Контрольно-срезовое занятие по развитию речи Путешествие в мир игрушек по стихотворениям А. Барто


11 марта Трофимова Ольга Михайловна провела контрольно- срезовое занятие по познавательно- речевому развитию на тему: "Путешествие в страну игрушек".
Данное открытое занятие проводилось с детьми младшего дошкольного возраста 3-4 лет.
При планировании открытого занятия были учтены возрастные особенности детей. Материал подобран на доступном для детей уровне. Учитывая возрастные особенности дети отвечали на вопросы воспитателя, самостоятельно произносили слова в играх, поддерживали разговор, с интересом наблюдали, рассматривали, охотно отвечали на вопросы, самостоятельно рассказывали и инсценировали стихотворения А. Барто. Дети были довольно активные, чувствовали себя комфортно, охотно принимали участие в играх, двигались под музыку.
Все элементы открытого занятия между собой объединены общей темой. Содержание занятия соответствовало поставленным целям: развивать речь детей, коммуникативные навыки, обогащать словарный запас; развивать умения детей излагать свои знания о игрушках, о внешнем виде игрушек; развивать словарный запас, слуховое внимание, кругозор, мышление, память; воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи.
Во время открытого занятия применялись следующие методы работы: словесный (вопросы, уточнение, напоминание, поощрение); наглядно-демонстрационный материал (картинки и иллюстрации, игрушки); игровой материал.Использование игрового приёма с игрушками, помогло в интересной игровой форме реализовать основную обучающую задачу  - учить детей произносить слова громко и тихо, быстро и медленно, закрепляя правильное произношение звуков, развивать голосовой аппарат.                            
Для  занятия были подобраны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности.
В занятие были интегрированы моменты из образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» (развитие умения общаться с взрослыми и со сверстниками), «Познание», так же использовались вопросы поискового характера, создавались проблемные ситуации, вопросы на сообразительность и логическое мышление . Детям были предложены задания на умственное, речевое развитие и восприятие окружающего мира, систематизацию имеющихся знаний, закрепление навыков речи. Для снятия общего переутомления были проведены игровые действия и музыкально- ритмические движения.
Все это способствовало эффективности занятия, повышению познавательной и мыслительной деятельности.
Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушки для ребенка - та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовывать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя.
Контрольно- срезовое занятие по развитию речи «Путешествие в мир игрушек по стихотворениям А. Барто»

Программное содержание: 
Продолжать знакомить со стихами А. Барто;
Развивать коммуникативные навыки;
Развивать навыки совместной деятельности;
Продолжать обучать детей играм: дидактическим, подвижным, музыкальным, играм с пальчиками, элементам сюжетно-ролевых и театрализованных игр;
Формировать устойчивое положительное эмоциональное состояние ребенка;
Улучшать взаимодействие ребенок – взрослый;
Развивать речь детей;
Развивать двигательный аппарат детей;
Развивать слуховое и зрительное внимание;
Воспитывать бережное отношение к игрушкам;
Формировать элементарные представления о дружбе, взаимопомощи.
Материал:
1. Картинки с изображениями;
2. Игрушки (мячик, зайка, мишка, лошадка, самолет, пирамидки)
Методические приемы: Игровая ситуация, беседа -диалог, физминутка, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность, наглядный метод, совместные действия с детьми, дид.игры: "Назови игрушку", "Назови ласково", "Узнай на ощупь".
Предварительная работа: Чтение художественной литературы: "Мои игрушки" А.Барто,  лепка: "Конфеты для мишки", рисование "Раскрась игрушку". Беседы о разных видах транспорта, спортивных игрушках, игрушках-забавах; имитация повадок животных; рассказывание на тему "Моя любимая игрушка", чтение и обыгрывание стихов А. Барто,
заучивание стихов.
Оборудование: Игрушки ( самолет, мишка, зайка, кукла, лошадка, мячик) .Подборка раскрасок – "игрушки", домино «игрушки», картотека стихов А. Барто из цикла "Игрушки", альбом "Моя любимая игрушка", пополнение предметно-развивающей среды игрушками.
Ход занятия
В-ль:   Ребята, а вы хотите побывать в стране игрушек? Тогда вставайте за мной и мы отправляемся!
Друг за другом мы пойдем,
В страну игрушек попадем.
Глаза закрой и покружись,
В стране игрушек окажись!
Ребята, оглянитесь вокруг,
Сколько здесь игрушек всяких:
Машинок, кукол, мишек мягких!
Все игрушки ждут ребят,
С ними поиграть хотят.
Ребята, а вы хотите поиграть с игрушками?
Дети: Да!
Игра с мячом «Приветствие» (в кругу).
- Ребята, что у меня в руках?
- Какой этот мяч?
- Что с ним можно делать?
- Давайте поиграем с ним так: назовём ему своё имя и свою любимую игру. Я начну: «Меня зовут Ольга Михайловна, я люблю играть с мячом и с конструктором» - передаю детям, где каждый ребёнок участвует, а я помогаю им правильно сформулировать ответ.

