Проект Предшкольное образование детей- основа преемственности
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА:
«ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ОСНОВА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ:
(ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ)
И
ФГОС (НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)»
ИДЕЯ ПРОЕКТА
Человек родился. Много фаз существует в процессе человеческого развития. Но встает вопрос, где наиболее сложный и уязвимый период?
Детство, как нам кажется, с высоты нашего возраста – самый прекрасный период. А оказалось, что
ДЕТСТВО
ШКОЛЬНЫЙ
ВОЗРАСТ
ДОШКОЛЬНЫЙ
ВОЗРАСТ
переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным.
НЕПРЕРЫВНОСТЬ
СОГЛАСОВАННОСТЬ
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ
Всех компонентов образовательной системы: целей, задач, содержания, методов, форм организации обр. процесса
Сегодня важнейшим приоритетом образования в России, обозначенным в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» является обеспечение КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ. Чтобы достичь качества, должны быть созданы УСЛОВИЯ.
Приоритетным условием достижения такого качества является ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕПРЕРЫВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ. В соответствии с «Концепцией содержания непрерывного образования» что такое непрерывность:
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» ключевым стратегическим приоритетом непрерывного образования при осуществлении преемственности обозначено формирование умения учиться, который включает в себя не только умение обучаться в течение всей жизни в школе, после школы, но и необходимость начать целенаправленное развитие ребенка в более раннем возрасте.
Основой в продвижении решения данной проблемы является
Принятие в ноябре 2009 г. первого в истории российского образования документа ФГТ, в котором на федеральном уровне определены принципы, по которым необходимо перестраивать образовательную работу в ДОУ.
Принятие новых стандартов начального общего образования (ФГОС) в октябре 2009г.
Первый шаг нашей работы – изучение этих документов.
Поэтому в структуру образовательной программы был внесен раздел «Преемственность ДОУ и школы», в котором определены цели и задачи преемственности, выделены показатели и критерии « портрета выпускника» дошкольного учреждения, определены критерии сформированности предпосылок учебной деятельности, универсальных действий.
ФГТ ДО ФГОС начального общего образования
ТРЕБОВАНИЯ
к структуре ООП ДОк планируемым результатам освоения основной образовательной программы ДО – интегративные показатели развития, показатели овладения универсальными предпосылками учебной деятельности, предпосылками овладения умениями и навыками
к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования к результатам освоения ООП начального общего образования (предметным, метапредметным, личностным)
к структуре ООП, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса
к условиям реализации ООП начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям
ФГТ (дошкольное образование) и ФГОС (начальное общее образование) – единая теоретико-методологическая основа – системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики;
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Чтобы четко ставить перед собой задачи, сравним требования
Требования к выпускнику ДОУ (ФГТ) Требования к результатам обучающихся начального общего образования (ФГОС)
овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками - коммуникативные результаты
способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения – регулятивные результаты
способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту – познавательные результаты
овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции - регулятивные результаты метапредметные результаты (коммуникативные, регулятивные, познавательные)
овладевший необходимыми умениями и навыками предметные результаты
физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками
любознательный, активный
эмоционально отзывчивый
имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе личностные результаты
ЦЕЛЬ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ: создание предпосылок для плавного перехода развития метапредметных, предметных, личностных результатов.
На сегодняшний день – главная потребность общества и государства в первую очередь в преемственности дошкольного образования и школьного образования. Сегодня стоит задача: выравнивание стартовых возможностей детей, идущих в 1 класс. Следовательно, необходимо предшкольное образование. А значит, предшкольную подготовку необходимо рассматривать как первый этап всеобщего обязательного
Под содержанием предшкольного образования понимаются сферы деятельности, которые в том или ином объеме усваиваются старшими дошкольниками.
Предшкольное образование обеспечивает развитие ребенка по основным направлениям, включая области по ФГТ в интеграции:
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
физическая культура
здоровье
ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
музыка
художественное творчество
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
коммуникация
познание
чтение художественной литературы
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИТЕ
социализация
труд
безопасность
ОСНОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В обучении предшкольномВсе же главное – здоровье.
И не только сохранить,
А надежно укрепить.
