Конспект урока истории Казахстана на тему «Племена эпохи раннего железа на территории Казахстана» ( 6 класс)
История Казахстана
Класс 6
Ф.И.О. Досаева М.Х.
Тема урока: «Племена эпохи раннего железа на территории Казахстана»
Цель урока: обобщение материала об истории племен эпохи раннего железа на территории древнего Казахстана
Образовательная:
Закрепить знания об исторических понятиях, определениях, событиях.
Развивающая: формирование умений прослеживать причинно-следственные связи и выявлять признаки понятий, работать с учебником, контурной картой.
Воспитательная: Воспитывать культуру речи , творческий подход к решению поставленных задач, умение работать в коллективе.
Тип урока: урок обобщения и повторения знаний
Форма урока: урок-путешествие
Методы и приемы: словесный, практический, наглядный.
Формы организации деятельности: фронтальная, групповая, коллективная.
Оборудование: персональный компьютер, интерактивная доска, слайды с изображением этапов урока; раздаточный материал
Ход урока:
I. Организационный этап.
Круг радости
Мы рады видеть каждого из вас!
И пусть еще весна прохладой в окна дышит,
Здесь всем уютно, ведь ваш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
Наш веселый школьный звонок пригласил всех на урок!
Урок повторения сегодня у нас, компьютер будет работать для вас.
На наших гостей вы сейчас оглянитесь.
Доброй улыбкой всем улыбнитесь.
Много работы сегодня у нас.
И всем я желаю успехов сейчас!
II. Мотивационный этап.
Эпиграфом к нашему уроку станут слова:
Если бы ты выкинул все свои драгоценности,
Вооружился луком со стрелами
И жил среди саков, гуннов, уйсунов, кангюев то ты также
Был бы свободным человеком.
(Из этих слов видно, что мы сегодня будем говорить о ..).
Верно, тема нашего урока «Племена эпохи раннего железа на территории Казахстана. »
Сегодня у нас обобщающий урок-путешествие по этой теме.
Ребята, давайте пройдем с вами по тем местам, где когда-то жили наши предки. Вы готовы отправиться сейчас в далекое прошлое?
На нашем пути будут встречаться препятствия, которые мы будем стараться преодолевать, как и много веков назад преодолевали их наши предки.
Сегодня мы закрепим свои знания о племенах населявших наши земли в древности.
Повторяя пройденный материал, мы будем опираться на разделы основных тем, которые были посвящены истории племен древнего Казахстана.
Но для начала вам нужно распределить роли в группе.Выбрать капитана, секретаря и спикера. Капитан будет направлять работу всей группы и следить за тем чтобы все работали, секретарь будет заполнять оценочный лист, спикер будет выступать от имени группы и защищать вашу работу. ( выбор спикера, наставления учителя, раздача листов оценивания)
И так все готовы к уроку приступаем к работе.
В древние времена люди отправляясь в путешествие собирали караван. Какие животные могли преодолеть большие расстояния? Без воды, еды, нагруженные товаром... ну конечно - это были верблюды. Корабли пустыни, которые были очень выносливые, вот и мы отправляясь в путешествие по древнему Казахстану снаряжаем свой караван. Каждая станция нам даст по одному верблюду, таким образом мы соберем свой караван для дальнейшего путешествия в страну которая называется история.
На пути нам встретяться следующие станции:
1. Ареал.
2.Политическая история
3.Исторические источники
4. Термины.
5. Хозяйство и быт.
На каждой станции вас будет ожидать задание, которое вы должны выполнить и двигаться дальше.
Ш.Разминка.
Собираясь в путешествие мы должны запастись определенным багажом знаний, для этого мы проведем небольшую викторину. за правильный ответ получите верблюда, при условии соблюдения правил: не выкрикивать, не перебивать, поднимать руку.
Вопросы викторины:
1. Основной археологический памятник культуры эпохи раннего железа .(курган). Перечислите известные вам курганы.БЕСШАТЫРСКИЙ, ИССЫКСКИЙ, ШИЛИКТИНСКИЙ
2. Начало Великому переселению народов способствовали племена... ГУННОВ
3. Какое украшение из золота нашли археологи в Каргалинском ущелье?ДИАДЕМА
4. Найденные развалины городища Кок-Мардан был центром городской культуры племен КАНГЮЕВ
5. В данном племени женщины были наравне в правах с мужчинами. Какое это племя? САРМАТЫ
6. В этой западне, которую устроил персам табунщик, погибла ровно половина персидского войска. Персидское войско возвратилось назад в скифские земли, а потом и вовсе бежали в свою сторону, переправившись по мосту через реку Истр. Назовите имя пастуха ШИРАК
7.Этот человек , известен в казахских легендах под именем Едиль, взошедшим на трон царя Западной гуннской империи в 434 году. Разгромил и подчинил себе Римскую империю, которая имела владения в Европе, Северной Африке и Западной Азии АТИЛЛА
Каждая группа имеет уже своих верблюдов , караван собран и мы можем оправляться в путь.
Молодцы! Я вижу вы все готовы к путешествию, заработанные верблюды в конце урока тоже присоединятся к нашему каравану.
IV. Выполнение заданий
А теперь, начинаем наше путешествие и первая наша остановка.
1.Станция «Ареал»
Ареал – это область или территория расселения племен.
Вопрос. Перечислите известные вам племена, которые заселяли территорию древнего Казахстана?
