Правописание Н и НН в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных (7 класс)
Тема. Правописание Н и НН в кратких страдательных причастиях
и кратких прилагательных (7 класс)
Цель урока: показать различие в написании кратких страдательных причастий и кратких прилагательных; формирование умения отличать краткие страдательные причастия от кратких прилагательных, навыка написания н, нн в них. Воспитывать уважение к товарищу.
Тип: изучение нового материала
Оборудование: учебник, таблица, карточки
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1.Опрос.
2.Запись под диктовку с объяснением написания н, нн и указанием части речи.
Посеребренная инеем, ветреный человек, ветряная мельница, безветренная погода, тяжело раненный боец, раненое животное, писанная масляными красками картина, масленые блины, желанный гость, подлинная рукопись, глиняный сосуд, иллюстрированный журнал, отшлифованные прибоем, нарисована на холсте, кованый сундук, подкованная лошадь, груженная песком баржа, жаренные в масле грибы, застеленная шерстяным одеялом койка.III. Мотивация деятельности учащихся
Синтаксическая пятиминутка.
1.Учащиеся должны распространить причастным оборотом одну из частей предложения Солнце высоко стояло в небе, и его лучи освещали сопки; затем записать полученное предложение, знаки препинания объяснить графически.
2.Индивидуальная работа по карточкам.
К а р т о ч к а № 1
Вставить пропущенные буквы.
Поездка организова(н, нн)а родителями; речи проникнове(н, нн)ы и взволнова(н, нн)ы; девочка рассея(н, нн)а; войска рассея(н, нн)ы; было уделе(н, нн)о внимание; бойцы мужестве(н, нн)ы: движения медле(н, нн)ы.
К а р т о ч к а № 2
Вставить пропущенные буквы.
Девочка смуще(н. нн)а; эти недостатки вам свойстве(н, нн)ы; увере(н, нн)ы в победе; знания ограниче(н, нн)ы; все было тщательно провере(н, нн)о; солдаты сдержа(н, нн)ы; бригада ограниче(н, нн)а во времени; документы подли(н, нн)ы.
К а р т о ч к а № 3
Вставить пропущенные буквы.
Просьба зако(н, нн)а, работа оконче(н, нн)а, дли(н, нн)ый день, статья написа(н, нн)а, получение выполне(н, нн)о, правило выуче(н, нн)о, ране(н, нн)ый пулей, ране(н, нн)ый боец, зажже(н, нн)ый молнией, кале(н, нн)ые орехи, закале(н, нн)ые в бою, соле(н, нн)ые на зиму огурцы.
К а р т о ч к а № 4
От данных причастий образовать краткие причастия мужского, женского и среднего рода. Составить с ними словосочетания и записать. Поставить ударение. К выделенному причастию подобрать однокоренные слова.
Любимый, разбитый, написанный, собранный, открытый, надломленный, раненный, организованный, продуманный.
3.Комментированное письмо.
История необыкновенна, улицы пустынны, герои юны, мысли прекрасны, глаза грустны, бойцы мужественны, утро туманно.
Делается вывод о написании н, нн в кратких прилагательных.
4. Фронтальный опрос.
— Чем отличаются по форме краткие и полные причастия и прилагательные? Как изменяются полные и краткие причастия? Какова синтаксическая роль полных и кратких причастий? На какие вопросы они отвечают?
IV. Объяснение нового материала.
Запись на доске и в тетрадях.
Делается вывод: в кратких причастиях пишется одно н.
Запомни: чтобы отличить краткие прилагательные от кратких причастий, необходимо поставить их в полную форму, а затем найти глагол или существительное, от которого они образованы. Причастие можно заменить глаголом, прилагательное — другим прилагательным.
Например: Враги окружены. Полная форма — окруженные. Заменяем глаголом: враги, которых окружили.Следовательно, окружены — краткое причастие, в котором пишется одна буква н.
Речи (каковы?) торжественны и напыщенны.— Речи торжественные и напыщенные. Это прилагательные. Их можно заменить — речи восторженные.
Юная теннисистка воспитана (воспитывалась) детской спортивной школой.— Девочка (какова?) воспитанна и образованна. (Девочка воспитанная и образованная.)
V. Закрепление материала.
1. Работа с учебником с.62-63
2. Запись с объяснением.
1) Все мои друзья достаточно образованны, и мне с ними всегда интересно. 2) Все комиссии уже образованы. 3) Лица солдат были серьезны и сосредоточенны. 4) Все они были озабочены происходящим. 5) История эта очень запутанна. 6) Шерсть так запутана котенком, что ее трудно распутать. 7) Мое внимание сосредоточено на решении этой задачи. 8) Бригада организованна и дружна. 9) Собрание хорошо организовано. 10) Дорога длинна, путники измучены, но непреклонна их воля к победе. 11) На картине едва намечены отдаленные горы в предутреннем тумане, ветряная мельница, машущая крыльями.VI. Подведение итогов урока.
VII. Домашнее задание: § 17; упр.125(126*)
VIII. Рефлексия.