Биология, 6 класс. Тема: Бактерии, их роль в природе и жизни человека.Внеклассное мероприятие к 9 мая,Школьный дневник Бесланаклассный час
Внеклассное мероприятие посвященное 9 мая.
1.Воспитание чувства гражданского долга;
2.Формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально-нравстенных ценностей;
3.Социализация и воспитание творческой личности.
Лиза: Через несколько часов, после объявления войны, во всех уголках нашей необъятной Родины шла мобилизация в ряды Советской армии. Люди уходили на фронт Первые дни, недели, месяцы были самые тяжелые, самые суровые
Настя: 22 июня. Этот день будет вечно возвращать нашу память к 1941 году. А значит, и к 9 мая 1945 года. Между этими двумя датами – прочная нить. Без одной не могло быть и другой.
Влад:
Плескалось багровое знамя,Горели багровые звезды,Слепая пурга накрывалаБагровый от крови закат,И слышалась поступь дивизийИ точная поступь солдат.Навстречу раскатам ревущего громаМы в бой поднимались светло и сурово,На наших знаменах начертано слово:Победа! Победа!Диана:Во имя Отчизны победа! (все хором)Во имя живущих победа! (все хором)Во имя грядущих победа! (все хором)Войну мы должны сокрушить.И не было радости выше Ведь кроме желания выжить,Есть еще мужество жить!Навстречу раскатам ревущего громаМы в бой поднимались светло и сурово.На наших знаменах начертано слово:Победа! Победа!
Лиза: Митинг, посвященный 71 годовщине со Дня великой Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, объявляю открытым.
(гимн России)
Победа! Как она досталась?
Каким путем вы к ней пришли?
И раны были, и усталость.
И шрамы на груди Земли.
Настя: 4 года, 1418 дней, 2600 километров от Москвы до Берлина,
27 миллионов унесенных жизней. 27 миллионов - это значит, каждый восьмой житель нашей страны погиб во время Великой Отечественной войны.
14 тысяч было убито ежедневно, 600 человек в 1 час, 10 человек каждую минуту.
97 не вернулись назад из 100
Война – это 1725 разрушенных и сожженных городов и поселков,
свыше 70 тысяч сел и деревень.
Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик,
65 тысяч километров взорванных железнодорожных путей.
Лиза: Дорогой ценой досталась нашему народу победа. Разорены города и села, выжжены нивы, оборваны мечты и надежды советских людей. Вместе с тем это были годы мужества, беззаветной любви к Родине.
Настя Гайкова
Разойдутся пусть тучи, отступят все беды,В этот день, майский день Великой Победы,Пусть не будет войны,Пусть не будет печали,Пусть сады расцветут, чтоб в них дети играли.Пусть всем будет тепло, пусть не будет разлуки,Будем сеять добро, пусть крепки будут руки,Пусть войдет изобилие в дом полной чашей,Пусть не будет конца биографии нашей.
Настя: Слово предоставляется
Лиза: Мы, молодое поколение, всегда будем помнить героические подвиги нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Навечно останутся в наших сердцах имена героев, отдавших свою жизнь за наше будущее. Никогда не забудем мы тех, кто, не жалея своей жизни, завоевал свободу и счастье для грядущих поколений. Обещаем упорно учиться, чтобы быть достойными нашей великой Родины, нашего героического народа. Мурашова:
Победные раскаты отгремели,Во славу жизни я теперь зажгла свечу.Мы многое сказать хотели,Но в заключенье тихо прошепчу.Спасибо вам, времён военных дети,Что сил хватило все невзгоды победить.Вы научили нас важней всего на свете -Учиться, верить, жить, творить, любить.И многолетья Вам желаем мы с любовью,И крепости, и сил, покоя и добра.А главное – здоровья и ещё здоровья.Поклон Вам до земли и славное «Ура!»
Настя: Мы, жители России, всегда будем помнить героические подвиги нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Навечно останутся в наших сердцах имена героев, отдавших свою жизнь за наше будущее. Никогда не забудем мы тех, кто, не жалея своей жизни, завоевал свободу и счастье для грядущих поколений.
Настя: Тех, кто шел за Родину, выстоял и победил!Лиза: Тех, кто согревал близких своим дыханием в стужу блокадных ночей
Настя:: Тех, кто на века безымянным канул в фашистском плену!Лиза: Тех, кто ради правого дела сердце и жизнь отдать был готов!
Настя:: Тех, кто под машины ложился вместо понтонных мостов!Лиза: Всех тех, кто ушел в бессмертие, и всем, кто победил, не забудем
Лиза: Свыше двадцати миллионов людей потеряла наша страна в той войне. Язык цифр скуп. Но вслушайтесь и представьте Если бы мы посвятили каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать 20 миллионов минут, а это более тридцати восьми лет поминальной молитвы.
Пахомова Кристина
Вновь скупая слеза сторожит тишину.
Вы о жизни мечтали, уходя на войну.
Сколько юных тогда не вернулось назад,
Не дожив, не допев, под гранитом лежат.
Глядя в вечный огонь – тихой скорби сиянье –
Ты послушай святую минуту молчанья.
Настя: Почтим светлую память погибших в этой войне минутой молчания.
(минута молчания).
(возложение венков и цветов к памятнику)
Лиза: Люди! Покуда сердца стучатся – помните!
Какой ценой завоевано счастье, - пожалуйста, помните!
Песню свою, отправляя в полет, - помните!
О тех, кто уже никогда не споет, - помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!...
Но, о тех, кто уже не придет никогда, - заклинаю, - помните!
Настя: Митинг, посвященный71годовщине со Дня великой Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, объявляю закрытым.
Митинг в Фабрицком
Лиза1: Тем, кто шел в бой за Родину, выстоял и победил
Тем, кто согревался дыханием в стужу блокадных ночей
Тем, кто улетал вместе с дымом из бухенвальдских печей
Тем, кто на речных переправах шел, словно камень ко дну
Тем, кто навеки безымянный канул в фашистском плену
Даша2: Тем, кто ради правого дела сердце отдать был готов
Тем, кто под танки ложился вместо понтонных мостов
Тем, кто ушел в бессмертие и победил, посвящается
Ведущий 1: Митинг, посвященный 71-годовщине Великой Победы советского народа в Великой отечественной войне, объявляется открытым.
Звучит гимн
Юля:
Помолчим над памятью друзей,
Тех, кого мы больше не увидим,
Не услышим тех, кто жизнью всей
Вместе с нами в мир грядущий вышел.
Катя
Помолчим, чтобы сказать о них
Не холодным, равнодушным словом,
Чтоб они воскресли хоть на миг
Всем звучанием голоса живого
Ведущий 1:
Так заведено годами,
И дальше так тому и быть,
Минувших лет святую память
Мы будем бережно хранить
. Ведущий 2:
Все дальше от нас уходит прошлое.
В легенды, воспоминания, песни, под гранитные плиты мемориалов.
Остается все меньше и меньше тех, кто пережил те страшные четыре года.
Ведущий 1:
Но... ушедшие от нас, всегда остаются с нами, в нашем Бессмертном полку!
Чтецы (девочка и мальчик):
Маша Тэйкало
Я никогда не видела войны
И ужаса ее не представляю.
Но то, что мир наш хочет тишины
Сегодня очень ясно понимаю.
Ваня Мельников
Спасибо Вам, что нам не довелось
Представить и узнать такие муки.
На Вашу долю все это пришлось –
Тревоги, голод, холод и разлуки.
Спасибо Вам за солнца яркий свет,
За радость жизни в каждом миге нашем,
За трели соловья, и за рассвет,
И за поля цветущие ромашек.
Н Мельникова
Да! Позади остался страшный час.
Мы о войне узнали лишь из книжек.
Спасибо Вам.
Мы очень любим Вас.
Поклон Вам от девчонок и мальчишек!
