Внеклассное мероприятие: Роль семьи в жизни человека
Классный час «Роль семьи в жизни человека» ( 10 класс).
Подготовила: учитель русского языка и литературы
Саюкинского филиала МБОУ Платоновской СОШ
Кузнецова Л.В.
Цель мероприятия: способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи
Задачи:
формирование убеждения о важности и роли семьи в жизни человека;
воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью;
формирование духовных и нравственных качеств, мировоззрения обучающихся, их гражданского, сознательного и бережного отношения к семейным ценностям и традициям как национально-культурной ценности.
Ход мероприятия
Учитель: Здравствуйте, учащиеся, наши гости. Сегодня мы собрались в этом зале для того, чтобы поговорить о семье. Ведь вы, ребята, становитесь год от года взрослее, и придет время, когда вы тоже будете создавать свою семью. Давайте ответим на вопросы: что для вас означает понятие семья? Какая семья считается счастливой?
(Ответы учащихся. Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Это мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же – семья. Когда в семье царит сочувствие, теплота, взаимопонимание, доверие, тогда такую семью можно считать счастливой).
Учитель: Вы правы, ребята, многое зависит от внутрисемейных отношений. Главное - не количество членов семьи, а как они относятся друг к другу. Когда два человека сочетаются браком, они на пальцы друг другу надевают кольца. Это символ их любви и согласия. Молодые дают обязательства жить в тесном семейном кругу, даря друг другу защиту, надежность, любовь и верность.
Тренинг: «Строим дом»
Учитель: Давайте попробуем смоделировать счастливую семью, работая в группах.
Задание группам: У вас на столах лежат карточки со словами: терпение, трудолюбие, любовь, взаимопонимание, верность, доброта, дети, ответственность, забота, честность, семейные традиции, дружба, прощение, понимание, долг, материальный достаток, уважение, самопожертвование, порядочность.
Давайте построим дом счастья. Что вы положите за основу, что для вас главное, а что второстепенное? (дети строят, по ходу объясняя, что лежит в основе хорошего дома)
Постепенно складывая по кирпичику воздвигаем стены, затем ставим крышу- крышу хорошего настроения.
Учитель: Итак, мы построили с вами «Дом счастья». Счастье человека в семье – наибольшая нравственная ценность. Где, как не в семье, получает человек то, к чему он стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим и любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.
Задание 1. Расставьте по мере значимости для вас следующие мотивы вступления в брак: любовь; общность интересов, взглядов; чувство одиночества; случайность; чувство сострадания; материальная обеспеченность будущего мужа (жены); наличие жилплощади у будущего мужа (жены); вероятность скорого рождения ребенка.
Задание 2. Крепкая, дружная семья всегда была идеалом для каждого поколения. Сколько пословиц народ сложил о семье. На доске написаны пословицы, ребята, прочитайте и объясните их значение.
Где в семье согласие, там и дети хорошо воспитываются!
Добрая семья прибавит разума-ума.
В семье любовь да совет, так и нужды нет.
Добро по миру не рекой течет, а семьей живет.
Выбрала молодца, так уж после не пеняй на отца.
Выбирай жену не в хороводе, а в огороде.
Зачем и клад, коли в семье лад?
Задание 3. А сейчас я предлагаю ответить на вопросы анкеты:
1. Какие условия необходимы для счастливой семейной жизни (назовите не более трех главных, с вашей точки зрения)?
а) отдельная квартира; б) материальное благополучие; в) взаимопонимание между супругами; г) дети; д) уверенность в прочности брака; е) интересный досуг; ж) интересная работа; з) желаемое образование; и) хорошее положение на работе; к) хорошие друзья; л) самостоятельность, свобода действий; м) другие условия.
2. В каком возрасте, по вашему мнению, лучше всего вступать в брак?
а) 18-20; б) 21-24; в) 25-27; г) 28-30; д) старше 30 лет; е) свой вариант.
3. Какой способ проживания, на ваш взгляд, предпочтителен для молодоженов?