Дидактическое упражнение "Назови игрушку"
Ребята, сейчас вы возьмите себе по одной игрушке. Только обязательно назовите, какую игрушку вы взяли. "Я взяла мягкую рыбку", "Я взял круглый мяч" и т.д.
- Теперь мы поиграем в одну интересную игру "Что изменилось?". Я посмотрю, какие вы внимательные.
Когда я говорю «Ночь», вы закрываете глаза. Когда я говорю «День», вы открываете глаза. Что изменилось? Какая игрушка пропала?  Где она стояла? (Между, за, перед, около). Какая она по счёту слева? Справа?
Физ.минутка «Заводные игрушки»
-Ребята, что-то мы засиделись. Давайте поиграем, ручки-ножки потренируем.
Посмотрите, в магазине все игрушки на витрине:
(Широко развести руки в стороны)
Заводные зайчики, Куколки и мячики,
(Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Пушистые котята, Матрешки, медвежата – Все на полочках сидят,
(Присесть)
С нами поиграть хотят.
(Прыжки)
Вот солдатики стоят,
(И. п.: стойка смирно)
Начинается парад!
Раз, два, три, четыре, пять – Начинаем мы шагать.
(Маршируют)
Вот бегут машины, Шуршат своими шинами.
(Руки перед грудью «крутят руль». Дробное топанье)Желтые и красные –все такие разные.
Зайчики играют, лапкой ударяют.
(Легкие прыжки с хлопками в ладоши)
Медвежонок взял гармошку, поиграть решил немножко,
(Имитация игры на гармошке с пружинкой)
Раз, два! Поворот…
(Повороты)
Он танцует и поет.
(Сказать: «ыыыыыыы»)
Эй, скорее посмотри: куклы танцевать пошли,
(Руки слегка отвести в стороны и развернуть ладонями наружу)
Ножки выставляют, в гости приглашают.
(Поочередное выставление ног на пятку)
Всех красивей паровоз:
(Имитация движения паровоза)
Две трубы и сто колес. Ну, а едут в нем игрушки –
(Сказать: «ту-туууууу»)
Куклы, зайчики, петрушки.
В-ль:  Любят дети центр наш,                 Здесь игрушки ждут ребят.                 Куклы, зайчики и мишки,                 Бегемоты и мартышки,                 Самолеты и машинки,                 И цветные пирамидки.
Ну-ка, (Сева) выходи,Про Лошадку расскажи.
     «Лошадка»
Я люблю свою лошадку,Причешу ей шёрстку гладко, Гребешком приглажу хвостикИ верхом поеду в гости.


- А почему ваш Зайка такой грустный, опустил ваш Зайка ушки?Кирилл сейчас расскажет почему он загрустил.            
    «Зайка»Зайку бросила хозяйка,-Под дождем остался зайка.Со скамейки слезть не мог,Весь до ниточки промок.

