«Педагогическая диагностика как управление развитием коллектива и личности»
«Педагогическая диагностика как управление развитием коллектива и личности»
Ванькова Людмила Ивановна,
учитель русского языка и чтения
МБОУ «СКШИ VIII вида»
2015- 2016 учебный год
Педагогическая диагностика — процесс изучения (распознавания, выявления, определения) состояния, изменения состояния и причин изменения состояния участников педагогического процесса в результате их взаимодействия.
Сущность педагогической диагностики
Диагностика, которую может осуществлять классный руководитель в работе с классом, - это педагогическое изучение обучающихся класса, получение данных об условиях их жизни, особенностях развития, обучения и воспитания.
Целью педагогической диагностики является – отслеживание результатов воспитания и их корректировка.
Функции педагогической диагностики
Наука выделяет следующие ее функции: контрольно –корректировочную, прогностическую, воспитывающую.
Первая состоит в получении данных и корректировке процесса воспитания
Вторая означает предсказание изменений в развитии обучающихся в будущем
Третья состоит в том, что в процессе диагностирования и в связи с ним учитель имеет возможность оказывать воспитательные воздействия на учеников.
Области педагогической диагностики
Итак, педагогическая диагностика имеет три области:
1.Результаты обучения в виде оценки знаний, академические достижения обучающихся;
2.Результаты воспитания и обучения в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности и коллектива;
3.Результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности.
Содержание педагогической диагностики можно свести к следующему:
Демографические данные об ученике и его семье;
2. Данные о здоровье и физическом развитии ребенка;
3. Общие познавательные способности и особые (внимание, память, воображение, мышление);
4. Эмоционально-волевая и потребностно- мотивационная сфера личности;
5. Направленность личности;
6. Интересы;
7. Отношения;
8. Ценности.
Наблюдение более всего доступно учителю и даёт много сведений об обучающихся, состоит в сборе, описании фактов, случаев, особенностей поведения учеников.
Наблюдение дает возможность видеть ученика в естественных условиях. Но этому методу доступны только внешние проявления поведения, по нему нельзя судить о мотивах поступков обучающихся.
Формы педагогических диагностик
Анкеты и другие опросные методы могут давать разные данные о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников.
По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать среди предложенных ответов).
Анкета позволяет собрать быстро и много сведений и легко их обработать, однако ответы не всегда могут быть полные, точные, искренние.
Беседа, более гибкий способ опроса, может быть стандартизованной и свободной. В первом случае заранее сформулированные вопросы задаются в последовательности, что легче обрабатывать.
Свободная беседа позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений, но требует известного навыка.
Лучше ставить непрямые вопросы и конкретные, на которые можно получить развернутые ответы, надо создать доверительную обстановку и т.д.
Социометрию используют как для выявления межличностных отношений в коллективе, так и для обнаружения личностных качеств.
В психологической диагностике широкое распространение получил психодиагностический метод, представленный тремя типами методик (тестов).
Их особенностью является направленность на измерение качеств личности, которое возможно благодаря стандартизации инструмента измерения, в свою очередь основанной на понятии нормы.
Итак, тест - стандартизованное испытание, прибор, измеряющий или обнаруживающий заданные свойства личности.
В одной группе тестов пед.диагностика осуществляется на основе успешности и способа выполнения деятельности.
Здесь есть тесты интеллекта и личности, тесты специальных способностей и тесты достижений. В другой группе - диагностика основывается на самоописании и сведениях, получаемых из ответов на серии вопросов, составляющих так называемые опросники.
Третья группа - проективные методики. Данные получаются на основе анализа взаимодействия испытуемого с материалом, в котором он себя проецирует, обнаруживает особенности своего восприятия, поведения.
Тесты первых двух групп создаются специалистами и используются как правило психологами. Некоторые проективные методики (третья группа) может использовать классный руководитель.
Диагностические методы и методики по выявлению уровня развития коллектива класса и взаимоотношений между обучающимися
Методика изучения удовлетворенности обучающихся школьной жизнью
Цель: определить степень удовлетворенности обучающихся школьной жизнью.
Обучающимся предлагаю прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 – совершенно согласен 3 – согласен 2 – трудно сказать 1 – не согласен 0 – совершенно не согласен
1. Я иду утром в школу с радостью.