Ведущий 2:
Пусть не угасает память о прошлом, пусть гордо возвышаются обелиски и храмы во славу российского воинства, пусть всегда цветут живые цветы на могилах героев.
Звучит плюсовая фонограмма «День Победы», без объявления возлагают цветы к Вечному огню учащиеся школ.
Ведущий 1: Победа! Славная Победа! Какое счастье было в ней! Пусть будет ясным вечно небо, А травы будут зеленей!
Ведущий 2: Уважаемые участники нашего праздника, торжественный митинг, посвященный Дню Победы, объявляется закрытым.
Проект урока в 5 классе
по формированию универсальных учебных действий
Тема
Жизнь в морях и океанах
Цель
Создать условия для формирования знаний о разнообразии организмов в морях и океанах
Задачи
Образовательные:
1.Дать представление о разнообразии живых организмов в морях и океанах, об их распространении.
2.Раскрыть черты приспособленности обитателей к разнообразным условиям.
3.Показать необходимоcть защиты вод Мирового океана.
Воспитательные:
1. способствовать воспитанию культуры общения,
2. продолжить формирование познавательного интереса к предмету через создание ситуации успеха.
3. Развивающие
1. продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные (развитие логического мышления),
2. продолжить развитие учебно-познавательных умений: составлять и высказывать тезисы,
3. развивать навык решения экологических задач;
4. продолжить развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности
Основное содержание темы, термины и понятия
«сообщество», «сообщество поверхностных вод», «сообщество толщи воды», «планктон», «сообщество кораллового рифа», «донное сообщество», «глубоководное сообщество», «приспособление (адаптация)»; прикрепленные организмы, свободноплавающие организмы
Планируемые результаты
Личностные
Проявлять интерес к изучению темы.
Позитивное отношение к результатам обучения при изучении темы.
Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле
Метапредметные
Познавательные:
-умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;
- умение вести наблюдение;
- умение прогнозировать ситуацию.
Регулятивные:
- прогнозировать ситуацию будущих событий.
умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- умение соотносить учебные действия с известными правилами;
- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре и группе, а также оказывать взаимопомощь.
Предметные
Углубить свои знания о разнообразии обитателей морей и океанов
Объяснять сущность понятия «планктон».
Характеризовать особенности видов организмов, их приспособленность к среде
обитания.
Называть примеры флоры и фауны морей и океанов по рисункам учебника.
Универсальные учебные действия
Личностные
- Мотивирует учащихся на работу.
- настрой на положительные эмоции и плодотворную работу на уроке.
- самоопределение
Регулятивные
-волевая саморегуляция.
- целеполагание как постановка учебной задачи, прогнозирование
– планирование, прогнозирование
– выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.
Познавательные
-анализ объектов с целью выделения признаков.
- поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания.
– выбор оснований и критериев для сравнения.
Коммуникативные
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
- уметь вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию
- сотрудничество в поиске информации
-использование грамотной монологической речи
- умение выражать свои мысли
- уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
.
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи
Ресурсы
Формы работы
География, экология
Компьютер, проектор
Презентация «Жизнь в морях и океанах».
Аппликации животных морей и океанов. Учебник Природоведение 5 класс автор Н.И. А.А. Плешаков, Н.И.Сонин, тетрадь, оценочные листы
фронтальная -
индивидуальная –
в паре -
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
I этап.
Цель деятельности
Мотивация. Проверка домашнего задания.
УУД
- организация самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке
Учитель:
Всех приветствую на уроке биологии. Нас ожидает интересная, Слайд 1 увлекательная работа.
-Оцените себя, как готовы вы сегодня к уроку по 5 системе. ( Приложение 1).
Ученик:
Используют индивидуальные карты. Выставляют оценку готовности к уроку.
Учитель:
Домашнее задание проверим при выполнении теста.
Слайд 2
Ученик:
Выполняет тест и проверяет по слайду.
Выставляет оценки за тест в оценочный лист Слайд 3
Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
- Регулятивные: волевая саморегуляция.
-Личностные:
- Мотивирует учащихся на работу.
- Настрой на положительные эмоции и плодотворную работу на уроке.
II этап
Цель деятельности
Актуализация субъективного опыта
УУД
- Мотивация. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях
-Создать условия для развития воображения, наблюдательности, любознательности, логического и образного мышления, расширять кругозор и словарный запас
Учитель:
- Мы с вами изучили животный и растительный мир материков.
- Где могут обитать еще растения и животные кроме материков?
- Закройте глазки, расслабьтесь, сядьте поудобнее и представьте себе
Релаксация: под шум океана учитель читает художественный текст. (Приложение 2)
-О какой среде обитания идёт речь? Слайд 4
- Большую часть нашей планеты, а именно 71% занимает вода. Все моря и океаны соединены в один Мировой океан. Он настолько велик, что его можно назвать – планета ОКЕАН
-А, сейчас, мы с вами с помощью интеллектуальной разминки попробуем определить тему урока Слайды 5-11
1. По волнам гуляет зонтик,
Если встретите – не троньте!
Вот так чудо, вот так диво!
Зонтик жжется как крапива. (Медуза)
2. Он плавает на дне глубоком,
А иногда у берегов.
Он своим могучим током
Разгоняет тьму врагов. (Скат)
3. По сути зверь – а с виду рыба,
Огромен, я его боюсь.
А догадаться вы смогли бы,
Кто пищу цедит через ус? (Кит)
4.Зубы в пасти: в три ряда.Это не страсти, а беда.Этот хищник знаменит,Тем, что он - "морской бандит".Мускулисты его скулы,Остерегайтесь встреч с (Акулой)
5. Подставляя людям спины
В море нас спасут (Дельфины)
6. Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я - (Осьминог)
7. Люд морской встревожен –
Меч плывет без ножен. (Рыба-меч)
-Где же живут эти организмы? ( Это обитатели морей и океанов).
И сегодня мы познакомимся с ними. Попробуйте сформулировать тему и цели нашего урока: «Жизнь в морях и океанах»
- Запишем тему в тетрадь
Задачи урока на слайде Слайд 12
Ученик:
Отвечают на загадки. И одновременно видят на экране изображения отгаданных ими животных.
Учащиеся ставят цель урока, уточняют и согласовывают тему урока
Коммуникативные
- уметь вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию
Познавательные
-анализ объектов с целью выделения признаков.
Регулятивные
- целеполагание как постановка учебной задачи, прогнозирование.
III этап
Цель деятельности
Восприятие и осмысление учащимися нового материала
УУД
Дать образное целостное представление о жителях морей и океанов, заинтересовать обучающихся в изучении разнообразия подводного мира, особенностей условий обитания и приспособления животных к ним.
Учитель:
-Кругом вода – с питьем беда. Почему так говорят о море? (соленая вода)
-Как вы представляете себе море? Какие чувства у вас вызывает вид моря, звуки моря?
-Жизнь в морях и океанах можно сравнить с огромным домом, в котором каждый житель занимает свой этаж, свою экологическую нишу и приспособлен, адаптирован к жизни на этом этаже. Этажи, на которых живут живые организмы, называются сообществами.
- Давайте вспомним, что называется природным сообществом?
(Природное сообщество – это совместно обитающие и живущие на одной территории разные по виду растения, животные, микроорганизмы). Слайд 13
- Сколько же сообществ (этажей) в этом доме?
Откройте учебник стр. 135-137 , у вас в тексте жирным шрифтом выделены сообщества, назовите их.
(Сообщество поверхности воды, толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество).
- Значит сколько здесь этажей. (5)
- Познакомимся с этими сообществами и с многообразием водных обитателей, рассмотрев презентацию. Заполним таблицу, отметив
особенности образа жизни, формы тела, приспособления.
( Приложение 3)
-Знакомство начнём с поверхности воды. Ит.д
( Приложение 4) Слайды 14-27
Ученик:
Индивидуальная работа. Работа с учебником. Работа в парах.