Это значит:
создание адаптивной образовательной среды
использование педагогических технологий в соответствии с возрастными особенностями
нормализация нагрузки
основная форма работы – совместная познавательная деятельность детей и педагогов
сохранение игры как ведущего типа деятельности
Программа предшкольного образования ориентирована на сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Сегодня отмечается у первоклассников трудности в обучении: медлительность, недостаточное развитие памяти, связной речи. Графические навыки формируются достаточно длительное время. Куда идут корни? В дошкольное обучение, в предшкольную подготовку. Исследования доктора мед.наук Кольцовой Л.А. показали взаимосвязь развития моторики руки с уровнем развития речи у детей. На сегодняшний день есть такие упражнения, которые влияют на развитие мозга, улучшают память, координацию движений, графические навыки.
СТЕПЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА - ОСНОВА РАЗВИТИЯ
Согласно определению М.Монтессори «развитие – это рост степени самостоятельности».
Главная задача воспитателя и учителя предшкольной подготовки – увидеть картину развития детей. Самостоятельность - главный критерий оценки уровня сформированности общеучебных навыков.
Уровни сформированности общеучебных навыков
I уровень - уровень сформированности навыка, на котором ребенок действует под руководством взрослого
II уровень - самостоятельная деятельность по образцу. Ребенок может самостоятельно
определять последовательность действий в знакомой ситуации
III уровень - способность организовать деятельность партнера, группы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ
Чтобы эффективно организовать образовательный процесс, необходимо учитывать возможности использования современных компьютерных технологий.
Знает нынче вся страна –
Модернизация нужна.
Как сказал наш президент –
ИКТ – важный момент.
У дошкольников преобладает наглядно – образное мышление, поэтому основной способ взаимодействия с ИКТ – это игра.
Путь к дальнейшим вершинам знания –
Наша Программа непрерывного образования:
ПРОГРАММА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКИЙ САД – НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Реализация программы происходит поэтапно. Первая задача – создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. В связи с этим в первую очередь проводится методическая работа:
1. Семинары – практикумы, которые включают взаимопосещение занятий в подготовительных группах детского сада и уроков в 1-ых классах
2. Круглые столы воспитателей и педагогов.
Посвящены адаптации уч-ся 1-ых классов к обучению в школе, определению уровня готовности к обучению в школе
3. Совместные заседания метод. Объединений
Темы:
Как поддержать интерес к познанию
Как найти «ключик» к каждому ребенку
НЕПРЕРЫВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ
РЕАЛИЗУЕТСЯ В ШЕСТЬ ЭТАПОВ:
1 ЭТАП - РАБОТА С ДЕТСКИМИ САДАМИ
Включает в себя:
- экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу;
- проведение учащимися школы концертов в детском саду;
- участие в совместных мероприятиях: конкурсах рисунков и стихов, праздниках, соревнованиях и т.д.
2 ЭТАП - РАБОТА С ДЕТЬМИ
На основании Письма Министерства общего образования РФ от 22.07.97 № 990/14-15 «О подготовке детей к школе».
Включает в себя:
1. Занятия с воспитателями по определенным программам
2. Занятия 1 раз в неделю с учителем, психологом и логопедом в классе «Здоровье» c детьми, посещающими детский сад
3. Занятия во второй половине дня по программе «Завтра в школу» с детьми, не посещающими детский сад, которые чередуются с занятиями художественно-эстетического цикла (по выбору, по желанию).
3 ЭТАП - РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Это направление предусматривает выход учителей будущих первых классов и школьного психолога на родительские собрания в детский сад в начале и в конце учебного года.
Темы собраний: «Задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе», «Психологическая готовность ребенка к школе»
4 ЭТАП - ДНИ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
В феврале проводится день открытых дверей, для родителей будущих первоклассников – собрание, где сообщается об особенностях комплектования первых классов, об УМК, проходит знакомство с учителями, правилами приема.
5 ЭТАП - ПЕРВЫЕ ДНИ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ (1 – 15 СЕНТЯБРЯ)
Работа с детьми в рамках преемственности не заканчивается с приходом в школу. Наблюдение происходит в течении всего первого года обучения. Проводится контроль
1. Стартовые возможности (логопед)
2. Оценка степени адаптации детей к школе (психолог)
3. Администрация организует в октябре по теме « Организация обучения первоклассников»
6 ЭТАП - КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИЙ
На основе диагностических данных, полученных на предыдущем этапе, через систему индивидуальных, групповых занятий проводит работу психолог, логопед, учитель, родители.
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА
ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
I. Отслеживание динамики развития каждого ребенка
II. Оценивание успешности усвоения принятой программы
III. Определение направлений работы педагогического коллектива детского сада
Кто готов учиться в школе?
