Конспект урока Жизнь в Римской империи


Личностная - обучающиеся смогут  работать с дополнительными источниками; развивать навыки исследовательской работы и уважать памятники культуры римлян, вошедших в историю мировой культуры.
Познавательная -  обучающиеся смогут сравнивать и соотносить виды жилищ, определять по одежде римлян из разных социальных групп.
Регулятивная – обучающиеся смогут   принимать решения в проблемной ситуации, научатся самостоятельно контролировать свое время при работе с текстом, адекватно оценивать свою деятельность на урокеКоммуникативная - обучающиеся   смогут  устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы при работе в парах;  научатся осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощьОрг. Момент: проверка готовности учащихся, мобилизация.
Учитель: Ребята, мы очень долго с вами изучали историю древних цивилизаций, их развитие, возвышение и падение великих держав, подвиги полководцев, победы и поражения. Посмотрите на доску, на несколько картинок и давайте предположим, о каком государстве мы будем говорить сегодня. (СЛАЙД 1)
Дети: делают предположения, в итоге приходят к ответу Рим.
Учитель: Ребят, я вам очень многое нами изученное перечисляла перечисляла, но все же можно подобрать слово, которое все это объединит. Посмотрите на доску, мы с вами уже неоднократно подобное разгадывали, вверху у вас ключ, а ниже зашифрованное слово, с помощью ключа вам и предстоит отгадать слово. (СЛАЙД 2)
Дети отгадывают слово «жизнь»
Актуализация знаний
Учитель: мы с вами выяснили, что речь сегодня пойдет о Риме. Давайте вспомним, как называли правителей Рима?
Дети: Императоры.Учитель: Каких императоров вы уже знаете?Дети: Цезарь, Октавиан Август, Нерон. Учитель: Итак, говорить мы будем о Римской империи. Мы с вами выявили так же и ключевое слово урока «жизнь». Давайте попробуем определить какова тема сегодняшнего урока.Ученики делают свои предположения.Учитель: записываем число и тему в тетради. (СЛАЙД 3)Учитель: А как вы считаете, каковы же будут цели нашего урока? (Учитель подводит к целям урока)(СЛАЙД 4)
Рассказ учителя о том, как выглядел Рим.
(СЛАЙД 5-6) Пантеон – храм всех богов. «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это»
Дети делают запись в словарики.
(СЛАЙД 7) Просмотр отрывка из фильма «Гладиатор»
Учитель: О ком же этот отрывок?Ученики рассказывают о гладиаторах.Учитель: А где сражались гладиаторы. (СЛАЙД 8)
А ОБ ОДНОМ АМФИТЕАТРЕ, НАВЕРНОЕ, САМОМ ЗНАМЕНИТОМ НАМ СЕЙЧАС РАССКАЖИТ СПЕЦИАЛИСТ – СООБЩЕНИЕ О Колизее (слайд 9)
Колизей — амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений древнего мира, сохранившихся до нашего времени
Строительство самого большого амфитеатра всего античного мира, вместимостью свыше 50 тысяч человек, велось на протяжении восьми лет, как коллективное сооружение императоров династии Флавиев. Его начали строить в 72 году н.э. при императоре  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%B0%D0%BD" \o "Веспасиан" Веспасиане, а в 80 году н.э. амфитеатр был освящен императором Титом. Амфитеатр расположился на том месте, где был пруд, относившийся к Золотому дому Нерона.Учитель: помимо всего Рим знаменит и еще одним изобретением, это акведук, римский водопровод. Записываем определение в словарик. (СЛАЙД 10)
(СЛАЙД 11) Ребята город Рим называют городом на семи холмах. И в этой области у нас тоже есть специалист. Сообщение о семи холмах.
Рим – столица Италии является одним из древнейших городов мира. Еще в античные времена за Римом закрепились названия «Вечный город» и «город на семи холмах».
Холмы относят к символам Рима. Их отделяют друг от друга относительно глубокие, но небольшие по площади долины. Современный Рим занимает оба берега Тибра и на территории города сейчас находится двенадцать холмов. Однако история застройки Рима начинается именно на левом берегу Тибра. Первым холмом, подвергшимся заселению, был Палатин – центральный холм. Затем был обжит Эсквелин, после — северный и северо-западный холмы — Квиринал и Капитолий, еще позже – Авентин, Виминал и Целий. После включения всех семи холмов в городскую черту у римлян появился праздник семихолмия, который отмечали каждый год 11 декабря.
Учитель: рассказ о жизни богатых римлян (слайд 12)
Физминутка: Ребята давайте сделаем небольшие пргнозы, каждый для себя, а заодно немного разомнемся, все встают, а далее я делаю предположение о жизни бедных римлян и кто со мной согласен, тот хлопает в ладоши у себя над головой, кто же против моего высказывания – тот приседает. Бедняки жили в маленьких одноэтажных домах. Нет
Все их имущество: матрац, жаровня да тряпье. Да
Бедным разрешали вход во дворцы. Нет
У бедняков все же были свои развлечения. Да
Бедные не занимались сельским хозяйством. Нет
Рассказ учителя о жизни бедняков. (СЛАЙД 13)
Помните, ребята, вопрос о развлечениях, кто-то согласился, кто-то нет. Давайте обратимся к учебнику, с. 272-273 пробегитесь глазками и найдите доказательства своей точки зрения в тексте учебника.Дети читают о большом цирке (СЛАЙД 14)
О термах (СЛАЙДЫ 15-17)Вспомним, а как назывался самый бесправный слой общества?Рабы.Рассказ о колонах, работа по схеме (СЛАЙДЫ 18-19)
Запись в словарики слайд 20
Игра с крылатыми выражениями по парам (слайд 21)
Жди от другого того, что сам ты сделал другому.
Кто первым пришел, тот и уносит добычу.
Кто быстро решает, скоро кается.
Чужие пороки у нас на глазах, а свои за спиной.
Платон мне друг, но истина дороже
Делаешь из мухи слона.
Не знать истории — значит всегда быть ребенком
Сказанное слово исчезает, написанная буква остаётся.

Рефлексия слайд 21
Вставьте пропущенные словосочетания:
Рим во времена империи называли Вечный город или город на _____________________________________
До сих пор существует выражение «Все дороги __________________________________________________
Город Рим был украшен ______________________________________________________________________
Огромный амфитеатр назывался _______________________________________________________________
В особняках жили ______________________________________________________________________
«Под черепицей крыши» многоэтажных домов жили ______________________________________________
Улицы «Вечного города» были очень____________________________________________________________
Домашнее задание, выставление оценок.