В-ль : Ребята, а вы не обижаете свои игрушки?  Не ломаете их? А вот этот медвежонок жалуется, что ему  детки оторвали лапку.
-  Да, ребята знают такую историю.Петя :  «Мишка»Уронили мишку на пол,Оторвали мишке лапу.Все равно его не брошу,Потому что он хороший.

В-ль:  Знаете, что мне сказал Мишка ? Он мне сказал, что ему очень приятно, что его  назвали хорошим, и он хочет  с вами поиграть.
Физкультминутка:
- Ребята, вас всех завели ключом, вы заводные куклы (дети ходят, изображая заводных кукол). А теперь вы зайчики (дети прыгают, подражая зайчикам). А теперь вы медведи (подражание). А теперь лисички (подражание). А теперь все мячики большие и маленькие; мальчики большие, а девочки маленькие мячики; и они прыгают по разному большие – высоко, маленькие – пониже (затем поменялись: девочки стали большими мячиками, а мальчики – маленькими).
Кукла (Олеся) плачет.В-ль : Что случилось, что за плач?Олеся: Уронила в речку мяч!
В-ль: Не стоит, Олеся, не плач,          Неси кукле Тани мяч. Олеся:  «Мячик»  Наша Таня громко плачет:  Уронила в речку мячик.  Тише, Танечка, не плач:  Не утонет в речке мяч.

- А какие еще игрушки есть у нас? (ответы детей, затем вызвать того кто читает стих)
Кирилл "Самолет"
Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лугами,
А потом вернемся к маме.

В-ль: Посмотрите рыжий кот, вдруг забрался на капот,          Покатается немножко и пойдет своей дорожкой. (вывозит машинку, на ней кот)
Сева:   «Грузовик»Нет, напрасно мы решили,Прокатить кота в машине:Кот кататься не привык-Опрокинул грузовик.

В-ль:  Кот кататься не умеет, а ребята все поедут.
 (раскладываю все  игрушки по местам)

Кирилл:  « Слон»Спать пора! Уснул бычок,Лег в коробку на бочок.Сонный мишка лег в кровать,Только слон не хочет спать.Головой кивает слон,Он слонихе шлет поклон.
Лексико-грамматическое упражнение
- У меня на столе разные игрушки. Давайте рассмотрим их и назовём. (Юла, мяч, кукла, машинка, кубики, матрёшка)
- Подойдите к столу, возьмите ту игрушку, которая вам понравилась. Назовите её и расскажите, как с ней можно играть.
МЯЧ – КАТАЮТ, ЛОВЯТ, БРОСАЮТ.
КУКЛУ – КОРМЯТ, КАЧАЮТ, ОДЕВАЮТ и т.д.

Игра: «Назови ласково»
 Солдат – солдатик, машина – машинка,
 Самолет – самолетик, погремушка - погремушечка,
 Мяч – мячик, барабан – барабанчик,
 Кукла – куколка, кот – котик,
 Матрешка – матрешечка, совок – совочек.
- Ребята, скажите, можно рвать игрушки? (нельзя). Почему нельзя? (Им больно. Они тоже обижаются)-Ребята, можно оставлять игрушки на улице? (Нет. Игрушек не останется. )- Ребята, а как играют машинкой, чтобы она не ломалась? (Надо ее катать за верёвку, нельзя ложиться на машинку)
- Ребята, чтобы наши игрушки всегда были красивые, что надо делать? (Мыть, расчёсывать)
- Ребята, необходимо беречь игрушки: надо играть осторожно, чтобы они не падали. А если упадут, что может случиться? (Могут сломаться, разбиться)
Рисование: «Раскрась игрушку» (работа за столом).

Пальчиковая гимнастика: «Игрушки в корзинке»
У меня игрушек много
С ними я люблю играть.
Этот пальчик пирамидка,
Этот пальчик желтый мяч.
Этот — красная машинка,
Этот — детская кровать.
Этот пальчик кукла Зина,
Я сложу их всех в корзину. 
Закрепление материала : Проведение Сюжетно- ролевой игры: "Магазин игрушек