Методическая разработка Формирование здорового образа жизни младших школьников как средство воспитания духовных ценностей в современной школе.
Кобозева Марина Ананьевна,
Когут Лариса Михайловна,
учителя начальных классов ,высшая квалификационная категория,
МБОУ СОШ № 14 г Мончегорск
Мурманская область
Формирование здорового образа жизни младших школьников как средство воспитания духовных ценностей в современной школе.
В последние годы усилилось внимание к духовно-нравственному воспитанию детей, которое становится одним из актуальных направлений деятельности педагогов.
Основными сферами жизни растущего человека, в которых происходит непрерывный процесс духовно-нравственного становления его личности, являются семья, система образования и Церковь. В этих сферах сложно переплетены государственные, народные, национальные и религиозные традиции. На практике основные противоречия возникают при переходе из одной сферы в другую или при взаимодействии этих сфер.
Размышляя над проблемами духовно-нравственного воспитания детей, хочется обратиться к одному из высказываний Ш.А. Амонашвили: "В Душе и сердце Ребенка должны быть поселены: светлые образы, мысли и мечтания - чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие; чувство заботы и сострадания, радости и восхищения; сознание жизни, смерти и бессмертия..." Эти слова великого педагога воодушевляют, но и накладывают большую ответственность, заставляют задуматься над ними тех, кто хотел бы действительно "сеять разумное, доброе, вечное"
Что нужно делать для того, чтобы, по словам Амонашвили, светлые образы, мысли и чувства действительно поселились в душе Ребенка? Чтобы не возникало противоречий между сферами жизни растущего человека,.? Точный и четкий ответ на этот сложный вопрос, думается, найти очень трудно.
С этого года в школах появился новый предмет – ОРКСЭ, и на первом уроке раскрываются понятия « материальный мир и духовный мир» Дети узнают, что духовный мир – знания и информация, содержащаяся в книгах, произведениях искусства, отношения между людьми… Не только человек находится в духовном мире, но и этот мир отражается в человеке и образует его внутренний мир, который все религии мира определяют как душу человека.». От чего зависит, какая душа у человека? «От того, чем ты наполняешь свой внутренний мир и как строишь отношения с другими людьми». Чем наполнить внутренний мир ребенка и учить младшего школьника умению строить отношения в своей среде – это стало нашей воспитательной задачей . Для этого мы использовали нашу систему воспитательной работы, которая называется « Семь-Я».
Воспитательная программа «СЕМЬ Я» реализуется по семи направлениям деятельности обучающихся.
«На примере фрагмента работы направления деятельности обучающихся «Я и Я» расскажу, как происходит формирование интересов и увлечений младших школьников в моём классе.
Знакомясь с окружающим миром, человек создаёт свой внутренний духовный мир, который наполняется интересами, переживаниями, увлечениями. Понимая это, мною был создан проект «Мир наших увлечений».
Основу проекта «Мир наших увлечений» составляет коллективное (совместное) творческое дело.
Цель проекта:
формирование внутреннего мира младшего школьника как основу духовно - нравственного здоровья обучающихся, развитие коммуникативных компетенций младших школьников через коллективно-творческую деятельность «Мир наших увлечений».
Реализация проекта включает три этапа: первый этап – накопительный,
второй этап – творческий, третий этап – результативный.
На первом этапе
- входная диагностика- изучила занятость детей в кружках и секциях ,
- познакомила родителей с разнообразием кружков и секций в Мончегорске,
-выявила увлечения обучающихся и их членов семьи с помощью анкетирования.
- Сформировала группы детей по интересам (коллекционеры, танцоры, музыканты, фанаты, любители животных и так далее…)
-Дети занимались поиском в литературных источниках информации об увлечениях в детстве великих людей, об интересных фактах из мира коллекционеров.
-Составляли рассказы о своих коллекциях, занятиях по интересам, писали сочинения, подбирали фотографии.
На втором этапе подготовили классный час. Были привлечены к активному участию дети и родители.