(Дети перечисляют племена )
Задание 1:
Групповая работа: сейчас вам нужно нанести на контурную карту территорию расселения племен
(После выполнения задания группы меняются работами и проверяют их, выставляя друг другу оценки) время- 5 минут
Большое количество племен говорит о сплоченности племенного союза. А это в свою очередь указывает на развитое общественное устройство. Так как только хорошо организованный и крепкий коллектив способен сосуществовать единым целым.
2.Станция «Политическая история».
Ребята, как вы думаете без чего не может обойтись любое государство?
(Ответы детей)
( без власти, правителя, руководителя, территории и т.д.)
Сакское общество состояло из трех групп:
Воины, жрецы, скотоводы и земледельцы
Во главе сакского общества вождь (царь), который решал вопросы войны и мира, заключал союзы, отправлял послов, возглавлял войска. Власть передавалась по наследству.
Задание :
Сейчас я предлагаю вам выполнить следующее задание.
Групповая работа: составить схему государственного устройства определенного племени. А какое племя вы будете описывать, решит счастливый билет.( листочки с названием племен)
время 5 мин.
( После завершения работы, презентация выполненного задания ).
Геродот, Страбон, Плиний, Сыма Цянь, Прииск - что их связывает? Что у них общего? (древние историки, которые в своих трудах отражали жизнь и быт племен) (ответы детей)
3. Станция «Исторические источники».
На основе летописей и биографических рассказов возникла традиция систематизации исторических событий и написание их в соответствии с временными периодами. Источники несут основную информацию .
Закрепить полученные знания, поможет нам следующее задание:
Задание : Соотнесите автора и его высказывание
Автор
высказывание
Сыма Цянь
"После войны живут спокойно и беззаботно, каждый пользуется тем, что у него есть."
Прииск
"Савроматы говорили на языке, схожем на языке скифов."
Геродот
"Вождь уйсунов именуется гуньмо..."
время 3 минут. Взаимопроверка . Критерии и ключ по баллам
4. Станция «Термины».
Термин - это слово, которое что-то обозначает, обычно это какие- то понятия из различных областей науки.
Исторические термины в параграфе обычно выделяются курсивом или жирным шрифтом, это указывает на то , что их обязательно нужно знать. Сейчас мы проверим насколько вы усвоили термины изученного раздела.
Задание. Вам даны слова, вы должны объяснить их значение
Гуньмо, шаньюй, зернь, инкрустация, туменбасы, скань
Гуньмо - это титул правителя уйсунов
шаньюй- это титул правителя гуннов
зернь - это ювелирное искусство - напаивание золотых шариков на изделие, инкрустация - это ювелирное искусство - вставка в украшения драгоценных и полудрагоценных камней.
скань - это ювелирное искусство - напаивание на изделие узоры из витых проволочек.
кетмень- орудие для обработки земли.
Вытягивают листочки с заданием. время 3 мин.
5. Станция "Хозяйство и быт"
Изучив ранние племеные объединения, вы узнали, что у каждого племени было развито свое хозяйство и свой быт. Насколько вы усвоили материал мы узнаем из следующего задания.
Задание 5: «Согласны ли вы?» обсудите в группе и дайте ответ. (все ошибки исправлять и аргументировать)
1. Согласны ли вы, что основное место в хозяйстве уйсунов занимало земледелие?
( нет, смешанное хозяйство : скотоводство и земледелие)
2. Согласны ли вы, что гунны вели оседло-кочевой образ жизни? (Да)
3. Согласны ли вы, что скотоводство у них было только одного вида: кочевое? (да)
4. Согласны ли вы, что уйсуны разводили в основном лошадей, овец, коров и свиней? (Нет, свиней не разводили)
5. Согласны ли вы, что особое предпочтение гунны отдавали разведению лошадей? (Да)
6. Согласны ли вы, что гунны разводили лошадей трех видов: для мужчин, для женщин и детей? (Нет)
7. Согласны ли вы, что уйсуны жили в юртах? (Нет)
8.Согласны ли вы, что кангюи употребляли в пищу продукты земледелия: овощи, зерно, фрукты? (Да)
9. Согласны ли вы, что сарматы занимались гончарным и кузнечным ремеслом? (Да)
10. Согласны ли вы, что уйсуны были искусными мастерами и ремесленниками?(Да)
11. Согласны ли вы, что землю кангюи обрабатывали кетменями и граблями?
( Нет, только кетменями)
12. Согласны ли вы, что сарматы были хорошими охотниками? (Да)
время 5 мин.
Наш караван прошел большой и длинный путь, но впереди его ждут новые станции, где вы познакомитесь с культурными достижениями древних племен, а нам необходимо посмотреть кто какой багаж донес до пункта назначения. ( подвести итог работы группы, капитан оценит степень участия каждого)
VI. Заключительный этап.
В заключении, давайте подведем итоги нашего урока.
(Группы считают набранные баллы)
Капитаны вслух должны прокомментировать оценки (кому за что)
Группы выставляют друг другу оценки
VII. Рефлексия
Цель нашего урока была обобщить материал об истории племен эпохи раннего железа на территории древнего Казахстана
Как вы считаете, достигли ли мы цели нашего урока?
Ваше отношение к уроку я прошу отразить на доске при помощи стикеров
VIII. Подведение итогов.
Домашнее задание: стр. 171 выучить основные понятия и подготовится к тематическому тестированию
Сегодняшний урок хотелось бы закончить следующими словами нашего Президента Н.А.Назарбаева:
«За то, что мы сохранились как народ,
За то, что удалось удержать землю отцов,
За то, что обретя свободу,
Мы подняли знамя независимости,
За все это поколение ныне живущих
благодарно склоняет головы перед памятью предков»
Спасибо за внимание. До свидания.
было было
интересно интересно, но
сложно
было
скучно