Сообщение по теме:Инклюзивное образование как реализация реальных возможностей детей с особыми потребностями.


МОУ специальная (коррекционная) школа-интернат №8 г. Саяногорска
Работу выполнила: Надточий И.Ю., учитель школы – интерната №8.
Инклюзивное образование как реализация реальных возможностей детей с особыми потребностями.
Все чаще мы слышим в нашем обществе разговоры об инклюзивном образовании (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)- процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. В этом и заключается актуальность этого вопроса.
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзия – это подход, при котором учитывается разнообразие учеников, при котором учебные планы и цели подстраиваются под их способности и потребности.
Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав такого ребёнка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными.
Учебный план используется как инструмент, с помощью которого я способствую развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учащихся. Использую различные подходы для обучения детей с разными способностями, потребностями, предпочтениями.
При инклюзивном подходе выигрывают все ученики, поскольку это образование более индивидуализированное. Когда планирую урок, использую эту стратегию, не снижаю планку, а учитываю все особенности своих учеников. Задания на уроке, например, чтения, для каждого ученика могут быть разными: кто-то может написать работу в несколько абзацев, кто-то – целое сочинение, кто-то может выполнить коллективную работу, а кто-то – сделать устный доклад. Важно понимать, что на уроке все выучат не одно и то же, а то, что отвечает их особенностям.
При обучении использую следующие методы и формы: выполнение заданий, как в устной, так и письменной форме, поэтапное разъяснение заданий, последовательное выполнение заданий, повторение учащимся инструкции к выполнению задания, обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения, демонстрация уже выполненного задания (например, примерное сочинение), близость к учащимся во время объяснения задания.
При выполнении письменных работ практикую: использование карточек с упражнениями, которые требуют минимального заполнения, использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.
Такие задания даются детям для самостоятельной работы. В случае затруднения оказывается помощь с учётом индивидуальных особенностей учащихся (от минимальной до максимальной формы помощи):
стимулирующая;
направляющая;
обучающая.
Стимулирующая помощь оказывается, когда ученик не включился в работу после получения задания, или когда работа закончена, но выполнено неверно. Ученика надо нацелить на выполнение задания, указать на наличие ошибок в работе и предложить способы проверки предложенного решения.
Направляющая помощь оказывается в том случае, если у ученика возникли затруднения в определении способа действия, в выборе средств, в определении начального действия и последующих. В этих случаях детям помогают таблицы-опоры, схемы, наглядность.
Обучающая помощь предлагается при изучении правил, когда тема ещё недостаточно хорошо усвоена. При этом применяются различные методы и приёмы в целях развития мыслительной деятельности школьников с отклонениями в развитии: словесные методы (рассказ, беседа), наглядные методы (работа с учебными пособиями, тексты и упражнения, опорные схемы, таблицы, сигналы).
Учитывая особенности учащихся (недостаточно быстрый темп работы, замедленность переключения с одного вида работы на другой), количество видов работ на уроке ограничивается в пределах 5 - 7 видов. Широко применяю наглядные средства обучения: предметные картинки, таблицы, схемы, цветные мелки, карандаши, а также дидактические игры.
Игровые моменты необходимы, так как они привлекают внимание детей к материалу и создают положительные условия для мотивации в учении:
игра «Третий лишний» (вычеркнуть лишнее слово);
игра «Назови ошибку» (выдели слово, обозначающее предмет);
игра «Опасное место» — проводится с сигнальными карточками для развития слухового внимания: учитель произносит слово, учащиеся, услышав звук, которому нельзя доверять, поднимают сигнал;
корректирование текста: текст на доске написан с ошибками, надо «исправить» ошибки и объяснить написание слов.
При выполнении заданий нельзя забывать о следующих моментах: подготовка учащихся к перемене вида деятельности, предоставление дополнительного времени для завершения задания, предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
Практикую следующую оценку знаний: использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями; ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки; оценка работы на уроке учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями; акцентирование внимания на хороших оценках; разрешение переделать задание, с которым он не справился; оценка переделанных работ; использование системы оценок достижений учащихся.Выводы: инклюзивные подходы могут поддержать детей с ограниченными возможностями в обучении и достижении успеха, способствуя тем самым социальной адаптации обучающихся в условиях современной жизни. Используя методологию инклюзивного образования, можно добиваться реальных успехов. Инклюзивное образование помогает найти подход к преподаванию и обучению.
Литература:
Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1973.- 175 с.
Зарецкий В.К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей – десять шагов от инновации к норме. // Психологическая наука и образование, 2005, № 1.- С. 83-95.
Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии // Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова; Под ред. Б.П. Пузанова. — М.: Академия, 2001.- 160 с.
Пер Ч. Гюнваль От «Школы для многих» к «Школе для всех» // Дефектология, 2006, № 2,- С.73 – 78.
Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2005.- С. 49.