Оформили выставку коллекций, стенгазету «Мир наших увлечений», презентацию с фотографиями домашних животных «Мои любимцы», создали видеофильм о классных мероприятиях, проводили танцевальные и музыкальные репетиции.
На заключительном третьем этапе подвели итоги совместной работы.
Провели открытый классный час «Мир моих увлечений» ( родители – дети – учитель). Здесь прозвучали сообщения об увлечениях великих людей.
Родители на классном часе рассказали о своих увлечениях в детстве. Дети представили коллекции значков, монет, открыток, календарей, минералов Кольского полуострова, которые начинали собирать в детстве их родители или старшие братья и сёстры, а продолжают они.
Были представлены современные коллекции: киндер – игрушки, журналы «Галилео», мячи, мечи, аксессуары, сломанные сотовые телефоны, модели автомобилей, мягкие игрушки, сшитые собственноручно… Выполнялись и групповые творческие задания. Например, предположим, что все сидящие в первой группе долго собирали стаканчики из – под сметаны, во второй – исписанные фломастеры, а в третьей пластмассовые футлярчики от киндер-сюрпризов. За 2 минуты ребята должны придумать примерно 5 вариантов использования этих вещей. И было придумано не по 5, а по 15 вариантов. Например, из фломастеров можно изготовить рамку для фотографии, палочку – поддержку комнатных растений, гирлянду на праздник, занавеску, счётный материал, конструктор, древко для флажка, стебель для искусственного цветка и так далее…
Далее дети и родители разбились на группы по интересам. А ребята, которые занимаются в городских кружках, секциях, в художественной и музыкальной школах провели мастер-класс. Учили игре на синтезаторе, танцам и другомуДанный проект помог увидеть и «раскрыть» своих товарищей с непривычной стороны. Позволил детям найти занятия по душе: четыре человека стали заниматься танцами, двое поступили в художественную школу. А так же дети стали дарить на день рождения друг другу подарки, пополняющие коллекции, а некоторые подружились, потому что у них были одинаковые интересы.
Для отслеживания результативности проведенной работы были привлечены педагоги-психологи школы. В качестве критериев нами выбраны следующие показатели: сплоченность классного коллектива, количество лидеров класса и количество детей за кругом общения классного коллектива.
Психолого-педагогический мониторинг указанных критериев за 4 года свидетельствует о положительной динамике, о раскрытии не только творческих способностей, но и показывает рост ребенка в личностном плане.
После проведения данного мероприятия мой классный коллектив познакомил детей других начальных классов с миром нашим интересов, и у них тоже появилось желание провести подобное мероприятие.
Мы влюбились в это мероприятие, решили сделать отчетный урок-смотр, посвященный концу учебного года, куда пригласили родителей и четвероклассников.
В результате такого обмена дети 3Б и 4 А начали общаться между собой ,т.к. живут в одном микрорайоне, имеют общие интересы и в 30 мая решили пойти в совместный поход., который стал традиционным в наших классах. Дети стали внимательнее друг к другу, не случайно появилась такая традиция : каждому заболевшему мы пишем теплые слова о выздоровлении и рисуем свою открытку. Появились и с успехом реализовываются социальные проекты: книга для слабовидящих детей, посадка деревьев, изготовление кормушек, книга памяти ко Дню Победы… многое другое…
В результате диагностики к концу 3 класса не было ни одного отвергнутого, а занятость в кружках по интересам составила 100%.
Такая работа вовлекла в школьную жизнь и родителей. Родители сплачиваются, живут жизнью не только своего ребенка, а жизнью всего класса в урочной и внеурочной деятельности. Например, при изучении темы по ОРКСЭ « Устройство храма, иконы» родители организовали и сами с удовольствием поехали на экскурсию в храм.
Такая работа не только формирует интересы и увлечения младших школьников, но и стирает грани противоречий между семьей, школой, а с введением ОРКСЭ, теперь уже сделаны первые совместные шаги и по дороге к Храму. Закончить выступление хочется высказыванием « Что духовно, то и нравственно».
Источники информации:
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — 4-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2012. — 223 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-026339-9.
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2768 )Примерная программа воспитания и социализации обучающихся / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=958