Интегрированный урок литература-математика на тему А.С. Пушкин. Роман в стихах Евгений Онегин. Знакомство с романом.


Интегрированный урок математики и литературы «Роман в стихах «Евгений Онегин». История создания. Жанр. Онегинская строфа»
ЦЕЛИ УРОКА:
Развитие познавательного интереса к обучению.
Применение интеграции в учебном процессе как способа активизации аналитического мышления.
формирование творческих способностей.
подбор математических задач в литературных произведениях;
решение отобранных задач,
анализ полученных в ходе решения результатов;
оценка проделанной работы и формулировка вывода.
В работе использованы следующие методы:
поиск,
изучение,
анализ,
обобщение,
сравнение
Задачи: вовлечь в активную деятельность всех учащихся класса;
воспитательные:
воспитывать у учащихся любознательность;
воспитывать коммуникативную культуру общения.
развивающие:
развивать познавательный интерес и логическое мышление;
развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельным умением анализировать,
развивать умение выступать и защищать свою точку зрения.
учить синтезировать знания, сравнивать, находить общее, устанавливать закономерности, обобщать и делать выводы.
Тип урока: интегрированный урок математики и литературы:
Оборудование: Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, обычная доска.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя. Многие выдающиеся писатели и поэты были почитателями математики, с большим интересом изучали её, популяризировали, использовали в своих произведениях. Внимательно прослушайте отрывок стихотворения и назовите автора произведения и его название (Слайд № 1).
:Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,На мутном небе мгла носилась;Луна, как бледное пятно,Сквозь тучи мрачные желтела,И ты печальная сидела - А нынче: погляди в окно.
(А.С. Пушкин, "Зимнее утро")
(Слайд 2) Давайте вспомним основные этапы жизни А.С. Пушкина и выполним задание 1 в рабочих листах .1799 (6 июня)-1811 г.г. Детство.
1811-1817 г.г. Лицейские годы
1817-1820 г.г. Петербургский период
1820-1822 г.г. Южная ссылка
1824-1825 г.г. Ссылка в Михайловское
6 февраля 1837 г. – дуэль и смерть.
Вопросы:
Сколько лет прожил А.С. Пушкин? (37)
В каком году мы будем отмечать 220 лет со дня рождения поэта? (2019)
Сколько лет он провел в ссылках? (3 года)
(Слайд №3). Широко распространено мнение, что А.С. Пушкин был не совсем в ладах с математикой. На самом деле, интересы Александра Сергеевича были разносторонними. Вяземский П.А. писал о Пушкине, что тот был "страстен и к наукам естественным и особенно математическим, которые составляли значительнейший капитал его знаний, и были до конца любимым предметом его учебных занятий и глубоких исследований".
(Слайд №4): В издаваемом литературном журнале "Современник" А.С. Пушкин поместил статьи П.Б. Козловского: "О надежде", которая была едва ли не первым популярным изложением теории вероятностей на русском языке, а также "Краткое начертание теории паровых машин".
Александр Сергеевич был лично знаком с известным русским математиком, автором неевклидовой геометрии Н.И. Лобачевским. Может быть, после встречи с ним Пушкин сказал свою знаменитую фразу: "Вдохновение нужно в поэзии, как в геометрии".
Известно, что поэт имел намерение написать биографию Н. Г. Курганова (1725-1796) - талантливого самородка, сына солдата, ставшего в тридцать девять лет профессором математики и навигаций. Его "Универсальная арифметика" заменила знаменитую "Арифметику" Магницкого в школах и различных специальных учебных заведениях России.
(Слайд №5). А.С. Пушкин пытался постичь происхождение написания используемых нами цифр. Цифры, написанные Пушкиным, похожи на те, которые должен на конверте написать абонент (Слайд №6).
Вопрос: Знаете ли вы индекс предприятия связи вашего места жительства? Назовите его. Выполните задания 2, 3.
На последующих уроках мы будем знакомиться с одним из самых значительных произведений, написанных А.С. Пушкиным – романом в стихах «Евгений Онегин». (Слайд 7)  «Евгений Онегин» принадлежит к величайшему созданию русского гения. Работа над романом заняла 7 лет (1823-1830), которые были периодом высочайшего развития в творчестве А.С. Пушкина.     
3. Проблемное литературное исследование. Как добился А. Пушкин свободного и гибкого изложения текста? Для создания романа «Евгений Онегин» Пушкин изобретает особую строфу, которая входит в литературоведение под названием «онегинской». В чём её особенности, мы сейчас вместе попробуем вами выяснить. Особенность ее заключалась в том, что стихи не пишут непрерывным потоком, а разбиты на небольшие группы строчек - строфы, по 14 строк в каждой, с определенным, постоянно повторяющимися расположением рифм. Благодаря такой строфе поэт легко мог переходить от одной темы к другой.
Групповая работа "Онегинская строфа". Перед парами лежит текст "Онегина" первые 14 строчек - работа над ритмом, рифмой, понятие ямба, четырехстопного ямба.
Учитель. Ваша задача - дать определение «онегинской строфы», для чего провести исследование по плану: - рассмотреть одну строфу романа «Евгений Онегин» и ответить на вопросы: 1) из скольких стихов она состоит; 2) определить стихотворный размер, использованный в строфе; 3) определить тип рифмовки; 4) составить схему «онегинской строфы».