2. В школе у меня обычно хорошее настроение.
3. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
4. У меня есть любимый учитель.
5. В классе я всегда свободно могу высказать свое мнение.
6. Я считаю, в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.
7. У меня есть любимые школьные предметы.
8. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
9. На летних каникулах я скучаю по школе.
«Незаконченное предложение»
1.Я думаю, что хороший ученик – это тот, кто …
2. Я думаю, что плохой ученик – это тот, кто …
3. Больше всего я люблю, когда учитель …
4. Больше всего я не люблю, когда учитель …
5. Больше всего мне нравится школа за то, что …
6. Я не люблю школу за то, что …
7. Мне радостно, когда в школе …
8. Я боюсь, когда в школе …
9. Я не хотел бы, чтобы в школе …
10. Когда я был маленьким, я думал, что в школе …
11. Если я невнимателен на уроке, я …
12. Когда я не понимаю что - нибудь на уроке, я …
13. Если мне что - то непонятно при выполнении домашнего задания, я …
14. Я всегда могу проверить, правильно ли я …
15. Я никогда не могу определить, правильно ли я …
16. Если мне что - нибудь нужно запомнить, я …
17. Мне всегда интересно, когда на уроке …
18. Мне всегда неинтересно, когда на уроках …
19. Я хотел бы, чтобы в школе всегда …
Методика "Пресс-конференция»
Каждому (или по выбору) обучающему предлагаю выступить в роли журналиста какого-либо печатного издания или теле-, радиопрограммы и задать присутствующим вопрос, касающийся жизнедеятельности класса.
Причем вопрос должен предполагать не односложный ответ, а рассказ о фактах, событиях, произошедших с ним за определенное время.
Результатом является анализ жизнедеятельности класса, уровня самодеятельности ребят.
«Рейтинг популярности»
Ребятам раздаю карточки разного цвета и объясняю их значения:
красный – дело прошло интересно, помогло решить проблемы коллектива;
зеленый – дело помогло пообщаться, лучше узнать друг друга;
желтый – дело оказалось важным для тех, кто был в нем заинтересован. Каждый ребенок располагает карточки рядом с названиями тех дел, которые прошли за этот период в классе (список составляется заранее).
Можно проанализировать дела и с разных сторон:
- по направленности (на общую пользу или для себя);
- по содержанию (общественно-политические, трудовые, познавательные, спортивные и т.д.);
- по способу организации (коллективный, индивидуальный);
- по позиции ребят в этих делах (организаторы, участники, зрители),
- по позиции классного руководителя, родителей (помощники, организаторы, участники).
Полученная информация может быть использована при планировании работы класса, распределении поручений, обсуждении на классном собрании, для совершенствования стиля отношений классного руководителя и обучающихся.
«Чудо – дерево»
Цель:
выявление отношения каждого подростка к содержанию работы класса;
- определение направленности работы коллектива, уровня ее организации.
Подросткам предлагаю оценить деятельность коллектива за определенный период. Каждый ребенок получает по 4 кружочка – "яблока" разного цвета.
Красное – какие дела понравились больше всего и почему.
Желтое – дела, в которых что-то не понравилось и почему.
Зеленое – те, о которых не хотелось бы совсем вспоминать и почему.
Белое – записываются предложения в будущий план работы. "Яблоки" прикрепляются к яблоне, а у ее подножия можно написать свои фамилии.
"Наша береза"
Цель: определить, как и на сколько индивидуальные способности, увлечения и умения подростков реализуются в жизни своего коллектива.
Каждому ребенку выдается 3 листочка, которые потом приклеиваются к "березке" и подписываются.
Красный: какие свои знания, увлечения, таланты ты смог использовать в делах класса, в работе с младшими ребятами?
Желтый: что тебе удалось организовать;
чему ты смог научить своих товарищей?
Зеленый: чему ты смог бы научить своих друзей, младших ребят;
какой твой опыт, увлечения могли бы пригодиться в дальнейшем в делах класса?
При анализе результатов определяется востребованность или невостребованность коллективом индивидуальных способностей, увлечений, умений подростков, как часто становится он в позицию организатора.
