Разработка интеллектуальной игры Турнир знатоков истории средневекового Казахстана 7 класс


Викторина для 7 –х классов «Знатоки средневекового Казахстана»
Цели и задачи:
- повторение материала, закрепление знаний, умений, навыков;
- умение работать в команде, группе, развитие творческих способностей учащихся;
- усвоение игровых дидактик и правил игры.
- систематизация и контроль знаний учащихся по истории Казахстана;
- формирование умений работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения;
- на примере истории средневекового Казахстана, ее культуры продолжать воспитывать в детях чувство прекрасного, в ходе игры – чувство товарищества, долга, уважения к соперникам.
Оборудование: карта «История Казахстана», плакат с названием игры и команды, и , вопросы «Блиц – турнира», на доске «своя игра».
Ход:
I.  Подготовительный этап.
Учитель разъясняет, как будет проходить игра. Определяются участники игры:
две  команды по шесть человек – формируются из числа учеников класса. Члены команды занимают место за своим столом лицом друг к другу. В каждой команде определяется капитан, в функции которого входит обозначение готовности к ответу (поднятием флага) и назначение отвечающего; зрители – остальные ребята. Они следят за ходом игры. Если обе команды неправильно отвечают на вопрос, ведущий может попросить помощи у зрителей.
Правила игры:
Ведущий задает командам вопрос. На его обсуждение отводится одна - две минуты. Право ответить на вопрос получает та команда, которая раньше подаст знак о готовности к ответу.
II.  Вступительное слово ведущего
Ведущий: Здравствуйте команды и многочисленные болельщики! Мы приветствуем вас на викторине «Знатоки истории». Мы с вами познакомились с событиями которые произошли на территориии Казахстана в средние века. Одни считают Средние века временем упадка, варварства и жестокости. Другие, временем, когда расширялся круг народов, осваивались новые пространства, возникали замки, города, государства, сохранившиеся и поныне.. Казахская земля – колыбель многих древних цивилизаций. На степных просторах казахских степей возникали и исчезали государства, оставившие неизгладимый след в истории человечества. Государства, которые дали мировой цивилизации самобытную кочевую культуру. Со всеми государствами  мы с вами уже познакомились. Назовите их. (Тюркский каганат, Западнотюркский каганат, Тюргешский каганат, Карлукский каганат, Огузское государство, Кимакского каганата).
Сегодня у нас будут соперничать две  команды (представление команд и капитанов). Давайте пожелаем им удачи и поддержим аплодисментами!
1 тур: Хронология.
Составьте в хронологической последовательности образование каганатов?

552-603 Тюркский каганат
603-704 Западно-Тюркский каганат
704-756 Тюргешский каганат
756-940 Карлукский каганат
К. IX – н. XI вв. Кимакский каганат
К. IX – с. XI вв. Государство огузовXI – н. XIII вв. Кипчакское ханство
942-1212 гг. Государство Карахаднидов1128-1213 гг. Государство каракитаев
2 тур Викторина «Кто это?»
Вопросы 1 капитану:
1.      Кто является основателем Тюркского каганата (Бумын)
2.      Кто из персидский историков утверждал, что в кимакское объединение входило семь племен? (Гардези)
3.       Каковы причины переселения согдийцев в Жетысу (торговля)
4.      При каком хане карлукского каганат произошло массовое принятие исламской религии (Сатук Богра хане)
5.      Кого у Огузов называли хатун (жена правителя)
Вопросы 2 капитану:
1.      Кто из историков дал определению термина жатаки (Махмуд Кашгари)
2.      Кто  является основателем государства Караханидов (Сатук Богра хане)
3.  Кому из правителей был присвоен титул «Ельхан» (Бумын кагану)
4.  В структуре средневековых городов «Рабад» означает?  (окраина города где живут торговцы и ремесленники)
5.  Кого у Огузов называли Сюбаши (военачальник)
3 тур « Блиц тур»
Ведущий: «Блиц-тур» – это соревнование в целом команды и каждого участника в отдельности. «Блиц-тур» проводится в быстром темпе «вопрос – ответ». Если участник одной команды неправильно отвечает на вопрос, право ответа переходит к другой команде.
