Роль уроков литературы в формировании духовных и нравственных ценностей.


Азарова Евгения Борисовна 1.

Роль уроков литературы
в формировании духовных и нравственных качеств личности.
Высокая гражданственность проявляется во всём: в уважении к историческим памятникам, к слову; в бережном отношении к своей земле, природе; в желании видеть свою страну передовой, развитой; в стремлении жить для блага общества.
На общеобразовательные школы возложена большая ответственность за подрастающее поколение: учитель, обучая, воспитывает граждан страны,
поэтому образование должно нести в себе гуманистический характер.
Известный педагог К. Д. Ушинский полагал, что «в преподавателе
знание предмета не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитать своим предметом».
Уроки литературы являются благодатной почвой для формирования
духовных, нравственных и гражданских качеств личности. Невозможно
быть гражданином без духовных и нравственных начал.
В своё время К.Ф. Рылеев написал: « Я ль буду в роковое время позорить гражданина сан...?» Время порождает своих поэтов, чьё творчество
« будит сердца людей», заставляя их встрепенуться, наполняет желанием осознать, для чего человек живёт, каково его назначение в этом мире.
Мы начинаем понимать, что помимо нашего маленького мирка существует огромное пространство , в котором живут и умирают люди, созидают и разрушают, в котором происходят глобальные события. И наш мирок, хотим
мы этого или не хотим, напрямую зависит от происходящего вокруг.
И это вынуждает всех нас понять, что наше – это не только дом, где мы живём, но и город, страна, планета.
« Что сделаю я для людей?» - в этом вопросе высший гражданский порыв. Когда сердце наполняется светом любви к людям, желанием помочь им, то оно начинает «пылать так ярко, ярче солнца…».
А иначе быть не может: большое чувство всегда пылает.
Вспомним строчки С.А. Есенина:
Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла.
Через анализ произведений писателей и поэтов, решение проблемных вопросов, обсуждение ситуаций и поступков героев, диалоги, споры и выводы ученики учатся самому главному : учатся не забывать о том, что
«Человек – это звучит гордо!». Они принимают вывод, что труд, поступок, приносящий положительную пользу обществу, делает человека духовно богаче, интереснее, развивает его как личность. Срабатывает закон бумеранга : всё, что мы посылаем миру, возвращается к нам. Как хорошее, так и плохое

Соглашаясь с утверждением героя рассказа М. Горького: «… чтобы жить – надо уметь что-нибудь делать», молодёжь начинает понимать, что труд во благо общества просто необходим для процветания жизни тех, кто в нём живёт.

Жизнь всегда ставит человека перед выбором, а какое мы примем решение, каким путём пойдём ,зависит только от нас, от нашей культуры, духовности,
нравственности. Большое значение для формирования лучших человеческих
качеств на пути взросления оказывают классические произведения писателей мировой известности.
Что для тебя лично важнее - ты сам или окружающие?
Твоя жизнь или чужая?
Этот выбор стоит перед каждым человеком, вступающим в сознательную, взрослую жизнь. Уникальность ,например, произведений Ф.М. Достоевского
в том, что никто, кроме него, не поставил вопрос выбора с такой ясностью,
не определил так неотвратимо, не доказал, что, лишь осознав эту проблему
и приняв ответственность за избранный путь, человек может двигаться дальше. Но надо помнить о том, что нравственный закон всегда превыше всего. Неважно, какое происхождение у этого закона; важно, что он существует в душе человека, и его нарушение недопустимо.
Тот, кто нарушает нравственный закон, будет наказан самим собой.
Тот, кто не имеет совести, хоть каких-то нравственных начал, не задумывается над своими поступками, принесёт огромный вред окружающим и себе.
Нравственность провозглашает, что нет ничего священней
всякой человеческой личности. Даже самый «незаметный» человек
имеет ценность, как и выдающийся гений. В этом люди равны между собой. Достоинство и ценность человека основаны не на каком-то умственном
и физическом совершенстве, а на значимости этого человека для других людей.
Неприкосновенность человеческой личности занимает не последнюю роль
в классической литературе.
Ценно, когда учащиеся начинают понимать ,что человечество – одно целое, единый организм, подчиняющийся общим законам природы. Все во мне, а я во всех. Человек един во множестве. Когда люди осознают глубину этой философии, то научатся брать ответственность за свои поступки
и задумываться о их последствиях.
Да, человечество подчиняется общим законам природы.
При изучении творчества И.С. Тургенева, М.М Пришвина , К.Г. Паустовского уместен вопрос: «Что такое природа, и какова роль человека в ней?»
Часто подростки отвечают, что природа – это то, что окружает человека.
Рассуждая, они приходят к выводу, что , находясь внутри природы,
нельзя быть инородным телом, а значит человек – её часть. А это обязывает беречь организм, в котором живёшь, и частью которого являешься.
Хорошо эти мысли закрепить на бумаге в виде сочинения-рассуждения (сочинения - размышления) на экологическую тему.
Все люди разные. Для одних природа - кубометры древесины и гектары земли, дающие прибыль, измеряемую в денежном эквиваленте.
Их мало заботит, что фабрика, завод, построенные на берегу чистейшей реки, загубят и реку, и близлежащий лес. Для других природа – это мать, породившая всё живое на нашей планете; это храм, в котором очищается душа; это кислород, дающий нам жизнь…
Большая радость для учителя, когда ученикам не безразлично то, о чём говорится на уроке. Победа, когда учитель видит, как в них просыпается активная жизненная позиция.
У Н.А. Некрасова есть замечательные строчки:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан . А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
На примере биографий писателей и поэтов, через знакомство с их творчеством учитель помогает ученикам понять, что такое истинная, а не показная любовь к своей стране, к планете, на которой мы живём, что такое подлинная гражданственность
Для учителей добросовестный подход к своей работе – тоже гражданский
подход, так как в этом заключено желание и стремление воспитать достойное
поколение.