.О. Потенциал квеста как педагогической технологии формирования у подростков установки ведения здорового образа жизни // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 146-149.
Статья «Что такое квест» // [Электронный ресурс]. URL: HYPERLINK "http://help.ordenmira.ru/quests/about.htm"http://help.ordenmira.ru/quests/about.htm. Дата обращения к ресурсу 12.02.2016.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Задания для команд с правильными ответами
1 команда
Маршрут: фойе 2 этажа → автомат по продаже вкусняшек на 1 этаже → музей → фойе 2 этажа
Вводная подсказка. На листе 4 слова на букву «А»: алфавит, акваланг, араб и асбест; надпись «найдите цифру 6 и возьмите меня с собой, я вам ещё пригожусь». Слово «алфавит» ключевое, т.к. оно понадобится при расшифровке следующей подсказки и послания.
В фойе второго этажа заранее развешаны цифры от 1 до 7 (на больших листах). Только под 6 скрыто послание: 1 3 20 16 14 1 20
2 12 21 19 15 33 26 6 12 (автомат вкусняшек).
На 1 этаже, с правой стороны автомата следующая подсказка на листе: «Ищите место с историей». В самом музее задаются 4 вопроса из викторины по новому году.
1. В какой новогодней песенке поется про некое недоросшее дерево елочку? «Маленькой елочке…»
2. С какого месяца после указа Петра 1 ведет отсчет новый год? С января
3. Что называют в народе «белыми мухами»? Снег
4. Сколько у снежинки лучиков? Шесть (ключевое слово)
Команда должна догадаться найти воздушный шарик с цифрой 6 и лопнуть его. Если нет, то подсказка следующая: «Лопнуть нечто под номером 6» (в музее развешаны 6 пронумерованных шариков). Внутри шестого шарика бумажка с надписью: «отправляйтесь туда, откуда пришли. Там и найдёте то, что ищете» (то есть идти к ёлке на второй этаж, где их ждёт спасённый Дед Мороз).
2 команда
Маршрут: фойе 2 этажа → 207 каб. → животные и птицы → фойе 2 этажа
Вводная подсказка. На листе надпись: «Найдите что-нибудь вкусненькое» (в фойе второго этажа стоит стол, на котором лежит печенье с надписью «съешь меня», стоит стакан с чаем и надписью «выпей меня», лежит листок бумаги с надписью «покрась меня», стоит баночка с водой и акварельные краски с кисточкой). Именно на листке, после взаимодействия с акварельными красками, проявляется надпись: 207.
В 207 кабинете на доске висят объявления (курсивом выделены правильные ответы):
Банк «Страна дураков» принимает вклады от населения. Гарантируем миллион % в год! Лиса Алиса и Кот БазилиоПродаю пособие для начинающих «Как использовать льстивые речи в корыстных целях» Лиса из басни Крылова «Ворона и лисица»
Хочу замуж! Предложения отправлять по адресу «Лесное болото».Царевна-лягушка
В обмен на спокойное проживание выполняю любые три желания! Золотая рыбка
Бригада, состоящая из трех профессионалов, построит дом любой сложности. Три поросенка
Задача игроков угадать, кто мог дать эти объявления и назвать их всех одним словом (животные), и отправиться в кабинет животных и птиц.
В кабинете животных и птиц команде задаётся 4 вопроса:
1. Кто зимой окрашивает свою шерстку в белый цвет, а в летнее время коричнево-бурый с белым пятнышком на животе. Маленький и с длинными ушами? Заяц
2. Что строят бобры из деревьев? Плотины
Какая птица, обитающая в наших лесах, не высиживает яйца? Кукушка
3. В клетке он может поспать, полежать,
Каждый из нас обязан уж знать.
И по кольцу так быстро пробежит,
Но не мурлычет и не говорит.
Размера он совсем уж небольшого,
Играть мы с ним готовы снова, снова.
Скажите дети, называйте,
Загадку мигом отгадайте!Хомяк (ключевое слово)
4. Крупного размера, при ходьбе ставит лапы пальцами внутрь, поэтому кажется неуклюжим и неповоротливым; может лазить по деревьям, плавать. Медведь
В клетке/под клеткой они находят лист с надписью: «Идите туда, где стоит зелёная красавица» (к ёлке на 2 этаже).