а) вместе с родителями; б) возможно ближе к родителям, но раздельно; в) только отдельно; г) свой вариант ответа.
4. Как вы считаете, какими качествами должна обладать идеальная жена? Отметьте три самых важных качества. На этот и 5-й вопрос отвечают и юноши, и девушки:
а) ум; б) нежность; в) доброта; г) готовность во всем подчиняться мужу; д) умение настоять на своем; е) уступчивость; ж) трудолюбие; з) скромность; и) бережливость; к) домоседство; л) любовь к детям; м) верность; н) свой вариант ответа.
5. Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать идеальный муж?
а) ум; б) мужество; в) любовь к работе; г) забота о семье; д) веселый нрав; е) доброта; ж) верность; з) стремление взять на себя самые трудные семейные дела; и) умение сочувствовать; к) ласковость и нежность; л) надежность; м) уважение к женщине; н) свой вариант ответа.
(Обобщенные результаты обсуждаются, сравниваются ответы юношей и девушек.)
Учитель: Содержание одной из статей Всеобщей декларации прав человека таково: «Брак может быть заключён только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон», т. е. каждый человек, вступивший в брак, берет на себя определенные обязательства – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых и т. д. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь другому. Каждый стремится помочь в силу своих возможностей члену семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности, в такой семье есть душевное тепло и взаимопонимание.
В России есть праздник, посвященный семье – это День семьи, любви и верности – появился благодаря муромскому князю Петру и его жене Февронии, которые жили в XIII веке. Эту семейную пару православные христиане почитают за покровителей семьи и брака. В их жизни воплощаются черты, которые всегда связывали с идеалом супружества, а именно: благочестие, взаимная любовь и верность, совершение дел милосердия и попечение о различных нуждах своих сограждан. Церковь канонизировала Петра и Февронию в 1541 году. С тех пор на Руси было принято молиться этой паре святых о благополучии в семье и просить у них благосл
·овения на свадьбу. В какой-то мере праздник Петра и Февронии можно считать альтернативой католическому дню святого Валентина с той лишь разницей, что на Руси эту дату посвящали не всем влюбленным, а только лишь состоящим в браке.
( учащиеся читают стихи) 1 чтец:На Руси это издавна чтимо, Что в нашей, наверно, крови:
Чтобы женщина шла за мужчиной
В испытаниях, в скитаниях, в любви.
2 чтец:Чтоб, его признавая начало,
Все тревоги в себе затая,
Все же исповедь вспоминалась:
Мы не просто вдвоем, мы – семья.
3 чтец:Чтобы мудрость в себе находила,
Распрямясь перед сыновним лицом,
Повторить с материнской силой:
«Посоветуйся, сын, с отцом!»
4 чтец:Чтоб все страхи, снося в одиночку,
Говорила, измаясь, в конец:
«Обними-ка отца, слышишь, дочка,
Что-то нынче устал наш отец»
5 чтец:И глядела бы с явной отрадой,
Как теплеет любимого взгляд,
Когда сядут за стол они рядом,
Как сегодня, к примеру, сидят
6 чтец:Мы едины любовью и верой,
Мы едины землей и трудом.
И распахнуты дружеству двери
В наш добротный, устойчивый дом.
(Т. Кузовлева)
Задание 4 . «Для моих родных» Перед вами лежат листочки в виде ладошек, напишите на них всех членов своей семьи. Под каждым вашим родственником запишите четыре вещи, которые он любит. (Ученики записывают на листе имена всех членов своей семьи и под каждым именем - минимум четыре вещи, которые любит тот или иной член их семьи). Посмотрите на ваш лист, как вы думаете, для чего мы это написали. Что это такое? Да действительно, мы составили для каждого из вас план любви для всей семьи. Учитель. Жизнь в семье – это большое творчество. И мне хочется процитировать слова В. А. Сухомлинского "В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня своё достоинство, надо уметь уступать друг другу”. Что вам дал сегодняшний разговор? Чему он вас научил? Какой же вывод можно сделать? Жизнь не дает готовых ответов. Вам самим предстоит найти на них ответы. Но помните, семья это книга. Свадьба это обложка. А в книге обложка, как правило одна. Сколько страниц будет в вашей книге? Что это будет: роман, комедия или трагедия? Зависит только от вас! Но прежде чем делать взрослые шаги подумайте о последствиях.. На следующем классном часе мы встретимся со священником и поговорим о нравственных основах брака. До свиданья! До новых встреч.