Оценивают на сколько усвоили материал на листах самооценки
Коммуникативные
- сотрудничество в поиске информации
-использование грамотной монологической речи
Регулятивные
– планирование, прогнозирование
Познавательные
- поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания.
IV этап.
Цель деятельности
Первичное закрепление
УУД
-Воспитывать бережное отношение к природе, показать необходимость защиты вод Мирового океана
Учитель:
1 задание
-Звучит звук входящего сообщения системы ICQ)
- Кажется, нам пришло письмо! Давайте посмотрим, от кого.
(на экране появляется текст письма от капитана Врунгеля)
Слайд 28.
Ребята, мы же с Вами знаем этого капитана Врунгеля. Он всегда любит в своих рассказах приукрасить и понавыдумывать небылицы. Я прочту Вам письмо, а вы попробуйте определить, все ли правильно написал капитан?
Ошибки Слайд 29
Морские звёзды и морские ежи.
Рыбы-удильщики, лучевики, морской чёрт.
Скаты, морские ежи, скорпена.
Акулы, дельфины.
Планктон.
Учитель: Молодцы, вы хорошо справились с заданием и нашли все ошибки капитана.
2 задание
-А сейчас мы попробуем расположить этажи океана, начиная со дна
-На доске у нас нарисован воображаемый океан. И сейчас мы с вами постараемся заполнить этот огромный дом и выяснить, какие сообщества характерны для морей и океанов, какие организмы их населяют, начиная со дна
Сообщество поверхности океана - 1 этаж
Сообщество кораллового рифа – 2 этаж
Сообщество толщи воды – 3этаж
Глубоководное сообщество – 4 этаж
Донное сообщество – 5 этаж
Ученик:
Размещает аппликации животных морей и океанов по сообществам
задание3
Послушайте экологическую сказку. Жил старик со старухой у самого синего моря. Забросил в море дед невод. Пришёл невод обратно с тиной морской, а также со ржавыми банками, бутылками и прочим мусором. Закинул дед невод во второй раз, выловил рваный башмак и лысую резину. В третий раз закинул он невод и поймал золотую рыбку, которая заговорила с ним человеческим голосом: - Не отпускай меня старче в синее море, лучше кинь в аквариум. Там вода чистая. Не хочу быть рыбкой нефтяною, хочу быть золотою. Грустная сказка? На самом деле это правда. Мы, люди, очень много грязи бросаем в океаны и моря. Приносим вред обитателям. Мир океана очень велик и прекрасен. Рассказать обо всех обитателях на одном уроке невозможно. Но охранять его не только возможно, но и необходимо.
Ученик:
Делает вывод, что самая важная проблема океанов и морей - это экологическая проблема и решать ее уже не обитателям "нашего многоэтажного дома", а нам - людям.
Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли
- уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
Регулятивные
– выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.
Познавательные
– выбор оснований и критериев для сравнения.
Личностные- самоопределение.
V этап. Рефлексивная деятельность
Цель деятельности
Самоанализ и самооценка ученика
Результат деятельности
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
- оценивать собственный вклад в работу группы
Учитель:
Вот и подошел к завершению наш урок по планете ОКЕАН. И настало время оценить Вашу работу на уроке. У вас на столах лежат листы самооценки.
Если вы считаете, что усвоили весь материал урока и приняли активное участие в работе, поставьте себе оценку «5».
Если же вы считаете, что могли работать лучше, поставьте оценку «4».
Ученик:
Анализирует и оценивает свою работу на уроке
Урок цели достиг. Дети усвоили материал, проанализировали свою деятельность, оценили свою работу.
«4» - 2
«5» - 3
VI этап.
Итог урока. Домашнее задание
Учитель:
Наш урок подошел к концу. Спасибо за активную творческую работу.
Домашнее задание – подготовить сообщение об одном из обитателей подводного мира, нарисовать рисунок. с.135-138.
13 EMBED Word.Document.8 \s 1415
Цель: познакомить детей с трагедией 1 сентября 2004г. в школе №1 города Беслана
Задачи:
- воспитывать уважение к памяти погибших;
- вызвать осуждение к действиям террористов;
- сделать соответствующие выводы о безнравственных и нравственных
поступках.
Форма: беседа.
Оборудование: презентация к классному часу, бутылки с водой, цветы, свеча, табличка «Беслан» (создающие эффект памятника), листочки на столах учащихся, записанные слова на доске «террор», «терроризм», «террорист».
Ход классного часа
- Ребята, скажите, пожалуйста, что Вы знаете о трагедии в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]?
Кто такие террористы? А Вы знаете, как они относились к тем, кто попал к ним в руки?
- Ребята, почему мы должны об этом знать и не забывать об этих событиях?
- Какие выводы мы должны сделать для себя? Какие уроки должны извлечь из этих событий?
Вы готовы ответить на эти вопросы? (Нет). Тогда перед нами возникла проблема и мы будем её решать. А в конце классного часа вернемся к вопросам, на которые не смогли ответить сейчас.
1 сентября 2004 года вошло в жизнь нашего народа трагедией в Беслане. (Слайд 1). 3 сентября текущего года исполняется 10 лет со дня страшной трагедии в Беслане, когда террористы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], а с ней - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Жертвами теракта и последовавшего штурма [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
По официальным данным, в спортзале бесланской школы погибло 334 человека, из них 186 - дети. (Слайд 2)
Жертвы
Группа
Погибло
Дети от 1 до 17 лет
186
Учителя / сотрудники школы
17
Сотрудники ЦСН ФСБ
10
Сотрудники МЧС
2
Родственники, гости и друзья учащихся
118
Сотрудники МВД
1
Всего
334
Многое было сказано за эти годы.
Но многое забылось...
Жителям Беслана, чьи имена навсегда останутся в памяти человечества. Погибшим в тёмном пекле пылающего ада и выжившим в те страшные сентябрьские дни 2004 годы, посвящаем мы классный час. (Слайд 3)
Давайте вспомним, как это было и посмотрим на происходящее в то роковое время глазами 14-летней школьницы Агунды Ватаевой, которая 1 сентября 2004 года оказалась в числе 1200 заложников бесланской школы (Слайд 4). Наш классный час мы так и назовём «Школьный дневник Беслана Агунды Ватаевой»
В результате того теракта погибла мама Агунды, учительница начальных классов Галина Ватаева. Сама девочка получила опасные ранения. Но выжила. Когда пришла в сознание, то взялась за перо, чтобы занести в девичий дневник воспоминания о трех днях, проведенных под дулом автомата. Девочка торопилась, потому что боялась забыть какие-то детали, думала, со временем память ее подведет. Агунда ошибалась. Воспоминания не стерлись. Более того, они и по сей день преследуют ее.
Итак, спустя 8 лет, бывшая заложница решила опубликовала свой дневник в газете [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Всё произошло в североосетинском Беслане (Слайд 5). - очень зеленом и уютном городе, получившим всероссийскую известность 1 сентября 2004 года, когда в спортзале бесланской школы №1 боевиками Руслана Хучбарова были захвачены более тысячи человек.
Ничто не предвещало беды. Линейка в школе № 1 г. г. Беслан началась на час раньше положенного: всех учеников предварительно обзванивали классные руководители с просьбой прийти на линейку к 9 часам утра (её перенесли из-за жары с традиционных 10 часов).
Дети, сопровождаемые родителями, шли в школу. Многие школьники пришли с младшими братьями и сестрами: по странному стечению обстоятельств, в то утро все детские сады и ясли г. Беслана оказались закрытыми, и матери были вынуждены взять их с собой в школу. Как отмечают очевидцы, праздничная линейка в том году была самой многолюдной за всю историю.
Итак, ребята, знакомьтесь - это Агунда Ватаева. Сейчас ей 16-лет. Посмотрим на происходящее её глазами.
