Урок по литературе «Евгений Онегин» — социально — психологический роман в стихах»


Тема. «Евгений Онегин» - социально - психологический роман в стихах»
Цель и задачи: предоставить информацию об особенностях жанра романа;
развивать критическое мышление путем формирования умения работы с текстом, делая остановки и комментарии с логическим обобщением прочитанного материала;
формировать умение делать короткие содержательные записи в тетради; 
способствовать формированию черт гуманной личности.
Тип урока (по дидактической цели): урок формирования навыков и умений
Тип урока (по месту в системе уроков по теме): содержательно-поисковый.
Тип урока (по способу его проведения): самостоятельная работа с текстом.
Оборудование: портрет А. Пушкина, кроссворд, роман в стихах «Евгений Онегин», литературный словарь.
Миг вожделенный настал:
Окончен мой труд многолетний
Небрежный плод моих забав,
Бессонниц, легких вдохновений,
Незрелых и увядших лет,
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет.
А.С.Пушкин
Ход урока
1. Вызов - 15 минут.
Деятельность учителя
Форма работы и прогнозируемая деятельность учащихся

1. Актуализация опорных знаний.
1.1. Проверка домашнего задания
фронтальный опрос
Элементы дискуссии: каждый учащийся выражает собственное мнение
1.2. Учитель организовывает решение кроссворда с определением в нем ключевого слова - жанровой разновидности произведения А.С.Пушкина.
1. Учащиеся обсуждают результаты работы с «Двойным дневником»: выражают свои мысли по поводу относительности и субъективности позиций человека по осмыслению фактов жизни другого человека.
2.Индивидуальна письменная работа. Учащиеся решают кроссворд, озвучивают ключевое слово.


Задания:
1. Фамилия жены Пушкина. (Гончарова)
2. Фамилия главного героя изучаемого произведения. (Онегин)
3. Город, в котором родился Пушкин. (Москва)
4. Место, где Пушкин лечился на водах. (Кавказ)
5. Село, принадлежавшее отцу поэта. (Болдино)
6. Известный российский поэт, с которым Пушкин познакомился в Царском Селе. (Жуковский)
7. Город на юге Украины, где поэт плодотворно работал. (Одесса)
8. Любимый французский поэт Пушкина. (Вольтер).
9. Фамилия крестной матери поэта. (Пушкина)
10. Умственная деятельность в сфере духа. (Духовность)
11. Фамилия древнего славного предка Пушкина по матери. (Ганнибал)
12. Родовое поместье матери Пушкина. (Михайловское)

Ключевое слово: жанровая разновидность произведения А.С.Пушкина
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Г Б
О К О Ж О В П
Н А Л У Д О У
Ч В Д К Е Л Ш Д М
А К И О С Ь К У Г И
Р О М А Н В С Т И Х А Х
О Н О З О С А Е Н О Н А
В Е С К Р А В Н Й
А Г К И Н И Л
И В Й О Б О
Н А С А В
Т Л С
Ь К
О
Е


Деятельность учителя
Форма работы и прогнозируемая деятельность учащихся

2. Организация работы по заполнению технологической карты ожидания «Знаем-Хотим узнать-Узнали»
2. Индивидуальная работа: учащиеся заполняют первые две колонки технологической карты ожидания.


Технологическая карта ожидания
«Знаем»
«Хотим узнать»
«Узнали»

А.С.Пушкин - гениальный русский поэт, автор романа «Евгений Онегин»
1 Жанровые особенности романа.
2. Почему роман «Евгений Онегин» назван «энциклопедией русской жизни»? (Дополняется во время объявления темы урока)



Деятельность учителя
Форма работы и прогнозируемая деятельность учащихся

3. Проверка домашнего задания (словарная работа).
3. Учащиеся зачитывают определения из тетрадей: «эпос», «роман», «жанровые разновидности романа».