Вам поможет мониторинг.
ОЦЕНКА ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ
Результаты формирования интегративных качеств отражаются в карте развития, которая включает данные наблюдения воспитателя и учителя за ребенком в образовательном процессе и выполнения самим ребенком некоторых диагностических заданий.
Карта развития представляет собой таблицу, в которой даны характеристики поведения, деятельности и некоторых представлений ребенка, относящиеся к каждому интегративному качеству. В зависимости от того, насколько устойчиво сформирована каждая характеристика у ребенка ( проявляется крайне редко, иногда, часто), она оценивается количественно (0, 1 или 2 балла соответственно).
К каждому интегративному качеству относится несколько характеристик. Полученная сумма баллов за каждое интегративное качество переводится в уровневый показатель, который позволяет определить, какому уровню – низкому, среднему или высокому - соответствует его развитие у конкретного ребенка на данном возрастном этапе.
МИССИЯ ПРОЕКТА
Создание условий для плавного перехода от успешного овладения универсальными предпосылками учебной деятельности, предпосылками овладения умениями и навыками (ФГТ) к успешному овладению метапредметными, предметными, личностными результатами в 1 классе (ФГОС).
ЦЕЛИ ПРОЕКТА
Создание системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.
Создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.
Создание благоприятных условий в детском саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
Расширение и разнообразие взаимодействия образовательного учреждения, родителей и общества в контексте организации предшкольного образования.
Постепенное выравнивание возможностей детей в возрасте 6-7 лет, получающих дошкольное образование, целенаправленная подготовка детей к переходу от игровой деятельности к учебной.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения
Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни
Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению
Формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в разных видах деятельности.
SWOT – АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА ПРОЕКТА
Внутренняя среда
Фактор, оказывающий влияние на проект Сильная сторона фактора Слабая сторона фактора
1. Система непрерывного повышения квалификации кадров Повышение компетентности в области преемственности ФГТ и ФГОС в практику введения содержания ОС «Школа – 2100» Отсутствие внутренней мотивации для осуществления идей проекта у некоторых сотрудников
2. Обобщение педагогического опыта Привлечение наибольшего количества педагогов к овладению, использованию основных тенденций преемственности ФГТ и ФГОС. Подмена функциональности результатов обучения их формальному соответствию целям проекта
3. Создание инфраструктуры для реализации проекта Создание полноценного пространства в школе 4. Создание мониторинга качества освоения ОП на основе ФГТ Создания инструментария для мониторинга Наличие разных подходов к оценке готовности выпускника детского сада
Внешняя среда
Фактор, оказывающий влияние на проект Благоприятные возможности Опасности
1. Общественная поддержка проблемы непрерывности образования Положительная динамика освоения ООП каждым ребенком Медленное внедрение основ ФГТ в образовательный процесс в связи с кадровым обеспечением
2. Демографический: рост заболеваемости детей по многим формам инфекционной и хронической патологии Обусловленное внедрение в образовательный процесс информации о здоровом образе жизни Замедленное развитие детей
3. Социально-экономический: сохранение базовых прав ребенка на здоровье, свободное развитие, вытекающих из Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» Гармоничное развитие каждого ребенка Сложность в обеспечении соответствующего режима и условий в ДОУ и массовой школе
4. Материально-техническое и финансовое обеспечение групп и классов, работающих по преемственности ФГТ и ФГОС Эффективность применения основ непрерывного образования , продвижение полученного опыта в практику учреждений Нестабильное бюджетное финансирование по статье: оборудование, ремонт, мебель
РАНЖИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМ И ПРЕИМУЩЕСТВ
Проблемы:
Отсутствие внутренней мотивации педагогов для осуществления идей проекта
Подмена функциональности результатов обучения их формальному соответствию целей проекта
Медленное внедрение комплексного методического сопровождения программы преемственности ФГТ и ФГОС
Преимущества:
Создание положительной динамики освоения ОП каждым ребенком.