День первый
Утро. Тепло. Солнечно. 1 сентября. Любимый праздник после дня рождения. Одеваюсь. Белая новая кофточка, черная юбочка, любимые туфли. Мама надела свой любимый бежевый костюм. Позавтракали, собрались, десять минут девятого выходим. Какая же погода хорошая! Мы идем по залитой солнцем Надтеречной, так солнечно - глаза болят! Что-то никого нет - рано еще. Мы вышли пораньше, чтобы докончить оформление маминого кабинета. Заходим в её класс. По всей школе пахнет краской: еще не успели все доделать - обвалились потолки в коридоре перед столовой и где-то на втором этаже.
(Слайд 6). Мама пишет на доске: «Добро пожаловать в школу!». Я вышла на улицу - никого из одноклассников нет. Конечно, мы уже девятый класс, грех не опоздать.
Ну вот, стали потихоньку собираться. А вот и моя подруга! Она в панике: туфли натерли, нужна вата. Забежали к маме. Там уже первоклашки сидят за партами, у всех банты, цветы. Все нарядные. Кто-то делит между детьми шарики - они, по сложившейся традиции, сегодня должны улететь в небо. Я подружке Мадине говорю, что завидую им: «Они такие маленькие и счастливые». Потом вышли во двор, там уже все наши построились. Мы с девчонками обсуждаем обновки...
...Наш разговор обрывается. Где-то совсем близко раздались выстрелы. Я повернула голову и увидела трех мальчиков, бегущих к выходу, а за ними человека в камуфляже и с черной густой бородой. Он бежал за мальчиками и стрелял в воздух. Я подумала: «Кто-то плохо шутит, наверное, розыгрыш или опять какая-то проверка». Эти мысли сразу же пропали, когда со всех сторон началась стрельба и нас погнали в сторону котельной. (Слайды 7-8).
Мы сбились в кучу. На асфальте валялись потоптанные букеты, туфли, сумки. Мы сидели у стены котельной. Люди в масках и с автоматами приказали нам молчать и подходить к спортзалу. Мы кинулись к дверям спортзала. В голове вертелось правило, которое нам твердили учителя: «В чрезвычайной ситуации главное не паниковать». Не паниковать было невозможно. Это чувство охватывало все тело, весь разум, все сознание. Хотелось бежать куда-то в толпу, подальше, где-нибудь спрятаться, скрыться...
В этой толпе я разглядела Зарину - мою одноклассницу. Я взяла ее за руку. Она крепко сжала мою ладонь и попросила, чтобы я не отпускала ее. Странно, я ничем не могла ей помочь, но мне самой эта рука в моей ладони была сильно нужна.
Затем нас погнали к спортзалу. Когда мы в него зашли, я заметила свою близкую подругу Мадину. Мы с Зариной продвинулись поближе к ней. Нас стало уже трое. Мы сидели на корточках и держали «руки зайчиком», как нам приказывали. (Слайд 9).
Люди паниковали, истерили. Боевики подняли мужчину и пригрозили убить его, если мы не замолчим. Мы старались, но страх и паника не отпускали. Раздался выстрел. Мужчину убили...
Наступила мертвая тишина. Лишь плач и крик детей нарушали ее. (Слайд 10-13).Нам приказали выбросить все телефоны и сумки. Сказали, расстреляют двадцать человек, если услышат телефонный звонок. После этого в зал полетело еще около десятка сотовых. Они еще раз пригрозили, что расстреляют двадцать детей. Учителя уговаривали ребят, чтобы они отдали все мобильные. Еще несколько телефонов вылетело из толпы. Затем часть людей подняли и перегнали в противоположную сторону спортзала. Среди них оказались и мы. К этому времени боевики уже разложили взрывчатку.
...Все время я думала о маме. В зале я ее не видела, искала ее глазами, но безуспешно. Вскоре я услышала голос. Она просила одного из боевиков разрешить ей пересесть ко мне. Странно, но они разрешали родственникам вставать и передвигаться, чтобы сидеть рядом. Мама подошла к нам и села. Она выглядела спокойной, говорила, что все будет хорошо, что нас спасут.
...Возле нас стояли две шахидки. Они были в парандже, и их лиц не было видно. Только глаза и ноги. Они были в спортивных штанах и кедах. В одной руке у них были пистолеты, а другую они держали на кнопках от поясов. И еще у них ледяной, неживой взгляд... Именно женщины вселяли необъяснимый страх и ужас.
В какой-то момент обе шахидки куда-то вышли. А потом боевики подняли десятерых крупных мужчин и вывели. Нам сказали, что с ними будет все в порядке. Неожиданно один из боевиков посмотрел на Мадину и со злостью крикнул: «Закрой свой стыд!» - кинул ей какой-то пиджак. У подруги были голые колени, она их сразу накрыла. После этого мне стало чуть легче. «Хоть насиловать не будут», - подумала я.
Лицо того боевика показалось мне очень знакомым. Как будто я его уже видела в Беслане. Я сказала это Мадинке, и она согласилась, что тоже где-то его видела. Ему было лет 35–38, и у него был огромный шрам на шее.
...В первый день боевики кидали заложникам листы бумаги, чтобы мы могли обмахиваться, пускали в туалет, раздавали воду. Время длилось медленно. Было ужасно жарко. Мы снимали с себя все, что только можно было снять и остаться в приличном виде. Места было мало. Мы сидели на скамейке. Как-то я смогла разорвать на себе колготки. Девочки младших классов мучились в своих синтетических формах.
Мы сидели с Мадинкой и разговаривали. Как бы там ни было, но мы держались, вели оптимистические беседы, даже шутили.
...Часов в пять раздался первый взрыв. Через несколько минут в главный вход боевики завели одного раненого мужчину из тех, кого выводили ранее. Возле нас сидела медсестра Фатима, которая попросила, чтобы ей разрешили взять медикаменты из кабинета. Ей не позволили. Тогда она нашла какую-то рубашку и стала перевязывать голову и плечо раненому. Кацанова Алана тоже взялась помогать мужчине. Она все время вытирала его тряпкой, давала ему воду, обмахивала бумажками. Раненый еще долго лежал возле нас, а потом я не знаю, что случилось, но его уже не было.
...К концу дня чувства голода почти не было вернее, жажда и жара забили его. Около восьми часов вечера пошел дождь. Мы сидели под выбитыми окнами и хватали ртом дождинки - так хотелось пить. Мама накрывала меня и девочек своим пиджаком, а я все время вылезала из-под него - под дождь. Мне было так хорошо! По-моему, самое лучшее воспоминание из этого ада. Люди раскладывали тряпки и вещи на подоконниках, чтобы они намокли. Потом мы обтирались ими. Естественно после дождя стало чуть-чуть прохладнее.
...Приближалась ночь. Никаких новостей. Хотелось спать, хотелось пить, есть не хотелось совсем. Кто-то еще днем находил шоколадки и раздавал. Мне тоже давали, правда, я не ела. Зачем есть, если еще сильнее захочется?
Возле нас сидела директор школы - мы думали, что с ней будет безопаснее. А она... Нет, я, конечно, не считаю, что она была в связи с террористами, но просто мы в ней разочаровались. Не имела она права засовывать в рот таблетку, когда вокруг дети падали в обмороки. Матери ребят просили у нее лекарства, а директор отвечала: «Больше нет» и проглатывала очередную таблетку валидола.
...К концу первого дня мы узнали о требованиях, которые выдвигали террористы.
Кто-то из взрослых сказал: «Отсюда живыми мы не выйдем».
...Всю ночь мы дремали парами по часу. Пока мы с Мадиной сидели на скамейке, мама с Зариной спали на полу. Через час мы менялись. Кто-то спал у кого-то на коленях, на плечах. Все были измучены, было уже не жарко душно, на руках женщин плакали полусонные детки.
День второй. Самый длинный (Слайд 14).
Проснулись рано, часов в семь. По-прежнему душно. Есть не хочется, только пить. Ужасная жажда. Хочется спать... Начинают стрелять. После каждого выстрела детки начинают плакать. У матерей истерика. Они еще не знают, что сегодня придет добрый дядя Аушев и заберет их (матерей с грудными детьми). А мы останемся ждать. После ухода Аушева у нас появится надежда. Но это все случится вечером.