Эпос - изображение человеческого характера в действии с участием в событиях и отношениях с людьми.
Роман - эпическое произведение большого объема, где жизнь обычных людей раскрывается на фоне исторически или социально значимых событий или обстоятельств.
Характерные признаки романа: изображение всесторонней картины жизни людей и сложного круга жизненных явлений; несколько сюжетных линий; наличие системы равнозначных персонажей; значительная продолжительность событий во времени.
Жанровые формы романа:
семейно - бытовой - история одной или нескольких семей;
социально - психологический - изображение и анализ душевного состояния героев;
исторический - изображение конфликтов эпохи;
любовный - история любви;
приключенческий - история путешествий.

4. Мотивация учебной деятельности
4. Учащиеся комментируют эпиграф урока, записывают тему и эпиграф урока.


У ч и т е л ь Роман Пушкина «Евгений Онегин» - первый реалистический роман не только в российской, но и в мировой литературе. Известный русский критик
В. Белинский назвал роман Пушкина «энциклопедией русской жизни». И для самого автора это произведение было очень значимым. Обращение к учащимся: прокомментируйте эпиграф нашего урока. Все вложено в это произведение: ум, сердце, молодость, мудрость, зрелость, горькие часы без сна, разочарование и надежды - вся жизнь прекрасного, гениального человека. (Учащиеся записывают тему и эпиграф урока, дополняют вторую колонку технологической карты ожидания «Хочу узнать»).


Реализация (осмысление) - работа по теме урока (25 минут).
У ч и т е л ь. . Особенности романа Пушкина «Евгений Онегин». Работу над романом Пушкин начал 1823 году в Кишиневе. 4 ноября того же года он писал Вяземскому: «Относительно моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница ...» В чем же разница? Писать стихами, тем более, писать стихами роман - это означало для Пушкина писать принципиально по-другому, чем прозой, подчиняться совсем другим художественным законам, создавать совершенно другой по своей внутренней структуре художественный мир. Стихи в большей степени, чем проза, позволяют отходить от привычного и традиционного, так как поэт чувствует себя в мире стихотворений свободнее. В своем рассказе он может опускать некоторые обязательные для прозаического произведения связи и мотивировки°, смешивать временные и пространственные планы, позволять больше стилевой и художественной игры, избегать некоторых линий сюжета и, по желанию или по внутренней потребности, снова возвращаться к ней. В стихах становится возможным и допустимым использование «неточного» слова, которое способно сохранить то, что Пушкин больше всего ценил - «живой, теплый, внезапный отпечаток мыслей, чувств, впечатлений».


Деятельность учителя
Форма работы и прогнозируемая деятельность учащихся


1. Учитель предлагает записать ассоциации к литературному термину «роман в стихах» (использование приема «Ассоциативный куст»).
2. Организация «дискуссии в парах».
3. Организация работы со словарем: выписать термин: «роман в стихах», «онегинская строфа».
1.Индивидуальна письменная работа учащихся.



2.Учащиеся обсуждают, делают вывод.
3. Самостоятельная работа со справочной литературой.


Роман в стихах - разновидность смешанного жанра, который сочетает многоплановые эпические принципы рассказа с субъективностью, присущей лирическим произведениям.

Онегинская строфа - строфическая форма, созданная Пушкина для написания романа в стихах «Евгений Онегин». Онегинская строфа состоит из 14 строк с перекрестным, параллельным и кольцевым рифмованием. Схема: абаб ввгг деед ее.


4. Организация групповой работы по тексту романа с использованием цитат.
4. Учащиеся образуют 4 творческие группы. Каждая группа получает свое аналитическое поисковое задание, выполняет его в течение 10 минут. По окончании работы представители групп зачитывают ответы, определяют активность членов творческой группы.