3 команда
Маршрут: фойе 2 этажа → фойе 1 этажа (вахта) → фойе 1 этажа (стенд) → фойе 2 этажа
Вводная подсказка. Команде выдаётся лист с надписью: «Найдите на том, что колется, то, что не блестит и не светится» (бумажный шар на ёлке). Шар разворачивается и там нарисован/фотография телефона с номером заведующих отделами. Команда должна догадаться спуститься на вахту (1 этаж).
На вахте они должны позвонить по телефону заведующим ДТ. На другом конце трубки одному из участников задаются вопросы: «Как называется традиционный танец у ёлки?» (хоровод); «Кто может оценить исследовательскую работу?» (эксперт). Команда ищет у одного из стендов эксперта с бейджиком.
Эксперт представляется: кандидат весёлых наук, доктор новогоднего чуда Иван Иваныч Развесёлый. Он просит команду дружно станцевать любой танец. После этого за их старания выдаёт диплом победителя конкурса новогодних танцев (Приложение 2), с обратной стороны которого надпись-подсказка: «Место встречи – зелёный друг». Команда должна вернуться на второй этаж к ёлке.
4 команда
Маршрут: фойе 2 этажа → животные и птицы → 207 каб. → фойе 2 этажа
Вводная подсказка. Команде выдаётся лист с надписью: «Стоит она чудес полна». Речь идёт о коробке с разными мелочами. Команда должна догадаться по преобладающим игрушечным животным, что им нужно идти в живой уголок.
В кабинете животных и птиц команде задаётся 4 вопроса:
1. Кто зимой окрашивает свою шерстку в белый цвет, а в летнее время коричнево-бурый с белым пятнышком на животе. Маленький и с длинными ушами? Заяц
2. Что строят бобры из деревьев? Плотины
Какая птица, обитающая в наших лесах, не высиживает яйца? Кукушка
3. В клетке он может поспать, полежать,
Каждый из нас обязан уж знать.
И по кольцу так быстро пробежит,
Но не мурлычет и не говорит.
Размера он совсем уж небольшого,
Играть мы с ним готовы снова, снова.
Скажите дети, называйте,
Загадку мигом отгадайте!Хомяк
4. Крупного размера, при ходьбе ставит лапы пальцами внутрь, поэтому кажется неуклюжим и неповоротливым; может лазить по деревьям, плавать. Медведь
В клетке/под клеткой они находят лист с надписью: 207. Они должны перейти в этот кабинет.
В нём на столе лежит ребус. Решив его, они должны догадаться вернуться к ёлке.
Приложение 2
Диплом для третьей команды
Приложение 3
Приглашение на торжественное заседание
(из файла «Приглашение квест.pub)
Уважаемый коллега!
Приглашаем Вас на торжественное заседание НОУ, которое состоится:
___ декабря 2015 г. начало в ____ часов на 2 этаже Дворца творчества
Регламент – 1 час
Одежда парадная. Принести с собой тезисы хорошего настроения
ВХОД СВОБОДНЫЙ
Дед Мороз и научное общество учащихся
«Ступени познания»
Отделов «Экология» и «Моё Отечество»
г. Снежинск
2015 год
Приложение 4
Что проявилось на листе, когда его покрасили
Приложение 5
215265668020Фотоотчёт с мероприятия
Ребята узнают, что Деда Мороза похитил потомок Дарта Вейдера1663704716145Вторая команда приступает к анализу подсказки
(ключевое слово «алфавит», но они об этом ещё не знают)
В музее Дворца творчества педагог задаёт команде вопросы
43815206375
А это живой уголок Дворца творчества (направление «Мир животных и птиц», педагог Габченко Г.М.). Где же здесь хомяк?
4381591440
571576835Эксперт по достоинству оценил танец этой команды, но ждал в этот момент другую команду. Команда жёлтых ошиблась и пошла по ложному следу
342901270Эксперт отдыхает? Нет, он оценивает
100965281305
Ура! Дед Мороз спасён!
Приложение 6
100965287655Публикация на сайте Дворца творчества детей и молодёжи