...Вчера террористы бегали по залу и кричали: «Никто не выходит на связь! Никому вы не нужны, мы все вместе сдохнем!» И действительно, ни Дзасохов, ни Зязиков - никто не выходил на связь. После их слов директор школы Лидия Александровна сказала: «Тут есть дети Мамсурова может, к нему?» «Кто?» И тут встали Замка и ее брат. Их повели куда-то, видимо, в учительскую. Их сдала Лидия Александровна. Даже мы, дети, поняли: это предательство.
...Нам больше не разрешали пить воду, ссылаясь на то, что она отравлена. Выпускали в туалет выборочно. Возле выхода в туалет образовалась огромная очередь, которую время от времени боевики разгоняли криками и угрозами.
Второй день тянулся долго... Очень! Делать было нечего, ноги затекали, хотелось только воды, иногда в туалет. Иногда раздавался звонок мобильного маленькой красной раскладушки (смешно смотреть на боевика со столь миниатюрным женским мобильником)... Мелодия «Nokia Tune». Террористы разговаривали на повышенных тонах, иногда даже кричали в трубку, иногда шутили.
Я сидела очень близко к тому месту, где были развернуты снаряды, поэтому хорошо слышала боевиков, когда они вели переговоры по телефону или обращались к нам: «Вас никто не спасет, мы все сдохнем». Призывали к соблюдению дисциплины они нас словами: «Руки зайчиком!» В таком положении очень затекали руки.
А день все тянулся... Никакого движения, никаких новостей. В туалет вообще перестали выпускать, воду больше не разносили. Внезапно боевики воодушевились и стали вести себя более активно. Подняли директора и пошли с ней куда-то...
Через некоторое время она вернулась с одним мужчиной в камуфляжной шинели. Он начал что-то говорить в зал. Я не слышала его речи, но когда он замолчал, заложники стали улыбаться и хлопать, кто-то плакал. Затем некоторых мам с детьми подняли и вывели из зала. (Слайд 15). А потом я вспомнила, что в первый день захвата боевики переписывали имена женщин, записывали, сколько в школе находится детей и сколько кому лет.
После того как вывели партию детей, атмосфера в зале стала легче.
...На протяжении всех дней мы часто слышали: «Вот через час (два часа, вечером, завтра в 11) начнут выпускать детей, оставят взрослых»...
...Днем одному пожилому мужчине в зале стало плохо. Рядом с ним все время сидела очень красивая женщина в черном платье с кружевами. Она обратилась к одному из боевиков с просьбой о помощи, лекарствах, на что ей ответили: «Мы ничего вам не дадим. Пусть умирает». Женщина стала ругаться и кричать, что вывело боевиков из себя. Кто-то из них приставил дуло автомата к лицу этой женщины. Она продолжала: «Стреляй!» К боевикам подбежала директор школы: «Мальчики, не надо, пожалейте ее, она и так вдова». После всего этого ужаса она еще будет лежать в ЦИТО, в Москве, с травмой черепа и височной кости.
Около 9 часов вечера в террористах проснулось что-то человеческое: они предложили, чтобы пожилые люди, учителя по желанию вставали и перемещались в тренажерный зал. Там было довольно прохладно. Мы сели на голый бетонный пол...
В тренажерном зале дежурил террорист, который был одним из нескольких оставшихся ко второму дню в маске. Глаза его были хорошо видны и казались нам не такими страшными, хотя под левым глазом у него красовался огромный синяк. Он стал нас запускать в душевые по очереди. Это было очень кстати, потому что силы были на исходе, очень хотелось в туалет, но мы терпели весь день. Я зашла в душевую с Мадиной и ее братом Дзамбиком. На полу заметили разбитые стекла, поэтому я решила взять босого и раздетого Дзамбика на руки. Пока Мади была «в туалете», я отвлекала Дзамбика разговорами о футболе это его страсть. Потом пошла сама и наконец, попила воды. Ничего вкуснее, приятнее, сытнее этой воды я не пробовала в своей жизни. И мне тогда было совершенно все равно, отравлена она или нет.
Мы вернулись в зал и легли спать. Мама положила рядом Дзамбика - он был одним из ее любимых учеников. Мы с мамой обняли мальчика. Он был совсем раздетым, у него были проблемы с почками, и таким
·способом мы старались его согреть.
День третий. «Я уже мечтала не об освобождении, а о смерти»
...Проснулись рано. Где-то в начале шестого. Еще не рассвело, когда нас переводили обратно в спортзал. Наши места под окнами на скамейках оказались заняты. Мы сели почти в центре спортзала.
Время тянулось очень медленно. Жажда убивала. Не хотелось даже двигаться. Я видела у некоторых людей баклажки с желтой жидкостью. Не сразу поняла, что это моча. Все это время с Зариной был ее двоюродный брат, первоклассник. Она очень боялась за него. На третий день он был совсем слабым, все время просил воды. Тогда она взяла откуда-то мочу в сломанной шкатулке и давала ему немного, обтирая ею его и свое лицо. Я не смогла преодолеть брезгливость или моя жажда была не такой сильной, чтобы выпить это. Зарина лишь протирала мне лицо и губы. Это не казалось мерзким на тот момент.
Рядом сидел мальчик из параллельного класса. К третьему дню он был явно не в себе. Просил у нас наши номера телефонов, обязательно хотел их запомнить и набрать, когда мы выйдем оттуда. А когда увидел сосуд с мочой, стал швырять его и кричать нам, чтобы мы не пили «это масло».
Дико хотелось спать. Я уже мечтала не столько об освобождении, сколько о смерти, потому что это казалось более вероятным исходом. В третий день все хотели только одного конца. Любого конца, лишь бы все это кончилось.
В бессилии и желании уснуть я валилась на пол, но боевики заявили, что будут расстреливать всех, кто потеряет сознание. Тогда мама сказала: «Надо подняться». Мы с Зариной прислонились друг к другу спинами, так и сидели, потому что сил совсем не осталось.
Зарина спросила меня: «Который час?» На тот момент было без малого час дня, где-то без десяти минут.
...Раздался телефонный звонок. «Из Чечни выводят войска, доложили боевики. Если эта информация подтвердится, мы начнем вас выпускать». И тут мне первый раз за все эти три дня захотелось заплакать, потому что появилась надежда, что мы вырвемся оттуда.
А потом... Я потеряла сознание. Когда очнулась, надо мной горела крыша, все падало, кругом лежали люди. (Слайд 16). И первое, что я увидела, когда поднялась, горящий и обожженный труп одного из террористов на стуле, под разорвавшимся снарядом, который заливал водой другой боевик. Они стали кричать, чтобы живые поднимались и выходили из спортзала в коридор. Мы с мамой встали и пошли. Я успела заметить небольшую рану на своей левой руке и успокоилась, что других ран нет. Я пыталась идти осторожно, везде лежали тела, дымящиеся деревянные брусья. У самой двери я увидела тело маленькой девочки. Наверное, тогда ко мне пришло осознание того, что это все реально.
Боевики вывели нас из спортзала в столовую. Там заложники могли выпить воды из бочек, какие-то дети жадно ели печенье. Недалеко от меня стоял мужчина с мальчиком на руках. Мальчик был одет в брюки и белую окровавленную майку. Его дыхание походило на хрипы странного животного. Мама спросила меня: «Это что, мой Вовка?..» В этот момент к маме привязалась одна девочка, лет 8: «Галина Хаджиевна, я вас знаю. Вы меня заберете к себе жить? Моя мама и сестра умерли. Точно, у нее кровь изо рта шла. Я хочу с вами жить, я сама одеваться умею и купаться, хорошо?» Мама только кивала в ответ, успокаивала ее и держала рядом.