Овладение детьми интегративными качествами, универсальными предпосылками учебной деятельности, овладение умениями и навыками
Повышение компетентности педагогов в области непрерывного образования
Привлечение наибольшего количества педагогов к овладению и использованию основ преемственности ФГТ и ФГОС при осуществлении предшкольной подготовки
Наличие мониторинга качества освоения ОП на основе ФГТ
Внешние обстоятельства реализации
Внутренний потенциал
проекта О - возможности Т - опасности
S – сильные стороны
1. Профессиональный, стабильный педагогический коллектив
2. Наличие хороших условий для организации образовательной программы предшкольной подготовки (два помещения: учебный класс и игровая, комната психологической разгрузки) 1. Понимание педагогическими сотрудниками необходимости непрерывности образования, высокая мотивация к проектной деятельности, общественная поддержка внедрения ФГТ и ФГОС
2. Возможность приобретения необходимого оборудования за счет привлеченных средств и создание тренажеров своими силами 1. Замена реального осознания целей и задач проекта формальным подходом у некоторых сотрудников возможно преодолеть включением в экспериментальную и фронтально-обучающую среду учреждения по тематике проекта
2. Создание системы практической помощи родителей в реализации проекта
W – слабые стороны
1. Низкая ответственность родителей за воспитание и образование детей
2. Сложность во внедрении проекта в связи с высокими затратами для приобретениями средств, необходимых для полноценной реализации
3. Отсутствие мониторинга по определению уровня готовности детей к обучению в 1-ых классах по конкретному УМК. 1. Возможность организации лектория по теме «Завтра в школу»
2. Использование привлеченных средств
3. Разработка инструментария - автоматизированного анализа потенциала ребенка 1. Повышение нагрузки педагогов
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Максимальное обеспечение образования детей старшего дошкольного возраста (результаты мониторинга в «Картах развития»)
Реализация ведущей идеи проекта: обеспечение успешности ребенка на начальных этапах обучения
Снижение процента первоклассников с высоким уровнем дезадаптации к школьному обучению
ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Создание системы преемственности ДОУ и школы как необходимое условие непрерывного образования
Положительная динамика освоения основных общеобразовательных программ каждым ребенком
Общая положительная динамика психического и физического здоровья детей
Мотивационная готовность детей к обучению в школе
СИСТЕМА ИНФОРМИРОВАНИЯ О ПРОЕКТЕ
Презентация
Видеофильм
Публикации в СМИ
СОЗДАНИЕ МОНИТОРИНГА
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
КАРТА РАЗВИТИЯ
Ф.И. ребенка _____________________________
Возраст __________________________________№ группы_________________-
Дата заполнения___________________________
Характеристика интегративных качеств
I. Любознательный, активный Часто
2 балла Иногда
1 балл Крайне редко
0 баллов
1. Проявляет интерес к новым предметам, событиям, явлениям, которые непосредственно не наблюдает 2. Задает вопросы об известных ему предметах, событиях, явлениях для получения новой, неизвестной информации 3. Самостоятельно исследует предметы, если их свойства и использование неизвестны и / или в случаях затруднений 4. Интересуется прошлым и будущим взрослых и сверстников 5. Проявляет интерес к различным областям 6. Активно участвует в занятиях (задает вопросы, обращает внимание на ошибки сверстников и свои ошибки, предлагает свои варианты решения стоящей перед ним задачи) 7. Инициирует общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Самостоятельно предлагает способы позитивного общения и взаимодействия
8. Сочетает (интегрирует) различные усвоенные движения и действия в зависимости от особенностей ситуации и своих целей Сумма баллов Уровневый показатель
Высокий – 12 – 16 б. Средний – 5 – 11 б. Низкий – 0 – 4 б.
II. Эмоционально отзывчивый Часто
2 балла Иногда
1 балл Крайне редко
0 баллов
1. На поведение ребенка указывает эмоциональное состояние взрослого или сверстника 2. Использует различные выразительные средства для передачи своих эмоциональных состояний, эмоциональных состояний персонажей игры, художественных произведений
3. Эмоционально переживает содержание художественного произведения (рассказа, сказки, песни, мелодии, картины, иллюстрации), без специального воздействия со стороны взрослого 4. Обращает внимание на изменение настроения взрослого или сверстников, спрашивает о его причинах Сумма баллов Уровневый показатель Высокий – 6 – 8 б. Средний – 3 – 5 б. Низкий – 0 – 2 б.