Литература:
http://www.calend.ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
«Классный руководитель», №5, 2008 г.
«Классный руководитель», №7, 2006 г.
Сгибнёва Е.П., Солдатова Т. Б. Классные часы в 10 – 11 классах. (Серия “Сердце отдаю детям”). Изд. 3-е. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2004. – 384 с.
Словарь-справочник по обществознанию и основам государства и права – Москва, 1990 г.
Учитель: Ребята, на нашем мероприятии присутствуют юбиляры. Встречаем - Семья Черкасовых. Эта семья скоро будет отмечать год совместоной жизни - ситцевую свадьбу. Приглашаем их на сцену. ( Пара выходит, им дарят цветы и символ семьи – ромашку). Оксана и Сергей, самый сложный год у вас позади, вы узнали друг друга ближе, преодолели самые настоящие семейные трудности, столкнулись с обыденностью семейных отношений. Мы желаем вам еще долгой совместной жизни, будте счастливы.
Учащийся: (из русских народных традиций). Примите от нас совет. В день ситцевой свадьбы молодые обмениваются ситцевыми платочками или пестренькими украшениями, гостям же принято дарить изделия из ситца, хлопка, шелка. Желательно, чтобы все подарки подходили и были нужны молодой семье. Примите и от нас в подарок этот ситцевый платок, как символ крепости ваших семейных отношений.
( Дети исполняют танец «Кадриль»)
Учитель: На сцену приглашаем наших следующих юбиляров – Семью Маняхиных. Они вместе уже 15 лет. ( Пара выходит, им дарят цветы и символ семьи – ромашку).
Учащаяся: (из русских народных традиций). Напутствие. 15 годовщина совместной жизни имеет несколько названий - Стеклянная свадьба, Хрустальная свадьба. 15 годовщина свадьбы - это олицетворение чистоты и ясности семейных отношений, безоблачного счастья двух любящих людей, которое настолько хрупко, что может разбиться в любой момент. Это скорее юбилей веры в себя и в семью. На 15 юбилей свадьбы преподносят стеклянную или хрустальную посуду.
Учитель: Следующие гости – Семья Кривенцевых. Они отмечают 25 – летний юбилей.
Учащаяся: (из русских народных традиций). Напутствие. 25 годовщина свадьбы - Серебряная свадьба. Четверть века, прожитые вместе - это уже немало! В день серебряной свадьбы муж дарит жене великолепные украшения из серебра. Серебро, как благородный металл, является символом прекрасного и прочного семейного союза. Серебреную свадьбу принято отмечать вместе со всеми родственниками и друзьями. Супруги обмениваются серебреными колечками и впоследствии носят их вместе с обручальными кольцами на протяжении всего юбилейного года. Гости же несут в дар серебряную посуду и столовые приборы. Помните, главное в подарке - показать, что любимый человек Вам дорог и важен.
(Учащиеся исполняют песню «Обручальное кольцо»).
Учитель: Самой выдающейся является - Золотая свадьба. Дожить до этого юбилея свадьбы выпадает избранным, а поэтому 50 годовщина свадьбы празднуется торжественно и пышно. Приглашают родных и близких, обязательно детей, внуков, правнуков, друзей и сослуживцев. Главным подарком на золотую свадьбу становятся новые обручальные кольца взамен тех, что были подарено 50 лет назад. Ведь золото могло стереться с годами, поэтому старые кольца передаются как семейная ценность неженатым внукам и правнукам. В день 50-летия свадьбы можно устроить повторный обряд бракосочетания.