Потом боевики заставили заложников выставить в окна детей, чтобы те махали солдатам тряпками и кричали, что тут заложники, чтобы наши не стреляли. Женщины не захотели ставить детей и встали на подоконники сами. Все снова легли на пол меня тогда чуть не задавили, мама помогла выбраться из-под груды тел. Вскоре раздался новый взрыв, очень сильный по своей мощи. Я смотрела в потолок, и горячая плотная взрывная волна окатила меня с головы до ног. Я подумала: «Вот и конец. На этот раз я точно умерла».
Но я очнулась. Кисть руки уже висела, кровью были залиты мои любимые часы. Посмотрела на ногу. Сквозь рану ниже колена я видела что-то белое, блестящее, похожее на кость. Мне было совершенно не больно, просто тяжело поднимать руку и ногу. Мама лежала рядом. «Нога, сказала она. Уходи». Никогда не смогу простить себе то, что послушала ее, развернулась и пошла. Что это было? Откуда это предательство? Я поползла на четвереньках к выбитому окну. Рядом стояли какие-то печки. Добралась до подоконника. На одной из этих печек лежали два трупа раздетых истощенных мальчиков. Они были похожи, как братья. Видимо, этих ребят ставили на окно, чтобы они махали тряпками.
До улицы мне оставалось одно движение, когда моя нога провалилась в щель. Я уже ногу не чувствовала, не могла ее найти, все тянула ее, тянула, и ничего у меня не получалось. Внизу меня уже ждали. Наши военные кричали мне: «Давай, золотце, давай, солнышко!» А я не могла. От этого чувства бессилия и безнадежности я стала плакать. Но потом собралась и освободила ногу. Меня подхватили, положили на носилки, понесли через какие-то дворы, закинули в «пазик» и повезли куда-то. Моя правая ступня всю дорогу странно качалась. В «пазике» со мной лежала женщина, которая сначала жадно пила воду. А мне было все равно. Сил радоваться уже не осталось...
Эпилог (Слайд 18).
Позже меня найдут родные, отвезут во владикавказскую больницу, где я буду лежать в одной операционной с моей мамой.
Потом я буду читать СМС сестры и случайно прочту соболезнования о маме. Потом мне скажут, что больше нет Дзерочки, погиб Арсен, не стало Аланки, Сабину похоронили в закрытом гробу... Самые благородные и сильные умерли, сгорели, истекли кровью...
...На каждом медицинском документе у меня стоит печать «заложник». Спустя годы я привыкла к своим шрамам, привыкла не замечать их и не стесняться. Они стали частью меня. Без них я не могу себя представить. Но кроме шрамов и рубцов у меня есть и другие «интересные штучки». Например, мой металл! Один в голове, один в легком, множество других раскидано по телу. Не то чтобы я с ними ужиться не могу, но ощущения крайне дискомфортные, особенно головные боли и неразгибание «свадебного» пальца на правой руке.
А еще я очень закрыта. Иногда, кажется, что легче застрелиться, чем рассказать обо всем этом другому человеку, даже очень близкому. Не потому, что не поймет, а потому, что сложно. Поэтому решила написать дневник. Это своего рода как «эффект попутчика» рассказала обо всем в никуда, выплюнула это.
Вот и закончился дневник Агунды Ватаевой
Рефлексия. Активный метод «Клубок»
Уважаемые ребята! Я попрошу вас всех выйти к доске и встать в круг. В руке у меня клубок ниток, представим, что это наши с вами эмоции и впечатления, полученные сегодня на классном часе. Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями. Высказав их, я прошу, чтобы каждый из вас намотал нитку 1-2 витками себе на палец, а затем, закончив говорить, передал или перебросил клубок своему однокласснику. (Высказывания ребят, передача клубка).
Ребята, посмотрите как объединило нас горе Беслана в эмоциях, чувствах, переживаниях Это так раз тот момент, «Когда чужая боль становится своей».
-А теперь вы сможете дать ответы на вопросы, которые были поставлены в начале классного часа? Кто такие террористы? А Вы знаете, как они относились к тем, кто попал к ним в руки?
- Ребята, почему мы должны об этом знать и не забывать об этих событиях?
Памятка по антитеррористической и личной безопасности учащихся
(В дневник каждому ученику)
1. Если увидели подозрительного человека, сообщите об этом родителям, учителям, сотрудникам правоохранительных органов.
2. Никогда не берите в руки, не открывайте, не разворачивайте подозрительные бесхозные сумки, пакеты, кейсы, чемоданы, портфели. Не наносите по ним удары.
3. Не предпринимайте попытку самостоятельно обезвредить подозрительный предмет или доставить его в отделение милиции.
4. Не пытайтесь проникнуть в отцепленную, огражденную, охраняемую зону.
5. Постарайтесь быстро покинуть опасную зону, вывести из нее сверстников.
6. Если у вас есть информация о готовящемся террористическом акте, незамедлительно сообщите об этом родителям, учителям, в милицию, спасателям.
Телефоны:
Пожарная служба – 01
Милиция – 02
Скорая помощь – 03
Биология, 6 класс. Тема: Бактерии, их роль в природе и жизни человека.
Тип урока «открытие» новых знаний. Форма: проблемное изучение.
Технологии обучения: Этап 1 – техника развития учебной мотивации (познавательная). Этап 2 – репродуктивная деятельность, взаимооценивание деятельности. Этап 3 – групповая технология, частично-поисковая деятельность, взаимооценивание деятельности. Этап 4 – моделирование. Этап 5-6 – технология креативного мышления (в т.ч. рефлексия и самооценка).
Общая часть
Цель урока:
Знакомство с ролью бактерий в природе и жизни человека.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные
Предметные
Метапредметные
Развитие интереса к изучению ранее незнакомых объектов живой природы, проведение простейших действий, способствующих формированию мотивации к познанию нового и научного мировоззрения.
Знакомство с многообразием бактерий, их ролью в природе и жизни человека.
Формирование навыков работы с текстом и иллюстрациями, описания биологических объектов и проведению сравнительной характеристики.
Задачи:
Воспитывающая
Развивающая
Обучающая
-формирование познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом.
-формирование способности видеть уникальность окружающего мира и воспитать бережное отношение к нему.
-развивать у учащихся умение анализировать и делать выводы.
-формировать способность использования творческого подхода при решении проблемы.
-формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни.
-углубление знаний школьников о значении бактерий в природе и жизни человека.
-формирование понимания роли бактерий в жизни на Земле.
Основные понятия, изучаемые на уроке
Бактерии, бактерии гниения, почвенные бактерии, болезнетворные бактерии, молочнокислые бактерии.
Вид используемых на уроке средств ИКТ
Организационная структура урока
Этап 1. Мотивирование к учебной деятельности.
Цель: заинтересовать учащихся.
Форма работы: индивидуальная (в т.ч. у доски)
Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок биологии мы начнем с решения задачи (условия задачи заранее записываются на доске). Кто хочет решить ее у доски?
Задача:
В 1 литре лесного воздуха содержится 100 бактерий, в 1 литре воды, набранной из озера в том же лесу – в 3 000 раз больше чем в 1 литре воздуха, а в 1 литре почвы из этого же леса – в 2 500 000 раз больше бактерий, чем в 1 литре воды. Сколько бактерий в 1 литре почвы?
Решение:
100 х 3 000 = 300 000 бактерий в 1 литре воды
300 000 х 2 500 000 = 750 000 000 000 бактерий в 1 литре почвы.
Ответ: в 1 литре почвы содержится 750 000 000 000 бактерий.
Ребята, как вы думаете, почему урок биологии сегодня мы начали с решения данной задачи?
Дети: мы продолжим изучать бактерии.
Совершенно верно. Тема нашего урока «Бактерии». И сегодня мы будем говорить о роли бактерий в природе и жизни человека.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Дает задачу для решения (нестандартный подход, являющийся мотивирующим к учебной деятельности). При помощи вопросов подводит к формулировке темы.