Задачи для групп
Группа 1. Подготовить сообщение о географическом расположении мест, где происходят события романа, временах года, описанных в романе, общей продолжительности и историческом времени романа. (Ожидаемый ответ. Действия происходят в Петербурге, в Москве, в провинции. Эпоха, изображенная в произведении, - период царствования Александра I. Действие происходит в течение 10 лет. При этом первые 16 лет жизни Онегина описаны лишь в 3 строфе 1 главы, а следующим 8 годам посвящен весь роман, кроме лирических отступлений. Двум годам жизни в селе посвящены 5 глав романа; действие начинается летом, в селе герой живет также осень, зиму, действие 7 главы разворачивается ранней весной. Восемь лет жизни героя в Петербурге описаны как один день .)
Группа 2. Подготовить сообщение о социальных слоях общества, описанных в романе, их отношениях, быте, взглядах, культуре. (Ожидаемый ответ. Автор показал основные социальные слои общества России: аристократическое светское общество Петербурга, городскую бедноту, поместное дворянство, московское светское общество. Эти социальные слои живут закрытой и совсем разной жизнью. Единства нет даже внутри одной социальной группы: дворяне столичные, московские и провинциальные имеют разные духовные приоритеты, живут разной духовной жизнью. В произведении показаны занятия и досуг дворян в столице, городе, селе, зимой и летом; описаны интерьеры городской квартиры и помещичьей усадьбы, мода, гастрономия; есть описания народных праздников, примет и обрядов.)
Группа 3. Подготовить сообщение об экономическом и культурном состоянии русского народа в начале XIX в. (Ожидаемый ответ. Реформы Онегина в селе свидетельствуют о том, что начала распадаться крепостническая система. Образованные люди восхищались новыми философскими течениями. Онегин следит за развитием европейской науки. В связи с этим упоминаются имена Гиббона, Гердера, Биша, Тиссо, Беля и Фонтенеля. Не оставил автор в стороне и литературу: упоминаются имена Руссо, Ричардсона, Сталь, Крюднера, Коттен. Большую роль играл также театр (автор оставил нам характеристику авторов репертуара, постановщиков балета и посетителей театра).)
Группа 4. Определить систему образов романа, определить основной конфликт произведения. (Ожидаемый ответ. В произведении присутствует ряд равнозначных образов, которые воплощают два образца миропонимания: «те, которые принимают от жизни все» - Онегин, отец Онегина, его дядя, родители Татьяны, Ольга и др ., «те, что стремятся изменить мир »- поэт, Татьяна, Ленский. Таким образом, кроме главного героя, именем которого названо произведение, есть еще другой главный герой, глазами которого мы смотрим на события, изображенные в романе, - сам автор. Основной конфликт романа - конфликт двух жизненных философий , конфликт человека и общества, конфликт человека и окружения.)

Деятельность учителя
Форма работы и прогнозируемая деятельность учащихся

3. Учитель организовывает обсуждение результатов работы в группах, подводит итог.
3. Учащиеся представляют и обсуждают результаты работы групп (групповая и коллективная работа).


3. Рефлексия (размышление) - 5 минут.
Деятельность учителя
Форма работы и прогнозируемая деятельность учащихся


Работа с технологической картой ожидания «Знаем-Хотим узнать-Узнали»

1 Учащиеся заполняют колонку «Узнали», озвучивают записи.


2. Учитель предлагает вопросы для обсуждения. Фронтальная беседа
2. Учащиеся (по выбору) отвечают на вопросы.


Вопросы:
1. Почему роман «Евгений Онегин» называют социально-психологическим романом?
2. В чем, по вашему мнению, заключается основное различие между романом в стихах от прозаического романа?
3. Раскройте содержание понятий «роман в стихах», «онегинская строфа».
4. Какую роль в произведении играют авторские отступления?
5. Согласны ли вы с тем, что роман - «энциклопедия русской жизни» в свое время?

Домашнее задание
1. Составить цитатный план к образу Е.Онегина (прием «тройной дневник»).
2. Для девушек: выучить наизусть (по желанию учащихся) письмо Татьяны к Онегину;
   Для юношей: выучить наизусть отрывок (по собственному выбору).











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15