Примеры проективных тестов
1.Представь, что перед вами картина: ученик сидит дома за столом, перед ним книги, тетради … Художник не изобразил лица ученика, дорисуй его словесно, укажи, о чем может думать ученик, что он чувствует.
2. Продолжи несколькими фразами: «Звенит звонок, ученики садятся по местам, входит учитель и …»
3. Продолжи несколькими фразами: «Наступило воскресенье. Вся семья, как это часто бывает, занялась …»
4. Закончи предложение: «В прошедшую неделю я удовлетворен тем, что …»
5. Закончи предложение: «В последние дни меня огорчило …» и.т.д.
"Сочинение"
Информация о ребятах, об их интересах, ценностных ориентациях, об отношении к своему классу, взрослым, друг другу.
Тема сочинения зависит от избранной цели и возраста ребят. Например, если необходимо разобраться в основных проблемах класса, в том каково самочувствие ребят в нем, предлагаю темы: "Мой класс" или "Я и мой класс".
Если интересует позиция взрослого и отношение к ней самих ребят, можно предложить тему: "Если бы я был классным руководителем".
Могут быть и другие темы: "Мое общественное поручение", "Мои радости и огорчения", "Мои друзья в моем классе", "Моя жизнь в классе", "Письмо самому себе" и другие.
После выбора темы уточняются вопросы, на которые хотелось бы получить ответы ребят. К примеру, определена тема "Мой класс".
Определение уровня воспитанности обучающихся
Долг и ответственность
Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше.
4 3 2 1 0 Вношу предложения по совершенствованию работы класса.
4 3 2 1 0 Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.
4 3 2 1 0 Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.
Бережливость
4 3 2 1 0 Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами.
4 3 2 1 0 Бережно отношусь к школьной мебели ( не рисую, не черчу на партах).
4 3 2 1 0 Бережно отношусь к своей одежде ( слежу за чистотой и опрятностью).
4 3 2 1 0 Экономлю природные ресурсы(электроэнергию, воду, бумагу - до конца использую тетради,).
Дисциплинированность
4 3 2 1 0 Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы.
4 3 2 1 0 Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя.
4 3 2 1 0 Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе ( в школе).
4 3 2 1 0 Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса.
Ответственное отношение к учебе
4 3 2 1 0 Прихожу в школу с выполненным домашним заданием.
4 3 2 1 0 При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослого
4 3 2 1 0 Аккуратен, исполнителен, точен.
Отношение к общественному труду
4 3 2 1 0 Своевременно и точно выполняю порученные мне задания.
4 3 2 1 0 Принимаю участие в трудовых рейдах( уборке класса, школы, пришкольного участка).
4 3 2 1 0 Выполняю трудовые поручения родителей.
3 2 1 0 Добросовестно выполняю в классе поручения
Коллективизм, чувство товарищества
4 3 2 1 0 Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых.
4 3 2 1 0 Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.
Доброта и отзывчивость
4 3 2 1 0 Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними.
4 3 2 1 0 Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим.
4 3 2 1 0 Не реагирую на случайные столкновения в школьном коридоре, помогаю младшим.
4 3 2 1 0 Ко мне всегда можно обратиться за помощью.
Честность и справедливость
4 3 2 1 0 Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки.
4 3 2 1 0 Честно сознаюсь, если что-то натворил.
4 3 2 1 0 Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре.
се поручения.
Простота и скромность
4 3 2 1 0 Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей.
4 3 2 1 0 Понимаю, что человека уважают не за деньги.
4 3 2 1 0 Иногда люблю похвастаться.
4 3 2 1 0 Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности
Культурный уровень
4 3 2 1 0 Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы ( из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…)
4 3 2 1 0 Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно.
4 3 2 1 0 Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе транспорте)
Анкета
Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему.
Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самые справедливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни.
1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...
а) получить хорошую отметку;
б) наш класс был лучшим;
в) принести больше пользы людям;
г) получать впоследствии много денег;
д) меня уважали и хвалили товарищи;
е) меня любила и хвалила учительница;
ж) меня хвалили родители;
з) мне покупали красивые вещи;
и) меня не наказывали:
к) я больше знал и умел.
2. Я не могу учиться лучше, так как...