Вопросы для команды. Каждый правильный ответ 10 баллов.
Отрезок времени, равный 100 годам (Век)
Как назывались земли принадлежащие религиозным служителям? (вакф)
Хозяйство, где ничего не продаётся и не покупается (Натуральное)
Титул правителя каракитаев? (гурхан)
Священный город мусульман (Мекка)
Сбор в пользу государства (Налог)
Столица Огузского каганата (Янгикент)
Основатель Тюркского каганата (Бумын)
Основной вид хозяйства у народов проживающих на территории средневекового Казахстана (полукочевое и кочевое скотоводство)
Столица Западно-тюркского каганата (Суяб)
Кочевые арабы (Бедуины)
Из скольки племен состоит племенной состав Карлукского каганата (9)
Титул правителя Огузского каганата (джабгу)
Монументальное надгробное сооружение (мавзолей)
4 тур «Да – Нетка» (1 балл)
Вопросы для 1 команды:
Тюркский каганат был создан в 553 г. (да)
Столицей Тюргешского каганата был город Суяб (да)
Основным видом хозяйства Тюрского каганат являлось земледелие (нет)
4. Столицей Зап. Тюркского каганата был город Имакия (нет)
5. Первым правителем Западно-Тюркского каганата был Дато (да)
Вопросы для 2 команды
Основателем Тюркского каганата был Бумын каган (да)
В состав Карлукского каганата входили 10 племен (нет)
Карлуки разгромили Уйгурский каганат (да)
Огузы состояли из 13 племен (нет)
Столицей Огузского государства был город Суяб (нет)
5 тур Найдите ошибки в тексте:
Общая протяженность Великого Шелкового пути составляла около 5 тысяч (7 тысяч) километров регулярно функционировать ВШП начал со 5 века до н.э. (2 века до нашей эры).
По китайским источникам середины I века до нашей эры, уже тогда нагруженные фарфором (шелком) караваны направлялись в западные страны. Своего расцвета путь достиг в раннем средневековье в результате развития торговых связей Китая и Египта (Византии). А из стран Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока и Средней Азии в Китай и страны Востока стали направляться караваны с различными товарами.
Свое начало Великий Шелковый путь брал из районов в долине реки Янцзы (Хуанхэ) в Китае. Он пролегал через западную часть Великой Китайской стены и по реке Или доходил до озера Балхаш (Иссык-Куль). Здесь путь для выхода на запад и северо-восток разветвлялся в южном и западном (северном) направлениях.
6 тур Диктант на знание хронологии:
Первая половина XI века.
Начало XII века.
VII-VIII вв.
1133 г.
1195 г.
Начало XIII века.
Порядок диктовки:
Сражения между шахом Хорезма и Кыпчакским ханством за присырдарьинские города.
Образование Кыпчакского государства.
Поход Текеш шаха против правителя Сыгнака Кадыр-Буки.
Падение государства кыпчаков.
Поражение кыпчаков от хорезмского шаха.
Начало формирования кыпчакской народности.
Ключ: 1 - 6; 2 - 1; 3 - 5; 4 - 2; 5 - 4; 6 – 3
7 тур Исторические портреты. Определите, кто это?
А) Древнегреческий историк, «отец истории», называл саков массагетами. (Геродот)
Б) Персидский царь, вторгся на земли саков в 519 г.до н.э. (Дарий 1)
В) Сакская царица, одержавшая победу над персидским царем Киром. (Томирис)
Г) Вождь саков, возглавил борьбу против греко-македонских завоевателей, почти три года вел партизанскую войну против македонской армии. (Спитамен)
Д) Сак, совершивший подвиг, отдавший свою жизнь за независимость родины. (Ширак)
Е) Известный царь Македонии, которому не удалось захватить земли саков. (Александр)8 тур Найди соответствие:
1. Напиток из верблюжьего молока. А. таран.
