Доклад на тему Предшкольное образование в МКОУ Сидорская СОШ
Произошедшие за последнее десятилетие изменения привели к сокращению охвата детей системой дошкольного образования. В связи с этим возникла необходимость разработать и апробировать научно-методическое сопровождение предшкольного образования в условиях сельской местности.
Предшкольное образование возможно реализовать в разнообразных моделях. Для нашего села, где не хватает мест в детском саду, применима модель: группа по подготовке детей к обучению в школе для 5-6-летнего возраста на базе общеобразовательной школы с пребыванием в течение полного дня при условии соблюдения СанПина и организации образовательно-воспитательной работы с детьми педагогов дошкольного профиля.
В апреле 2008 года, на основании распоряжения Главы Михайловского муниципального района, в нашей школе открылась такая группа. Обучение ведётся по программе «Школа 2100». Занятия проходят в игровой форме. В день не более трех занятий продолжительностью до 20-25 минут, между которыми обязательны перерывы в 15-20 минут. Образовательный процесс проводят специалисты дошкольного образования, имеющие высшее образование и первые шаги в «мир музыки» воспитанники делают с учителем музыки школы, в прекрасно оформленном кабинете музыки.
В данной группе обеспеченно психолого-педагогическое сопровождение процесса. За здоровьем воспитанников следит школьная медицинская сестра.
Принципы образовательной деятельности данной группы строятся с учётом принципа современного образования:
- самоценность дошкольного детства, полнота реализации возможностей ребёнка, развитие интеллектуальных, коммуникативных, физических и художественных способностей ребенка;
- гуманизация образовательного процесса: признание личности развивающегося человека, уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка, ориентация на личность;
- средовой подход: использование возможностей социокультурной среды;
- принцип педагогической поддержки: оказание помощи детям в решении индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешностью в дальнейшем обучении.
Группа предшкольного образования в образовательном учреждении организована:
для создания равных «стартовых» возможностей детей 5-6-летнего возраста при поступлении в школу;
развитие личности ребенка, формирование его готовности к систематическому обучению.
Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.Работа группы предшкольного образования направлена на решение следующих задач:
- приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
- обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения;
- развития инициативности, любознательности; произвольности, способности к творческому самовыражению;
- формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных формах деятельности;
- развитие компетентности в сфере отношений к миру, к себе, к людям; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
Группа предшкольного образования функционирует в рамках общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы, не носит статуса дошкольного образовательного учреждения.
Исходя из этого:
Непосредственное руководство деятельности группы осуществляет директор школы, организация учебного процесса возложена на заместителя директора по учебно-воспитательной работе, организация воспитательного процесса – на заместителя директора по воспитательной работе.
Главная функция воспитания и обучения, психического развития, охрана и укрепления здоровья детей возлагается на воспитателя предшкольной группы, имеющего профессионального образование.
Директор совместно со своими заместителями осуществляет контроль деятельности педагогов предшкольной группы, в том числе путём посещения уроков, других видов учебных занятий, воспитательных мероприятий.
Согласно штатному расписанию предшкольную группу в количестве 25 воспитанников обслуживают:
- воспитатель – 1,25 ставки;
- помощник воспитателя – 1 ставка;
- повар – 1 ставка;
- музыкальный работник – 0,25 ставки;
- прачка – 0.25 ставки.
5) Медицинское обслуживание обеспечивается медицинской сестрой Сидорского ФАП – 0,25 ставки.
6) Психолого-педагогическая деятельность отслеживается педагогом-психологом.
Режим работы группы предшкольного образования следующий:
- прием в группу 1 июля;
- учебный год 1 сентября;
- пятидневная рабочая неделя;
- длительность работы 9 часов (7:00 час.-16:30 час.);
- выходные дни – суббота, воскресенье, праздничные дни;
- продолжительность занятий – 25 минут;
- выпуск группы – 31 мая.
В школе созданы все необходимые условия для функционирования группы предшкольного образования, а именно:
- отдельные изолированные помещения (игровая, спальная комната, комната для учебных занятий);
- туалетные комнаты.
К открытию группы была закуплена мебель, постельные принадлежности, столовый инвентарь, много развивающих игр, учебная литература и рабочие тетради для занятий.
Расписание занятий составляется с учетом санитарно-гигиенических требований (таблица №1).
Учебный план группы предшкольного образования составлен с учетом соблюдения норм максимальной нагрузки воспитанников – 14 часов в неделю при пятидневной неделе (таблица №2).
Особого внимания заслуживает преемственность организационных форм, так как именно при переходе из дошкольного образования на его начальную ступень обычно ощущается существенная разница в организации образовательного процесса, влекущая за собой трудности адаптации.
31 мая этого года школа опять выпустит своих дошколят, без страха и слез; они снова придут к нам 1 сентября, но в качестве учеников.
Возросла степень удовлетворенности родителей подготовкой дошкольников к обучению в начальной школе.
Дни недели Занятия
Понедельник Введение в художественную литературу.
Физкультура
Кружок «Экология»
Вторник Развитие речи
Окружающий мир
Познаю себя
Среда Развитие речи
Математика
Физкультура
Четверг Подготовка к грамоте
Информатика
Музыка