Мой дядя самых честных правил, А
Когда не в шутку занемог, Б
Он уважать себя заставил АИ лучше выдумать не мог. Б
Его пример другим наука; ВНо, боже мой, какая скука ВС больным сидеть и день и ночь, ГНе отходя ни шагу прочь! ГКакое низкое коварство ДПолу-живого забавлять, ЕЕму подушки поправлять, ЕПечально подносить лекарство, ДВздыхать и думать про себя: Ж
Когда же чёрт возьмет тебя! Ж
Спикеры от групп озвучивают результаты исследования, сравниваются результаты, полученные в группах, на доске составляется схема.
I катрен: перекрёстная рифма (абаб)
II катрен: парная рифма (ввгг)III катрен: кольцевая рифма (деед)IVдвустишие: (жж)
(Слайд 8)
Учитель. Онегинская строфа – это 14 строк ( 4+4+4+2 ). Она позволяет передавать разнообразные интонации, то есть свободно менять тон повествования. Онегинской строфой написан весь роман за исключением писем Татьяны и Онегина и песен девушек. Каждая строфа – законченное по смыслу и форме маленькое произведение. Первые 4 строки – тема всей строфы.Второе и третье четверостишие – развитие темы.Последние 2 строки – афористичная концовка.

Расположение рифмующихся строк в стихе.
Существует три основных типа рифмовки:
1. парная (иначе — смежная), когда рифмуются между собой две соседние строчки:
Пружина чести — наш кумир,И вот на чем вертится мир
2. перекрестная, когда первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой и т. д.:
Во глубине сибирских рудХраните гордое терпенье.Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье
3. кольцевая (иначе — опоясывающая), когда первая строка рифмуется с четвертой, а вторая с третьей:
Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы,Как в эти каторжные норыДоходит мой свободный глас.
Математика в жизни и творчестве других писателей.
Учитель: Значительное место занимает математика в жизни, произведениях и практической деятельности гениального русского писателя Л.Н. Толстого (Слайд №9).
Проанализировав преподавание начальной математики в школах, великий мастер слова подверг острой критике официально признанную методику преподавания начал математики. Методические искания привели Толстого к правильному выводу: "Математика имеет задачей не обучение счислению, но обучение приёмам человеческой мысли при исчислении". Им был написан учебник "Арифметика" в двух частях с указаниями для учителя.
Великий писатель преподавал математику крестьянским детям в Яснополянской школе. Он писал: "У меня есть целый мир знаний математических, естественных, языка и поэзии, передать которые у меня недостаёт времени". В своём уезде он занялся школьным делом "только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаретовых, Ломоносовых. А они кишат в каждой школе".
Всю жизнь Л.Н.Толстой увлекался преподаванием начальной математики и проявлял интерес к математической науке. Он размышлял над понятием числа, мнимой единицы, бесконечно больших и бесконечно малых.
К математике писатель часто обращался в своих произведениях, дневнике, записных книжках, беседах с близкими. Математические понятия Л.Н. Толстой использовал для блестящих афоризмов о характерах людей, познании, истине. Вот некоторые из них:
"Все люди так же равны: как равны прямые углы при всем видимом различии".
"Человек есть дробь. Числитель - это - сравнительно с другими - достоинства человека; знаменатель - это оценка человеком самого себя. Но всякий может уменьшить своего знаменателя - свое мнение о себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству". В связи с этим о людях, имевших о себе высокое мнение, Л.Н. Толстой говорил: "У этого человека слишком велик знаменатель".
Предметом особого увлечения Л.Н. Толстого были математические задачи, занимательные задачи или задачи с неожиданными, нестандартными решениями и результатами. Писатель с интересом собирал такие задачи, знал их очень много и всегда с удовольствием предлагал их членам семьи, знакомым, гостям.
Одна из любимых задач писателя была про косцов. Он был в восторге от графической иллюстрации её решения.
(Слайд № 10). "Задача про косцов". Артели косцов надо было скосить два луга, один вдвое больше другого. Половину дня вся артель косила большой луг. После этого артель разделилась пополам: первая половина осталась на большом лугу и докосила его к вечеру, вторая же половина артели косила малый луг, на котором к вечеру еще остался участок, который один косарь скосил за день. Сколько косцов было в артели?
(При необходимости данную задачу можно предложить в качестве домашнего задания).
Решение
Изобразим оба луга в виде двух прямоугольников, один из которых в два раза больше другого. Больший прямоугольник изображает большой луг, а меньший - малый луг.
Чтобы скосить большой луг, вся артель работала первую половину дня, а вторую половину дня работала половина артели. Иначе говоря, половине артели нужно было бы работать трижды по половине дня, чтобы скосить больший луг (все косцы считаются одинаково сильными). Таким образом, половина артели в половину дня скосила 1/3 большого луга.
Так как меньший луг, представляющий половину большего, составляет 1/3+1/6 большего луга (принимая больший луг за 1=1/3+1/3+1/3, имеем для величины меньшего луга 1/2=1/3+1/6) и во вторую половину дня половина артели на нем скосила одну треть большего луга, то остался нескошенным в конце дня участок, равный одной шестой части большего луга. По условию задачи этот остаток может скосить один косец за день.
Вся артель за день скосила весь большой луг и часть меньшего, равную 1/3 или 2/6 частям большого луга; следовательно, артель за день скосила всего 1+2/6=6/6+2/6=8/6 частей большого луга. Так как один косец за день может скосить 1/6 часть большого луга, то для того, чтобы скосить за день 8/6 частей большого луга, артель должна состоять из 8 человек.
Ответ: 8 косцов.
Подведение итогов урока.
Учитель. В заключение хочется пожелать всем учащимся, чтобы ваш знаменатель приближался к числителю, а сами вы приближались к совершенству. Учитесь и, подобая великим мастерам слова, уважайте математику. Она отблагодарит вам взаимностью.