2. Метка, которой клеймили скот. Б. тебеневка.
3. Предводитель гуннов. В. хан.
4. Титул правителя уйсунов. Г. шубат.
5. Сооружение для разрушения стен крепости. Д. тумен.
6. Титул правителя кангюев. Е. тамга.
7. Отряд в 1 тысячу человек у гуннов. Ж. гуньмо.
8. Добывание корма с помощью копыт под неглубоким снегом. З. шаньюй
Игра со зрителями.
1. Государственные символы Республики Казахстан (Флаг, герб, гимн)
2. Имя сакской царицы. (Томирис)
3. Массовый падеж скота от бескормицы (джут).
4. Древний родовой знак казахов (Тамга)
5. Древний праздник кочевников(Наурыз)
6. Как будет по-казахски «герб» (Елтанба)
7. Наука, в которой прославился Аль-Фараби. (Математика)
8.Символ Наурыза. (Тюльпан)
9. Народный певец-импровизатор. (Акын)
10. Город, в котором находится Мавзолей Ахмеда Яссави. (Туркестан)
11. Кочевые арабы (Бедуины)
12. Где был найден Золотой человек (Иссыкский курган)
13. Основатели Казахского ханства (Жанибек, Керей)
14. Передвижное жилище кочевников (куйме).
15. Сколько жузов у казахов? (три).
16. Кто считается отцом истории? (Геродот)
17. Рисунки на скалах (петроглифы).
18. Создатель кобыза, сказитель, композитор (Коркут)
19. Древнекаменный век называется (палеолит).
20. Священная книга мусульман (Коран)
21. Жилище кочевников (юрта).
22. Национальный напиток (Кумыс)
23. Животное, которая первая была одомашнена человеком (собака).
24. Национальные спортивные игры (Байга, кокпар)
25. День Конституции Республики Казахстан (30 августа)
26. Вереница верблюдов (Караван)
27. Национальный головной убор невесты (Саукеле)
28. Почетное звание, присваиваемое особо отличившимся в военном деле, личным героизмом, смелостью и доблестью военачальникам и воинам. (Батыр).
29. Судья в казахском обществе, знаток народной жизни, обычаев и норм, обычного права казахов. (Бий).
30. Титул верховного правителя каракитаев, жалаиров. (Гурхан).
31. Воспитатель, наставник детей ханов и султанов. (Атабек).
32. Титул верховного правителя огузов. Джабгу (Ябгу).
33. Этого кагана арабы называли «бодающимся» или «рогатым». Каган Сулу.
34. Победа арабов в этой битве послужило концом в экспансии китайцев на запад, огромную роль в этом противостоянии арабов и китайцев сыграли тюргеши и карлуки. (Атлахская битва).
35. В переводе название этого племени означает цифру «8». (Найманы)
36. Эти племена одно из ответвлении тюркоязычных племен , в состав которого входят племена булак, жикил и ташлык. (Карлуки)
37. 965 и 985 годах их военный с союз с киевскими князьями выступал поочередно против Хазарского каганата и Волжской Булгарии. (Огузы).
37. Название этих племен связывают с названием реки в Монголии Керулен. (Кереи).
38. Русское название тюркоязычных (в основном кыпчакских) племен, населявших с ΧI в. территории от Поволжья до побережий Черного моря. (Половцы).
39. Воспитатель, наставник детей ханов и султанов. Атабек.
40. Что такое балбал? (каменное изваяние)
III. Подведение итогов.
Ведущий: Вот и закончилось наша игра « Знатоки истории». Мы надеемся, что вы узнали для себя много нового и интересного об этой противоречивой эпохе. Игра была захватывающая, полная радостей и переживаний. И вот, наконец, настал момент награждения победителей!
(Под аплодисменты проходит награждение команд.)