Технологическая карта Свободное падение тел (9 класс)


Технологическая карта урока по теме «Свободное падение тел».
№ Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Результат Универсальные учебные действия
1 Организационный Организует деятельность по подготовке к уроку Готовят рабочее место Готовность к уроку Личностные УУД:
нравственно-этического оценивания КоммуникативныеУУД:
умение слушать
2 Целеполагание и мотивация Создает проблемную ситуацию, необходимую для постановки учебной задачи Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу
Систематизируют информацию Учитель проводит фронтальный
опрос ранее изученного материала: Чтобы стать физиком-экспериментатором, прежде вы должны подтвердить свою теоретическую подготовку. Ответьте на вопросы.
1,Что такое механическое движение?
2. Какие виды движения вы знаете?
3. Приведите примеры неравномерного движения.
4. Дайте определение равноускоренного движения.
5. Что такое ускорение. Как оно вычисляется?
6. Что у вас на столах? (диски из толстого картона и обычной бумаги).
7. Чтобы вам хотелось с ними делать? (Бросить. Посмотреть, как они будут падать).8. (Проблемный вопрос) Что сейчас мы сможем выяснить? (Как поведут себя падающие тела в реальных условиях?)
Делают предположения
Формулируют: что требуется узнать
Учащиеся отвечают на вопросы
учителя, сопровождая свои ответы
пояснениями.
Опыт 1. (тела с разными массами, но одной формы)
Поднимают диски из толстого картона и обычной бумаги на одинаковую высоту и опускают. Тяжелый диск упал быстрее. (На каждое тело действуют две силы: сила тяжести и сила сопротивления воздуха).
Опыт 2. (тела одинаковые по массе, но разные по форме). Бросают два листа бумаги (один ровный, а другой скомканный). Хотя и равные по массе, но время падения разные. (Сила сопротивления воздуха разные)
Опыт 3. На диск из толстого картона ложим легкий из бумажного. Также поднимаем и отпускаем. Тела упали одновременно (Сопротивление воздуха дейтвует только на тяжелый диск) Формулировка учащимися темы урока и определение целей урока(Как падают различные тела, от чего зависит время падения, и что будет если не учитывать силу сопротивление воздуха)
Опыт 4.Движение тел в вакууме Зависит ли ускорение тел при свободном падении от их массы, формы и объема? Познавательные УУД:
Анализируют, работают самостоятельно
3 Первичное усвоение новых знаний («открытие» новых знаний) Организует проведение эксперимента и обсуждение результатов Наблюдение эксперимента, проведение собственных опытов, выдвижение гипотез, их обсуждение, формулирование выводов, их коррекция
Опыт 5 Проверим какое это движение? Для этого два шара бросают с высот 1метр и 4 метра. Данные запишем в таблицу.
1 метр 4 метра Убеждаемся, что это движение неравномерное, а ускоренное Проведенные опыты, записанные выводы; вывод о свободном падении делают сами учащиеся
.
Личностные УУД:
Умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях Регулятивные УУД : Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; контроль способа действия и его результата; внесение необходимых дополнений и коррективов Познавательные УУД: Составление плана и последовательности действий; прогнозирование результата и выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Коммуникативный УУД: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, способов взаимодействия; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи
4 Первичная проверка понимания Организует фронтальную проверку понимания нового материала Видео задача «Полет монеты и бумажки» доктора физико – математических наук, профессора кафедры общей физики КФУ Фишмана А.И..
Вопрос: Почему в первом опыте бумажка отстает от монеты, а во втором они падают одновременно?
Понимание основных понятий и материала урока Познавательные УУД:
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли
5 Первичное закрепление новых знаний Создает проблемную ситуацию, необходимую разрешить на основе учебного материала, изученного на уроке
Выполняют тестовое задание «Свободное падение», вспоминают, воспроизводят фразы в письменной форме, соотносят с целевой установкой (при необходимости обсуждают варианты ответов в группах)
Самостоятельное выполнение теста и самопроверка. Регулятивные УУД : Самостоятельное активизирование мыслительных процессов, контроль правильности сопоставления информации, корректировка своих рассуждений Познавательные УУД:
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли
6 Подведение итогов урока (рефлексия учебных знаний) Организует обсуждение результатов занятия Работают с раздаточным материалом, отвечают на вопросы (при необходимости обсуждают варианты ответов в группах). Формулируют выводы о достижении цели урока Формулировка учащимися: достижение каких целей урока было достигнуто в ходе урока Личностные УУД:
Оценивание личностной значимости полученной на уроке информации с практической точки зрения Познавательные УУД:
Умение обобщать, формулировать вывод
7 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Объявляет Д/З: §13; вопросы. Экспериментальная задача «Измерение ускорения свободного падения баллистическим методом» доктора физико – математических наук, профессора кафедры общей физики КФУ Фишмана А.И.. Восприятие, осознание Д/З, запись Запись учащимися Д/З в дневниках Личностные УУД:
Оценивание уровня сложности Д/З при его выборе для выполнения учащимся самостоятельно Регулятивные УУД: Организация учащимися своей учебной деятельности
8 Рефлексия учебных действий Предлагает учащимся выбрать окончания фраз: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Я научился… Меня удивило… Выбирают окончания фразы в соответствии с собственной внутренней оценкой Анализ результатов собственной деятельности; определение существующих пробелов в полученных знаниях Личностные УУД:
Умение анализировать результаты собственной деятельности; определять существующие пробелы в полученных знаниях Регулятивные УУД: Организация учащимися своей учебной деятельности в зависимости от обозначенных пробелов в полученных новых знаниях; умение осуществлять самоконтроль и самооценку
Тест «Ускорение свободного падения.»1. От чего «свободно» тело при свободном падении?
a.От массы
b.От силы тяжести
c.От сопротивления воздуха и других препятствий
d.Среди ответов нет верногоКакой буквой обозначают ускорение свободного падения?
a. m
b. g
c. P
d. a
e. F
Чему численно равна величина g?
a. 9,81b. 9,18c. 1,6d. 9,98Кто определил ускорение свободного падения?
a. Архимедb. Галилейc. НьютонЧему равна скорость свободно падающего тела через 3с?
a. 15 м/с
b. 30 м/с
c. 45 м/с
d. 90 м/c