Решают задачу самостоятельно, 1 учащийся делает это у доски. Отвечают на вопросы учителя.
- развитие навыка решения простейших задач.
- формирование способности к сопоставлению и выделению главного.
- развитие познавательной мотивации к учебной деятельности, открытию новых знаний.
Этап 2. Актуализация знаний.
Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в деятельности учащихся. Формулировка цели урока.
Форма работы: индивидуальная, фронтальная
На прошлом уроке мы говорили об общей характеристике и строение бактерий. Давайте напишем диктант и вспомним, то, что мы уже знаем (учащиеся записывают на листе цифры от 1 до 10, учитель произносит понятия, а учащиеся отмечают верные утверждения плюсом, а неверные минусом).
Диктант
Бактерии состоят из одной клетки
Бактерии имеют ядро
Бактерии размножаются спорами
Бактерии имеют разнообразную форму
Бактерии имеют оболочку
Бактерии, для которых кислород является смертельно опасным, называются аэробами
Бактерии не имеют хлорофилла
Округлые бактерии называют стрептококками
Бактерии имеют цитоплазму
Бактерии относятся к Царству Растений
Поменяйтесь ответами со своим соседом и проверьте правильность выбранных утверждений. Номера правильных суждений: 1, 4, 5, 7, 9. Посчитайте, сколько утверждений отмечено правильно. Если их количество 10-9, поставьте отметку 5, 8-7 – отметку 4, 6-5 – отметку 3, менее 5 – 2. Сдайте листы мне.
Еще на прошлом уроке мы выяснили, что бактерии распространенны практически повсеместно, а в некоторых средах они могут встречаться в огромном количестве. Это же подтверждает и задача, которую мы решили. Что же у нас получается? Даже когда мы выходим в лес, нас окружают миллионы бактерий. Посмотрите на эти цифры – они огромны. Да бактерии есть везде: в воздухе, воде, почве. При этом они настолько малы, что мы их не видим. Не понятно Зачем вообще нужны эти бактерии? Пользу или вред они приносят? А главный вопрос: заметим ли мы вообще, если они исчезнут с лица Земли?
Ребята, как вы считаете, вредны бактерии или полезны? (ответы детей, в случае однозначного ответа следует вопрос «Почему?»)
А что вы скажите по поводу их размеров? Они же состоят всего из одной малюсенькой клетки, заметим ли мы, если бактерии исчезнут? (если учащиеся однозначно говорят, что заметили бы, то задается еще один вопрос «Почему?»)
Чтобы ответить на этот вопрос аргументировано и точно, нам необходимо проделать большую работу. Скажите, какую цель нам нужно поставить перед собой, чтобы преодолеть наше затруднение? (узнать о бактериях и их роли в природе и для человека).
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Диктует утверждения. Называет верные ответы и объясняет критерии оценивания.
Задает вопрос. При помощи вопросов подводит к определению затруднения и формулировке цели.
Отмечают какие утверждения верны, а какие нет.
Проверяют и оценивают работу друг друга.
Отвечают на вопросы. Формулируют цель урока.
- развитие способности оценивать достоверность устной информации на основе имеющихся данных.
- развитие способности к оцениванию.
- формирование рефлексивных умении: умение определять границы между знанием и незнанием.
- формирование способности постановки цели, ведущей к решению возникающих проблем.
Этап 3. Открытие новых знаний
Цель: получение новых знаний, необходимых для дальнейшего изучения предмета и выхода из затруднения на данном этапе работы.
Форма работы: групповая
Для того, чтобы сделать это наиболее быстро и эффективно, будем работать в группах. А как нам справедливо поделиться на четыре группы? (учащиеся могут предложить интересные варианты деления, для данного урока наиболее эффективными будут группы, сформированные из учеников имеющих разные подструктуры мышления). Давайте сдвинем столы и пересядем, чтобы работать было удобнее.
В каждой группе оказалось по шесть человек и у каждого будет своя должность и свои обязанности. Каждая группа будет состоять из: посыльного (обязанности – понять инструкцию, запомнить ее и объяснить другим), организатора (обязанности – поддерживать порядок, организовать работу в группе, следить за временем, собирать идеи), докладчика (обязанности – презентовать результат работы группы, ответить на дополнительные вопросы аудитории), оформитель (обязанности – выполнить эскиз), референт (обязанности – выбрать в тексте информацию), наблюдатель (обязанности – изучить критерии оценки, оценить работу других команд). За 1 минуту распределите обязанности в своей команде.
Посыльные, подойдите ко мне для получения задания.
Информация для посыльного
Каждой из групп я предлагаю изучить информацию только по одному из существующих видов бактерий. Группа 1 изучает бактерии гниения. Группа 2 – почвенные бактерии. Группа 3 – болезнетворные бактерии. Группа 4 – молочнокислые бактерии.
На ваших столах лежат листы с одинаковой информацией (Приложение 1), референт выбирает и озвучивает команде информацию, которая касается вашей группы бактерий.
В это же время наблюдатель изучает критерии (Приложение 2), согласно которым будет оцениваться ваш результат и тоже озвучивает их команде, обратите внимание, что каждый из пунктов может быть оценен от 2 до 5 баллов.
Полученную от референта информацию вам необходимо представить в виде информационного плаката. Эскиз на ватмане выполняется оформителем. Информация может быть представлена в любой удобной для вас форме: рисунок, таблица, схема и т.д. Обязательным условием является отражение пользы или вреда, которые приносят ваши бактерии, возможно, это будет и то и другое. После создания эскиза вы работаете сообща, выполняя обязанности художников (раскрашиваете и подправляете эскиз).
Работу вы должны закончить в течение 10 минут. За временем будет следить капитан, он же координирует работу группы и поддерживает порядок. По истечении времени докладчик презентует готовую работу.
Вы узнали новую информацию о бактериях и даже оформили информационный плакат. Однако, на данный момент, каждый из вас владеет только частью всего материала. Пришло время рассказать о том, что вы узнали остальным ребятам. Докладчики из каждой команды по очереди будут выходить к доске, демонстрировать свой плакат и рассказывать информацию о своей группе бактерий. Наблюдатели в это время должны оценить проделанную командой работу в бланках с критериями, напоминаю, что каждый критерий может быть оценен от 2 до 5 баллов. Своя команда не оценивается.
Каждая команда представляет свою работу, а остальные оценивают их результат, заполняя оценочную таблицу. Далее учитель сопоставляет заполненные ребятами оценочные таблицы и оценивает самостоятельную деятельность учащихся.
Проделанную вами работу я оформила в виде таблицы (Приложение 3). Посмотрите на нее. Первые четыре строки полностью соответствуют полученному вами результату. Однако, я хотела бы обратить ваше внимание на еще две группы организмов, относящихся к бактериям – это кишечная палочка, обитающая в кишечнике и бесспорно имеющая положительное значения, т.к. данный вид бактерий способствует перевариванию пищи в организме и азотофиксирующие бактерии, обитающие в почве на корнях некоторых растений и повышающие плодородие почвы за счет способности переводить атмосферный азот в доступную для растений форму.
Пожалуй, теперь информации о значении бактерий в природе и жизни человека достаточно и можно вернуться к вопросу, который вызвал затруднения в начале нашего урока. Как вы думаете теперь, заметили ли бы мы исчезновение бактерий с Земли? (да)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Дает задание, контролирует работу, сопоставляет оценочные таблицы и оценивает деятельность. Представляет данные в таблице и обращает внимание на неизученные группы бактерий. Возвращает к первоначальному вопросу.
Распределяют роли в группе. Изучают информацию о своей группе бактерий, оформляют ее в виде красочного информационного плаката и представляют остальным учащимся. Оценивают выступления и плакаты по определенным критериям. Слушают учителя.
- развитие способности к организации и распределению ролей.
- формирование навыка расширенного поиска информации.
- формирование навыка изучающего и поискового чтения.