III. Овладевший способами общения и способами взаимодействия
со взрослыми и сверстниками Часто
2 балла Иногда
1 балл Крайне редко
0 баллов
1. Преобладают конструктивные формы общения и взаимодействия: договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве 2. Способен успешно работать в коллективе сверстников (договариваться, распределять обязанности, организовывать коллективный труд, контролировать себя и других детей в контексте общей цели, возникающих сложностей) 3. Способен изменять стиль общения со взрослыми и сверстниками в зависимости от ситуации 4. В общении со взрослыми и сверстниками свободно владеет диалогической, прямой и косвенной речью 5. Способен ясно выразить свое отношение к содержанию прочитанного и дать его оценку Сумма баллов Уровневый показатель Высокий – 8 – 10 б. Средний – 3 – 7 б. Низкий – 0 – 2 б
IV. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения Часто
2 балла Иногда
1 балл Крайне редко
0 баллов
1. Независимо от эмоционального отношения к ситуации, взрослому, сверстнику, выполняет усвоенные правила поведения и взаимодействия 2. Ссылается на элементарные социальные нормы (в том числе и на представления о гендерных стереотипах поведения), отстаивая необходимость того или иного поведения (своего или сверстников) 3.Эмоционально реагирует на соблюдение / нарушение им правил, даже если взрослый ему на это не указывает 4. Способен дать этическую оценку сверстникам и себе за соблюдение и / или нарушение правил поведения и взаимодействия Сумма баллов Уровневый показатель Высокий – 6 – 8 б. Средний – 3 – 5 б. Низкий – 0 – 2 б.
V. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту Часто
2 балла Иногда
1 балл Крайне редко
0 баллов
1. Играет в дидактические игры, самостоятельно придумывает проблемные ситуации, используя усвоенную информацию 2. Успешно использует обобщенные наглядно – образные средства (схемы, планы, чертежи) для решения различных познавательных задач и проблемных ситуаций 3. Адекватно использует элементарные словесно – логические средства при решении различных познавательных задач и проблемных ситуаций 4. Творчески подходит к выполнению различных видов деятельности, создавая разнообразные и оригинальные образы 5. Может достигать цели в познавательной, продуктивной и иных видах деятельности, независимо от их привлекательности 6. Может рассказать о своем замысле (цели), способах его реализации, последовательности действий 7. Может контролировать промежуточные и конечные результаты своей деятельности (находить ошибки, анализировать успешность, (эффективность) действий, полученный результат8. Способен планировать взаимодействие с другими детьми (договариваться о цели деятельности, распределять, согласовывать действия) 9. В общении со сверстниками и взрослыми может отстаивать свою точку зрения конструктивными (позитивными) способами 10. При взаимодействии и общении со сверстниками и взрослым руководствуется социальными нормами и правилами 11. Может решать интеллектуальные задачи (проблемы), не прибегая к помощи взрослого 12. Может решать личностные задачи, не прибегая к помощи взрослого Сумма баллов Уровневый показатель Высокий – 17 - 24 б. Средний – 8 - 16 б. Низкий - 0 – 7 б.
VI. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе Овладевший материалом программы в полном объеме
2 балла Овладевший примерно половиной объема материала, предусмотренного программой
1 балл Овладевший менее
половиной объема материала, предусмотренного программой
0 баллов
1. Знает свое имя, отчество, фамилию, полный возраст, полный адрес, свои особенности, достоинства и перспективы развития 2. Способен составит словесные портреты знакомых людей, отражая особенности внешности и значимые качества 3. Знает простейшую структуру государства, его символы, имеет представление о малой и большой Родине, определяет собственную принадлежность государству 4. Имеет представления о планете Земля, многообразии стран и государств (европейские, африканские, азиатские), населении и своеобразии природы лпанеты 5. Знает сезонные закономерности и потребности в жизни растений и животных 6. Имеет представление о некоторых видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства Сумма баллов Уровневый показатель Высокий – 9 – 12 б. Средний – 4 – 8 б. Низкий – 0 – 3 б.
Предпосылки к овладению универсальнымиучебными
действиями Да
1 балл Нет
0 баллов
1. Способен работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкцию 2. Способен под руководством взрослого и самостоятельно оценить результат собственной деятельности, определить причины допущенных ошибок, наметить пути их исправления и добиться результата Сумма баллов Уровневый показатель
Выше среднего - 2б. Средний – 1 б.
Предпосылки к овладению необходимыми
умениями и навыками Да
1 балл Нет
0 баллов
1. Труд 2. Коммуникация 3. Познание 4. Игровая деятельность 5. Музыка 6. Художественное творчество Сумма баллов Уровневый показатель Выше среднего – 5 – 6 б. Средний – 3 - 4 б. Низкий – 1- 2 б.