а) у меня есть более интересные дела;
б) можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;
в) мне мешают дома;
г) в школе меня часто ругают;
д) мне просто не хочется учиться;
е) не могу заставить себя делать это;
ж) мне трудно усвоить учебный материал;
з) я не успеваю работать вместе со всеми.
3. Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что...
а) я хорошо знаю учебный материал;
б) мои товарищи будут мной довольны;
в) я буду считаться хорошим учеником;
г) мама будет довольна;
д) учительница будет рада;
е) мне купят красивую вещь;
ж) меня не будут наказывать;
з) я не буду тянуть класс назад.
4. Если я получаю плохую отметку, мне больше всего не нравится то, что...
а) я плохо знаю учебный материал;
в) я буду считаться плохим учеником;
г) товарищи будут смеяться надо мной;
д) мама будет расстроена;
е) учительница будет недовольна;
ж) я весь класс тяну назад;
з) меня накажут дома
Изучение семьи, работа с родителями
Анкета для родителей «Интересы семьи»
Фамилия родителя__________________________________________________
Имя ребенка_______________________________________________________
Уважаемый(ая)_____________________________________________________
Мы очень рассчитываем на сотрудничество с Вами. Чтобы мы имели представление о том, как именно Вы хотели бы участвовать в обучении и воспитании Вашего ребенка, заполните, пожалуйста, эту анкету, отметив в списке то, что Вас наиболее привлекает.
Спасибо! Надеемся часто видеть Вас в нашем классе.
Возможные формы участия.
Мне по силам (интересно) принимать участие в следующем:
А) систематическое посещение родительских собраний;
Б) занятия с детьми в классах (центрах, указать, каких именно)__________;
В) организация и проведение занятий в кружке____________________;
Г) изготовление или оборудование чего-либо ___________________________;
Д) оформление класса;
Е) помощь в организации детских экскурсий, праздников;
ж) придумывание с учителем нововведений в классе.
Ваши пожелания ___________________________________________________
Методика изучения взаимоотношений в системе «родители — ребенок»
1. Какие положительные качества своего ребенка Вы можете назвать?
2. Какие положительные качества своего ребенка Вы считаете самыми главными?
3. Какие отрицательные качества своего ребенка Вы можете назвать?
4. Какие из них Вам более всего не нравятся и хотелось бы с помощью педагогов, работающих в классе, и классного руководителя помочь ребенку их исправить?
5. Каким Вы хотели бы видеть своего ребенка в конце учебного года? через три года? в год окончания школы?
Требования к проведению пед.диагностики
не должна являться самоцелью;
должна осуществляться планомерно и систематически;
должна охватывать всех обучающихся, различные аспекты педагогического процесса;
диагностирование необходимо проводить в естественных условиях жизни и деятельности участников педагогического взаимодействия;
при диагностике следует учитывать половозрастные особенности участников;
соблюдать принципы педагогического оптимизма (акцентировать внимание обучающихся на положительных достижениях по результатам диагностики);
использовать комплекс взаимодополняющих методов, диагностическую программу (универсальных методов диагностики не существует).
«Воспитание детей — рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи — горе несравнимо ни с каким другим»
Демокрит
Литература:
Битинас,Б. П. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы / Б. П. Битинас, Л.И. Катаева // Педагогика. - 1993. - № 2.
Ингелькамп, К. Педагогическая диагностика / К. Ингенкамп. - М.: Педагогика, 1991.
Кашлев, С. С. Диагностика экологической культуры: пособие для учителей и воспитателей общеобразовательных учреждений / С. С. Кашлев. - Минск: Беларусь, 2003.
Кашлев, С. С.Педагогическая диагностика. Понятие, функции, алгоритм/ С. С. Кашлев. – Народная асвета.-2010.-№2
Монахов, Н. И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика / Н. И. Монахов. - М.: Педагогика, 1981.
Педагогическая диагностика в школе / под ред. А. И. Кочетова. - Минск: Нар. асвета, 1987.
Фридман, Л. М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов / Л. М. Фридман, T.A. Пушкина, И. Я. Каплунович. - М.: Просвещение, 1988.
Белкин, А. С. Диагностика педагогической запущенности учащихся / А. С. Белкин. - Сверд-СГПИ, 1979.