- формирование умения выделять главное и второстепенное.
- формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.
- отработка способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач.
- формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.
- формирование умения самостоятельно контролировать свое время и управлять им.
- привитие способности объективно оценивать себя и других участников учебного процесса.
- формирование позитивной моральной самооценки.
Этап 4. Первичное закрепление с проговариванием в личной речи.
Цель: закрепление полученных знаний.
Форма работы: фронтальная
Давайте немного пофантазируем и предположим, основываясь на нашей таблице, что все-таки случится на Земле, если вдруг пропадут все бактерии (Исчезновение азотофиксирующих бактерий, бактерий гниения и почвенных бактерий приведет к снижению плодородия, а далее и к полному истощению почвы, а также к «захламлению» окружающей среды непереработанной органикой: трупами животных, палой листвой, погибшими растениями и т.д.. Отсутствие молочнокислых бактерий влечет к полному изменению рациона человека. Исчезновение кишечной палочки, может повлечь за собой ряд проблем, связанных с пищеварением. Отсутствие болезнетворных бактерий, с одной стороны ведет к улучшению жизни из-за отсутствия многих болезней, однако, может привести к перенаселению животных, растений и человека, что также чревато рядом неприятных последствий).
А теперь попробуйте заполнить схему самостоятельно (заполняется схема из задания электронного приложения).
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Дает задания. Контролирует деятельность учащихся. Оценивает, обобщает и дополняет полученную информацию.
Моделируют ситуацию на основе имеющихся знаний. Заполняют электронную схему.
- формирование способности владения основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
- формирование способности к моделированию ситуации на основе имеющихся данных.
- формирование способности к самостоятельному построению умозаключений и формулировке выводов на основе аргументации.
- развитие креативного мышления и способности к сопоставлению данных.
- формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.
- отработка способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач.
- формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.
- развитие способности к аргументированию собственной точки зрения, отстаиванию своей позиции не враждебным для оппонентов образом.
Этап 5. Включение в систему знаний, повторение.
Цель: показать единство частностей в изучении предмета и объединение их в единую систему знаний.
Форма работы: фронтальная
Ребята, как вы считаете, могут ли знания, полученные нами на сегодняшнем уроке, быть использованы в повседневной жизни? (да) Как именно? (Знания о бактериях помогают осознать, что бактерии могут быть полезные и вредные, и соответственно использовать данную информацию, используя бактерии полезные и защищаясь от вредных бактерий, разрабатывая и используя различные методы борьбы с ними). Могут ли пригодиться полученные на уроке знания и умения в освоении других предметов? (Например: ОБЖ – Средства индивидуальной защиты, Кубановедение – Анаэробные бактерии в жизни экосистемы Черного моря, География – Роль атмосферы и бактерий в жизни планеты, История – Болезнетворные бактерии в истории средних веков и т.д.)
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Задает вопросы.
Включают полученные знания в единую систему знаний.
- развитие способности к аргументированию собственной точки зрения, отстаиванию своей позиции не враждебным для оппонентов образом.
- формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.
- отработка способности к адекватному использованию речевых средств для решения различных коммуникативных задач.
- формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.
Этап 6. Рефлексия учебной деятельности.
Цель: самооценка коллективной деятельности на уроке.
Форма работы: индивидуальная
«Рефлексивная мишень»
На доске расположена мишень, которая разделена на сектора. В каждом из секторов записаны параметры деятельности учащихся во время урока. Каждый ученик ставит метку в сектор соответственно оценке собственного результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. После того как учащиеся оценят свою деятельность, учитель проводит её краткий анализ и оценивает деятельность учащихся на уроке.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Объясняет задание рефлексии. Анализирует полученный результат
Ставят метки на мишени, в зависимости от удовлетворенности собственной деятельностью на уроке
- развитие способности объективно оценивать себя и анализировать условия достижения цели.
- формирование позитивной моральной самооценки.
Этап 7. Домашнее задание.
Цель: закрепление и углубление знаний по теме.
Форма работы: индивидуальная
Базовое:
Повторить изученный на уроке материал, а для того, чтобы сделать это было проще, на память о сегодняшнем уроке я оставлю каждому из вас, составленную таблицу о вреде и пользе бактерий.
Ответить на вопрос: «В чем заключается планетарное значение бактерий?»
Углубленное:
Разработать меры профилактики заболеваний, связанных с болезнетворными бактериями.
Метопредметное:
Решить задачу: Сколько дней болезнетворные бактерии могут сохраняться в виде спор, если известно, что споры холеры выдерживают неблагоприятные условия в течение 2 дней, чумы – в 4 раза дольше, тифа – в 30 раз дольше, туберкулеза – в 150 раз дольше, а сибирской язвы – в 1826 раз дольше?
- развитие способности к самоорганизации и самоконтролю.
- развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся.
- формирование способности к построению логических размышлений, включающих причинно-следственные связи.
- формирование творческого подхода в решении поставленных задач.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Объясняет домашнее задание.
Слушают учителя, задают уточняющие вопросы.
- развитие навыков активного слушания и правильной постановки вопросов.
- формирование способности формулировать и задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Беслан, город, центр Правобережного района Северо-Осетинской АССР. Расположен на правобережье р. Терек. Железнодорожная станция на линии Армавир Баку (от Б. отходит линия на г. Орджоникидзе). 27 тыс. жителей (1968). В Б. маисовый комбинат (крупнейший в Европе), вырабатывающий из кукурузы крахмал, патоку, глюкозу, масло, сухие корма. Пенькозавод, заводы железобетонных конструкций, авторемонтный, щебёночно-шпальный, молочный. Преобразован из посёлка в город в 1950.
ТЕРРОРИСТ - а, м., одуш. 1. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] террора. Полиция арестовала известного террориста, совершившего не-сколько политических убийств. 2. Бандит, добивающийся своих целей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] захвата заложников и угроз применения к ним насилия [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] до их физического уничтожения. Террористы захватили [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с пассажирами. Тер-рориска - женщина-т. Террористический - относящийся к деятельности террористов, к террору, тер-роризму (террористическая [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], террористическая [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], террористическая [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Шахидки – это мусульманки, которые являются смертницами, они готовы погибнуть за веру, не за политику, экономику и деньги, а только воюя с неверными, доказывая свою религиозную правоту. За это они приближаются к Богу. Этим активно манипулируют другие представители ислама.
Паранджа
· (синоним [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], реже [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) женская верхняя одежда в мусульманских странах, в частности [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], представляющая собой [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с длинными ложными [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и с закрывавшей лицо волосяной сеткой [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Русла
·н Султа
·нович А
·ушев (род. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], с. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) известный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] деятель, первый [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] председатель [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] при Совете [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Член высшего совета Международного Союза «Боевое братство без границ».
Дзасохов Гоча Георгиевич ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Дзасохты Георгийы фырт Гоча, англ. Dzasokhov Gocha, род. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) член [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (избран от Общероссийских общественных организаций), Президент [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (создана в 2008 году), Президент [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Женат, имеет пятерых детей.
Мура
·т Магоме
·тович Зя
·зиков (по отцу Боров Мурат Султанович, Зязиков фамилия по матери)[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (род. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] государственный деятель. Президент [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Таймура
·з Дзамбе
·кович Ма
·мсуров ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Мамсыраты Дзамбеджы фырт Таймураз; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) советский и российский государственный и партийный деятель. Доктор политических наук ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). Глава [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (РСО-А) с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Член Высшего совета партии «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
ЦИТО Центра
·льный институ
·т травматоло
·гии и ортопеди
·и им. Н. Н. Прио
·рова (полное название Федера
·льное госуда
·рственное учрежде
·ние «Центральный институт травматологии и ортопедии им. Н. Н. Приорова») крупная ортопедическая клиника в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Москвы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] см. фляга Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. баклажка сущ., кол во синонимов: 5
Агунда Ватаева
YђЗаголовок 215